Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ


НазваниеМалого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ
страница1/21
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


о состоянии

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

(информационно-аналитический обзор)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________________________________3

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ____________3

Финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Армении_________7

Программа предоставления кредитных гарантий____________________________________________________________7

Механизм предоставления кредитных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства________________8

Программа частичного субсидирования процентной ставки___________________________________________________8

Финансовое содействие начинающим предпринимателям_____________________________________________________8

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ____________9

Количество субъектов малого и среднего бизнеса___________________________________________________________11

Занятость в малом и среднем бизнесе_____________________________________________________________________12

Производство продукции (товаров, услуг) и валовой внутренний продукт ______________________________________13

Инвестиции в основной капитал_________________________________________________________________________13

Финансовые показатели________________________________________________________________________________15

Внешнеторговая деятельность___________________________________________________________________________16

Промышленное производство и розничный товарооборот торговли____________________________________________16

Индивидуальные предприниматели_______________________________________________________________________17

Существующие институты поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь_____________19

Деятельность субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь_24

Центры поддержки предпринимательства__________________________________________________________________26

Инкубаторы малого предпринимательства_________________________________________________________________27

Государственная поддержка субъектов инфраструктуры_____________________________________________________28

Проблемы и перспективы инновационных предприятий малого и среднего предпринимательства в Беларусь_________29

Технопарки Республики Беларусь________________________________________________________________________31

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН__________33

Работа по улучшению бизнес-климата в Республике Казахстан________________________________________________35

Институты поддержки малого и среднего бизнеса, технопарки и бизнес-инкубаторы в Республике Казахстан________39

Институты развития, оказывающие финансовую поддержку малым и средним предприятиям______________________41

Этапы развития и деятельности Фонда «Даму»_____________________________________________________________44

Проблемы и механизмы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства в Казахстане____________52

Проблемы и перспективы инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане___________________55

Технопарки в Республике Казахстан______________________________________________________________________63

Краткая информация о сфере деятельности казахстанских технопарков_________________________________________64

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ_______66

Анализ развития предпринимательства в Кыргызской Республике за 2007-2012 годы_____________________________66

Создание благоприятных условий для бизнеса______________________________________________________________68

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА____________76

Этапы становления и развития малых и средних предприятий_________________________________________________76

Основные показатели, характеризующие состояние и динамику развития сектора________________________________77

Ретроспектива развития малых и средних предприятий за период рыночных реформ_____________________________78

Институциональная среда_______________________________________________________________________________79

Законодательств_______________________________________________________________________________________80

Административные барьеры_____________________________________________________________________________83

Налогообложение малых и средних предприятий___________________________________________________________84

Тенденции сектора малого и среднего предпринимательства в условиях современного финансового кризиса_________85

Перспективы сотрудничества в рамках ЕС и СНГ___________________________________________________________87

Проблемы и механизмы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства в МолдовЕ______________87

Кредиты коммерческих банков___________________________________________________________________________88

Кредиты микрофинансовых организаций__________________________________________________________________88

Средства специального фонда гарантирования кредитов_____________________________________________________89

Средства программ, направленных на финансовую поддержку определенных групп предпринимателей_____________89

Технопарки и инкубаторы_______________________________________________________________________________90

Промышленные парки в Молдове_________________________________________________________________________95

Барьеры на пути развития инновационного предпринимательства в Молдове____________________________________96

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_________97

Законодательство и налогообложение_____________________________________________________________________97

Создание малых инновационных компаний_______________________________________________________________105

Совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности_____105

Статистика малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации__________________________________106

Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства___________________________________108

Нефинансовые инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства______________________________109

Финансовые инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства_________________________________113

Институты поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации________________________116

Развитие технопарков в Российской Федерации____________________________________________________________119

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН_____124

Законодательная база__________________________________________________________________________________124

Показатели роста субъектов предпринимательства в Республике Таджикистан_________________________________125

Административные барьеры развития предпринимательства_________________________________________________126

Улучшение предпринимательской среды_________________________________________________________________127

Содействие укреплению государственно-частного партнерства______________________________________________128

Повышение потенциала предпринимателей_______________________________________________________________128

Информационная поддержка субъектов предпринимательства_______________________________________________128

Поддержка субъектов предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары, работы, услуги__________129

Совершенствование кредитно-финансовой системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства__128

Приоритетные виды деятельности субъектов предпринимательства___________________________________________129

Анализ институциональной среды развития и законодательство в сфере малого и среднего предпринимательства____129

ВЫВОДЫ___________________________________________________________________________________________134

ВВЕДЕНИЕ
Курс на поддержку малого и среднего предпринимательства был взят правительствами государств - участников СНГ еще 20 лет назад. За эти годы в государствах удалось сделать немало. Вклад малых предприятий в экономику, пополнение доходных статей бюджетов разных уровней, создание новых рабочих мест стали в государствах одними из решающих факторов развития. Малое и среднее предпринимательство в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. В настоящее время малое и среднее предпринимательство представляет собой довольно мощный социальный слой общества, реальную и серьезную экономическую силу.

Особую роль на современном этапе приобрели взаимоотношения между бизнесом и властью, совершенствование технологии их взаимодействия; проблема самоорганизации предпринимательского сообщества сегодня так же актуальна, как и несколько лет назад.

Очевидно, что развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства - один из национальных приоритетов экономики в любом из государств - участников СНГ.

Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ, возобновивший свою деятельность в 2010 году, провел анализ современного состояния развития малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ.

Настоящий материал подготовлен в соответствии с решением, принятым на 13-м заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ 7 октября 2011 года, на основе материалов, представленных Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

В результате осуществляемой Правительством Республики Армения целенаправленной и последовательной политики в последние годы имеет место динамический рост сферы малого и среднего предпринимательства (МСП), что, в свою очередь, влияет на показатели социально-экономического развития государства.

Количество субъектов МСП к 2012 году составило более 70 тыс. Увеличивается роль МСП в формировании ВВП государства. В 2011 году его удельный вес составил 43% по сравнению с 2009 годом - 42,5%.

Основы политики развития МСП в Республике Армения заложены в Концепции политики и стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Армении, в которой представлены экономические, социальные и политические цели государственной политики развития МСП и основные направления ее реализации.

Большое значение для развития сферы МСП имело принятие Закона Республики Армения «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», которым были установлены критерии определения субъектов МСП и основные направления их государственной поддержки. До 2011г. критерием определения субъектов МСП являлась численность работников и сфера деятельности. Начиная с 2011 года в результате внедренных в Закон изменений кроме численности работников установлены также новые дополнительные критерии: выручка от реализации за предыдущий год и/или балансовая стоимость активов за предыдущий год.

Критерии субъектов МСП

Субъекты МСП

Численность работников

Выручка от реализации за предыдущий год и/или

Балансовая стоимость активов за предыдущий год

Микро­организации

До 10 человек

Не превышает 100 млн драмов

(245,7 тыс. долларов США)

Не превышает 100 млн драмов

(245,7 тыс. долларов США)

Малые организации

До 50 человек

Не превышает 500 млн драмов

(1 228,5 тыс. долларов США)

Не превышает 500 млн драмов

(1 228,5 тыс. долларов США)

Средние организации

До 250 человек

Не превышает 1 500 млн драмов

(3 685,5 тыс. долларов США)

Не превышает 1 000 млн драмов

(2 457 тыс. долларов США)


В соответствии с указанным Законом начиная с 2002 года в Армении разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки МСП.

В рамках Программы государственной поддержки МСП на 2002г. был создан Фонд «Национальный Центр Развития МСП в Армении», ставший основным звеном системы господдержки и призванный реализовывать программы государственной поддержки МСП. В структуру Национального центра развития МСП входят региональные филиалы во всех 10 марзах (регионах) Республики Армения, а также представительства в ряде городов.

Таким образом, в Армении сформирована и развивается система государственной поддержки МСП, расширяются объемы и география предоставляемой субъектам МСП финансовой и технической поддержки, совершенствуются механизмы и процедуры их предоставления.

Тем же Законом закреплено положение, согласно которому Правительством ежегодно выделяются средства из государственного бюджета на реализацию годовых программ государственной поддержки МСП. Объем средств, выделяемых на эти цели, из года в год увеличивается. Всего за 2002-2012гг. было выделено около 3,05млрд.драмов. Также в целях реализации программ прямого кредитования и финансирования субъектов МСП Национальным центром развития МСП при поддержке Правительства Армении в 2009г. была создана универсальная кредитная организация ЗАО «Инвестиции МСП», которой было выделено 7,5млрд. драмов.

В результате реализации годовых программ, осуществляемых Национальным центром развития МСП Армении, в течение 2002-2012 годов господдержку получили более 50 тыс. субъектов МСП, основную часть которых (более 70%) составляют представители регионов Республики Армения, где уровень развития МСП значительно ниже, чем в столице.

В рамках этих программ реализованы мероприятия, направленные на расширение возможностей для деятельности субъектов МСП: создание инфраструктур поддержки МСП, финансовая поддержка в целях расширения их кредитных возможностей посредством предоставления кредитных гарантий, частичного субсидирования процентов кредитования субъектов МСП в отдаленных и приграничных регионах, финансирование капитала, расширение возможностей для начинающих предпринимателей; защита интеллектуальной собственности и содействие внедрению современных технологий; содействие продвижению субъектов МСП на внутреннем и внешнем рынках, расширение их внешнеэкономической деятельности, а также предоставление информационных и консультационных услуг и осуществление учебных программ.

В настоящее время в Армении решены многие проблемы, препятствующие деятельности субъектов МСП как в правовом поле, так и в направлении финансовой и технической поддержки. Вместе с тем, несмотря на позитивные перемены, предприниматели продолжают сталкиваться с рядом проблем, в том числе финансовыми.

В целях совершенствования бизнес-среды в Республике Армения проведен ряд институциональных реформ.

С апреля 2011 года начал действовать центр электронной регистрации предприятий по принципу «одного окна», технически оснащенный и соответствующий европейским стандартам, где вместе с рядом услуг Регистром обеспечивается проведение экспертизы фирменных названий и предоставление налогового кода. В результате регистрация юридических лиц с типовым уставом осуществляется в течение 15-30 минут, а регистрация юридических лиц со сложными уставами - не более трех дней. Внедрена также электронная система электронной регистрации юридических лиц и учета индивидуальных предпринимателей (www.e-register.am).

Также проведены реформы в налоговой системе. Сокращена частота уплаты ряда налогов, в частности, предоплата и минимальная уплата налога с прибыли (вместо ежемесячных - ежеквартальные), налога на имущество и землю (вместо ежеквартальных — по полугодиям), продлен запрет инспекционных проверок для хозяйствующих субъектов с товарооборотом менее 70 млн. драмов и ряд других мероприятий. Введена электронная система представления налоговой отчетности.

С 2013 года вступил в силу Закон Республики Армения «О подоходном налоге», согласно которому вместо действующего подоходного налога и платежа обязательного социального страхования установлен единый подоходных налог. Отчеты по данному налогу представляются в налоговый орган исключительно в электронной форме.

Проведены также реформы в целях облегчения осуществления внешнеторговой деятельности, получения разрешений на строительство, исполнения договоров, защиты инвесторов, регистрации собственности и др. Кроме того, в целях содействия экспорту осуществляется компенсация расходов на получение необходимых сертификатов.

В рамках осуществляемых реформ внесены изменения и дополнения в Закон «О проведении проверок в Республике Армения». Осуществляется система планирования проверок по степени риска, проведение проверок только в рамках вопросов проверочного листа и др.

С 2003г. для обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП в рамках годовых программ их поддержки реализуется Программа предоставления кредитных гарантий, механизмы реализации которой постоянно совершенствуются. В приграничных и отдаленных районах реализуется Программа частичного субсидирования процентной ставки по предоставляемым кредитам.

В 2009г. начал свою деятельность созданный в рамках осуществляемой Правительством Армении антикризисной политики Оперативный штаб по поддержке программ МСП. Одобренные им программы получили поддержку по многим направлениям, в том числе в рамках Программы финансирования собственного капитала. В 2006-2012гг. была оказана поддержка 314 начинающим предпринимателям на сумму 548,7 млн. драмов.

С 2008 года Национальный центр развития МСП Армении является принимающей структурой Европейской сети предприятий, а также ее корреспондентским центром. Эта инфраструктура объединила все основные европейские организации поддержки предпринимательства для того, чтобы малые и средние предприятия могли получать услуги для реализации своего потенциала и развития инновационных возможностей.

В целях содействия субъектам МСП при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении налоговой отчетности в 2009 году был создан Центр предоставления услуг по бухгалтерскому учету для субъектов МСП.

Учитывая, что сфера информационных технологий в Армении является приоритетным направлением, для ее развития Правительство проводит целенаправленную политику. В 2002 году им был создан фонд «Инкубатор предприятий», а с 2010г. действует Гюмрийский технопарк, целью которых наряду с реализацией ряда программ в сфере информационных и телекоммуникационных технологий является также оказание содействия как действующим, так и вновь создаваемым субъектам МСП сферы информационных технологий.

Армения принимает активное участие в заседаниях/видеоконфе-ренциях рабочей группы по разработке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года, основной целью которой является создание единого инновационного пространства стран Содружества, объединяющего возможности национальных инновационных систем. Национальным разработчиком программы является фонд «Инкубатор предприятий», а национальным заказчиком - Министерство экономики Республики Армения.

Несмотря на трудности существующие пока в развитии страны, экономическая стратегия Правительства Республики Армения нацелена на создание необходимой базы для дальнейшего стабильного развития экономики. Основными направлениями этой стратегии являются дальнейшее развитие МСП, осуществление инновационной и научно-технической политики, улучшение инвестиционного климата и создание благоприятной бизнес-среды, обеспечение благоприятных условий для выхода отечественных товаров и услуг на внешние рынки и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconОглавление 143 введение
Снг подготовлен Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (далее...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconИсполнительный комитет межрегиональное и приграничное сотрудничество...
Настоящая информационно-аналитическая записка подготовлена Департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconПоложение о порядке выдачи ветеринарных свидетельств на подконтрольные...
Положение о порядке выдачи ветеринарных свидетельств на подконтрольные государственному ветеринарному надзору животноводческие грузы...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconТот факт, что вопросы демократии приобретают все б
Международное наблюдение за выборами в органы государственной власти в государствах — участниках снг*

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconО порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconО порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconО порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconО порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconО порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской...

Малого и среднего предпринимательства в государствах участниках СНГ iconФорма справки об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом №209-фз от 24. 07. 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск