Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012


НазваниеБелгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы
  1   2   3   4   5


Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области





Инженерное образование

и наука на Белгородчине

Материалы

областной научно-практической

Интернет-конференции



Белгород – 2012

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области


Инженерное образование

и наука на Белгородчине

Материалы

областной научно-практической

Интернет-конференции

Белгород – 2012
УДК 001.1

Материалы областной научно-практической Интернет-конференции «Инженерное образование и наука на Белгородчине» / Сост. С.Л. Колесников. – Белгород, 2012. – 56 с.

Статьи печатаются в авторской редакции


Составители:  С.Л. Колесников, кандидат технических наук, доцент


Компьютерная верстка: С.Л. Колесников


Сборник материалов областной научно-практической Интернет-конференции «Инженерное образование и наука на Белгородчине» составлен по итогам одноименной конференции прошедшей в Интернет пространстве в январе-феврале 2012 года на портале «Вузовская наука Белгородчины» http://nauka.beluno.ru/index.php?id=9&conf_id=12

© Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, 2012 г.
Состав оргкомитета

областной научно-практической Интернет-конференции

«Инженерное образование и наука на Белгородчине»


Коврижных

Юрий Васильевич

-

начальник департамента образования, культуры и молодежной политики области, заместитель председателя правительства области, председатель оргкомитета Конференции;


Шаповалов

Игорь Васильевич

-

первый заместитель начальника департамента образования, культуры и молодежной политики области, заместитель председателя оргкомитета Конференции;


Колесников

Сергей Леонидович

-

Заместитель начальника отдела науки, высшего и послевузовского образования управления профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики области, секретарь оргкомитета Конференции;


Монах Анатолий Александрович

-

начальник управления ресурсного обеспечения департамента образования, культуры и молодежной политики области;


Трунова

Валентина Дмитриевна

-

начальник отдела науки, высшего и послевузовского образования управления профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики области

КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Авилова И.П.

БГТУ им. В. Г. Шухова
Современные динамически меняющиеся творческие связи вуза и предприятий диктуют необходимость актуализации целей, задач и методов института краткосрочного дополнительного образования в высшей школе.

В последние годы разными специалистами и организациями проводилось большое количество независимых исследований мнений провайдеров и потенциальных слушателей курсов краткосрочного обучения с целью определения того, какие тенденции наблюдают игроки рынка и какие меры противодействия предпринимают провайдеры обучения. Обобщив представленные мнения с нашим собственным опытом ведения дополнительных образовательных курсов, отметим, что основными тенденциями последних лет на рынке обучения стали:

— уменьшение числа участников рынка,

— укрупнение учебных центров,

— инновативность предлагаемого образования.

При этом основные приоритеты потенциальных слушателей также существенно сместились в область:

— максимально короткого по срокам обучения;

— максимально прикладного значения получаемого образования;

— сокращения стоимости учебного курса или адекватное ему повышение технической и мультимедийной вооруженности учебных центров;

— сертифицирования слушателей представителями крупных и известных учебных учреждений — отраслевых образовательных брендов.

Безусловно, образовательные учреждения поставлены перед выбором адекватного ответа на возникший конъюнктурный вызов или прекращения данного вида деятельности. В это время особенно востребованным становится потенциал и резерв развития учебных центров, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования при крупных и авторитетных учебных учреждениях высшей школы, к числу которых, безусловно, принадлежит БГТУ им. В. Г. Шухова, вошедший в «Топ–25» лучших технических вузов страны1. Образовательный динамизм, академическая мобильность и универсальность предлагаемого университетом широкого спектра основных и дополнительных образовательных услуг делает единственно выигрышной и перспективной стратегию развития университетского учебного центра ориентированную на постоянное расширение номенклатуры предлагаемых учебных программ, повышение прикладного характера обучения и уровня практической готовности слушателя, максимальное техническое переоснащение и инновационную актуализацию используемых образовательных технологий. При этом существенным подспорьем развитию учебных центров дополнительного образования служит отраслевая локализация и территориальная адаптация предлагаемых учебных программ и курсов.

В рамках реализации изложенной концепции на кафедре экспертизы и управления недвижимостью ФГБОУ БГТУ им. В. Г. Шухова был создан и успешно функционирует научно-методический центр профессионального образования специалистов в области экспертизы и управления недвижимостью, проектного и сметного дела в строительстве. Задачами НМЦ являются популяризация современного программного обеспечения в строительной отрасли, экономике и управлении, повышение квалификационного уровня студентов и сотрудников университета, а также слушателей по целевым заказам предприятий строительной индустрии, среднеспециальных учебных учреждений и областной службы занятости населения. Отраслевая локализация линейки предлагаемых центром учебных программ позволяет эффективно систематизировать их структуру, упрощая идентификацию слушателем своего профессионального уровня и оптимизируя пути его повышения.

Воплощая на практике идею повышения прикладного потенциала читаемых дисциплин, НМЦ предлагает слушателям самостоятельно регулировать его степень — все учебные курсы предлагаются в базовом (формат «основы работы — профессиональный старт») и расширенном варианте (формат «опытный пользователь — качественный рывок»»). Опционально могут быть добавлены теоретические основы, необходимые для углубленного овладения изучаемым программным комплексом, например, подкурс «Основы ценообразования» в рамках курса пользователя программой автоматизации сметных расчетов, или подкурс «Введение в МКЭ» в составе курса практической работы с конструкторской программой.

Идея такой декомпозиции сложившихся образовательных курсов на отдельные учебные единицы с последующим персонифицированным синтезом этих единиц в том числе и междисциплинарным, позволяет без дополнительных затрат на разработку и отладку учебной методики расширять ассортимент предлагаемых программ, оптимизируя учебные курсы под цели и задачи конкретной группы слушателей или предприятия-заказчика. Таким образом, можно формировать индивидуальные кросс-курсы, нацеленные на изучение нескольких прикладных или теоретических аспектов, что позволит центру быть востребованным, а слушателю — удовлетворенным рациональной образовательной инвестицией.

Образовательная практика целевой подготовки ставит перед учебными центрами задачи не только повышения мобильности предлагаемых курсов и программ, но и их практической адаптации к особенностям деятельности предприятия-заказчика. Эффективное решение этого вопроса может быть найдено в виде разработки индивидуальных кейс-курсов, основанных на изучении, анализе, диагностике и мониторинге производственно-технологических ситуаций, возникающих в повседневной практике деятельности предприятия. Помимо подготовки и переподготовки персонала предприятия-зказазчика, кейс-подход может быть интересен как сотрудникам вуза, диверсифицирующим свою научно-педагогическую деятельность, так и студентам, ориентированным на трудоустройство конкретным работодателем, например, по итогам прохождения производственных практик.

При наличии у заказчика большого количества слушателей и собственной учебно-производственной базы подготовка слушателей в стенах учебного центра не всегда является оптимальным вариантом повышения их квалификации с точки зрения эффективности образовательного процесса, его доступности и совокупных экономических затрат. Существует также большое количество производственных ситуаций, не предполагающих возможности длительного отсутствия персонала на рабочем месте вместе с необходимостью его периодического переобучения. Для организации обучения в привычной для сотрудников обстановке и без отрыва от работы кейс-курсы могут проводиться в форме коучинга, при котором преподаватель-тренер или их группа изучают предоставляемое заказчиком материально-техническое обеспечение учебного процесса, анализируют профессиональные возможности обучаемого персонала, определяют цели и задачи обучения, составляют учебную программу читаемого курса, календарь групповых занятий, определяют необходимость проведения отдельных занятий на базе учебного центра, разрабатывают и согласовывают с заказчиком формы и методы текущего и итогового контроля знаний, после чего проводят запланированную серию выездных занятий.

Немаловажным аспектом обеспечения должной эффективности учебного процесса и усвоения слушателями читаемого курсового материала является наличие и качество педагогических навыков ведущего курс преподавателя. Зачастую возникает ситуация, когда автономные учебные центры, структурно не связанные с высшей школой, предлагают в качестве курсовых тренеров специалистов, имеющих достаточный профессиональный уровень, но весьма низкую педагогическую квалификацию. Слушатели, со своей стороны, готовы к получению и усвоению нужной информации, однако, преподаватель, даже обладая четкими представлениями о предмете курса, но не имея должных педагогических качеств, не способен обеспечить полноценную коммуникативную связь с обучаемыми, активно следить за индивидуальными учебными успехами и отставаниями слушателей, создавать психологически комфортную обстановку в коллективе и мотивировать обучаемых к творческой активности и самоподготовке. Именно поэтому так важно организовывать учебные центры на базе учреждений высшей школы, обладающей не только солидной научной, материально-технической, но и кадрово-педагогической базой.

Одним из основных востребованных потенциальными слушателями аспектов деятельности учебного центра является не только материальная, но и территориальная доступность обучения. Руководитель учебного центра должен помнить, что при ориентированности на дистанционные форматы читаемых курсов, предполагающей значительное расширение географии и популяризацию деятельности учебной организации аппаратное и программное обеспечение учебных помещений как фактор привлекательности отступает на второй план. Приоритетным становится наличие бесперебойно функционирующей технической, и, в первую очередь, организационной системы отдаленного доступа слушателя к учебным материалам, контроля знаний со стороны учебного центра и оперативной он-лайн связи обучаемых с лектором и практическим тренером.

Общеизвестно, что чем выше показатель интенсивности обучения, тем выше совокупный уровень освоенных обучаемыми теоретических знаний, практических навыков и демонстрируемых интеллектуальных способностей, что напрямую связано с включением психологических механизмов краткосрочной адаптационной мобилизации человеческого сознания. В этой связи оптимальным можно считать календарный график обучения, основанный на ежедневном ритме учебных занятий, продолжительностью от 2 академических часов при наличии прочей ежедневной интеллектуальной нагрузки (совмещение дополнительного образования с основным) и до 6-8 при свободном дне. При этом заявленная интенсивность аудиторной нагрузки должна подкрепляться соответствующим объемом самоподготовки, для чего слушателям выдаются периодические домашние задание предположительной трудоемкостью 0,5 часа дважды-трижды в неделю. Преподаватель аккумулирует вопросы слушателей по выполняемым домашним заданиям и, по мере необходимости, отводит часть плановой курсовой нагрузки под проблемное занятие, посвященное разъяснению возникших у слушателей вопросов и закреплению полученных знаний.

Изложенные выше принципы ведения практической деятельности учебным центром, входящим в структуру учреждения высшего профессионального образования, позволят с минимальными кадровыми и материальными издержками успешно перевести деятельность организации в новый формат актуальной конъюнктуры рынка краткосрочных образовательных программ, оперативно строить эффективную стратегию развития центра и повышения академического престижа головного образовательного учреждения.

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ВУЗОВ
Александров Е.Е.

ХНТУ;

Гарбовицкий А.И.

Губкинский институт (филиал) МГОУ В.С. Черномырдина
Общий стаж работы авторов доклада на оборонных предприятиях в научно-исследовательских институтах и высших технических учебных заведениях приближается к 100 годам.

Вспоминаются первые слова заведующего кафедрой газовой динамики воздушно- реактивных и ракетных двигателей Харьковского авиационного института проф., д.т.н. А.И. Борисенко, сказанные им в середине 50-х годов прошлого столетия: «Инженеры подразделяются на две категории: те, кто читал Пушкина (т.е. творцы- создатели новой техники) и те, кто Пушкина не читал (т.е. в лучшем случае хорошие исполнители, а в худшем случае – балласт, неудачники).

Эти же слова пришлось многократно услышать от выдающегося воспитателя молодых ученых, автора прекрасного учебника « Теория колебаний», декана одного из первых харьковских рабфаков профессора И.М. Бабакова

Разумеется, ссылка на Пушкина является собирательной. Пушкин это символ общей культуры молодого человека, включающей, безусловно, знание творчества Ф.Достоевского, Т.Шевченко, М.Горького, М. Шолохова, Л. Толстого, Л. Украинки, В. Маяковского, К. Симонова, В. Сосюры, И.Франко А.Солженицина и других выдающихся деятелей отечественной культуры, а также Марка Твена, Г. Уэлса, Ж.Верна, научная фантастика которого, представленная в конце Х1Х начале ХХ века, почти полностью реализована в настоящее время. И конечно же молодому человеку, мечтающему об инженерных свершениях, необходимо не только прочитать, а глубоко прочувствовать воспоминания и размышлениявыдающегося отечественного кораблестроителя, математика и механика, академика, адмирала Российского флота А.Н. Крылова К сожалению этой книги уже не осталось на библиотечных полках большинства высших технических учебных заведений и средних школ.

Перефразируя обращенные к молодежи слова В.И. Ленина, можно отметить, что инженером-творцом можно стать лишь тогда, когда мозгом и сердцем прочувствуешь современный комплекс естественно-научных и общекультурных достижений человечества. При этом, заложенное в семье и школе ощущение « информационного голода» должно остаться на всю жизнь, а стремление к его преодолению, реализуемое в рамках современного информационного пространства, предопределяет настрой на успешное решение инженерных и организационных задач, возникающих в конкретных производственных условиях, и карьерный рост специалиста.

Отечественная система инженерного образования, сложившаяся в России в последней трети Х1Х столетия, безусловно, являлась лучшей в мире.

Недаром Массачусетский университет в США, являющийся школой американского ракетостроения и оборонных технологий, принял так называемую «Российскую технологию подготовки инженеров», сформировавшуюся в МВТУ, школе Российского ракетостроения, нанатехнологийи машиностроения.

После революции,когда возникла огромная потребность в новых инженерных кадрах, возникли рабфаки (подготовительные отделения Вузов), которые в короткие сроки позволили подготовить, заинтересованную в знаниях молодежь, к обучению в Высших учебных заведениях на базе классических пособий российской средней школы, в том числе знаменитых учебников алгебры, геометрии, тригонометрии и физики Киселева, Рыбкина и Перышкина. Тогда в 20-30 годах прошлого столетия отечественная система образования за короткий срок дала стране так необходимые ей кадры конструкторов и технологов. Причем, в большинстве своем эти люди не имели законченного школьного образования, и пришли в Вузы из рабфаков, которыми руководили такие выдающиеся ученые и педагоги, как уже упомянутый профессор И.М. Бабаков, учитель и наставник авторов настоящего доклада.

Эти инженерные кадры в короткие сроки смогли создать лучшие в мире танки, в том числе знаменитый Т-34, авиационную технику, ядерное и ракетное оружие, позволившее победить в Великой Отечественной войне и не допустить развязывания третьей мировой войны.

Однако, уже в 20-е годы прошлого столетия в СССР хватало всякого рода реформаторов, в том числе и реформаторов народного образования.

А.В. Луначарский и Н.К. Крупская требовали коренной реформы образования, поставив во главу угла пресловутый «классовый подход». Предлагалось разрушить старую систему « до основания, а затем…» Легко представить, что последовало бы «затем», если бы не прямое вмешательство в дела реформ народного образования И.В. Сталина, которому в прагматизме отказать невозможно, и который знал и ценил отечественную систему образования. Тогда эту систему удалось отстоять. Ее разрушение началось значительно позже, уже в 70-е годы предыдущего столетия. Именно тогда, стараниями чиновников от образования, она дала первые трещины. Все началось с отмены классических школьных учебников, прежде всего Алгебры, Геометрии, Тригонометрии Киселева и Рыбкина и Физики Перышкина. Школьные учебники начали писать не учителя гимназий и средних школ, а академики АН и АПН СССР.

Школьнуюфизико-математическуюподготовку развалили подготовленные ими новые учебники и учебные программы. Спустя многие годы некоторые из маститых авторов признали свои ошибки. Но вред этой реформы трудно переоценить.

Особенностью нового этапа реформирования образования явился переход к многоступенчатой системе ВУЗовскогообразования (бакалавр, специалист, магистр), вполне обоснованный с точки зрения сложившегося в мировой практике уровня требований, предъявляемых работодателями к специалистам различного уровня, и использование системы ЕГЭ для оценки уровня подготовки выпускников средней школы и отбора абитуриентов.

Уже проявившееся главное достоинство системы ЕГЭ состоит в возможности продолжить обучение в любом престижном ВУЗе страны для выпускников периферийных средних школ, успешно сдавших соответствующие экзамены и проявивших себя на олимпиадах по профилирующим дисциплинам.

Как писал в середине 30-х годов прошлого столетия известный казахский акын (поэт, сказитель, песенник) Джамбул Джабаев, появилась возможность «… ехать учиться детям аульным в ВУЗы столицы».

Однако избирательность сдаваемых государственных экзаменов несомненно привела к ухудшению подготовки выпускников средней школы по остальным предметам и снижению их общей культуры, а обязательность сдачи ЕГЭ только по математике и русскому языку, к резкому ухудшению подготовки по физике, отказу большинства учащихся от сдачи ЕГЭ по этой дисциплине, соответственному росту числа абитуриентов на гуманитарные специальности ВУЗов (экономисты, юристы и т.д.) и резкому снижению количества поступающих на технические специальности.

Такое положение недопустимо в период намечающегося прорыва России к современным технологиям в области нанотехнологий, машиностроения, оборонной промышленности и т.д., и представляет собой прямую угрозу безопасности страны.

Для преодоленияэтой «странной» ситуации представляется целесообразным сделать обязательными ЕГЭ не только по математике и русскому языку но и по физике, химии, биологии, а может быть и другим дисциплинам. При этом появится возможность объективной оценки учебного процесса в разных школах, а главное выпускник средней школы не будет зациклен на продолжении толькоэкономического или юридического образования.

Для снижения кажущейся перегрузки выпускников единые государственные экзамены могут проводиться в течении двух месяцев: мае и июне. Отметим, что в середине пятидесятых годов прошлого столетия выпускные экзамены в школах (после десятого класса ) проводились по 6 или 7 дисциплинам в июне, а в августе такое же количество дисциплин выносилось на вступительные экзамены в технические ВУЗы.

Отметим, что современный уровень информационного обеспечения позволяет весь объем школьной программы с учетом дополнительной литературы « закачать» в электронную книгу или планшетный компьютер, куда наряду с современными учебниками целесообразно также внести такие педагогические шедевры как учебники алгебры, геометрии, тригонометрии Киселева и Рыбкина, физику Перышкина, химию Глинки, занимательную физику Перельмана и т.д.

Возможно, для рабочей молодежи, целесообразно реанимировать рабфаки при соответствующих вузах технического профиля с сдачей соответствующих ЕГЭ и последующим зачислением в ВУЗы на очную или заочную формы обучения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 icon«Ангарский автотранспортный техникум» материалы VII научно-практической конференции
Материалы VII научно-практической конференции педагогических работников «Инновационная деятельность педагога». Ангарск, 29 мая 2015г....

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconМатериалы международной научно-практической конференции дыльновские...
Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»: Саратов: Изд-во...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля...
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconМатериалы Шестой Международной научно-практической конференции 22...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconРоссийской федерации фгбоу впо «белгородская государственная сельскохозяйственная...
«Актуальные вопросы экономической науки и практики» Материалы международной научно производственной конференции. Белгород, 20 – 21...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconIx научно-практической конференции
В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников IX научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconIx научно-практической конференции
В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников IX научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...

Белгородской области Инженерное образование и наука на Белгородчине Материалы областной научно-практической Интернет-конференции Белгород 2012 iconНовый подход материалы IV молодёжной международной научно-практической...
Материалы IV молодёжной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных 26-27 ноября 2012 года,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск