Методическое пособие по реализации модели «одно окно»


НазваниеМетодическое пособие по реализации модели «одно окно»
страница1/11
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Фонд «Институт экономики города»
Методическое пособие

по реализации модели «одно окно»

в муниципальных образованиях

Российской Федерации


Москва 2003

УДК 352.071(1-21):364

ББК 67.401

М54
М54 Методическое пособие по реализации модели «одно окно» в муниципальных образованиях Российской Федерации / Л. Никонова, Б. Ричман. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. –

Административная реформа муниципальных органов социальной защиты населения является одной из самых важных задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Книга рассказывает о практике внедрения наиболее известной управленческой схемы в области социальной поддержки населения - модели «одно окно». В 1999 - 2002 гг. специалисты фонда «Институт экономики города» (Россия, Москва) и The Urban Institute (США, Вашингтон) совместно с администрацией г. Арзамаса Нижегородской области работали над внедрением данной модели в практику оказания социальной поддержки населению на местном уровне. Этот демонстрационный проект был реализован в рамках проекта «Совершенствование системы социального обслуживания в Российской Федерации» и программы «Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста», осуществляемых при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). В настоящий момент власти ряда городов Российской Федерации готовы внедрить модель «одно окно» на территории своих муниципальных образований. Цель данного пособия   помочь администрациям всех заинтересованных муниципалитетов реализовать предлагаемую управленческую схему.

Содержащиеся в пособии рекомендации будут полезны для руководителей социального блока органов местного самоуправления, сотрудников органов социальной защиты населения, студентов и слушателей вузов, специализирующихся в области управления в социальной сфере.

УДК 352.071(1-21):364

ББК 67.401

ISBN 5-8130-0070-4
Данное издание подготовлено и напечатано при поддержке Агентства США по международному развитию
С Фонд «Институт экономики города», 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ...………………………………………………………………………………...

4

Часть 1.

Модель «одно окно»





8




Характеристика модели «одно окно»


8




Централизация информации о клиентах и создание комплексных личных дел


12

Часть 2.

Как адаптировать и внедрить модель «одно окно»



14




Подготовка к внедрению модели «одно окно»


14




Адаптация модели «одно окно» к условиям муниципального образования


15




Единая форма заявления


28




Реализация модели «одно окно» в муниципальном образовании


32




Некоторые выводы


38

Часть 3.

Внедрение модели «одно окно» в г. Арзамасе Нижегородской области



40




Характеристика работы системы социальной защиты населения г. Арзамаса до внедрения модели «одно окно»



40




Характеристика работы системы социальной защиты населения г. Арзамаса после внедрения модели «одно окно»



46




Перспективы использования модели «одно окно» в г. Арзамасе


49

Приложения. Документы, разработанные в процессе внедрения модели «одно окно» в г. Арзамасе Нижегородской области


51




1. Положение об отделе социальных выплат Управления социальной защиты населения администрации г. Арзамаса


51




2. Проект Устава Центра социальных выплат г. Арзамаса


60




3. Единая форма заявления


66




4. Инструкции по назначению социальной помощи


80

Summary

ВВЕДЕНИЕ
Книга представляет собой практическое пособие для руководителей муниципальных органов социальной защиты населения. Она рассказывает о том, как организовать обращение граждан за социальной помощью и ее назначение в соответствии с правилами модели «одно окно». Данную модель можно кратко охарактеризовать следующим образом: это управленческий механизм, предоставляющий возможность гражданам и/или семьям, нуждающимся в социальной помощи, обращаться за получением нескольких пособий в одну организацию или структуру, проходя собеседование с одним специалистом, заполняя одну форму заявления и предоставляя один набор подтверждающих документов. Подробная характеристика модели содержится в первой части книги.

Модель «одно окно» была впервые в Российской Федерации реализована в Арзамасе (численность населения 110 тыс. чел.) Нижегородской области в начале 2002 года. Этому предшествовал этап планирования и практической отработки предложенной реформы, который продлился в общей сложности около двух лет.

При реализации проекта городская администрация преследовала две цели. Первая цель   улучшить механизм оказания социальной помощи малоимущим гражданам. Вторая   создать систему управления органами социальной защиты, которая позволила бы скоординировать процесс предоставления различных видов помощи нуждающимся в ней семьям, а также иметь более полную картину комплексного воздействия на семью социальной поддержки, предлагаемой государством и органами местного самоуправления. Внедрение модели «одно окно» стало частью проекта «Совершенствование системы социального обслуживания в Российской Федерации» и программы « Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста», осуществляемых сотрудниками Института экономики города (Россия, Москва) и The Urban Institute (США, Вашингтон) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Выбор указанных целей был обусловлен отсутствием информации о том, какой именно комплекс социальной помощи и услуг получают клиенты городского Управления социальной защиты населения. В результате местной администрации трудно было оценить эффективность предоставляемой гражданам социальной помощи.

При поддержке специалистов Института экономики города и The Urban Institute городские власти начали координировать работу, которая проводилась с семьями: с одной стороны, руководители органов социальной защиты хотели быть уверены в том, что клиенты действительно получают всю необходимую им помощь, с другой – для учета и планирования этой работы требовалась единообразная информация о нуждах каждой семьи, ее проблемах и о том, каким образом они могут быть решены.

До начала реализации пилотного проекта жители Арзамаса должны были обращаться за различными видами пособий и услуг в разные учреждения городской системы социальной защиты. Например, за ежемесячным пособием на ребенка - в Комитет по делам семьи, женщин и детей, за продовольственной помощью - в Муниципальный центр социальной защиты населения. Функции же по назначению такого распространенного вида социальной поддержки, как жилищные субсидии, выполнял отдел жилищных субсидий, находящийся в ведении Управления жилищно-коммунального хозяйства. Руководители органов социальной защиты понимали, что при подобной организации работы с населением часть нуждающихся семей не получают необходимую им социальную помощь. Одни – потому что вообще не знают о ней, другие – потому что не знают, в какую организацию за ней можно обратиться, возможно также, что некоторые семьи не обращаются за помощью из-за сложного процесса ее оформления.

Городская администрация решила устранить указанные недостатки. Для этого и была разработана модель «одно окно», подразумевавшая упрощение доступа граждан к социальной помощи и централизацию функций по назначению и выплате различных ее видов в единой структуре (взамен нескольких разобщенных организаций). В третьей части нашего пособия подробно описывается модель, реализованная в Арзамасе, а также система управления предоставлением социальных выплат до и после внедрения модели. Хотелось бы подчеркнуть, что решение начать работу по сокращению административных издержек и повышению эффективности функционирования всей системы социальной защиты было принято администрацией на этапе планирования реформы. В результате на этапе реализации проекта особое внимание было уделено сокращению дублирующих функций у специалистов органов социальной защиты, упрощению процедуры оформления и предоставления социальных пособий и выплат.

В начале 2002 года сотрудники Института экономики города и The Urban Institute провели в Арзамасе исследование, чтобы определить реальный эффект (положительный или отрицательный) от перехода местных органов социальной защиты к новой административной системе оказания социальной помощи населению. Исследование показало, что в результате перехода к новой модели производительность труда специалистов, вовлеченных в процесс предоставления социальных выплат, увеличилась на 31%. Примерно наполовину сократилось время, расходуемое клиентами на сбор документов и справок, подтверждающих их право на получение различных видов социальной помощи.

Невозможно установить заранее, насколько будут похожи результаты внедрения системы «одно окно» в других муниципальных образованиях на те, что были достигнуты в Арзамасе. Однако очевидно, что, внедрив систему интегрированного управления1 в процесс приема обращений граждан и назначения социальной помощи, органы местного самоуправления получат в свое распоряжение механизм экономии административных расходов на предоставление социальных выплат. Более того, такая интеграция может существенно расширить доступ нуждающихся граждан к социальной поддержке, позволив сократить количество посещений социальных служб для обращения за разными вилами помощи и получения подтверждающих документов.

Интеграция оказания социальной помощи и расширения доступа к ней клиентов представляет собой проблему для органов местного самоуправления не только в Российской Федерации. Многие страны, пытаясь решить эту проблему, использовали методы, сходные с моделью «одно окно».

Особый интерес для руководителей местных органов социальной защиты могут представлять два примера реализации модели «одно окно»: на Украине и в Армении.

В Львовской и Харьковской областях на Украине разработана административная реформа, направленная на решение следующих задач:

  • повышение интегрированности адресных программ социальной помощи, нацеленных на защиту малоимущих слоев населения;

  • совершенствование схем административного управления предоставлением социальной помощи на местном уровне;

  • повышение компетентности органов местного самоуправления в области мониторинга и анализа данных об уровне распространения бедности и о социальных нуждах населения.


В ходе внедрения модели в этих областях были достигнуты следующие результаты:

  • несколько отделов социальной помощи объединены в один;

  • процедура обращения населения за социальной помощью через местные отделения органов социальной защиты претерпела значительные изменения: была введена единая форма заявления, с помощью которой можно обратиться сразу за несколькими видами социальных выплат;

  • к социальной помощи получили доступ сельские жители;

  • специалисты органов социальной защиты прошли обучение, что впоследствии позволило им предложить населению более высокий уровень обслуживания.

В Армении структура органов социальной защиты также была разрознена. В стране существовало более 200 различных учреждений социальной защиты, и каждое пользовалось своей собственной электронной базой данных по учету клиентов. Клиенты не могли получить точной информации о том, на какие пособия, выплаты или компенсации они могут претендовать, более того, квалификация местных специалистов была явно недостаточной, они даже не были должным образом проинструктированы.

В Армении был осуществлен ряд реформ, в частности такая принципиально важная реформа, как организация единых центров социальной защиты, действующих по схеме, схожей с моделью «одно окно» в Арзамасе. Армения перешла на эту модель предоставления социальной помощи по тем же причинам, по которым российские города заинтересованы во внедрении системы «одно окно»:

  • новая модель помогла интегрировать предоставление различных услуг;

  • население обрело более широкий доступ к получению социальной помощи;

  • значительно упростились система и процедуры предоставления социальных выплат;

  • новая модель способствует более четкому контролю над средствами, предоставляемыми в качестве социальной помощи, и повышению адресности их расходования;

  • модель экономически эффективна, поскольку максимизирует использование ресурсов, исключая дублирование одних и тех же действий и, следовательно, затрат;

  • модель позволяет органам социальной защиты определять право семьи на получение сразу нескольких видов социальной помощи, единовременно собирая необходимую информацию.


Руководители органов местного самоуправления и системы социальной защиты в России должны отдавать себе отчет в том, что модель «одно окно» позволяет провести административные преобразования и повысить эффективность предоставления социальной помощи. Самих программ помощи она не улучшит. Безусловно, даже недостаточно подуманные и плохо составленные муниципальные программы благодаря модели «одно окно» будут управляться более грамотно, однако на результативность поддержки населения сама по себе модель повлиять не сможет.

Модель «одно окно» предусматривает интегрированную систему предоставления социальных выплат. Для процесса интеграции программ помощи характерна в первую очередь тесная работа с клиентами, предполагающая быстрое обслуживание, возможность одновременного обращения клиентов за целым рядом программ помощи без повторного прохождения процедуры интервью и регистрации, без длительного ожидания и тому подобных административных барьеров. Такая интеграция, или координация, программ предусматривает:

  • возможность максимизировать количество клиентов, обслуживаемых в пределах выделенных под программу помощи ресурсов;

  • гибкость в использовании средств и более эффективное ведение личных дел благодаря возможности перебрасывать ресурсы (в первую очередь – административные) туда, где они более всего необходимы;

  • возможность предложить клиентам более широкий спектр услуг;

  • более высокую эффективность работы специалистов органов социальной защиты за счет сокращения дублирующих функций;

  • более удобный механизм мониторинга предоставленных клиентам помощи и услуг, отзывов граждан о качестве последних, что в итоге повышает ответственность органов социальной защиты за обслуживание своих клиентов.


Настоящее пособие должно помочь администрации любого муниципального образования в Российской Федерации разработать и внедрить в своем городе или районе модель «одно окно». В пособии рассмотрены как элементы строго обязательные для модели «одно окно», в каком бы муниципалитете Российской Федерации она ни реализовывалась, так и специфические, которые руководители тех или иных муниципальных образований могут выбрать при внедрении модели на своих территориях. Однако, принимая во внимание, что Арзамас – это единственный город, где «одно окно» уже действует, в данной публикации мы будем опираться в основном на арзамасский опыт.

Книга состоит из четырех частей.

Часть 1 содержит описание модели «одно окно».

Часть 2 содержит пошаговую инструкцию по разработке и внедрению модели «одно окно», которая может быть реализована в любом муниципальном образовании. Приводится перечень решений, которые должны быть приняты на этапе разработки новой модели, а также объясняется, каким образом те или иные решения будут влиять на функционирование «одного окна» и на эффективность реализации местными властями программ социальной помощи.

Часть 3 содержит подробное описание процесса реализации модели «одно окно» в Арзамасе, а также работы системы социальной защиты до и после внедрения модели.

Часть 4 – «Приложения»   содержит положения и нормативные документы, а также форму заявления, которые могут понадобиться для реализации модели «одно окно».

ЧАСТЬ 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconУчебно-методическое пособие выполнено в рамках внутривузовского гранта...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей структурных подразделений университета и профессорско-преподавательского...

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconМетодическое пособие Томск 2013 удк
Модели профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнёрства

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconРегламент подготовки справки о факте получения, неполучения (или...
Настоящий Регламент определяет порядок подготовки управлением социальной защиты населения администрации Старооскольского городского...

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconЛабораторная работа №1: Интерфейс среды matlab и основы программирования....
Интерфейс среды matlab (окно команд, окно рабочего пространства, окно истории команд, окно «текущая папка», окно Details, меню Start,...

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconУчебное пособие Иркутск
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов при реализации программ фгос среднего профессионального образования

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconПрограмма «Книжный салон» гтрк «Кострома»
Анонс круглого стола на тему «Организация системы предоставления государственных (муниципальных) услуг в режиме «одно окно» 4

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconМетодическое пособие 2011 г
Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового...

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Методическое пособие по реализации модели «одно окно» iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск