Скачать 0.57 Mb.
|
Приложение 1к решению № 49/20-7 Проект Доклад Совету глав правительств СНГ о выполненных положениях Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и мероприятиях Плана действий по ее реализации на период до 2015 года На современном этапе общепризнанным фактом для международного сообщества является признание определяющей роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии всех сфер жизнедеятельности государства, общества, человека. Рассматривая важнейшие сферы жизнедеятельности общества как системы, а именно материальное производство, область управления, науку, искусство, социальную сферу можно констатировать постоянно усиливающееся влияние ИКТ на процессы совершенствования механизмов функционирования всего общественного организма. В ходе проведения Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества (декабрь 2003 года Женева и ноябрь 2005 года Тунис), а также Саммита «Соединим пространство СНГ» (ноябрь 2009г., г.Минск) международным сообществом выработаны конкретные шаги по широкому использованию ИКТ в интересах развития. Механизмом реализации таких решений является разработка всеобъемлющих, перспективных и устойчивых национальных электронных стратегий и объединение усилий органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества, международных и региональных организаций в достижении поставленных целей. В государствах – участниках СНГ приняты и реализуются национальные программы, направленные на формирование основ информационного общества и его дальнейшее развитие. Целью широкого применения ИКТ является повышение уровня жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг. В странах Содружества за последние годы создана соответствующая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура. Достигнуты значительные успехи в компьютеризации населения и доступности Интернет. Высокими темпами развивается широкополосный и мобильный Интернет. Повышается уровень компьютерной грамотности, развиваются электронные формы ведения бизнеса и электронная коммерция, расширяется сфера предоставления государственных электронных услуг. Успехам на национальном уровне способствует эффективное сотрудничество и взаимодействие при реализации решений и соглашений, принятых на уровне СНГ. При этом реализация мероприятий, направленных на достижение цели построения и развития информационного общества осуществляется в странах Содружества с учетом национальных условий и особенностей. Утверждение в сентябре 2012 года Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года придало новый импульс широкому интеграционному сотрудничеству в области использования ИКТ. Осуществление совместных мероприятий в рамках Стратегии и Плана действий позволяет скоординировать усилия на использовании новых технологий, выработать согласованные взгляды на подходы и методы формирования информационно-коммуникационной инфраструктуры, сблизить позиции по вопросам нормативно-правового и нормативно-технического регулирования развития ИКТ, обменяться передовым опытом в сфере информатизации. Результат сотрудничества оказывают существенное влияние на более эффективную реализацию национальных программ в области ИКТ. Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества являются: гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ; развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства; разработка и внедрение современных приложений ИКТ; совершенствование механизма взаимодействия государств – участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ; обеспечение информационной безопасности. Гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ. Для государств – участников СНГ важнейшей задачей является дальнейшее сближение национального законодательства в области ИКТ на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Для совершенствования законодательства проводится на постоянной основе текущая оценка состояния правового регулирования сферы ИКТ в государствах – участниках СНГ. На данный период в странах Содружества в основном сформирована нормативно-правовая база в области ИКТ. Состояние правового регулирования приведено в Приложении 1 к докладу. В части гармонизации законодательства Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ (МПА СНГ) в период с 2011 по 2013 годы приняты следующие модельные законы: - модельный закон «О дистанционном обучении в государствах – участниках СНГ», принят постановлением МПА СНГ от 16.05.2011 г. № 36-5; - модельный закон «Об основах регулирования Интернета», принят постановлением МПА СНГ от 16.05.2011 г. № 36-9; - модельный закон «О технопарках», принят постановлением МПА СНГ от 17.05.2012 г. № 37-16; - модельный закон «О коммерческой тайне», принят постановлением МПА СНГ от 23.11.2012 г. № 38-22; - «Модельный информационный кодекс для государств – участников СНГ», принят постановлением МПА СНГ от 23.11.2012 г. № 38-6; - модельный закон «Об электронном документе», принят постановлением МПА СНГ от 29.11.2013 г. № 39-18. - модельный закон «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования», принят постановлением МПА СНГ от 17.04.2014 г. № 