Методическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в вопросах и ответах
Часть 1
САРАТОВ
2012 г. УДК 342.94 (094.4072.8)
ББК 67.401
И 45 И 45 Методическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вопросах и ответах. Часть 1. Саратов. Издательство «Научная книга». 2012. ISBN Данное методическое пособие предназначено для специалистов КДНиЗП, сотрудников органов внутренних дел, а также для сотрудников органов прокуратуры осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних.
При составлении пособия автором ставилась цель дать разъяснения и комментарии некоторых проблемных вопросов возникающих при применении общих положений КоАП РФ, а также вопросов, возникающих при применении норм КоАП РФ регулирующих производство по делам об административных правонарушениях на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
УДК 342.94 (094.4072.8)
ББК 67.401 Ответы и комментарии подготовлены деканом факультета магистратуры ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидатом юридических наук, доцентом кафедры административного и муниципального права магистратуры ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Е.В. Ильговой. ISBN
© Ильгова Е.В.
© Издательство «Научная книга»
Методическое пособие по применению 1
1. Вопросы по применению 1 - 4 глав Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 5
Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 21) дает разъяснение, что следует понимать под малозначительным административным правонарушением. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 7
2. Вопросы по применению 24 - 26 глав Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 14
3.Вопросы по применению 27-28 глав Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 25
4.Вопросы по применению 29-30 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 34
1. Вопросы по применению 1 - 4 глав Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
1.1. Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет?
Согласно части 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН.
Необходимо также учитывать, что в случае принятия закона смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, данный закон имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
1.2. Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, прокурорами?
В соответствии с ч. 2 ст. 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей (ч.1 ст. 5.35) родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности. Например, материал, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя, который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен быть прекращен в соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ.
Далее в соответствии со с ч.2 ст. 28.9 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
В соответствии с ч.6 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Каковы действия комиссии в случае поступления протокола на несовершеннолетнего, являющегося курсантом образовательного учреждения до заключения контракта и после заключения контракта?
Согласно положениям ст. 2.5. данные субъекты несут административную ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. В данном случае протокол об административном правонарушении должен направляться (п.1 ч. 2 ст. 29.9) по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности.
После заключения курсантом контракта, так же необходимо учитывать, что на общих основаниях данный субъект несет ответственность, только с учетом положений ч.2 ст. 2.5. устанавливающей перечень законодательства, за нарушение которого административная ответственность наступает на общих основаниях.
1.4. Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)?
Часть 2 статьи 2.3. Кодекса допускает возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем совершившим административное правонарушение. Данная возможность, к сожалению, не обеспеченна четким процессуальным механизмом ее реализации. Так, необходимо учитывать, что любое возбужденное дело об административном правонарушении должно быть разрешено в соответствии с законом. По итогам рассмотрения дела может быть вынесено либо постановление, либо определение. Если мы ведем речь об освобождении от административной ответственности и прекращении производства, то соответственно по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении согласно положениям ст. 29.9. Кодекса должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу. Вышеуказанная норма в качестве оснований для вынесения данного вида постановления называет только три, среди которых: наличие хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 24.5); объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9 (малозначительность); наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления. Как видно из приведенного выше перечня, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, ни учет конкретных обстоятельств дела в отношении несовершеннолетнего, ни конкретных данных о нем не дают право КДНиЗП вынести постановление о прекращении производства по делу, если не будет хотя бы одного из трех выше приведенных оснований.
Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.).
|