Скачать 0.7 Mb.
|
УтверждаюДиректор школы _______Л.В.Михеенко 31.01.2014г. МБОУ «Воронокская СОШ» ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К АУТОАГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ» Вид программы: коррекционно-профилактическая Срок реализации программы: 2014-2018 годы Обсуждена и принята на заседании педсовета Протокол № 5 от 10.01.2014г. 2014г. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида: за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Так, если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. Российские показатели подростковых суицидов (19-20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков) превышают мировые в 3 раза. Миссией профилактической работы выступает устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения, и принятие научно-обоснованных мер по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних. Эффективность профилактики суицидального поведения обучающихся во многом зависит от качества обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми группы риска. В данной программе представлен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, который включает:
Данная программа направлена на решение проблемы профилактики и коррекции аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних. Нормативно-правовое обеспечение программы. При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
Исходя из условий образовательного процесса нашей школы, определен основной приоритет программы – сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа На разных ступенях образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психологопедагогического сопровождения различны.
Ребенок младшего школьного возраста, имеющий нарушения в эмоционально-волевой сфере мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, приводят к искажению самооценки, эмоциональной неустойчивости, тревожности, неуверенности. Дезадаптивное поведение сопровождается фрустрацией социальных потребностей младшего школьника, разрывом эмоционально значимых связей, возникновением внутриличностного напряжения, искажением понимания себя и другого. Получая одни замечания и окрики, не имея эмоциональной поддержки со стороны родителей, ребенок начинает считать себя никчемным и ненужным, что приводит к развитию антисоциального поведения. Для того чтобы младший школьник мог адекватно реагировать в различных ситуациях общения, сознательно регулировать свое поведение, его необходимо научить выражать свои чувства, справляться с эмоционально напряженной ситуацией, находить конструктивные стратегии поведения.
Профилактика и коррекция девиантного поведения является важной составляющей профилактики аутоагрессивного поведения подростков.
Первый раздел программы направлен на осуществление профилактики агрессивного и аутоагрессивного поведения детей и подростков всеми участниками образовательного процесса и включает в себя коррекционно – развивающие занятия эмоционально - волевой сферы с учащимися подготовительного - четвертого класса; профилактические и коррекционные тренинги девиантного поведения у подростков. Помимо профилактического направления психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, ориентированного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся, данная программа включает коррекционно - развивающую работу с обучающимися «группы риска». Психологические особенности подростков с риском суицида. По определению А.Г. Амбрумовой, «суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта». Cоциально-психологическая дезадаптация личности понимается в широком диапазоне. Она включает в себя широкий спектр переживаний личности при воздействии личностно значимых раздражителей - состояние стресса и др. При этом дезадаптация выражается в целой гамме различных эмоциональных реакций - от их психологического уровня до психотических состояний (тоска, тревога, страх, отчаяние, чувство безысходности и пр.) Дезадаптация личности приводит к тому, что количество известных вариантов разрешения конфликта резко ограничивается или сводится к нулю. В программе Сакович Н.А. аутоагрессивное поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями. Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации. Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков. Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием. Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов: 1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого. 2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему. 3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию. 4. Психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими видами акцентуаций характера: агрессивный, эмотивный, сенситивный, истероидный, астенический. 5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенностью их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и самовыражении. Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания: • безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение; • беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами; • чувство неполноценности, никчемности, незначимости; • чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает. Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении: • противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это — зов о помощи; • быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки; • апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия: подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость; • неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир аутических фантазий, признаки бегства от реальности; • низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности; высокая ранимость и бурные реакции на неудачи; • выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой, признаки невротического развития. Внутренние переживания могут маскироваться бравадой, дерзостью, вызывающим поведением; • употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Принадлежность к субкультурам, поддерживающим идеологии принятия саморазрущающего поведения так же относится к провоцирующим факторам аутоагрессивного поведения. Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни. Внутренние формы суицидальной активности: • Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти (заснуть и не проснуться; «Если бы я умер...» и т. п.). • Суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время. • Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент — подросток настраивает себя на определенные действия. Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы: • Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью. • Завершенный суицид — действия заканчиваются смертью. Факторы суицидального риска.
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий. |
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под... | Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София» | ||
Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения... | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением... | ||
Организовать психолого – педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации Образовательной программы через учет гендерной... | Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте | ||
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса | Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации | ||
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи | «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |