Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола


НазваниеМетодические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Разработаны

Министерством юстиции

Республики Марий Эл

Методические рекомендации

органам местного самоуправления

по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству



Йошкар-Ола

2013

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству

1. Основные понятия. Органы опеки и попечительства.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-тилетнего возраста.

Не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации1.

Недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.

Органы опеки и попечительства - органы исполнительной власти Республики Марий Эл.

2. Полномочия органов местного самоуправления в Республике

Марий Эл по организации и осуществлению деятельности по опеке

и попечительству

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) органы местного самоуправления могут наделяться законами Республики Марий Эл отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по решению вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ)органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с указанным федеральным законом, законом Республики Марий Эл могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

Таким образом, Федеральным законом № 48-ФЗ устанавливается, что:

1) полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ, т.е. соответствующие органы исполнительной власти Республики Марий Эл;

2) порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом Республики Марий Эл;

3) полномочия по опеке и попечительству передаются в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного следует, что Федеральным законом № 48-ФЗ установлен объем передаваемых органам местного самоуправления полномочий, к которым относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству, указанные в статье 8 Федерального закона № 48-ФЗ.

Возможность разделения указанных полномочий между исполнительными органами Республики Марий Эл и органами местного самоуправления Федеральным законом № 48-ФЗ не предусмотрена.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, обязательно должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возложены:

- контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

- контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

В то же время в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ при передаче полномочий органам местного самоуправления в законе Республики Марий Эл должны быть урегулированы:

- порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

- порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Таким образом, несмотря на полномочия по контролю, возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления органы исполнительной власти Республики Марий Эл обеспечивают надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий, а также координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий.

Законом Республики Марий Эл от 25.10.2007 № 49-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству, назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделены:

отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными федеральными законами;

отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными в соответствии с федеральным законом для осуществления органам государственной власти Республики Марий Эл, по назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью.

Статьей 5 Закона Республики Марий Эл от 30.11.2006 № 60-З «О приемной семье» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделены государственными полномочиями по выплате:

вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям, иным опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан, исполняющим свои обязанности возмездно за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;

денежных средств на содержание каждого ребенка, переданного под опеку (попечительство) в формах, предусмотренных федеральным законом;

денежных средств на обеспечение детей, переданных под опеку (попечительство) в формах, предусмотренных федеральным законом, при выпуске из муниципальных общеобразовательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием;

денежных средств на содержание граждан, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.


3. Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

Решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству возложено на органы государственной власти Республики Марий Эл и является полномочием по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл (подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Органы государственной власти Республики Марий Эл имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе республиканские программы Республики Марий Эл, по данным вопросам, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Полномочие органов опеки и попечительства по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает в случаях получения сведений о смерти родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительном отсутствии родителей, уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, защиту прав и интересов которых должны осуществлять органы опеки и попечительства, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) отнесены дети, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса).

В связи с этим специалисты органов опеки и попечительства должны проводить обследование условий жизни и воспитания, в том числе, детей, находящихся в подобных семьях, вести учет детей указанной категории и составлять план мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи.

При этом необходимо учитывать, что решение, которое выносится органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных сведений, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти Республики Марий Эл для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами Республики Марий Эл, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в указанные организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
4. Осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан организациями

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ на образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства могут возлагаться полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – постановление Правительства РФ № 423) утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан соответствующими организациями.

В соответствии с указанными Правилами порядок контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочий устанавливается органом опеки и попечительства, т.е. этот порядок утверждается органом опеки и попечительства.

Полномочия могут осуществляться организациями на возмездной или безвозмездной основе на основании договора с органом опеки и попечительства. Для осуществления указанных полномочий руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующие документы.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 года № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов орган опеки и попечительства может принимать решение о передаче полномочий организации либо об отказе в передаче полномочий с указанием причин. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 48-ФЗ.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconПроверки деятельности органов местного самоуправления муниципального...
Комиссией проведена проверка деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Бакчарский район» при осуществлении...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconПроверки деятельности органов местного самоуправления муниципального...
Комиссией проведена проверка деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Зырянский район» при осуществлении...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconМетодические рекомендации по реализации органами местного самоуправления...
Методические рекомендации органам местного самоуправления Воронежской области по организации библиотечного обслуживания населения,...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconИнструкция по охране труда для проведения вводного инструктажа Общие...
Устава Арамильского городского округа и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconАдминистрации новоселицкого муниципального района
Ставропольского края и подведомственными им муниципальными учреждениями в электронной форме, в рамках отдельных государственных полномочий...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconОб утверждении административного регламента по реализации органами...
Белгородской области от 29. 05. 2015 г. №115 «Об утверждении типовых административных регламентов по реализации органами местного...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconАдминистрация волгограда постановление
Од "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconПостановлени е администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края
Ставропольского края и подведомственными им муниципальными учреждениями в электронной форме, в рамках отдельных государственных полномочий...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconМетодические рекомендации по применению законодательства по опеке...
Правительства Российской Федерации №423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства по...

Методические рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Йошкар-Ола iconПояснительная записка к проекту Административного регламента Администрации...
Административного регламента Администрации городского округа Железнодорожный по осуществлению переданных государственных полномочий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск