Доклад на тему: «Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность воспитателя групп раннего и младшего дошкольного возраста» Вся работа воспитателя – это непрерывный «педагогический процесс» состоящий из нескольких этапов. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки, планирования, последовательности, оперативного контроля и анализа результатов. Для облегчения работы педагогов на каждом этапе педагогического процесса создано практическое понятие «рабочая документация».
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Трудовой Кодекс РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Локальные акты ДОУ (Устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция).
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. календарный план воспитательно-образовательной работы,
2. табель посещаемости детей.
Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.
Документация может быть систематизирована в следующих папках:
информационно-нормативная (01),
планирования и анализа (02),
организации воспитательно-образовательной работы (03).
1.Информационно-нормативная документация:
1.1.Должностная инструкия воспитателя группы раннего дошкольного возраста.
1.2.Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.
1.3.Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4.Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2.Документация по организации работы воспитателя:
2.1.Основная образовательная программа дошкольного образования в группе раннего возраста. / Рабочая программа.
2.2.Перспективное и календарное планирование в соответствии с положением о планировании.
2.3.Расписание НОД.
2.4.Педагогическая диагностика (мониторинг, индивидуальные карты развития, индивидуальные образовательные маршруты / программы).
2.5.Портфолио воспитателя.
2.6.Творческая папка по самообразованию.
3.Документация по организации работы с воспитанниками:
3.1.Табель посещаемости.
3.2.Сведения о детях и родителях.
3.3.Лист здоровья на воспитанников группы.
3.4.Журнал здоровья
3.5.Лист адаптации.
3.6.Режим группы (на холодный период, теплый, адаптационный).
4.Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников:
4.1.Социальный паспорт семей воспитанников группы.
4.2.План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
4.3.Протоколы родительских собраний.
Рабочая программа педагога.
Разрабатывается на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года).Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. ! Структура и содержание подробно раскрыты в следующей статье http://kiskizaiki.ru/?p=98.
Перспективный план и календарный план .
Перспективный план составляется на год, а календарный план составляется на неделю или на каждый день. В каждом дошкольном учреждении принято использовать единую для всех педагогов форму написания планов. Составление плана в группах раннего возраста имеет свою специфику и планируется в три этапа:
первый этап - период адаптации (индивидуальные листы наблюдений), в плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия.
второй этап - это период диагностики. Оформляется карта нервно-психического развития на каждого ребенка, и формируются подгруппы детей для проведения занятий.
В плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия.
третий этап - планирование работы с детьми.
Расписание НОД.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Составляется с учётом ФГОС, размещается в родительском уголке, должна присутствовать в календарном плане, рабочей программе.
Педагогический мониторинг.
Представляет собой собранный и оформленный диагностический материал в папки по разным направлениям. Диагностики определяются программой, используемой в конкретном учреждении, проводятся в начале, середине и в конце учебного года.
Табель посещаемости.
Позволяет контролировать, какое количество дней дети посещают детский сад в течение месяца. Это необходимо для начисления родительской платы, для контроля над заболеваемостью детей, а в период адаптации помогает выявить беспричинные пропуски усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ. В конце месяца табель закрывается, подсчитывается число пропусков и посещений ребенком за месяц.
Журнал здоровья (Дневник Ф – 127)
Позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы.
В группах раннего возраста воспитатели ведут так называемый «журнал здоровья», в котором отмечается состояние здоровья каждого ребёнка при утреннем приёме. Данный журнал может выглядеть вот так:
Фамилия, имя ребёнка Температура Стул Кожа Зев Жалобы
Подпись родителей
(Время приёма) Приняла _____ детей. Дети здоровы. Жалобы_____________________.
(Время передачи) Передала ____ детей.
Подпись/ФИО воспитателя
(Время приёма) Приняла ____ детей. Дети здоровы.
(Время ухода детей домой) Домой дети ушли здоровыми.
Подпись/ФИО воспитателя
Примерно так может выглядеть «журнал здоровья», состояние детей описывается по реальной ситуации. Количество и название колонок можно менять, по вашему усмотрению, учитывая общие требования конкретного ДОУ.
Сведения о детях и родителях.
Обязательная для всех документация, так как каждый воспитатель должен знать о родителях своих воспитанников необходимые сведения: Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата его
рождения; фамилия, имя, отчество матери, отца, дата рождения, место работы обоих родителей, контактные телефоны(номера сотовых телефонов, рабочие номера, домашний номер, если таковой есть, а так же можно выяснить номера телефонов бабушек, дедушек или иных родственников, которыми можно воспользоваться, если не получится дозвониться до родителей), образование.
Лист здоровья.
Данные листы содержат основную информацию о состоянии здоровья детей и составляются на каждого ребёнка индивидуально. В данном документе прописывается фамилия и имя ребёнка, дата рождения, группа здоровья, физкультурная группа, группа закаливания, рост и вес, маркировка мебели,дополнительные сведения. Листы здоровья заполняются воспитателем совместно с медицинским работником.
Лист адаптации (на вновь прибывших детей).
Педагог ведет наблюдение за каждым ребенком в течение двух месяцев и отмечает в листе адаптации общий эмоциональный фон, активность в познавательной и игровой деятельности, уровень взаимоотношения со взрослыми, а также с детьми в группе, отмечает реакцию ребенка на изменение привычной ситуации. Затем по итогам наблюдений психолог определяет уровень адаптированности каждого ребенка.
Социальный паспорт группы.
Составляется педагогом группы в начале учебного года и содержит сведения о количестве мальчиков и девочек в группе, о национальной принадлежности детей, о количестве полных и неполных семей. Об уровне образованности родителей, о социальном статусе родителей.
План взаимодействия с родителями воспитанников группы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ДОУ ведется работа в трех направлениях: 1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Работа с родителями в детском саду планируется заранее. Поэтому начинать работу необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
8. Индивидуальный план-график работы педагога на год.
Здесь указываются открытая НОД с детьми, работа с родителями, педагогами и работа по самообразованию. Пример:
Индивидуальный план-график педагога
на межаттестационный период
_______ — ______ учебный год
№ Мероприятия Срок выполнения Дата выполнения
1. С детьми
1.1
1.2
1.3
2. С родителями
2.1
2.2
2.3
3. С педагогами
3.1
3.2
3.3
4. Самообразование
4.1
4.2
4.3
10. Тетрадь закаливания детей.
Здесь педагог делает отметки о закаливании каждого ребёнка. Может выглядеть это примерно так:
№
Дата
Фамилия, имя ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
и т.д. 31
1 ИвановИван • • •
— закаливание
— больничный
— после больничного (закаливание не проводится 10 дней)
— отпуск
— отсутствие по иным причинам
11. Тетрадь протоколов родительских собраний.
Протокол может выглядеть так:
Протокол родительского собрания
Протокол № _________
родительского собрания от _____________________
(дата проведения)
Присутствовали __________ человек
(Перечислить)
Отсутствовали _________ человек
(Перечислить)
Повестка дня:
Выступление:
Решение:
Председатель: _____________
Секретарь: ________________
В строках решения прописываются принятые решения со сроками выполнения и ответственными лицами.
Вот основной перечень документов, необходимых для работы и отчетности воспитателю.
Приложение:
ИНСТРУКЦИЯ №35
ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. К самостоятельной работе воспитателем в группе раннего возраста допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Воспитатели несут юридическую ответственность за состояние здоровья и жизнь каждого ребенка в группе.
3. Каждый работник группы раннего возраста должен быть подготовлен к оказанию первой помощи ребенку при внезапном заболевании или несчастном случае. В групповой комнате должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств – для оказания первой помощи при травмах.
4. Запрещается приносить в групповое помещение кипяток.
5. Запрещается пребывание детей в горшечной без контроля взрослых.
6. При подмывании детей групповые работники обязаны строго контролировать температуру воды.
7. Следует постоянно следить за температурным режимом. В помещениях группы и спальне должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима.
8. Строго соблюдать режим проветривания. Окна должны открываться внутрь и быть закрыты сеткой.
9. Места для переодевания в раздевальной комнате должны находиться на расстоянии вытянутой руки от места хранения одежды. Сушильные шкафы должны находиться в исправном состоянии.
10. Радиаторы центрального отопления в игровой и других помещениях группы должны быть загорожены снимающимися или открывающимися для чистки экранами.
11. Портреты, картины, шкафы для игрового материала и одежды должны прочно прикрепляться к стене или полу. Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении и на участке, размещать комнатные растения на шкафах и высоких подставках. Подставки для цветов в групповой должны быть устойчивыми.
12. Мебель должна соответствовать росту детей, быть промаркирована и расставлена с учетом обеспечения свободы движений детей.
13. Количество занятий с детьми и время их проведения осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями.
14. Выдачу готовой пищи детям проводить только после снятия пробы и разрешения к выдаче. Во время приема пищи следить за поведением детей. Посуда для приема пищи не должна иметь трещин и сколов. Запрещается мытье посуды во время кормления детей.
15. Во избежание заноса инфекции запрещается передача во временное пользование других групп костюмов, дидактических материалов и прочих атрибутов.
16. Каждый ребенок должен иметь индивидуальную расческу, полотенце, салфетку.
17. На участке не должно быть опасных для детей предметов (не оструганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, битого стекла, обрывков проволоки). Запрещаются кирпичные бордюры вокруг клумб.
18. Воспитатель ведет обязательную документацию: табель посещаемости, фильтр, лист здоровья, лист адаптации, заполняет карту нервно-психического развития детей.
19. Воспитатель должен неукоснительно соблюдать Правила противопожарной безопасности, Инструкцию по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические требования. ИНСТРУКЦИЯ №36
|