Краткий обзор нормативно-правовых актов, касающихся предприятий электроэнергетики, принятых в 2014 году Федеральный закон от 20.04.2014 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике».
Федеральным законом установлено, что с 1 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов. С 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не будут включаться расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Начало действия - 02.05.2014; Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на обеспечение поэтапного (постепенного) снижения объёма покупки электрической энергии по регулируемым договорам для субъектов оптового рынка – покупателей электрической энергии (мощности), функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, и одновременно на стимулирование соответствующих субъектов электроэнергетики к своевременному исполнению обязательств по оплате электрической энергии (мощности), к снижению уровня фактических потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства на территории соответствующих регионов, а также на постепенное доведение на указанных территориях регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня. В целях изложенного Федеральным законом предусматривается для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, график уменьшения объёмов покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей. Указанные объёмы должны постепенно уменьшаться, что позволит соответствующим субъектам оптового рынка без каких-либо негативных социально-экономических последствий перейти на общие для всех условия функционирования рынков электрической энергии к 1 января 2023 года. Федеральным законом также предусматривается внесение в Федеральный закон «Об электроэнергетике» изменений, направленных на определение источника финансирования строительства и эксплуатации новых генерирующих объектов на территориях Крымского федерального округа и Калининградской области в виде надбавки к цене на мощность в целях частичной компенсации производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении таких генерирующих объектов.
Начало действия – 01.01.2015. Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».
Приложение №21 к Договору о Евразийском экономическом союзе определяет единые принципы и правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 379-р.
Распоряжением утвержден план мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике России, который, в частности, предусматривает: уточнение порядка определения доминирующего положения участника рынка электрической энергии и мощности путём принятия соответствующего законопроекта; внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности; подготовку проекта концепции формирования конкурентной модели розничных рынков; подготовку рекомендаций представителям государства в органах управления некоммерческого партнёрства «Совет рынка» по принятию мер по повышению прозрачности деятельности организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка.
Начало действия – 17.03.2014. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 г. № 95 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части обязанности гарантирующих поставщиков заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителями электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии».
Постановлением оптимизируется и упрощается процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим, потребителям предоставляется право параллельного заключения договоров энергоснабжения и технологического присоединения к электрическим сетям.
Начало действия - 20.02.1014. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 130 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861».
Совершенствуется порядок переоформления документов о технологическом присоединении и определяется порядок проведения проверки сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; определяются перечень случаев, при которых потребитель может обратиться в сетевую организацию с заявкой на переоформление документов, требования к сведениям, которые должны быть указаны в такой заявке, устанавливается перечень документов, являющихся обязательными приложениями к заявке, регламентируются сроки, в течение которых сетевая организация обязана выполнить мероприятия по переоформлению документов; устанавливаются типовые формы следующих документов: акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий; объединяются процедура проведения сетевой организацией проверки выполнения потребителем технических условий и процедура осмотра (обследования) сетевой организацией присоединяемых энергопринимающих устройств потребителя; определяются перечень документов для представления заявителем в целях проведения сетевой организацией процедуры проверки выполнения потребителем технических условий, порядок подачи этих документов, сроки их рассмотрения и сроки проведения фактического осмотра (обследования) энергопринимающих устройств потребителей. Принятые решения направлены на улучшение качества предоставления услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Начало действия - 25.03.2014. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 542 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, и принятии тарифных решений».
Постановлением внесены изменения в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе расширен перечень информации, раскрываемой сетевой организацией, за счёт информации о расходах, не включаемых в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и подлежащих учёту (учтённых) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.
Также вносятся изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. В Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике вводится определение выпадающих доходов сетевой организации при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также порядок расчёта и утверждения размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения.
Кроме того, уточняется состав оснований, по которым в случае пересмотра цен (тарифов), осуществляемого в соответствии с настоящим постановлением в целях недопущения роста цен (тарифов) во втором полугодии 2014 года, не производится компенсация выпадающих доходов за счёт бюджетных источников.
В Правилах государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике вводится обязанность сетевой организации в составе обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов представлять расчёт фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Начало действия – 24.06.2014. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 № 1116 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Постановление вносит изменения и дополнения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. С 1 октября 2015 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (далее – «последняя миля») в размере не более 50% от величины расходов, рассчитанных для этого присоединения на основании выданных конкретному лицу технических условий. С 1 октября 2017 года включаются только затраты на организационно-технологические мероприятия по технологическому присоединению, проводимые сетевой организацией, без инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с мероприятиями по строительству «последней мили». При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства «последней мили», не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Начало действия – 08.11.2014. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 2665-р.
Распоряжением уточняются содержание и сроки реализации ряда мероприятий «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В том числе предусматривается: совершенствование правил технологического присоединения в части согласования схем внутреннего и внешнего электроснабжения; ускорение процесса выделения земель под строительство объектов энергетической инфраструктуры; установление процедуры общественного обсуждения инвестиционных программ сетевых организаций в целях их синхронизации со схемами и программами перспективного развития организаций электроэнергетики; совершенствование механизмов перераспределения свободной сетевой мощности между потребителями в целях повышения эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций. Кроме того, вносятся изменения в план мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в России, включённый в план мероприятий («дорожную карту») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Начало действия – 23.12.2014; Приказ ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1747-э «О внесении изменений и дополнений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. № 209-э/1».
Документом установлено, что плата за технологическое присоединение рассчитывается также в случаях присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Кроме того, установлен новый порядок: расчета размера платы за технологическое присоединение к электросетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности не менее 8900 кВт и объектов по производству электроэнергии; расчета ставок за единицу максимальной мощности и размера платы за технологическое присоединение к электросетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8 900 кВт; расчета платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок и посредством применения формулы; определения состава расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электросетям.
Начало действия - 23.03.2014. Приказ ФСТ России от 01.08.2014 № 1198-э «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. №209-э/1».
Предусмотрено, в частности, что с 1 октября 2015 года размер включаемых в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов. С 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Начало действия – 31.08.2014. Приказ ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям».
Утвержденные приказом Методические указания определяют порядок расчета выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электросетям (расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электросетям, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение), которые подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электроэнергии и предназначены для использования ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а также сетевыми организациями. Определен состав выпадающих доходов. Расчет выпадающих доходов осуществляет сетевая организация, которая несет указанные расходы. Утверждение размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электросетям, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В приложениях приведены формы, в соответствии с которыми рассчитываются: расходы на выполнение организационных мероприятий и расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение; расходы, связанные с предоставлением беспроцентной рассрочки; расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно.
Начало действия – 28.10.2014. |