Статья 17
Информационное взаимодействие в рамках Союза 1. В целях информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на обеспечение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза.
2. Информационное взаимодействие в рамках общих процессов Союза осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза, обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных систем и информационных ресурсов Комиссии.
3. Для обеспечения эффективной интеграции государственных информационных ресурсов и информационных систем государства-члены проводят согласованную политику* в области информатизации и информационных технологий.
4. При использовании программно-технических средств и информационных технологий государства-члены обеспечивают охрану интеллектуальной собственности, используемой или полученной в процессе взаимодействия.
5. Основополагающие принципы информационного взаимодействия и координации его осуществления в рамках Союза, а также порядок создания и развития интегрированной информационной системы определяется согласно приложению № 4. *Необходимо включение определения термина «согласованная политика» в институциональную часть проекта Договора в редакции, направленной сторонам 24 июня 2013 года №ТВ – 1245/03
Статья 18
Официальная статистическая информация Союза
1. В целях эффективного функционирования и развития Союза, формируется официальная статистическая информация Союза.
2. Формирование официальной статистической информации Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) профессиональная независимость;
2) научная обоснованность и сопоставимость;
3) полнота и достоверность;
4) актуальность и своевременность;
5) открытость и общедоступность;
6) эффективность затрат;
7) статистическая конфиденциальность.
3. Порядок формирования и распространения официальной статистической информации Союза определяется согласно приложению № 5.
Раздел III
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. Статья 41
Принципы функционирования таможенного союза В рамках таможенного союза государств-членов:
функционирует внутренний рынок товаров;
применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной;
действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьей стороной;
осуществляется единое таможенное регулирование.
отсутствует таможенное оформление и государственный контроль (таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный) на внутренних границах между государствами-членами ТС/ЕЭП, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором. Статья 42
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин
(иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) Уплаченные (взысканные) ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств-членов.
Зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисление в доход бюджетов государств-членов осуществляется в порядке согласно приложению № 7 к настоящему Договору. Статья 43
Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов В целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, а также иных целях, на территориях государств-членов создаются и функционируют свободные (специальные, особые) экономические зоны (СЭЗ) и свободные склады.
Условия создания и функционирования СЭЗ и свободных складов определяются согласно Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. и Соглашению о складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года. Статья 44
Внутренний рынок 1. Союз принимает меры по обеспечению функционирования внутреннего рынка в соответствии с положениями настоящего Договора.
2. Внутренний рынок охватывает экономическое пространство, в котором согласно положениям настоящего Договора обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов.
3. В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором1. Статья 45
Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров 1. Государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для:
1) охраны жизни и здоровья человека,
2) защиты общественной морали и правопорядка,
3) охраны окружающей среды,
4) охраны животных и растений, культурных ценностей,
5) выполнения международных обязательств,
6) обеспечение обороны страны и безопасности государства-члена.
2. По основаниям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, на внутреннем рынке могут быть введены также санитарные; ветеринарно-санитарные меры и карантинные фитосанитарные меры в порядке, определенном приложением № 12 к настоящему Договору.
3. По основаниям указанным в пункте 1 настоящей статьи оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен.
Порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза, определяется настоящим Договором или международными договорами в рамках Союза.
Раздел IV
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Статья 46
Таможенное регулирование в Союзе В Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и правовыми актами Союза, регулирующими таможенные правоотношения, а также в соответствии с положениями настоящего Договора. Раздел V
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Общие положения о внешнеторговой политике
Статья 47
Цели и принципы внешнеторговой политики Союза 1. Внешнеторговая политика Союза направлена на содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов и превращению Союза в эффективное, конкурентоспособное [региональное интеграционное объединение]2 в рамках глобальной экономики.
2. Основными принципами осуществления внешнеторговой политики являются:
применение мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности государств-членов, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения задач Союза;
гласность в разработке, принятии и применении мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики;
обоснованность и объективность применения мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики;
защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг;
соблюдение прав участников внешнеторговой деятельности.
3. Внешнеторговая политика реализуется через заключение Союзом непосредственно [или совместно с государствами-членами]3 в сферах, в которых [органы Союза]4 принимают обязательные для государств-членов Союза решения, международных договоров с иностранными государствами, их объединениями и участия в международных организациях, либо через автономное применение ее инструментов.
Союз несет ответственность за выполнение обязательств по заключаемым им международным договорам и реализует свои права по этим договорам.
Статья 48 (49)
Режим наибольшего благоприятствования В отношении внешней торговли товарами применяется режим наибольшего благоприятствования в понимании статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации 1994 г. (ГАТТ-1994), в тех случаях, когда применение режима наибольшего благоприятствования предусмотрено международными договорами Союза с третьей стороной, а также международными договорами государств-членов с третьей стороной. Статья 49 (50)
Режим свободной торговли Режим свободной торговли товарами, в понимании статьи XXIV ГАТТ ВТО, устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Союза с такой третьей стороной, с учетом положений статьи «Переходные положения».
Международный договор с третьей стороной, устанавливающий режим свободной торговли, может включать иные положения, связанные с внешнеторговой деятельностью. Статья 50 (51)
Система тарифных преференций Союза Союз может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и/или из наименее развитых стран.
Применение системы тарифных преференций Союза осуществляется согласно приложению № 71. Статья 51 (53)
Правила определения происхождения товаров 1. На таможенной территории Союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.
2. Для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций); применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка; установления требований к маркировке происхождения товаров; осуществления государственных (муниципальных) закупок; ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утверждаемые Советом Комиссии.
3. Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утверждаемые Советом Комиссии.
4. Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
5. В случае если международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли, не установлены правила определения происхождения товаров или они не приняты на момент вступления в силу такого договора, в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, происходящих из этой страны, до момента принятия соответствующих правил определения происхождения товаров применяются правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
6. При наличии неоднократных фактов нарушения третьей стороной в области определения (подтверждения) происхождения товаров Советом Комиссии может быть принято решение о проведении таможенными службами государств-членов мониторинга правильности определения (подтверждения) происхождения товаров, ввозимых из конкретной страны. В случае выявления системных нарушений третьей стороной в области определения (подтверждения) происхождения товаров Советом Комиссии может быть принято решение о приостановлении принятия таможенными службами государств-членов документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Положения настоящего пункта не ограничивают полномочия государств-членов в отношении контроля страны происхождения ввозимых товаров и принятия мер по его результатам.
Статья 52 (54)
Внешняя торговля услугами Государства-члены Союза осуществляют координацию в сфере торговли услугами с третьими странами.
Осуществление координации не означает наднациональной компетенции Союза в этой сфере.
Если одна из Сторон сохраняет в отношении третьего государства ограничения или запреты в отношении учреждения, деятельности или торговли услугами, ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее такую Сторону распространять на лиц другой Стороны положения настоящего Соглашения, если такое лицо принадлежит или контролируется лицом указанного третьего государства, и не имеет существенных деловых операций на территории сторон. Статья 53 (55-1)
Устранение ограничительных мер в торговле с третьими сторонами Комиссия оказывает содействие при доступе на рынки третьих сторон, проводит мониторинг ограничительных мер третьей стороны в отношении государств-членов и, в случае применения какой-либо меры третьей стороной в отношении Союза или возникновения торгового спора между Союзом и третьей стороной, Комиссия совместно с государствами-членами проводит консультации с соответствующими третьими сторонами. Статья 53а
Ответные меры 1. В случаях, если международными договорами Союза и/или государств-членов с третьими сторонами предусматривается применение ответных мер, решения о введении ответных мер на таможенной территории Союза принимаются Советом Комиссии, в том числе путем повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин, введения количественных ограничений, временного приостановления предоставления преференций или принятия в рамках компетенции Комиссии иных мер, оказывающих влияние на результаты внешней торговли с соответствующим государством.
2. В случаях, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьими сторонами, заключенными до 1 января 2015 года, государства-члены вправе в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, а также одностороннее приостановление предоставления тарифных преференций, при условии, что механизмы администрирования таких ответных мер не нарушают положения настоящего Договора. Статья 54 (48-1)
Меры по развитию экспорта Союз, в соответствии с международными договорами и положениями ВТО, может проводить совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов Союза на рынки третьих сторон.
Совместные меры включают, в частности, страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом. 2. Таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование Статья __
Полномочия Комиссии по вопросам таможенно-тарифного регулирования
(предлагается учесть положения данной статьи в разделе (документе), предусматривающем полномочия Комиссии) 1. Комиссия:
1) осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;
2) устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;
3) устанавливает случаи и условия предоставления тарифных льгот;
4) определяет порядок применения тарифных льгот;
5) определяет систему тарифных преференций Союза, в том числе утверждает:
перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Союза;
перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Союза;
перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции;
6) устанавливает тарифные квоты, распределяет объем тарифной квоты между государствами – членами, определяет метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяет объем тарифной квоты между третьими государствами, либо принимает [акт]5, в соответствии с которым государства – члены определяют метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяют объем тарифной квоты между третьими государствами.
2. Комиссия принимает [акты]6 на основе консенсуса по следующим вопросам:
об изменении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, включенных в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Комиссии, утверждаемый Высшим советом Союза;
о случаях и условиях предоставления тарифных льгот. Статья 56
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза 1. На таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза.
2. Основными целями применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются:
1) обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику;
2) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;
3) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;
4) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;
5) поддержка отраслей экономики Союза.
3. В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, устанавливаемые в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении облагаемых товаров (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
4. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных статьями 49 («Режим свободной торговли»), 50 («Система тарифных преференций Союза») и 57 («Тарифные льготы») настоящего Договора.
5. Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
6. Государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу.
Государство, присоединившееся к Союзу, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров. Статья 57
Тарифные льготы 1. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
2. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.
3. Случаи предоставления тарифных льгот предусмотрены приложением № 8 к настоящему Договору. Статья 58
Тарифные квоты 1. В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.
2. К товарам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ввозимым на таможенную территорию Союза в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
3. Установление тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, и распределение объемов тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном приложением № 8 к настоящему Договору. Статья 59
Меры нетарифного регулирования 1. В торговле с третьими странами Союзом применяются следующие меры нетарифного регулирования:
а) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
б) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
в) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
г) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
д) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 9 к настоящему Договору. Статья 60
Введение мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке согласно приложению № 9 к настоящему Договору. 3. Меры защиты внутреннего рынка Статья 62
Общие положения о введении мер защиты внутреннего рынка 1. Для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Договора.
2. Решение о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, об изменении или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры либо о неприменении меры в соответствии с настоящим разделом и согласно приложению № 10 к настоящему Договору принимает Комиссия.
3. Условия и порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер определены в приложении № 10 к настоящему Договору.
4. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением № 10 к настоящему Договору органом, определенным Комиссией ответственным за проведение расследований (далее – орган, проводящий расследования).
5. Зачисление и распределение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществляется в соответствии с приложением 10 к настоящему Договору. Статья 63
Принципы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер 1. Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-членах аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба.
2. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.
3. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.
4. Для целей применения мер защиты внутреннего рынка под отраслью экономики государств-членов понимаются все производители аналогичного товара (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (для целей специального защитного расследования) в государствах-членах либо те из них, доля которых в общем объеме производства в государствах-членах соответственно аналогичного товара либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара составляет существенную часть, но не менее 25 процентов. Статья 64
Иные меры защиты внутреннего рынка 1. Международным договором Союза с третьей стороной об установлении режима свободной торговли в целях устранения негативного воздействия импорта из этой третьей стороны на производителей государств-членов может быть предусмотрено право применения мер защиты внутреннего рынка на двусторонней основе, в том числе, в отношении импорта сельскохозяйственных товаров, отличных от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Решение о применении таких мер принимается Комиссией.
|