40-12. В стадии разработки под эгидой Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств – Регионального содружества в области связи находятся проекты модельных законов», «Об электронном правительстве», «О трансграничном информационном обмене электронными документами», «О межгосударственном обмене отправлениями специальной связи». Разработка и применение единых стандартов при реализации совместных проектов государств – участников СНГ по созданию информационных систем и ресурсов является одним из приоритетных направлений сотрудничества в области ИКТ. Разработка и принятие стандартов в области ИКТ осуществляется с учетом существующих и разрабатываемых международных и региональных стандартов, в том числе ИСО, МЭК, ЕЭКООН/СЕФАКТ ООН, и наилучших международных практик. На 43-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) (протокол №43-2013, п.14.4) принята Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2013-2015 годы, предусматривающая разработку 141 темы межгосударственных стандартов в области информационных технологий. В 2013 году МГС организовал разработку 19 межгосударственных стандартов в области информационных технологий. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации приступил к формированию в 2014 г. проекта Межгосударственной программы стандартизации в области ИКТ на 2015-2020 годы. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства. Создание национальной ИКТ-инфраструктуры осуществляется государствами-участниками СНГ в рамках принятых национальных программ. Результат проведенного анализа выполнения национальных программ государств – участников СНГ в области ИКТ показал во многом единые подходы стран Содружества к формированию своих национальных программ. Стратегическим направлением программ является создание и развитие информационного общества на национальном уровне и интеграция национальной ИКТ-инфраструктуры на региональном и международном уровнях. В государствах – участниках СНГ отмечена важность наличия современной ИКТ-инфраструктуры, основанной на передовых технологиях, что является одним из важнейших факторов развития информационного общества и экономики знаний, а также необходимым условием преодоления информационного неравенства. Состояние ИКТ-инфраструктуры во многом определяет уровень социально-экономического и инновационного развития страны, способствует повышению ее конкурентоспособности на мировой арене, эффективности государственного управления и обеспечению национальной безопасности. В национальных программах предусматриваются в основном следующие направления деятельности: - создание ИКТ-инфраструктуры для социально-экономического развития; - развитие сервисов «электронного правительства»; - обеспечение развития и эффективного предоставления электронных услуг; - применение ИКТ в сферах здравоохранения, образования и культуры; - преодоление неравенства в доступе к информационно-коммуникационным технологиям и их использовании; - совершенствование существующей нормативной правовой базы развития ИКТ-инфраструктуры; - создание и развитие инфраструктуры широкополосного доступа – фиксированного и мобильного; - развитие системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование ИКТ, укрепление доверия, обеспечение условий для безопасного оказания и получения электронных услуг. Реализация национальных программ в области ИКТ направлена на формирование в государствах-участниках СНГ информационного общества. Задача создания общего информационного пространства решается государствами-участниками СНГ путем разработки согласованных подходов к информационному взаимодействию и обмену информацией между гражданами, бизнесом и органами государственной и муниципальной власти на национальном и трансграничном уровнях; создания межгосударственных информационно-коммуникационных систем, формирования трансграничного пространства доверия на основе Интернета в государствах – участниках СНГ. В целях практической реализации трансграничного пространства доверия на пространстве СНГ подготовлены Модель формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ (далее: Модель ПД-Т) и Методология формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия (далее: Методология ПД-Т). Модель ПД-Т одобрена на 17-м заседании Координационного совета государств − участников СНГ по информатизации при РСС (Координационных совет) (г. Ереван, Республика Армения, 2 июня 2011 года). На совместном заседании 47-го Совета глав администраций связи (АС) Регионального содружества в области связи (РСС) и 18-го Координационного совета (5 ноября 2012 года в г. Баку, Азербайджанская Республика, решение № 47/18-9) одобрена Методология ПД-Т. В 2012 году подготовлена Концепция разработки и принятия проектов документов для координации и аудита деятельности участников ПД-Т (далее: Концепция ПД-Т). Концепция ПД-Т одобрена на совместном заседании 48-го АС РСС и 19-го Координационного совета (18 июля 2013 года в г. Чолпон-Ата, Кыргызская Республика, решение № 48/19-7). В настоящее время на основе указанных документов ведется работа по созданию в 2015 году пилотного проекта системы защищенного трансграничного юридически значимого информационного обмена в рамках СНГ. Основные изменения и достижения в процессе развития ИКТ - инфраструктуры и создания общего информационного пространства можно оценить по результатам регионального и международного мониторинга. В соответствии с Решением Совета глав АС РСС (№ 43/10 от 23.11.2010 года г. Баку, Азербайджанская Республика,) проводится региональный мониторинг инфокоммуникационного развития (ИКР), функциями которого является: сбор необходимых сводных статистических данных, их обработка, формирование частных, обобщающих и интегральных характеристик ИКР, сопоставительный анализ в региональном и международном разрезах и оценка потенциальных возможностей ИКР отдельных стран региона. Результаты проведения регионального мониторинга ИКР были направлены в МСЭ в виде вклада на международный форум по показателям ИКТ (Маврикий, 7.12.2011г.). Анализ деятельности стран участников РСС в области информатизации и развития инфокоммуникаций в 2011г. был представлен и одобрен на совместном заседании 47-го Совета глав АС РСС и 18-го Координационного совета (5 ноября 2012 года в г. Баку, Азербайджанская Республика, решение № 47/18-4). В 2012 году результаты проведения Регионального мониторинга ИКР стран участников РСС внесены Исполкомом РСС в Исполком СНГ для рассмотрения в установленном порядке Экономическим советом СНГ. Достигнутые результаты еще раз подтверждают, что отрасль инфокоммуникаций имеет весомые перспективы развития в странах РСС, оказывает позитивное влияние на современную жизнь общества, играет ключевую инфраструктурную роль в экономике. В соответствии с Решением Экономического совета СНГ (18 июля 2013 г.) Исполкомом РСС регулярно направляются результаты регионального мониторинга ИКР в Исполком СНГ. Большое значение в определении достижений государств-участников СНГ и их места в развитии ИКТ-инфраструктуры имеет международный мониторинг. 7 октября 2013 г. в штаб-квартире Международного союза электросвязи (МСЭ) в Женеве был обнародован ежегодный отчет за 2013 г. «Измерение информационного общества». Оценка развития информационного общества в государствах мира производилась на основании индекса развития ИКТ. Индекс развития ИКТ (IDI) – это составной индекс, включающий 11 показателей, которые имеют одно контрольное значение (по шкале от 0 до10). IDI предназначен для мониторинга и сравнения развития ИКТ в различных странах. Основной целью IDI является измерение: - уровня и изменения со временем развития ИКТ в странах и в сравнении с другими странами; - прогресса в развитии ИКТ как в развитых, так и в развивающихся странах; - цифрового разрыва, т. е. различий между странами с разными уровнями развития ИКТ. IDI состоит из трех субиндексов: субиндекса доступа, субиндекса использования и субиндекса практических навыков, каждый из которых отражает различные аспекты и компоненты процесса развития ИКТ. В отчете МСЭ представлены результаты расчета IDI по 157 экономикам за 2012 год в сравнении с 2011 годом. Государства – участники СНГ по индексу развития ИКТ распределились следующим образом:
Анализ рейтинга государств-участников СНГ, приведенного в отчете МСЭ «Измерение информационного общества» показывает, что в основном страны Содружества улучшили свои показатели по сравнению с 2011 годом. Существенный прорыв в развитии ИКТ сделан Республикой Беларусь. Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина также улучшили свои показатели. Некоторая стабилизация в развитии ИКТ наблюдается в Азербайджанской Республике, Российской Федерации, Республике Узбекистан. Достаточно серьезный цифровой разрыв сохраняется в Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане. Улучшению рейтинга развития ИКТ должно способствовать более эффективное выполнение государствами-участниками СНГ положений Стратегии и мероприятий Плана действий, что в свою очередь приведет к уменьшению организационных, технологических и финансовых потерь при выполнении национальных программ в области ИКТ. |
Рсс (Совета глав ас рсс), Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при рсс (Координационный совет), решений... | Совета рсс, Координационного совета по информатизации (Координационный совет), решений Совета глав государств и Совета глав правительств... | ||
Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года | Совета глав государств СНГ от 20 декабря 2011 года об определении сотрудничества | ||
Правительства государств участников Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами | Итоговый доклад по деятельности националистических и экстремистских организаций в России и странах СНГ | ||
Настоящая информационно-аналитическая записка подготовлена Департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ... | Снг подготовлен Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (далее... | ||
На Рис. 133 наглядно представлена оценка Азербайджанской республики с точки зрения реализации основных направлений Плана действий... | Целью работы является оценка сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ на национальном... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |