Антюхов А.В., Матяш Н.В., Фомин Н.В.
Учебно-методическое пособие
Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Брянск - 2010
УДК 378я73
ББК 74.580.20я73
А - 63
Учебно-методическое пособие выполнено в рамках внутривузовского гранта – «Инновационные подходы к проектированию и реализации основных образовательных программ по направлениям подготовки в бакалавриате и магистратуре»
Антюхов А.В., Матяш Н.В., Фомин Н.В. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.– Брянск: «Курсив», 2010. - 81 с. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики проектирования основных образовательных программ ФГОС ВПО, а также представлены рекомендации профильных УМО вузов по разработке ООП, реализующих ФГОС ВПО третьего поколения.
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей структурных подразделений университета и профессорско-преподавательского состава.
Рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (протокол № 1 от 2010 г).
ISBN
-
©
| ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. петровского»
| ©
| Издательство «Курсив», 2009
| Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕСТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕРМИНА «ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА» 6
1.2. ПОНЯТИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8
1.3. КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ООП И ПРООП ВПО 14
1.5. ОБЩАЯ СТРУКТУРА (МАКЕТ) ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЕЕ СОСТАВЕ) 15
1.6. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НАОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. 33
1.7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ООП ФГОС ВПО 36
ГЛАВА II.ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО. 37
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 39
2.2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ООП, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФГОС ВПО 41
2.3. МЕСТО И РОЛЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК В СОСТАВЕ ООП, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО. 44
2.4. ОБЩИЕ СТРУКТУРЫ (МАКЕТЫ) РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК (С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ). 45
2.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»). 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Приложение 1. Примерная основная образовательная программа ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «История». 78
Приложение 2. Проект ПООП бакалавриата по направлению «Филология». 78
Приложение 3. Рекомендуемый для включения в ООП ВПО перечень универсальных компетенций. 78
Приложение 4. Паспорт и программа формирования компетенций у студентов при освоении ООП. 78
Приложение 5. Разъяснения разработчикам ООП для реализации ФГОС ВПО. 78
|