Защита прав


НазваниеЗащита прав
страница1/11
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Профсоюз работников народного образования и науки РФ



ЗАЩИТА ПРАВ

работников образования

на здоровые и безопасные условия труда




(методические материалы по охране труда для использования в практической работе)
В помощь профсоюзному активу,

руководителям образовательных учреждений

и специалистам по охране труда

В настоящем сборнике представлены методические материалы по наиболее актуальным вопросам охраны труда и здоровья, с которыми сталкиваются уполномоченные по охране труда, внештатные и штатные технические инспекторы труда Профсоюза, председатели профсоюзных организаций образовательных учреждений в своей повседневной деятельности по реализации защитных функций в части созданию здоровых и безопасных условий труда работников образования.

Некоторые разделы и статьи данного сборника, опубликованные ранее в газете «Мой профсоюз» и в ряде образовательных периодических журналов, вызвали определенный интерес и заинтересованность не только у профсоюзного актива, но и у руководителей, работников служб охраны труда органов управления образования, а также руководителей образовательных учреждений, непосредственно участвующих в процессе обеспечения безопасности учебного процесса, принятия превентивных мер по предупреждению несчастных случаев среди работников образования, а также студентов и учащихся.

Настоящий сборник материалов по вопросам охраны труда и здоровья работников образования, подготовленный ЦК Профсоюза, предназначен для использования в практической деятельности профсоюзного актива и специалистов по охране труда.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Изменения и дополнения в области охраны труда

(в свете нового Трудового кодекса РФ) 4

Аттестация рабочих мест по условиям труда 8
О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда

работников учреждений образования за работу с

вредными и опасными условиями труда и проведении

аттестации рабочих мест по условиям труда 17
Программа вводного инструктажа

по охране труда в учреждении образования 20
Разработка и соблюдение требований

инструкций по охране труда 29
Порядок проведения и источники финансирования

обязательных предварительного и периодических

медицинских осмотров (обследований) работников

образовательных учреждений 38
Рекомендации технической инспекции труда

ЦК Профсоюза по расследованию несчастных случаев

с работниками образовательных учреждений 41
Рекомендации технической инспекции труда

ЦК Профсоюза по расследованию несчастных случаев

с учащейся молодежью и воспитанниками

образовательных учреждений 61

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ТРУДА

(в свете нового Трудового кодекса РФ)
30 июня 2006 года Государственная дума приняла Федеральный закон № 90-ФЗ который внес значительные изменения и дополнения в ранее принятый Трудовой кодекс РФ.

В новом Трудовом кодексе, который вступил в силу в начале октября с.г., изменены порядки заключения и расторжения трудового договора, расчета отпускных, возмещения ущерба и т.д. Существенных изменений коснулись и вопросы, связанные с охраной труда.

Первое. В обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек (ранее эта цифра составляла 100 человек), теперь вменено создание службы охраны труда или должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой должности.

При отсутствии у работодателя такой службы или специалиста по охране труда руководитель имеет право самостоятельно осуществлять эти функции, либо возложить приказом или распоряжением на другого работника организации, специально обученного и аттестованного по вопросам безопасности труда.

Как и ранее работодатель может в этом случае привлечь организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организации, оказывающие услуги в этой области, подлежат обязательной аккредитации.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем.

Таким образом, в нынешней редакции Трудового кодекса ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений, организаций, в том числе и бюджетной сферы) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. В статье 217 нового кодекса четко и однозначно определено, в каких организациях создаются службы охраны труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто является ответственным за выполнение данного указания.

Второе. Важное новшество внесено в статью 226 Трудового кодекса, в части обязательного финансирования улучшения условий и охраны труда, а также минимального размера финансирования – не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), что по сравнению с прежней нормой (0,1%) в два раза больше.

Расширен перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда такими важными и актуальными мероприятиями как:

- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда.

Даны и определения этих направлений, а именно:

«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

«Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда».

Кроме того, государственной экспертизе условий труда в Трудовом кодексе посвящена новая статья 216¹, которая устанавливает цели проведения государственной экспертизы условий труда, основания проведения, права и обязанности лиц, ее осуществляющих.

Изложена в новой редакции статья 219 «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, согласно которой размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективным договором или локальным нормативным актом теперь могут устанавливаться повышенные или дополнительные компенсации.

Претерпела несколько изменений и статья 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты».

Теперь работодателю (руководителю организации, учреждения) предоставлено право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников.

Третье. Значительных изменений не только редакционного, но и содержательного характера коснулись статьи 227-231 Трудового кодекса, регламентирующие расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Во-первых, Трудовой кодекс РФ в этом направлении деятельности по охране труда дополнен несколькими новыми статьями, как, например:

статья 228¹ «Порядок извещения о несчастных случаях», в которой подробным образом излагается порядок извещения о несчастных случаях, включая перечень инстанций, которые должны быть проинформированы о происшедшем;

статья 229¹ «Сроки расследования несчастных случаев», где указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья срок расследования несчастного случая составляет от 3 до 15 дней.

Срок расследования может быть продлен не более чем на 15 дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии по расследованию несчастного случая.

Для несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, срок расследования определен – один месяц со дня поступления заявления от пострадавшего или его представителя;

статья 229² «Порядок проведения расследования несчастных случаев».

Данная новая статья предусматривает порядок проведения расследования каждого несчастного случая; приводит перечень документов, подлежащих включению в материалы расследования (конкретный перечень материалов определяется председателем комиссии по расследованию несчастного случая в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая); определяет обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования несчастного случая; устанавливает, что при расследовании в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств несчастные случаи могут квалифицироваться как несчастные случая, не связанные с производством:

- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке;

- смерть или повреждение здоровья в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденная заключением медицинской организации;

- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние;

статья 229³ «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», в которой установлены основания для проведения дополнительных расследований государственным инспектором труда. Ими являются:

- выявление сокрытого несчастного случая;

- поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), либо лица, состоявшего с ним в близком родстве, о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

При этом проводится дополнительное расследование независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда.

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем);

статья 230¹ «Порядок регистрации и учета несчастных случаев».

В новой статье содержится подробный порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. В прежней редакции эти требования были рассредоточены по различным статьям кодекса, что, в свою очередь, представляло неудобства на заключительном этапе расследования несчастного случая.

Прежние статьи 227-231 Трудового кодекса приобрели новую редакцию, а некоторые из них как, например, ст. 229 «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев» поменяла свое название, а вместе с ним и смысловую нагрузку.

Новая редакция данной статьи четко определяет алгоритм действий работодателя по формированию комиссии по расследованию каждого несчастного случая на производстве. При этом указывается, кто и в каком количестве включается в состав комиссии, в том числе, если расследуется происшествие с тяжелым или смертельным исходом.

Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Он же утверждает состав данной комиссии приказом (распоряжением).

Важно и то, что теперь каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Это дополнение в значительной степени снижает степень предвзятости со стороны работодателя в расследовании несчастного случая и дает возможность пострадавшему влиять на объективный подход при определении обстоятельств и причин происшествия.

В новую редакцию данной статьи не вошли положения, касающиеся сроков и порядка проведения расследования несчастных случаев, поскольку эти положения выделены в отдельные статьи (229¹, 229² ТК РФ), о которых подробно было сказано ранее.

Изменены отдельные положения и дано несколько иное толкование ряда позиций ст. 230 «Порядок оформления несчастных случаев».

Так в документе, в частности, указывается, что если комиссия, проводившая расследование, квалифицирует несчастный случай как не связанный с производством, то составляется акт о расследовании по установленной форме в двух экземплярах, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование. Данное изменение расширяет возможности пострадавшего в случае несогласия с выводами комиссии и дальнейшего обращения в суд.

Что касается последней статьи 231 раздела Х Охрана труда ТК РФ, то в ней дан более подробный перечень лиц, которые вправе обратиться в федеральный орган власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с жалобой о несогласии по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая, непризнания работодателем факта несчастного случая или отказа в проведении расследования.

И последнее. Надо иметь ввиду, что:

• во-первых, признаны утратившими силу два законодательных акта Российской Федерации, в которых напрямую затрагиваются вопросы защиты прав и интересов работающих на охрану труда, а именно:

Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях».

• во вторых, признается не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР от 10 декабря 1990 года № 1818-I «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в Трудовой кодекс, тем самым исключено дублирование и повторяемость одних и тех же положений в настоящем нормативном документе трудового права.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда, определенный статьей 210 нового Трудового кодекса РФ, принятого Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г., дополнен двумя важными приоритетами:

- аттестация рабочих мест по условиям труда;

- государственная экспертиза условий труда.
Общие положения

В статье 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В настоящее время проведение аттестации рабочих мест по условиям труда регламентируется «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утв. постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12.

Данное Положение устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях независимо от их форм собственности.

Нормативной правовой основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда, действующие в отраслях экономики и организациях;

межотраслевые нормативные и методические документы, используемые при аттестации рабочих мест.

В соответствии с указанным Положением аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях:

предоставления работникам и гражданам, принимаемым на работу достоверной информации об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также компенсациях, гарантиях и средствах индивидуальной защиты, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;

контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

подготовки перечней профессий, должностей и работ в организации, при выполнении которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) работников, а также, в соответствующих случаях, внеочередные медицинские осмотры (обследования);

расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установления связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работника и расследованием происшедших с ними несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний;

принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Защита прав iconПрактикум «Защита конституционных прав граждан» 11 класс
Закрепление понятий: конституционные права граждан, защита конституционных прав

Защита прав iconСудебная защита прав потребителей
Судебная защита прав потребителей – процесс разрешения спора, конфликта между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем)...

Защита прав iconТема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство...
Тема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство о защите прав потребителей

Защита прав iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской...
«Защита прав детей – это защита будущего Ульяновской области, формирование нашего завтра»

Защита прав iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Защита прав потребителей»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Защита прав потребителей» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Защита прав iconРаскрыты вопросы подачи заявления, возбуждения дела в суде, подготовка...
Проблемы осуществления наследства и наследственных прав и защита наследственных прав наследственных прав 10

Защита прав iconСудебная защита прав потребителей
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту

Защита прав iconИ. Н. Гуляева Защита прав потребителей: в вопросах и ответах
Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей?

Защита прав iconЗащита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
В соответствии с трудовым законодательством РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются

Защита прав iconЗащита в судебном порядке прав несовершеннолетних на алименты. Гарантии...
Подготовлена отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Амурской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск