Скачать 2.06 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГАУДПО МО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации Сборник материалов из опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области Мурманск 2015 Составитель А.В. Лукина, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации: сборник материалов из опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области / Составитель А.В. Лукина [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. - 93 с. Сборник содержит методические материалы для педагогов-психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации работников образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Тексты печатаются в авторской редакции. © ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015 © Лукина А.В., 2015 Введение Идея психологического сопровождения является востребованной в образовательной практике и в настоящее время получила импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты второго поколения, ориентированные на достижение не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных результатов, невозможно внедрить в практику без учета возрастно-нормативной модели и социальной ситуации развития учащихся. Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является необходимым направлением работы педагога-психолога образовательной организации. На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА. Система психолого-педагогического сопровождения выпускников на этапе подготовки к ГИА в отечественной системе образования складывается эмпирическим путем, и данное издание представляет собой описание практики работы педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области в этом направлении. Сборник содержит методические материалы для педагогов-психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации работников образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к прохождению ГИА: комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к прохождению ГИА, описание системы работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений на этапе подготовки к прохождению ГИА, конспекты трениговых занятий, материалы для подготовки психологических занятий по формированию психологической готовности выпускных классов к прохождению ГИА, программа психологического сопровождения и подготовки учащихся с ОВЗ к прохождению ГИА, рекомендации для родителей по психологической поддержке учащихся на этапе подготовки и прохождения ГИА. Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ГИА Составитель - Голебо Т.А., педагог-психолог, МБОУ СОШ №8, п. Североморск-3 Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) Описание. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования. Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам) – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам) – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам) – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени(силе) выраженности данной характеристики. Бланк. Ф.И.О.______________________________ Пол_________Возраст_________________ Дата______________Время____________
«Шкалы социально ситуационной тревоги» (Кондаш) Описание. Данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги. Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности: а) школьная тревожность; б) самооценочная тревожность; в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования. Обработка данных. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1. Таблица 1 Виды тревожности
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности. В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских учащихся. Таблица 2 Уровень тревожности
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких учащихся отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих учащихся постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Учащиеся с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех учащихся, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами. Бланк. Ф.И.О.__________________________________________________________________ Возраст____________________________________ Дата проведения_______________ Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх». Пример: Перейти в новую школу 0 1 2 3 4
|
Гаоу дпо «Институт регионального развития Пензенской области» проводит межрегиональную научно-практическую конференцию учителей иностранных... | Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» приглашает... | ||
Институт развития национальной школы (далее Институт) является Государственным бюджетным научным учреждением Министерства образования... | Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее – Институт) | ||
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Методические рекомендации / / Сост. Е. Г. Мазурова, А. Г. Пачина, В. А. Рудаков, С.... | И. о ректора государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской... | ||
Методика паспорта ид направлена на повышение инновационной активности субъектов инновационной деятельности, а так же на содействие... | В гоау дпо амурском областном институте развития образования (далее институт) ведётся обучение по очной, очно-заочной, дистанционной... | ||
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования | Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |