Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв


НазваниеКатолическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв
страница1/14
ТипАвтореферат
filling-form.ru > бланк заявлений > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

МЕЗЕНЦЕВ Иван Валерьевич

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕИЗМА КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ.


Специальность 09.00.14 – Философия религии и религиоведение

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук

профессор

С.В. Пишун

Владивосток

2016

Оглавление


Введение 4

Глава I. Историко-культурный контекст православно-теистической интерпретации католической философии представителями духовно-академического теизма в кон. XIX - нач. XX вв. 19

§1.Рецепция византийско-русской традиции критического отношения к католической философии в научно-образовательном процессе Духовных Академий 19

§2.Оценка католической философии в контексте исторической и методологической авторефлексии духовно-академического сообщества 28

§3. Религиозные процессы в Западной Европе и России в XIX – нач. XX вв. и их влияние на оценку католической философии представителями духовно-академического теизма 34

Глава II. Интерпретация католической философии как историко-философского феномена представителями духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. 41

§1.Представления духовно-академических мыслителей об отличиях типовой структуры православной метафизики от римо-католической 41

§2.Осмысление происхождения католической философии и поиск объективных детерминант ее конфессиональной специфики представителями духовно-академического теизма 47

§3.Критика фундаментальной структуры римо-католической метафизики представителями духовно-академического теизма 53

§4.Оценка состояния католической мысли в Новое время представителями духовно-академического теизма 59

§5.Положительная оценка римо-католической философии представителями духовно-академического теизма 65

Глава III. Оценка метафизики в основных отделах римо-католической доктрины представителями духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. 77

§1.Оценка римо-католической концепции Абсолюта представителями духовно-академического теизма 77

§2.Оценка римо-католической онтологии и космологии представителями духовно-академического теизма 83

§3.Оценка римо-католической антропологии представителями духовно-академического теизма 89

§4.Оценка римо-католической метафизики в контексте философского анализа христианской сотериологии представителями духовно-академического теизма.........................................................................................................................109

§5.Оценка этического учения римо-католицизма представителями духовно-академического теизма 125

Заключение 133

Библиография 153

Введение
Актуальность исследования. Сопоставление философских традиций Запада и Востока, а также осмысление позиций отечественной мысли в истории религиозной философии неизменно сохраняют свою актуальность. Существенный вклад в развитие данной тематики может внести изучение православно-теистической интерпретации католической философии в дореволюционной духовно-академической традиции. Внимание к духовно-академической философии данного периода обусловлено, с одной стороны, возрастанием интереса к исследованию русской религиозной метафизики в современной истории философии и философии религии, и, с другой стороны, качественной постановкой религиозно-философского дискурса и научно-педагогической деятельности в самих духовных академиях. Восполнение пробелов в понимании внутреннего многообразия русской православно-теистической мысли будет формировать целостное, связное и дифференцированное понимание исторического процесса развития религиозной философии в России, а также содержательно восполнять состояние философского и философско-религиозного дискурсов в наши дни. Изучение православно-теистической оценки католической метафизики – классики западноевропейской мысли – позволит глубже осмыслить мировоззренческую специфику русской религиозной философии и глубже проникнуть в традицию русского понимания сущности религиозной культуры Запада. Современный исследователь духовно-академической философии С.В. Пишун считает востребованным «сопоставление русского духовно-академического теизма с творческим наследием представителей европейской средневековой схоластики» [256, с. 19].

Изучая оценку католической философии в духовно-академическом теизме, имеет смысл сосредоточить внимание на интеллектуальной активности отечественных авторов на рубеже XIX и XX вв. По указанию Б.В. Емельянова, 90-е гг. XIX – нач. ΧΧ вв. можно воспринимать как третий этап становления духовно-академической философии1. Внимание к данному периоду обусловлено тем, что, во-первых, к этому времени духовно-академическая мысль прошла почти 300-летний путь своего развития, накопив значительный опыт в деле осмысления римо-католической философии. Это позволило духовно-академическому теизму, во-вторых, углубить степень критической авторефлексии над конфессиональной спецификой своего религиозно-философского пути, начиная от своих схоластических истоков XVII в. Как известно, именно католическая схоластика фундировала научно-педагогический процесс в начальный период становления первых духовных академий на Руси, которые создавались для усиления интеллектуальной мощи православия: «...русская духовно-академическая традиция еще во времена Киевской и Славяно-греко-латинской академий выросла в первую очередь на схоластическом аристотелизме...» [256, с. 19]. В-третьих, с высоты XIX - нач. XX вв. православные теисты имели возможность рассмотреть развитие римо-католической метафизики в значительной исторической ретроспективе, соотнося средневековый схоластицизм с состоянием католической философии в Новое время. В-четвертых, именно со втор. пол. (особенно - с конца) XIX в. и вплоть до закрытия духовных академий православно-теистическая традиция активизировала оценку католической мысли и философски углубила ее, развивая формат этой оценки под влиянием тех изменений, которые происходили в католическом мире во втор. пол. XIX - нач. XX вв. Продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционную эпоху нередко характеризовали период рубежа XIX - XX вв. как попытку радикального освобождения православно-теистической мысли от «латинского пленения (засилия)», которое своими корнями восходит к самому началу становления духовных академий2.

В этой связи необходимо отметить, что исследователи русской религиозно-философской традиции по сей день стоят перед задачей корректной и обстоятельной научной оценки степени латинского влияния на философскую мысль духовно-академических мыслителей. Как в научной, так и в популярной литературе эта историко-философская проблема по сей день получает различные, а иногда и противоречивые решения. Некоторые исследователи, жестко противопоставляя католицизм и православие, полагают, что в дореволюционный период духовно-академический теизм находился под гнетом «латинского засилия», которое блокировало путь для разработки самостоятельной философии и развитию альтернативной католицизму восточнохристианской мысли. Другие авторы в решении данной проблемы склонны нивелировать противостояние между «духом» латинской схоластики и содержанием конфессиональной славяно-византийской мысли, полагая, что духовно-академический теизм при помощи инославного влияния сумел облечь православное мировоззрение в особую форму, что сообщило отечественной теистической традиции предельную степень наукообразия. Встречаются также мнения о том, что изучение духовно-академической философии бесперспективно для развития философского и философско-религиозного дискурсов по причине богословской тенденциозности русской конфессиональной метафизики, ее умозрительной несамостоятельности и скованности образцами латинского и византийского происхождения. В этой связи С.В. Пишун отмечает: «В позднейшей отечественной литературе весьма часто можно было встретить показное пренебрежение к средневековой схоластике, что являлось следствием общей конфессиональной конфронтации православия и католицизма. Такого рода "романтизация" православной философской учености с постоянным указанием на ее внесхоластический характер есть пренебрежение принципом историзма и чревата ошибочными историографическими спекуляциями. Необходимо разобраться на уровне философской конкретики, в каком отношении находились православная персонология и западноевропейская схоластика» [255, с. 82].

Итак, актуальность настоящего исследования для развития современного философского знания можно представить в виде следующих позиций:

1) Православно-теистическое отношение к римо-католической философии представляет собой частный (но, тем не менее, значительный) случай историко-философского и религиозно-философского анализа западноевропейской мысли, что являлось (и остается по сей день) столь значимым для русской религиозной философии и, в целом, для русской культуры.

2) Результаты данного исследования значимы для развития историко-философской и религиоведческой компаративистики, так как через парадигмальный анализ католической философии духовно-академические мыслители приближались к пониманию специфики западноевропейской философии в целом, ее пути, детерминант и философских констант, а также к пониманию специфической архитектоники религиозной философии Западной Европы. В свою очередь, изучение того, как православные академисты осмысляли римо-католическую философию, дает представление о специфике религиозно-метафизического конструирования в рамках духовно-академической традиции.

3) Очевидно, что изучение отношения того или иного идейного направления Нового времени к средневековой философской схоластике позволяет во многом определить специфику мировоззренческого позиционирования данного течения на арене новоевропейской религиозной философии. Таким образом, исследование специфики православно-теистической интерпретации помогает понять «расположение» русской духовно-академической философии рассматриваемого периода в ряду иных религиозно-философских направлений Нового времени. Также настоящая работа позволит сопоставить опыт развития и преодоления средневековой схоластики в отечественной и западноевропейской религиозных культурах.

4) Данное исследование позволяет конкретизировать и дифференцировать представления современных исследователей религиозной философии о внутреннем развитии духовно-академической традиции как значимого направления в истории отечественной мысли. Настоящая работа призвана внести вклад в прояснение вопроса о развитии умозрительной самостоятельности православно-теистической философии, уточнить суждения о характере влияния религиозно-философских образцов восточно- и западнохристианского происхождения на становление конфессиональной метафизики в России.

5) Также данное исследование способствует осмыслению русской духовно-академической философии на линии развития восточнохристианской (прежде всего, византийской) метафизики, которая, как известно, вступила в серьезную мировоззренческую конфронтацию с философским дискурсом западнохристианского происхождения. Учитывая тот факт, что православно-теистическая оценка римо-католической философии есть, в сущности, оценка христианизированного аристотелизма (в томизме) и платонизма (в средневековых августинизме и мистицизме), настоящее исследование позволит определить характер преломления аристотелизма и платонизма в религиозной мысли духовно-академического теизма (что, в идеале, требует сопоставления с аналогичными синтезами аристотелизма и платонизма в католической и византийской культурах). Настоящее исследование, помимо прочего, призвано развить понимание глубокого суждения С.С. Аверинцева о том, что в русской культуре «встреча» с Аристотелем, в отличие от Платона, «так и не произошла»3. C.С. Аверинцев демонстрирует «встречу» с Платоном на примере мыслителей Древней Руси, мировоззренческих интересов шеллингианцев, Ф.И. Тютчева, В.С. Соловьева, В.Ф. Эрна, о. Павла Флоренского. В данной же работе проблема «встречи» с Платоном и Аристотелем в русской религиозной мысли будет рассмотрена на базе духовно-академической философии.

Очевидно, что взаимодействие конфессиональных философий в пределах русской мысли представляет собой широкое поле для различных религиозно-философских исследований. Традиция критической оценки римо-католической философии с позиций православной метафизики представляет собой значительный исторический срез философского развития отечественной культуры, достойный научного изучения. Также изучение духовно-академической интерпретации католической мысли позволит глубже осмыслить перспективы взаимоотношений религиозно-философских традиций западнохристианского и восточнохристианского происхождения.
Степень научной разработанности проблемы. Отношение православных теистов XIX - нач. XX вв. к католической философии в настоящее время не изучено в должной мере. Мы располагаем либо результатами фрагментарного анализа данной тематики, либо суждениями общего характера без опоры на результаты подробного, всестороннего и системного исследования. Отсутствие попыток целостного рассмотрения указанной проблемы, очевидно, обусловливает наличие разнообразных мнений о характере концептуального отношения духовно-академического теизма к римо-католической философии. Авторов, так или иначе затрагивающих заявленную тематику, можно разделить на две группы. С одной стороны, это православные мыслители русского зарубежья и продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционный период. В сочинениях данных авторов, как правило, ставится вопрос о характере «латинского влияния» в отечественной православно-теистической мысли и высказываются суждения о ее отношении к латинской философии в кон. XIX - нач. XX вв.

С другой стороны, заявленного вопроса касаются светские исследователи постсоветского периода (С.В. Пишун, М.В. Шумейко, И.В. Гунькин, В.Ю. Пинчук, В.Е. Луценко, Е.П. Красотин, А.Э. Барсегова). С.В. Пишун отмечает некоторые аспекты православно-теистического отношения к средневековому схоластицизму и мистицизму по вопросам персонологии, антропологии и этики [255]. М.В. Шумейко сравнивает постановку проблемы Абсолюта в западноевропейской схоластике средних веков и в духовно-академической философии [377]. И.В. Гунькин рассматривает православную философскую онтологию в отношении к философии средневековья [92]. В.Ю. Пинчук обозначает отношение «отечественной ортодоксально-философской традиции и метафизической психологии XIX в. к философии средневековья» [254]. Е.П. Красотин рассматривает православный теизм в сопоставлении с философией средневековья, определяя истоки философствования в Киевской духовной академии [170]. В.Е. Луценко затрагивает тему духовно-академической интерпретации философии католического спиритуализма [194]. А.Э. Барсегова касается вопроса об отношении русской духовно-академического понимания эстетического к средневековой философской схоластике [11]. Отчасти рассматриваемую нами тематику рассматривает А.В. Ермолин [112, 113].
Объектом диссертационного исследования является философское наследие представителей русского духовно-академического теизма втор. пол. XIX - нач. XX вв.
Предметом данного исследования является философское отношение представителей духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. к римо-католической философии.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования - определить специфику осмысления римо-католической философии представителями русского духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:


  1. Определить мировоззренческие истоки духовно-академической оценки римо-католической философии.

  2. Определить метафизические основания православно-теистической оценки римо-католической философии.

  3. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии в контексте идейных движений в России и в католическом мире XIX - нач. XX вв.

  4. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии в контексте исторической и методологической авторефлексии духовно-академической традиции.

  5. Определить взгляды духовно-академических теистов на объективные детерминанты становления римо-католической философии.

  6. Определить ключевые аспекты парадигмального анализа римо-католической философии в трудах духовно-академических теистов.

  7. Рассмотреть православно-теистическую оценку римо-католической философии на уровне различных отделов религиозной доктрины.

  8. Определить степень зависимости духовно-академических мыслителей от образцов римо-католической философии на базе изучения работ указанного периода.


Методологическая основа исследования. Методологической основой данного исследования послужили метод логического анализа и системной реконструкции, историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Метод логического анализа позволил выделить различные грани православно-теистического отношения к римо-католической философии и представить их в виде структурированной целостности. Историко-генетический метод позволил установить мировоззренческие детерминанты духовно-академической оценки римо-католической философии. Сравнительно-исторический метод помог определить специфику православно-теистического отношения к римо-католицизму в сравнении с аналогичными явлениями в другие периоды развития отечественной и византийской мысли. В данной работе за основу были взяты наработки З.А. Каменского по историко-философской методологии [140, 141, 142], В.С. Горского по методологии историко-философской герменевтики [81], а также Л.А. Микешиной по общенаучной методологии и методологии гуманитарных исследований [210, 211]. В ходе работы над диссертационным исследованием были учтены критические замечания В.И. Коцюбы касательно сложившихся на сегодняшний день подходов к изучению духовно-академической философии [168, с. 549-550].
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

  1. В работе осуществлен системный анализ православно-теистического отношения к римо-католической метафизике кон. XIX - нач. XX вв. в отличие от имеющихся в настоящее время фрагментарных исследований данной тематики и от научно не уточненных суждений о степени и характере латинизации духовно-академической философии. Настоящее исследование сосредоточено на анализе философского содержания, в отличие от имеющихся в настоящее время работ по изучению религиозной и общей историко-культурной ситуации в России кон. XIX – нач. XX вв. Проведенный анализ показывает внутреннее многообразие православно-теистического осмысления римо-католической мысли в трудах духовно-академических мыслителей рассматриваемого периода. В настоящем исследовании также обнаружено углубление конфессиональной самоидентификации в православной духовно-академической мысли кон. XIX – нач. XX вв. на уровне религиозной метафизики в сравнении с предшествующими периодами своего исторического развития.

  2. В исследовании учитывается историко-философский, а также социокультурный контекст формирования метафизического отношения к римо-католической мысли в трудах представителей духовно-академического теизма указанного периода, что позволяет глубже осмыслить позиционирование православно-теистической мысли на арене европейской религиозной философии. В настоящей работе также показано, что анализ православно-теистического отношения к римо-католической философии позволяет прояснить вопрос о способе преломления аристотелевской и платоновской «линий» европейской философии в работах духовно-академических авторов кон. XIX – нач. XX вв. В православно-теистической мысли указанного периода были обнаружены попытки глубокого переосмысления томистского и протестантского рационализма. Результаты данного исследования могут внести вклад в сравнительный анализ русской духовно-академической мысли с философскими традициями протестантизма (диалектической теологией) и римо-католицизма XX в. (неотомизмом), а также со средневековой византийской философией.

  3. В отличие от ряда работ, посвященных состоянию духовно-академической школы во втор. пол. XIX - нач. XX вв., в исследовании делается акцент на метафизической составляющей православно-теистического отношения к римо-католической философии: с одной стороны, рассматривается общая и парадигмальная интерпретация римо-католической мысли и, с другой стороны, - православно-теистическая оценка метафизики в ключевых отделах религиозно-философской доктрины римо-католицизма (тогда как современные работы по изучению аналогичной тематики рассматривают, как правило, один или несколько аспектов духовно-академического отношения к римо-католической метафизике). Для православно-теистической мысли рассматриваемого периода, в целом, характерен более дифференцированный подход к религиозно-философскому рассмотрению римо-католической мысли в сравнении с предшествующими периодами.

  4. Анализ проблематики осуществлялся на базе уникальных архивных материалов, содержание некоторых работ было введено в научный оборот впервые.


Положения, выносимые на защиту:


  1. Под влиянием ряда историко-культурных факторов русская духовно-академическая философия во втор. пол. XIX – нач. XX вв. перешла на новый уровень осмысления римо-католической метафизики в сравнении с предшествующим периодом. Многообразие мнений об инославной философии разных периодов, наличие активных дискуссий на этот счет, формирование специфической, глубокой, дифференцированной и устойчивой парадигмы философского отношения к западноевропейской мысли свидетельствуют о достаточно высокой степени мировоззренческой самостоятельности русской православно-теистической традиции рассматриваемого периода (в сравнении с предшествующим периодом ее развития и в сравнении с иными философскими направлениями). Критическое отношение православно-теистической мысли рассматриваемого периода к некоторым аспектам аристотелизма в его западнохристианской интерпретации не был связан с неизбежным утверждением позиции крайнего платонизма в вопросах онтологии и гносеологии. Исходя из анализа критических высказываний в адрес католической мысли, можно говорить о том, что в русском духовно-академическом теизме втор. пол. XIX – нач. XX вв. наблюдается особый синтез аристотелизма и платонизма на базе христианского мировоззрения, не тождественный рецепции аристотелизма и платонизма в средневековой философской схоластике, а, скорее, напоминающий аналогичный синтез в классической византийской философии.

  2. Православно-теистическое осмысление фундаменталий римо-католической мысли отличает этико-антропологическая постановка вопроса о детерминации историко-философского процесса, а также установка на выявление архетипических слоев западнохристианской философии. Духовно-академические мыслители, отрицая безусловный детерминизм, полагали, что философские традиции католичества и православия имели возможность сохранить мировоззренческое единство. Однако, по их мнению, архетипическое для Запада дохристианское мировосприятие существенно подавило содержание христианской метафизики. По мысли духовно-академических теистов, отрыв римской церкви от восточного православия обернулся для западного христианства ущербной герменевтической ситуацией: произошла утрата контекстуального прочтения изначального религиозно-философского содержания христианской доктрины в пределах целостной традиции. Несмотря на серьезное мировоззренческое разделение, отдельные католические мыслители, а также целые направления в инославной философии (как в Средние века, так и в Новое время), согласно наблюдениям академистов, приближались к образцам восточнохристианского (и русского православно-теистического) дискурса без непосредственного влияния со стороны православной культуры. С другой стороны, православное умозрение, по их мнению, содержит в себе возможность самостоятельного «выхода» к образцам западнохристианской философии.

  3. В работах представителей духовно-академического теизма во втор. пол. XIX – нач. XX вв. получает распространение опыт парадигмального анализа римо-католической метафизики в сравнении с типовой структурой ее восточнохристианского аналога. По мнению академистов, русская православно-теистическая мысль, определяя себя на линии развития восточнохристианской философии, несмотря на сильнейшее латинское влияние, стремится к построению метафизики по принципу холизма, синергизма, органичного примирения (взаимопроникновения) противостоящих друг другу умозрительных полярностей на уровне высшего сверхрассудочного синтеза. Определенное несоответствие этой модели в силу ряда историко-культурных факторов признавалось характерным для римо-католической (и, в целом, западнохристианской философии) и обусловливающим специфику ее историко-философского развития. Развивая логику православных теистов, можно заключить, что, по их мнению, аристотелевской структуре томистской гносеологии не достает некоторой доли платоновской мистичности для того, чтобы осуществлять более гибкий и органичный синтез на метафизическом уровне. Адекватность религиозно-философской метафизики в данном случае выводится не только из ее простого содержательного соответствия доктринальному образцу, но также из факта ее чисто спекулятивной эстетичности, цельности, органичности и внутренней сбалансированности.

  4. По мнению духовно-академических мыслителей, отход от строгого следования идеалу спекулятивной гармонии и органичности привел римо-католическую (и, в целом, западнохристианскую философию), во-первых, к постулированию внутреннего напряжения между парными метафизическими началами (Абсолют и мир, Абсолют и человек, душа и тело, свобода и необходимость и т. д.); во-вторых, к неопределенности в решениях некоторых метафизических вопросов и в одновременном удержании двух противоположных философских решений на уровне одной религиозно-философской традиции (детерминизм в томизме и индетерминизм в иезуитизме), а также на уровне одной доктрины (например, детерминизм в космологии и индетерминизм в этике); в-третьих, к напряженной «колебательности» историко-философского развития западного христианства между католицизмом и протестантизмом, которые в данном случае понимаются как две метафизические возможности (а также между различными направлениями в рамках католической мысли: томизмом и скотизмом, схоластицизмом и мистицизмом и т. д.). Подобная «колебательность» отмечалась православными академистами и в истории собственной философской традиции, особенно во времена ее начальной латинизации.

  5. Духовно-академические мыслители рассматриваемого периода предпринимали попытки фундаментального философского осмысления различных отделов римо-католической метафизики, исходя из своих представлений об идеальном устроении спекулятивных концепций. В католической концепции абсолютного бытия академисты констатировали метафизический дисбаланс между различными онтологическими началами: эссенциальным и персональным, эссенциальным и энергийным, временным и вечным, а также отсутствие гармонического соотнесения некоторых атрибутов Абсолюта между собой. Осмысляя субстанциально-акцидентальный дискурс христианизированного аристотелизма, православные мыслители критиковали чрезмерный эссенциализм и материалистичность католической онтологии, а также считали несостоятельными попытки субстантивировать юридические отношения до уровня онтологических. В католической космологии наблюдалось метафизическое напряжение между естественным и сверхъестественным; в католической антропологии – неопределенность в решении вопроса о свободе воли, а также утверждение метафизического напряжения между душой и телом как установленной Творцом нормы; в католической этике - формализм и механицизм, юридизм и казуистичность римо-католической этики, смещение акцента с качественного понимания нравственных отношений человека с Абсолютом на количественно-числовую, математическую интерпретацию в категориях внешних пропорций между грехом и добродетелью.

  6. Достаточно острые дискуссии в духовно-академическом теизме рассматриваемого периода вызывал вопрос об адекватности применения схоластическо-юридического дискурса Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквината к прояснению христианского догмата об искуплении. Одни мыслители высказывали свое радикальное несогласие как со структурой схоластической сотериологии, так и с понятийно-терминологическим аппаратом средневекового происхождения, тогда как другие, напротив, нивелировали конфессиональные различия в философии искупления. Некоторые авторы пытались примирить сатисфакционную и природно-онтологическую, объективно-юридическую и нравственно-психологическую интерпретации основного христианского догмата, а также «объективную» и «субъективную» стороны христианской сотериологии. Проявление чрезмерного объективизма католической метафизики православные мыслители усматривали во внутреннем устройстве римской церкви и в метафизике церковных таинств.


Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении сведений о духовно-академической философии дореволюционного периода и, соответственно, в углублении понимания специфики русской религиозно-философской мысли на арене европейской философии. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории отечественной философии и религиозной философии, философской компаративистики, в рамках изучения историко-культурного наследия XIX - нач. XX вв., а также особенностей межконфессиональных отношений православия и римо-католицизма на религиозно-философском уровне.
Источниковая база исследования состоит из следующих групп текстов.

Первую группу источников образуют тексты, авторами которых являются представители отечественной духовно-академической традиции дореволюционного периода (прежде всего, рассматриваются работы, вышедшие в свет с 1870 по 1920 гг., а также работы, появившиеся до 1870 г., но, тем не менее, имевшие влияние и распространение в православно-теистической среде кон. XIX – нач. XX вв.). Это учебные пособия и руководства, рукописные лекции преподавателей духовных академий и конспекты лекций, записанные студентами, некоторые словарные статьи, рукописи и машинописи диссертаций, отзывы и рецензии на данные исследования, а также статьи в дореволюционных журналах («Православный собеседник», «Вера и разум», «Труды Киевской духовной академии», «Вера и Церковь», «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Церковный вестник» и др.). Многие источники были изучены при работе в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (г. Москва) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

Вторая группа источников - это ряд значительных произведений религиозных философов западного и восточного христианства, появившиеся за пределами русской духовно-академической традиции. Анализ этих работ необходим для того, чтобы определить положение русской православно-теистической мысли на арене христианской и, в целом, европейской философий.
Апробация работы. Ключевое содержание диссертации отражено в 9 статьях. Результаты исследования выносились на обсуждение в выступлениях на конференциях «Религия. Культура. Человек», проходивших в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) в 2014 и 2015 гг., а также были использованы для проведения семинарских занятий по дисциплинам «Философия религии», «Религиозная философия», «Сравнительное религиоведение» на кафедре теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconП п а вла св. Ап о стола посл а ния
Павел называл с в о и м Евангелием (2 Кор 4: 3; Гал 1: 11). П. а п обращены гл обр к церк общинам, за исключением Флм и Пастырских...

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconПамятка Памятка студенту «Порядок оформления академического отпуска...
Академического отпуска осуществляется по личному заявлению студента и при наличии документов, являющихся основанием для получения...

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconВведение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции
Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания?

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconЗадачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия
Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2012. — с. 664

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconАкадемический отпуск Блок-схема оформления академического отпуска...
Соболев Сергей Владимирович, Степанюк Дмитрий Павлович) получить направление в поликлинику№18 (медсанчасть УрФУ, ул. Комсомольская,...

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconФилософия сд
Философия- это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому необходимо стремится. (Марша Фаулер)- профессор...

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconП амятка студенту «п орядок оформления академического отпуска и восстановления...
Памятка студенту «порядок оформления академического отпуска и восстановления после академического отпуска»

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconУрок в 8 классе тема: япония во второй половине XIX начале XX века
Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?

Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX нач. XX вв iconРелигиозная жизнь Вокнаволока в XIX начале XX вв
Основным источником информации для написания статьи являлись документы духовной консистории по Кемскому уезду, хранящиеся в Национальном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск