Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия


НазваниеЗадачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия
страница1/66
ТипУчебник
filling-form.ru > Туризм > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66









Что такое философия?

Краткий очерк истории

философии

 Философская картина

     мира

Философия человека

 Философия деятельности

Задачи и упражнения

МОСКВА  2012

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2012. — с. 664.
Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.

Учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. Снабжен именным указателем.

Для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений.

Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.
ISBN  Балашов Л. Е., 2012 г.
На 4-й стороне обложки помещены портреты (слева направо) Сократа, Д. Локка, Ф. Бэкона, А. И. Герцена, Гегеля, Спинозы, Д. Дидро, И. Канта.
Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

E-mail: lev_balashov@mail.ru
На сайте «http://balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства книг автора

С о д е р ж а н и е


Для чего нужно изучать философию? 9

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 12

ГЛАВА 1. Что такое философия? 12

1.1. Любовь к мудрости 12

1.2. Предмет и «части» философии 17

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 20

1.4. Практическая философия 29

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 32

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 32

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 32

2.2. Протофилософия 33

2.3. Ранние греческие философы 33

2.4. Сократ 40

2.5. Платон 41

2.6. Аристотель 44

2.7. Киники 45

2.8. Древняя философия после Аристотеля 46

2.9. Философия средневековья 47

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 50

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 51

3.2. Ф. Бэкон 53

3.3. Р. Декарт 54

3.4. Б. Спиноза 56

3.5. Т. Гоббс 58

3.6. Д. Локк 59

3.7. Г. Лейбниц 60

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 61

3.9. Вольтер и Руссо 62

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 63

3.11. И. Кант 64

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 69

4.1. Гегель 69

4.2. Послегегелевская философия 72

4.3. О. Конт 73

4.4. Л. Фейербах 75

4.5. Марксистская философия 75

4.6. А. Шопенгауэр 85

4.7. С. Кьеркегор 86

4.8. Ф. Ницше 87

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 94

5.1. Общая характеристика русской философии 94

5.2. Западники и славянофилы 97

5.3. П. Я. Чаадаев 98

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 98

5.5. В. С. Соловьев 100

5.6. Н. А. Бердяев 101

5.7. Русский космизм 101

5.8. В. И. Ленин 103

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 104

6.1. З. Фрейд 104

6.2. Феноменология 105

6.3. Экзистенциализм 106

6.4. Прагматизм 107

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 107

6.6. К. Поппер 108

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 109

6.8. Постмодернизм 110

6.9. Философия науки 111

6.10. Современная философская мысль 112

Раздел третий. Философская картина мира 112

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 113

7.1. Картины мира 113

7.2. Бытие, существование 118

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 122

7.4. Источники построения категориальной картины мира 122

7.5. Категориальная структура мира 124

7.6. О категориальном детерминизме 125

7.7. Категориальная картина мира 128

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135

7.9. Материя и движение 139

ГЛАВА 8. Материя 141

8.1. Структура материи 141

8.2. Качество 147

8.3. Количество 150

8.4. Мера 158

8.5. Виды материи 162

8.6. Тело 164

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 165

8.8. Виды тела 171

8.9. Группа (групповая материя) 172

8.10. Мезоматерия 175

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 176

ГЛАВА 9. Движение 179

9.1. Общая характеристика движения 180

9.2. Пространство 185

9.3. Время 187

9.4. Виды движения 190

9.5. Развитие 198

ГЛАВА 10. Противоречие 203

10.1. Общая характеристика противоречия 203

10.2. Структура противоречия 207

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 215

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 221

10.5. Сложные (органические) противоречия 226

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 227

10.7. Золотая середина 230

10.8. Противоречия в мышлении 232

ГЛАВА 11. Становление 235

11.1. Общая характеристика становления 235

11.2. Становление и развитие 238

11.3. Возможность 242

11.4. Действительность 247

11.5. Закон и явление 250

11.6. Причина — действие — следствие 253

11.7. Вещь — свойство — отношение 261

11.8. Сущность 264

11.9. Форма и содержание 269

11.10. Старое и новое 270

11.11. Эволюция и революция 273

Раздел четвертый. Философия человека 279

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 279

12.1. Что такое человек? 279

12.2. Человек-общество-природа 280

12.3. Сущность человека 283

12.4. Происхождение человека 286

12.5. Организация человека 288

12.6. Личность человека 290

12.7. Типология человека 291

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 294

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 295

13.2. Смерть и бессмертие 301

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 307

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 309

13.5. Потенциальное бессмертие 315

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 320

13.7. Активное долголетие 323

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 330

13.9. Человеческое счастье 334

13.10. Любовь 339

13.11. Человеческий смысл творчества 349

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 351

14.1. Гуманизм — философия человечности 351

14.2. Либерализм 355

14.3. Cвобода 361

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 376

15.1. Общество — взаимодействие людей 376

15.2. Структура общества 377

15.3. Государство 379

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 389

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 389

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 391

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 392

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 396

15.9. Мораль, право, политика 403

15.10. Золотое правило поведения 404

15.11. Добро и зло 413

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 424

15.13. О культуре поведения 428

15.14. Культура 431

15.15. Наука 435

15.16. Искусство 436

15.17. Религия 437

Об атеизме и свободомыслии 442

Мистика 443

15.18. Цивилизация 447

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 448

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 468

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 468

16.1. Деятельность 469

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 475

16.3. Цель, средство, результат 476

16.4. Субъект и объект 480

16.5. Виды человеческой деятельности 484

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 489

16.7. Психика 491

16.8. Сознание 496

16. 9. Воля 498

16.10. Язык 499

16.11. Опыт 500

ГЛАВА 17. Мышление 501

17.1. Как мы думаем? 501

17.2. Способности мышления 503

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 512

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 515

17.5. Вероятностное мышление 520

17.6. Ум (интуиция) 522

17.7. Разум (диалектическое мышление) 524

17.8. Категориальный строй мышления 535

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 552

ГЛАВА 18. Творчество 563

18.1. Жизнедеятельность 563

18.2. Сущность творчества 564

18.3. Познание 567

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 575

18.5. Формы индивидуального познания 576

18.6. Наука (коллективное познание) 578

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 583

18.8. Практика 583

18.9. Игровая деятельность 590

18.10. Искусство (художественная деятельность) 591

18.11. Спорт 593

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 595

К разделу «Введение. Что такое философия?» 595

К разделу «История философии» 596

К разделу «Философская картина мира» 597

К разделу «Философия человека» 599

К разделу «Философия деятельности» 609

Разное 612

Пояснения и методические рекомендации 615

Литература 617

Книги автора 618

Указатель имен 620

Предметный указатель 623



Для чего нужно изучать философию?



1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии1.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.

Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.

8. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

Похожие:

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconБалашов Д. Н., Балашов Н. М., Маликов С. В. Криминалистика: Учебник....
В лекции рассматриваются основные понятия, криминалистическая характеристика краж, обстоятельства, подлежащие установлению, первоначальные...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconБалашов Д. Н., Балашов Н. М., Маликов С. В. Криминалистика: Учебник....
В лекции рассматриваются основные понятия, криминалистическая характеристика краж, обстоятельства, подлежащие установлению, первоначальные...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconДону, г. Ставрополь, г. Сочи «Формы и методы противодействия распространению...
К итоговых материалов научно-практических семинаров, проведенных в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи, «Формы и...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconРостов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи «Формы и методы противодействия...
Ик итоговых материалов научно-практических семинаров, проведенных в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи, «Формы...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconБалашов Д. Н., Балашов Н. М., Маликов С. В. Криминалистика: Учебник....
В лекции рассматриваются основные понятия и положения раздела криминалистики «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconПодвижные игры и упражнения на улице
Задачи: учить детей медленному бегу; упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивании с нее

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconВведение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции
Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания?

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconФилософия сд
Философия- это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому необходимо стремится. (Марша Фаулер)- профессор...

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconКнига «Философия в новом ключе»
Л22 Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер с англ. С. П. Евтушенко /Общ ред и послесл....

Задачи и упражнения москва  2012 Балашов Л. Е. Философия iconАнглийский язык 2012 Москва «Интеллект-Центр» 2012
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск