Скачать 148.14 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике и авторской программы Е.Кузнецовой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Цель потребительского образования в школе направлена на формирование у учащихся комплексного представления: - о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества; - об источниках потребительской информации; - о способах решения потребительских проблем; - о роли и функционировании системы защиты прав потребителей. Задачи изучения курса «Основы потребительских знаний»: - социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка; - выработка адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом; - обретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; - формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях; - выработка умения отстаивать свои права как потребителя. Важнейшие задачи нового предмета, которые необходимо решать преподавателям, определяются следующим образом: - научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей; - научить школьников принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения; - дать учащимся общее представление о существующих денежных инструментах, обучить их планировать свой бюджет; - сформировать установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях; - просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей; - сформировать общие представления о роли человека в экономической и социальной системах, а также о возможности воздействовать на хозяйствующие субъекты и государственные органы с целью повернуть их «лицом к потребителю». Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, так как в этом возрасте дети уже начали активно выступать в качестве потребителей, но устойчивые стереотипы потребительского поведения у них еще не сформировались. Поэтому у учителя есть возможность помочь учащимся стать сознательными потребителями, научить их грамотно действовать на рынке. Для контроля знаний учащихся предлагается использовать мини-тесты (на знание основных понятий), устные опросы и, главное, задачи и игровые ситуации, предполагающие действия в реальных потребительских ситуациях. Образцы вопросов и задач даны в методическом пособии «Основы потребительских знаний». Специфика предмета такова, что в большинстве случаев не предполагается единственный ответ на поставленный вопрос, учитель должен оценивать способность ученика думать в заданном программой направлении, мыслить критически. Курс «Основы потребительских знаний» предполагает гораздо большую работу, нежели простая передача информации. На уроках большое внимание будет уделяться формированию определенного образа мышления, который затем трансформируется в образ действия на рынке. Поэтому не менее половины времени предполагается отвести на активные методы обучения: деловые игры (в том числе имитация поведения в реальных потребительских ситуациях), практические задания, конкурсы, диспуты и т. п. В предлагаемом учебно-тематическом плане курса перечисляются основные разделы, а также конкретные темы занятий. Автор программы предлагает изучать курс в 7-8 классах – 20 часов или в 9 классе – 34 часа. Моя рабочая программа рассчитана на 35 часов для 9 класса, т. е. один час в неделю в течение учебного года. Основное содержание и требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны: 1. Знать и уметь объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению. 2. Иметь представление о способах воздействия бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.). Критически оценивать рекламную информацию. 3. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых публикуются материалы по потребительской тематике. Уметь анализировать результаты сравнительных потребительских испытаний товара. 4. Уметь выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и т. п.). 5. Уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта, на транспорте и т. д. 6. Уметь рационально планировать личный бюджет. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета. Знать основные денежные инструменты, доступные потребителю, основные правила их использования. 7. Знать основные права, которыми пользуются потребители по российскому законодательству. 8. Знать, какие организации, государственные и общественные, защищают интересы потребителя в вашем городе, в каких случаях необходимо обращаться в ту или иную организацию. 9. Понимать роль адвоката и суда в системе защиты прав потребителей. Усвоить основные принципы поведения при общении с адвокатом и в суде. Содержание курса.
Понятие «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «товар», «услуга», «работа», «потребности», «суверенитет потребителей».
Потребности – товары и услуги. Разнообразие товаров, услуг и работ. Причины разнообразия товаров, услуг и работ. Выбор товаров в условиях разнообразия. Информация и выбор. Право на безопасность. Качество товара и его безопасность. Сроки годности. Условия хранения. Все ли товары безопасны по своему характеру? Сертификат как документ, подтверждающий безопасность товара. Отзыв товара с рынка. Ответственность за нарушение прав потребителей.
Что такое информация? Какая информация нужна потребителям? Где найти нужную информацию? Знаки и символы.
Зачем нужны этикетки? Информация на этикетке. Дополнительная информация о товаре, связанная с его использованием.
Реклама, ее цели. Роль рекламы в сбыте товара. Реклама как источник информации. Насколько правдива реклама.
Информация производителя о характеристиках товара. Потребительские свойства товара. Сравнительные испытания. Рейтинги товаров и услуг.
Бюджет. Сбережения. Платежные карты. Кредиты. Скидки, как вид стимулирования сбыта.
Культура потребительского поведения. Конфликт. Компромисс.
Понятие «зеленое потребление». Экологическая маркировка. Специальные отходы.
Правила продажи продовольственных товаров. Хранение и взвешивание. Какие бывают магазины. Внемагазинные формы торговли.
Правила продажи непродовольственных товаров. Информация и условные знаки на товарах. Цена и качество. Правила продажи одежды. Торговые залы и примерочные. Как подобрать нужный размер и фасон. Почему не любой товар можно обменять? Посылочная торговля.
Правила продажи обуви. Торговые залы и условия примерки. Как подобрать нужный размер? Что такое гарантийный срок? Как обменять обувь.
Заключение договоров. Чек и квитанция. Информация для заказчиков.
Правила продажи электрических бытовых приборов и аудио и видеоаппаратуры. Гарантийные сроки. Можно ли обменять мобильный телефон. Если мобильный телефон сломался.
Турфирмы: туроператоры и турагентства. Заключение договора туристического обслуживания. Безопасность отдыха. За что отвечает турфирма.
Безопасность продуктов. Состав продуктов. Значки и символы на упаковке. Что означает буква «Е» на упаковке продукта. От чего может быть аллергия. Витамины, микроэлементы, генетически модифицированные продукты
Закон о защите прав потребителей. Как написать претензию. 18. Иск без риска или право на защиту в суде Суд, иск, исковое заявление, адвокат. Куда обращаться за помощью. Тематическое планирование курса для 9 класса.
Календарно – тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение уроков Основная литература: 1. Программа курса «Основы потребительских знаний» Е. Кузнецова 2.Крючкова П., Кузнецова Т., Сонона М., Сорк Д., Янин Д. Под общей редакцией Кузнецовой Е., Сорк Д. Учебник «Экономика. Основы потребительских знаний» для 9 класса ООУ. М. – Вита-Пресс, 2014 2.Рабочая тетрадь по курсу «Экономика. Основы потребительских знаний» для классов общеобразовательных учреждений / Н.В. Васильева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 3.1. Закон РФ о защите прав потребителей. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. 3. Закон РФ о рекламе. 4. Закон РФ о сертификации. 5. Закон РФ об основах туристской деятельности. 6. Закон РФ об образовании. 7, Интернет – ресурсы. |
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,... | Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по праву (Примерные программы по учебным предметам... | ||
Примерной программы основного общего образования поиностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,... | О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой Английский язык. Программы оу для оу и школ с углубленным изучением английского... | ||
Рабочая программа создана на основе «Примерной программы по физике, составленной на основе федерального компонента государственного... | Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы «Новая... | ||
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кехотская средняя школа» «Нижне –Койдокурская основная школа» муниципального... | Примерной программы общего образования по английскому языку, авторской программы В. Г. Апалькова "Программы образовательных учреждений... | ||
Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы общего среднего образования по иностранным языкам (английский язык)... | Рабочая программа по английскому языку составлена для 9 классов на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |