Скачать 5.08 Mb.
|
1 . Административная реформа в Российской Федерации Административные реформы - отражение гло6альной тенденции изменения, переосмысления сущности и роли государственного управления в обществе в канун 21 тысячелетия. Административная реформа – процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления; действия государственной власти, направленные на качественное и количественное преобразование государственной службы, а также отношений между различными органами. Существует несколько вариантов проведения реформы. Первый вариант – начать реформу с определения избыточных госфункций, а после этого приступить к реформированию структуры органов власти. Второй вариант – наоборот, сначала реформировать структуру органов власти, а затем уже снижать госфункции. Третий вариант – предполагает одновременно реформировать структуру органов государственной власти и снижать количество госфункций.
В 2003 - 2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации, а, именно, издан Указ Президента РРФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". Суть административной реформы - это переход к эффективному государственному управлению, которое необходимо для построения правового социального государства. Cхема перехода к социально ориентированному наукоемкому государственному управлению: . от работы по процессу - к работе по целям и результатам; . от жесткой иерархии к горизонтальной координации; . от отчетов "начальнику" к подотчетности "клиенту"; . от узкой специализации к многопрофильной подготовке государственных служащих. Приоритетные направления административной реформы:
Обеспечение системного единства по вертикали и горизонтали. Система государственной власти основывается на принципе разделения властей, традиционно представленных законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Принцип разделения государственной власти не противоречит её единству. Он отрицает единовластие. Единство власти предполагает согласованное и деловое сотрудничество всех ветвей власти, недопущение сосредоточения всей полноты власти в какой-либо из них. В этом проявляется взаимодействие разделённых ветвей единой власти. В условиях РФ единство государственной власти законодательно закрепляется на федеральном уровне (между федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти), на уровне субъектов федерации (между его органами власти), во взаимоотношениях органов власти федерации и её субъектов. Для обеспечения единства государственной власти принципиальное значение имеют конституционные основы её закрепления:
К числу конституционных положений, способных обеспечить демократическое единство России, следует отнести однозначное закрепление в конституциях республик РФ факта их нахождения в составе РФ. К этому следует добавить отсутствие в конституциях республик норм, которые закрепляли бы возможность одностороннего их выхода из состава РФ. В России необходима и проводится в настоящее время административная реформа, эмерджентно-прео6разующая государственную организационную систему. 3арубежный опыт свидетельствует о том что концепция «отзывчивости» государственного аппарата к мнениям, оценкам и наказам рядовых граждан, воплощается в Хартиях клиента государственной службы, принятых в 90-х годах в ряде развитых стран в декларации и Программе социального развития 1995 года, подписанной главами ведущих государств мира. В этих странах разработана и действует теория и технологии «государственного менеджмента». Опыт разработки теории«государственного менеджмента» на практике свидетельствует о том, что, необходимо привлекать для государственного управления достижения менеджмента. В реальной практике государственного управления действуют патологические антисоциальные тенденции: -коррупции, -бюрократизации, -стагнации организационных процессов; -ослабления всех видов контроля; -«инфляции законов» и другие, приводящие к патологиям и грозящие ослаблением системы государственного управления и мета-системы - российского общества, которую она организует. Выполняя социальный заказ по повышению эффективности государственного управления в России, управляющие субъекты в ходе административных реформ должны четко определить стратегические цели реформ, определить точки бифуркации управляющего воздействия на организационные и самоорганизационные процессы внутри государственного управления. 2Актуальные проблемы социальной защиты населения 1В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социально-экономическая сфера. Трансформация экономики, социальной структуры общества, основных социальных институтов за последнее десятилетие привела к тому, что увеличилось число людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, в получении от государства минимальных гарантий в связи с несчастнымслучаем, безработицей и другими социальными рисками. Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обеспечить население Российской Федерации целом и в регионах в частности социальной защитой и поддержкой? Какой путь выберет Россия в своей социальной политике? Ответ на эти вопросы можно получить, обратившись к исторической ретроспективе проблемы, изучив, каким образом происходило становление и развитие системы социальной защиты в России за предшествующие периоды времени. Система социальной защиты и обеспечения населения в России имеет богатую историю своего развития. Мало кому известно, что отдельные формы социальной деятельности здесь существуют уже более тысячи лет. Формально началом организации социальной работы можно считать договор 911г. «Об искуплении пленных» между князем Олегом и греками. Согласно этому документу, существовали взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, попавших в плен, и отправке их на родину, где бы они ни находились. Договор отражал сострадание к судьбам людей и являлся первым свидетельством заботы государства о своих соотечественниках. Дальнейшие формы оказания социальной поддержки в России были вызваны принятием на Руси христианства. Общеизвестные положения христианства, призывающие к милосердию, братству, любви к ближнему, состраданию, лежали в основе политики русских князей на протяжении долгого периода времени. В X веке князь Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы получить продукты, денег из казны, а для тех, которые не могли сами дойти до княжеского двора, хлеб, мясо, овощи привозили на специальных телегах в места наибольшего скопления нищих и убогих. Призрение бедных поручалось русской православной церкви, которая при помощи собираемой «десятины» в пользу церкви должна была поддерживать всякого к ней обратившегося. Эта традиция помощи церкви бедным и нищим сохранилась в России и по сей день. Особенностью политики призрения бедных и убогих, а также других страждущих было то, что она становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства и носила благотворительный характер. Традиция благотворительности на какое-то время прекратила свое существование из-за татаро-монгольского нашествия, выдвинув в качестве единственного прибежища для нуждающихся русскую православную церковь. Однако после свержения ига эта традиция получает дальнейшее развитие. Ряд указов русских государей свидетельствует о попытке решения проблемы социальной помощи не только посредством благотворительности и церковного призрения, но и путем проявления заботы со стороны государства. Целенаправленный характер приобретает строительство госпиталей, богаделен, больниц, работных домов, народных школ, домов для неизлечимо больных, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом на ограниченное число призреваемых. В XIX веке российское законодательство делило нищих на следующие категории: - те, кто своим трудом не может себя прокормить; - кто в случае болезни или сиротства временно впал в нужду, но может работать; - кто может работать, но не хочет этого делать в силу своей лени; - кто случайно, по каким-либо причинам впал в нужду. Проанализировав перечисленные категории нищих, можно сделать вывод о том, что эта тенденция сохранилась и в современном российском обществе, отражая основные категории граждан, нуждающихся в социальной защите. Изучая же в целом систему социальной политики в дореволюционной России, мы видим сочетание двух форм социальной поддержки: государственной и общественной, в которых основной упор делался на благотворительность, направленную на наиболее бедную категорию населения России. После Октябрьской революции 1917 г. проблемы, связанные с социальной защитой населения, не только не исчезли, но еще более обострились. Структура и система работы органов социальной защиты того времени являлись отражением революционных настроений и происходящих перемен в общественной структуре. Важной особенностью социальной политики советского периода была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения, так как первые являлись пережитком прошлого, когда социальная помощь носила характер благотворительности, пожертвований и милости. Таким образом, в СССР социальное обеспечение и защита превратились в особую систему, основанную на патерналистских началах, где государство стало универсальным органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всех групп населения. В постсоветский период истории система социальной защиты населения оценивалась неоднозначно. Большинство ученых, как отечественных, так и зарубежных, критиковали советскую систему за то, что она «уравнивала абсолютно всех граждан», что «всеобщее право на социальную защиту наряду с гарантией полной занятости и обязанностью трудиться лежало в основе социального договора между отдельными лицами, предприятиями и государством...», и хотя такая система носила всесторонний характер, с точки зрения охвата возможных рисков населения, она была все же неадекватна и неэффективна, более того, она оказалась неспособна приспособиться к условиям перехода к рыночной экономике. Недостатком системы также являлось то, что в СССР страховые взносы платили не сами работники, а предприятия, после чего средства перераспределялись в бюджете. Поскольку взносы начислялись на фонд заработной платы, о «бесплатности» социального обеспечения говорить не приходилось. Поэтому авторы считают, что в СССР сложилась «неразвитая» модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла», без учета социальных рисков. Тем не менее, несмотря на недостатки советской системы социального обеспечения, она функционировала довольно-таки эффективно, результаты чего мы видим прежде всего в оказании реальной социальной помощи и поддержки абсолютно всех категорий граждан СССР: это и пенсионная политика, и медицинское страхование, политика занятости населения, семейная политика, способствовавшая увеличению числа членов семей советских граждан, санаторно-курортное лечение и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что советская система социального обеспечения решила проблемы дореволюционной системы, перейдя на более качественную и централизованную ступень своего развития, о чем свидетельствуют данные естественного движения населения по России в целом и в отдельных ее регионах. Для примера приведем данные по Челябинской области, исследовав которые, ученые пришли к выводу, что за последние 40 лет в области отрицательный коэффициент естественного прироста совпадает с периодом начала рыночных реформ: если в среднем за 30 лет (с 1960 г. по 1990 г.) коэффициент естественного прироста был около 6, то к 1994 г. он составил 6,1, что свидетельствует о процессе вымирания населения, демографическом кризисе. По данным института экономики ЧелГУ, в 1994 г. разность между умершими и родившимися составила 21, 5 тыс. человек. Итак, можно говорить о том, что сегодня Россия переживает тяжелейший кризис в области социальной политики, что прежде всего отражается на физическом, моральном, материальном, демографическом, экономическом, социальном состоянии нации. По данным экспертов, в настоящее время 95% школьников и студентов нельзя отнести к основной группе здоровья, среди молодого поколения резко упал общеобразовательный уровень, с каждым годом растет количество суицидов, что также свидетельствует о нездоровой социальной атмосфере в обществе. А тот факт, что в России на сегодняшний момент нет среднего класса, заставляет задуматься о путях дальнейшего выхода страны из затянувшегося кризиса. 3. Антитеррористическая безопасность Российской Федерации. Основные понятия, принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. ФЗ-35. Терроризм – насилие или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение(повреждение) или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, содержащее опасность гибели людей, причинение значительного ущерба имуществу, нарушение общественной безопасности, устрашение населения. Или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных или других интересов: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его деятельности. Нападение на представительства международных организаций с целью обострения международных отношений. Направления террористической деятельности:
Террористическая акция – непосредственное совершение преступления террористического характера:
Терроризм как социально-политической явление представляет единство следующих элементов:
Выявление и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет собой предпосылку для осуществления системного противодействия ему, которое требует общественного воздействия на каждый из названных элементов и определение комплекса мер, адекватных характеру, содержанию и опасности конкретной террористической угрозы. Особенности терроризма как социально-политического явления:
Основные разновидности современного терроризма: - политический терроризм - националистический терроризм - религиозный терроризм - уголовный терроризм. Международные документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность: - Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977 - Международная конвенция о борьбе с захватом заложников ,1979 г. - Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год - Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994 - Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997 - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007 Правовая основа борьбы с терроризмом в РФ определена в ФЗ «О противодействии терроризму», Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, а также в принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти. Организационные основы противодействия терроризму: Президент РФ:
Правительство РФ:
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, а также заинтересованными организациями. Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету. Основные принципы противодействия терроризму в РФ:
Таким образом, противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов МСУ по:
В ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрена ответственность организаций за действия, которые направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Применение Вооруженных сил РФ в целях борьбы с терроризмом. Вооруженные силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях пресечения и устранения угрозы террористического акта в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде. А также для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Задачи МЧС по борьбе с терроризмом и защите населения:
Организация населения для антитеррористических мероприятий |
Департамента, раздел «Административная реформа», подраздел «методические материалы» | В соответствии с областной целевой программой "Административная реформа в Липецкой области (2006 2008 годы)" и на основании перечня... | ||
Во исполнение мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Административная реформа в Липецкой области (2006 2008 годы)",... | Пленарная сессия «подведение итогов года реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» | ||
Калужской области, органов местного самоуправления Малоярославецкого района при осуществлении полномочий по предоставлению государственных... | В соответствии с постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14. 09. 2006 n 1378-пс "Об областной целевой программе "Административная... | ||
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан... | Перед вами учебное пособие из серии, подготовленной и обновленной экспертами проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности»,... | ||
Рассмотрим на примере сайта Реформа жкх, как управляющей компании правильно заполнять расходы по управлению мкд, содержанию и текущему... | Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законами субъектов Российской Федерации об административных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |