Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы»


Скачать 391.06 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы»
страница1/3
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > бланк резюме > Методическая разработка
  1   2   3


Пермский край

Краснокамский муниципальный район

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Методическая разработка по теме

«Рефлексия на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:

Бородина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Краснокамск, 2013

Актуальность темы. Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами, поскольку любая рефлексия ориентирована на собственную модель мира школьника. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

В чем ценность рефлексии для человека? Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.

Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней:

припоминание учеником выполненной деятельности;

фиксация рассматриваемого содержания, его границ;

выявление своих результатов и способов их получения;

выявление имеющихся или возникающих противоречий;

выявление причин и способов разрешения противоречий;

вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;

эмоционально-образные способы рефлексии.

Способность к рефлексии дает возможность человеку:

- осознать свои поступки, отношения, ценности;

- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:

- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:

- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:

-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Каковы условия организации рефлексивной деятельности на уроке?

Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:

- детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;

- ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;

- учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;

- признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;

- в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

Отсутствие у учителя практического инструментария по организации рефлексии на уроке препятствует формированию рефлексивных умений учащихся. Данная работа – попытка систематизировать материал, который представлен в различных публикациях, а также обобщить собственные приемы проведения рефлексии на уроке.

Что нужно учитывать при организации рефлексии? Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.

Рефлексия как психологическая настройка на урок способствует формированию благоприятного микроклимата. Неразрешенные проблемы, невысказанные участниками мысли и чувства препятствуют полноценному восприятию происходящего на уроке. Поэтому важно настроить ребенка на урок. А для этого порою необходимо дать ему возможность высказаться о том, что его беспокоит, тревожит в данный момент. «Изобрази телом свое настроение» - этого рефлексивно упражнения порою достаточно, чтобы снять у ребенка мышечное напряжение перед уроком (здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии), дать ему возможность избавиться от проблем, перейти в состояние «здесь и сейчас». Потратив 1-2 минуты в начале урока, вы дадите возможность не только проявить себя, свои способности (для пластичных, творческих детей), но и ощутить свою значимость, потому что дети остро переживают ощущение своей разобщенности с этим миром, свойственную сегодня и многим взрослым. Отметим, что рефлексия здесь является еще и способом самовыражения учащихся.

Наряду с оценкой, рефлексия может выступать в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели.

Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Ценность групповой рефлексии заключается еще и в том, что переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину. И тогда уже всем становится понятен смысл высказывания: «Мир богаче наших представлений о нем». Так закладываются основы толерантности.

Рефлексия – это сигнал о завершении урока, своего рода точка в конце занятия. В этом случае она будет выполнять психотерапевтическую, здоровьесберегающую функцию: проговаривая свои ощущения, размышления, ребенок еще раз фиксирует происходящее на уроке, что создает основу для повторения, закрепления материала (это тоже одна из функций рефлексии) и освобождает место для информации следующего урока, что повышает его эффективность и исключает переутомление школьников.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке.

1. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

2. «Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

3. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

4.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Дерево целей».

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

6. «Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

7. «Угадай сказку» (или рассказ). По опорным словам отгадай название рассказа из раздела.

8.Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.

-Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

-Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

-Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

9.Стихотворение, настройка на активную работу на уроке:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!
Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.
Ты мой друг и я твой друг,

Вместе мы семья.

То, что не смогу один

Сможем ты и я!
С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

Так скорей, друзья, за дело!
Прозвенел уже урок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!
Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.
Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.
В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

10. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

11.«Шкала настроения».

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, урок литературы в 9-м классе по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П. Чехова “Анна на шее” начинаю с прослушивания аудиозаписи русской народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой учителя и учеников.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”. Составление телеграммы, инструкции, памятки – отбор наиболее важной информации из прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде.

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» («Правописание приставок пре- и при-, «Буквы н, нн в причастиях» или на выбор), кластера - пучок, созвездие, грабли, гроздь.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

- Хокку (хайку) – нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5), развивает способность к лаконичному изложению мыслей.

- Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  • 1, 7 строки - имена существительные (антонимы)

  • 2 - два прилагательных к первому существительному

  • 3 – три глагола к первому существительному

  • 4 – два словосочетания с существительными

  • 5 - три глагола ко второму существительному

  • 6 – два прилагательных ко второму существительному

город

большой, древний

строится, растет, процветает

известный город, маленькая деревня

возрождается, развивает, кормит

красивая, родная

деревня

- ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconМетодическая разработка праздника по английскому языку в 4 классе по теме «Хэллоуин»
Развитие интереса к изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconМетодическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся...
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconТесты «Готовимся к егэ» по теме. Этап информации о домашнем задании....
Цели: познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; дать представление о социальной сущности языка; создать условия...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Методическая разработка по теме «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» iconКонспект урока русского языка по теме «Заявление вид деловой бумаги»
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск