Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая


НазваниеПрограмма «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая
страница1/6
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6

Утверждаюimg246.jpg


Директор школы

_______Л.В.Михеенко

31.01.2014г.


МБОУ «Воронокская СОШ»


ПРОГРАММА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К АУТОАГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»



Вид программы: коррекционно-профилактическая
Срок реализации программы: 2014-2018 годы

Обсуждена и принята

на заседании педсовета

Протокол № 5 от 10.01.2014г.


2014г.

ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

В настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида: за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Так, если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. Российские показатели подростковых суицидов (19-20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков) превышают мировые в 3 раза.

Миссией профилактической работы выступает устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения, и принятие научно-обоснованных мер по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних.

Эффективность профилактики суицидального поведения обучающихся во многом зависит от качества обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми группы риска.

В данной программе представлен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, который включает:

  • организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся,

  • формирование актуального поля знаний у педагогов и родителей учащихся о причинах и признаках суицидального поведения,

  • профилактику аутоагрессивного поведения на разных ступенях образовательного процесса по формированию навыков адаптивного поведения несовершеннолетних.

Данная программа направлена на решение проблемы профилактики и коррекции аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних.


Нормативно-правовое обеспечение программы.

При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

  • конвенция ООН о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • закон РФ "Об образовании";

  • закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);




  • федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999г. № 120 - ФЗ ;

  • методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

  • этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).

Исходя из условий образовательного процесса нашей школы, определен основной приоритет программы – сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.

  • Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья.

  • Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в школе, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций, развитие интеллектуального потенциала, критического мышления, обучение навыкам эффективного общения и саморегуляции, выработка адекватной самооценки.

  • Нравственное благополучие – формирование активной жизненной позиции, мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности,- основу которых определяет система ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа

На разных ступенях образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого­педагогического сопровождения различны.

  • Для начальной школы - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.

Ребенок младшего школьного возраста, имеющий нарушения в эмоционально-волевой сфере мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, приводят к искажению самооценки, эмоциональной неустойчивости, тревожности, неуверенности. Дезадаптивное поведение сопровождается фрустрацией социальных потребностей младшего школьника, разрывом эмоционально значимых связей, возникновением внутриличностного напряжения, искажением понимания себя и другого. Получая одни замечания и окрики, не имея эмоциональной поддержки со стороны родителей, ребенок начинает считать себя никчемным и ненужным, что приводит к развитию антисоциального поведения. Для того чтобы младший школьник мог адекватно реагировать в различных ситуациях общения, сознательно регулировать свое поведение, его необходимо научить выражать свои чувства, справляться с эмоционально напряженной ситуацией, находить конструктивные стратегии поведения.

  • Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.

Профилактика и коррекция девиантного поведения является важной составляющей профилактики аутоагрессивного поведения подростков.

  • В старшей школе задачи психолого­педагогического сопровождения направлены на помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержке в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

Первый раздел программы направлен на осуществление профилактики агрессивного и аутоагрессивного поведения детей и подростков всеми участниками образовательного процесса и включает в себя коррекционно – развивающие занятия эмоционально - волевой сферы с учащимися подготовительного - четвертого класса; профилактические и коррекционные тренинги девиантного поведения у подростков.

Помимо профилактического направления психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса, ориентированного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся, данная программа включает коррекционно - развивающую работу с обучающимися «группы риска».

Психологические особенности подростков с риском суицида.

По определению А.Г. Амбрумовой, «суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта». Cоциально-психологическая дезадаптация личности понимается в широком диапазоне. Она включает в себя широкий спектр переживаний личности при воздействии личностно значимых раздражителей - состояние стресса и др. При этом дезадаптация выражается в целой гамме различных эмоциональных реакций - от их психологического уровня до психотических состояний (тоска, тревога, страх, отчаяние, чувство безысходности и пр.) Дезадаптация личности приводит к тому, что количество известных вариантов разрешения конфликта резко ограничивается или сводится к нулю.

В программе Сакович Н.А. аутоагрессивное поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями. Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации.

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.

Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.

Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов:

1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого.

2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.

3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию.

4. Психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими видами акцентуаций характера: агрессивный, эмотивный, сенситивный, истероидный, астенический.

5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенностью их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и самовыражении.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

• безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;

• беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;

• чувство неполноценности, никчемности, незначимости;

• чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:

• противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это — зов о помощи;

• быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;

• апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия: подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость;

• неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир аутических фантазий, признаки бегства от реальности;

• низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности; высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;

• выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой, признаки невротического развития. Внутренние переживания могут маскироваться бравадой, дерзостью, вызывающим поведением;

• употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Принадлежность к субкультурам, поддерживающим идеологии принятия саморазрущающего поведения так же относится к провоцирующим факторам аутоагрессивного поведения.

Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни.

Внутренние формы суицидальной активности:

• Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти (заснуть и не проснуться; «Если бы я умер...» и т. п.).

• Суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время.

• Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент — подросток настраивает себя на определенные действия.

Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы:

• Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.

• Завершенный суицид — действия заканчиваются смертью.

Факторы суицидального риска.


Социально-экономические

  • проживание в больших городах

  • изоляция

  • дефицит социальных контактов

  • переселение, в т.ч. вынужденное из обычной среды обитания

  • утрата общественного престижа

Семейные

  • одиночество

  • потеря родителей (одного из них)

  • развод родителей

  • конфликтные / неупорядоченные отношения в семье,

  • суицидальная наследственность в семье, в т.ч. недавно совершенное самоубийство

  • насилие (физическое /сексуальное / психологическое) в семье

Медицинские (биологические)

  • психозы и пограничные психические расстройств

  • аффективные расстройства настроения

  • шизофрения

  • церебрально-органическая патология (при нарастании психопатизации)

  • соматические заболевания, в т.ч. тяжелые, хронические и/или неизлечимые

  • посттравматические и острые стрессовые расстройства.

Личностные

  • повышенная напряженность потребностей,

  • низкая фрустрационная потребность

  • низкая способность к формированию психологических защитных механизмов

  • импульсивность

  • эмоциональная неустойчивость

  • максимализм

  • бескомпромиссность

  • низкая самооценка, особенно в сочетании с высоким уровнем притязаний

  • высокая тревожность

  • холерический темперамент в сочетании с высокимнейротизмом

  • акцентуации характера (лабильного, эпилептоидного, истероидного, циклоидного типов и их сочетаний)

  • низкие коммуникативные навыки

  • утрата или перестройка ценностных ориентаций

  • возрастной / экзистенциальный кризис.

У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconПсихолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под...

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconПрограмма коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение...
Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий
Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения...

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconРабочая программа Предупреждение нарушений в речевом развитии и психолого-педагогическое...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconМуниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №55
Организовать психолого – педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации Образовательной программы через учет гендерной...

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая icon1. Общая характеристика детского дома
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconГаудпо мо «институт развития образования»
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Программа «п сихолого-педагогическое сопровождение обучащихся, склонных к аутоагрессивному поведению» Вид программы: коррекционно-профилактическая iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск