Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67


НазваниеМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67
страница1/30
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Современные проблемы борьбы с преступностью

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

21 февраля 2011 года


Российская академия правосудия

Западно-Сибирский филиал

(г. Томск)

ББК 67

УДК 340 (082)
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский ЦНТИ, 2011 – 304 С.

Утверждено к печати учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 5 от 30 декабря 2009 года).

Редакционная коллегия

Юсубов Э.С.

профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин, заслуженный юрист РФ, к.ю.н. профессор

Сусенков Е.И.

директор Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, к.и.н., доцент

Зинченко Е.В.

заместитель директора по научной работе Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия к.ф.н. доцент

Русанов Г.А.

ст. преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н. (отв. ред. разд. I)

Тазин И.И.

зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н. (отв. ред. разд. II, III)

Будатаров С.М.

декан юридического факультета Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, к.ю.н.

Савельева Н.В.

ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Алябьев Ф.В.

профессор кафедры судебной медицины Сибирского государственного медицинского университета, д.м.н.



Западно-Сибирский филиал РАП, 2011 ©

Коллектив авторов,2011 ©

Червоткин А.С. - Судья Верховного Суда РФ

Вступительная статья……………………………………………………………………………7



  1. Современные проблемы борьбы с экономической преступностью



Русанов Г.А.

Государственное вмешательство в экономику и значение

уголовно-правовых средств в нем…………………………………………………...………….9
Хилюта В.В.

Физическое насилие как составляющий признак грабежа и разбоя…………….…………..17
Кузнецова О.А.

Проблемы противодействия коррупции

как фактору преступлений в сфере экономики……………………………………………….23
Ландина А.В.

Противодействие коррупционным преступлениям уголовно-правовыми

методами в уголовном законодательстве зарубежных государств………………………….28
Бахарев Д.В.

Перспективные направления совершенствования законодательной

базы в области организации противодействия коррупции

в органах местного самоуправления…………………………………………………….…….35
Будатаров С.М.

Получение взятки за незаконные действия (бездействие)………………………...…………43
Халиков А.Н.

Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности в свете

экономической коррупции должностных лиц в России…………………………………….48
Мартынова О.А.

Предложения по подготовке и реализации комплекса

организационных мер по противодействию «бытовой» коррупции………………………..57
Нерсесян А.С.

Проблемы типологии коррупции в Украине………………………………………...………..62
Гамалей С.Ю.

Россия и Китай: методы и способы пресечения коррупции…………………………………69
Быстрова Ю.В.

Основные причины и условия, способствующие даче и получению взяток……………….75
Федоров А.Ю.

Актуальные направления реализации зарубежного опыта

противодействия рейдерству в России…………………………………………………..……82
Андреева Л.А.

Проблемы борьбы с рейдерством……………………………………………………………..89
Буранов Г.К.

О наказуемости принуждения к совершению сделки или отказу

от ее совершения (статья 179 Уголовного кодекса РФ)………………………………..…….96
Иванова Л.В.

Уголовно-правовые проблемы борьбы с принуждением

к совершению сделки или к отказу от её совершения…………………………………..…102
Никитина И.А.

Меры противодействия финансовому мошенничеству в России……………………...…..106
Кобец П.Н., Краснова К.А.

О методах исследования латентности преступлений

экономической направленности…………………………………………………………...…114
Гарбатович Д.А.

Реализация принципов справедливости в санкциях

составов преступлений в сфере экономической деятельности……………………….……119
Карелин Д.В.

К вопросу об определении понятия «ущерб» как признака хищения……………….……126
Лаптев Д.Б.

Социальная обусловленность охраны отношений конкуренции…………………….……134

II. Психолого-этические проблемы борьбы с преступностью
Тазин И.И.

Мотив и цель преступления: от презумпции к доказыванию……………………..……….139
Гарбатович Д.А.

Сознание и воля лица в преступлении с прямым умыслом…………………………..……144
Ахмедшин Р.Л.

Криминальная психология: этические и психологические проблемы………………….…149
Корнетов А.Н., Толстолес Е.С.

К вопросу о проведении посмертной судебно-психологической экспертизы………..…..153
Мищенко Е.В.

Проблемы судебной комплексной психолого-психиатрической

экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………….……161
Мезинов Д.А.

К вопросу о допустимости использования

«психологических ловушек» в состязательном судебном допросе

по Уголовно-процессуальному кодексу РФ……………………………………………...….168
Космодемьянская Е.Е.

К вопросу о тактико-психологических аспектах

допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых)………………………..…….174
Журавлева И.А.

Психологические особенности несовершеннолетних,
определяющие их поведение на допросе и специфику его производства……………...…182
Шуняева В.А.

Психологическое воздействие криминальной среды

на несовершеннолетних и противодействие ему……………………………………...……190
Воробьева О.А.

Криминологическая характеристика личности

несовершеннолетнего преступника………………………………………………...……….200
Мартынова С.И., Федоров А.Ю.

Зарубежный опыт противодействия преступности несовершеннолетних…………...……208
Бойко О.Е.

Психологическая компетентность в судебной практике………………………………..….214

Ильюк Е.В.

Профессиональное здоровье следователя…………………...………………………………216
Драчева Ю.В., Краснова К.А.

Профилактика психотравмирующего воздействия

экстремальных ситуаций на сотрудников правоохранительных органов…………………228
Лисняк М.А.

Профилактика и коррекция профессионального

стресса у сотрудников правоохранительных органов………………………………..……..232
Бондаренко Т.А.

Особенности мотивации достижения престижа

у сотрудников органов внутренних дел…………………………………………………...…239
Шуняев С.В.

Уголовно-правовая политика в сфере психолого-ресоциализирующих мер…………...…247



  1. Проблемы теории и практики уголовного судопроизводства



Балакшин В.С.

Понятие и содержание получения доказательств в уголовном процессе…………………253
Гаврилов Б.Я.

Институт судебного доследования: противостояние

законодателя и правоприменителя в российском уголовном судопроизводстве…………268
Зорин Р.Г.

Актуальные проблемы установления истины

стороной защиты в состязательном уголовном процессе…………………………….…….279
Лукожев Х.М.

О фигуре и статусе государственного обвинителя

по Уголовно-процессуальному кодексу РФ…………………………………………………286
Соколовская Н.С.

Участие потерпевшего в производстве по уголовному делу:

мифы и реальность……………………………………………………………………...…….295
Аннотации статей …………………………………………………………………..……299

Вступительная статья
Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Тем не менее процесс реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства вовсе нельзя считать законченным. Ждет еще своего разрешения и целый ряд проблем применения указанных отраслей законодательства. Постоянно совершенствующееся законодательство и наработки практики его применения требуют оперативного осмысления с целью его реструктуризации и оптимизации.

В связи с этим неслучайно в качестве тематики первой научно-практической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью», проводимой Западно-Сибирским филиалом Российской академии правосудия, выбраны три основных направления: проблемы борьбы с экономической преступностью, психолого-этические проблемы борьбы с преступностью, проблемы теории и практики уголовного судопроизводства.

Первая из указанных тем актуальна, прежде всего, в связи последними изменениями, внесенными в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Пока еще нет достаточной судебной практики применения новых статей Уголовного кодекса Российской Федерации, не совсем ясны последствия, связанные с гуманизацией законодательства в сфере ответственности за экономические преступления. Необходима апробация новых идей по разрешению не первый год существующих проблем, таких как пределы уголовно-правового воздействия государства на экономику, борьба с рейдерством, с преступлениями коррупционной направленности.

Накопился целый ряд вопросов, касающихся психолого-этических начал борьбы с преступностью. Проводится заметная, широко обсуждаемая общественностью, и не только юридической, реформа МВД, преследующая задачи, в том числе, связанные с противодействием коррупции в системе МВД, вопросами отбора кадров для правоохранительной системы, этических вопросов при осуществлении охраны правопорядка и проведении оперативно-следственных действий.

Применительно к уголовно-процессуальному законодательству также до сих пор существует целый ряд неразрешенных вопросов, касающихся совершенствования правового регулирования, как предварительного расследования, так и судебного рассмотрения уголовных дел различными судебными инстанциями.

С учетом этого идея выбора основных тематик первой научно-практической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью» представляется правильной, перечень поставленных на обсуждение проблем – весьма актуальным, а пути их решения – перспективными и заслуживающими пристального внимания.
Червоткин Александр Сергеевич -

Судья Верховного Суда РФ

Раздел I. Современные проблемы борьбы с экономической преступностью

Русанов Георгий Александрович,

ст. преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск),

кандидат юридических наук
Государственное вмешательство в экономику и значение уголовно-правовых средств в нем

Экономические отношения являются важным элементом жизнедеятельности любого государства. Во внутренней политике данная группа отношений всегда ставится на ведущее место, поскольку от надежности экономики государства, верного направления экономической политики напрямую зависит стабильность государства и отсутствие противоречий в обществе. Наличие экономических проблем в зависимости от степени их серьезности в любом случае дестабилизируют обстановку в обществе и, чем серьезнее экономические проблемы в государстве, тем больше социальная напряженность в обществе. В основе причин преступности на общесоциальном уровне ученые, как правило, также видят экономические факторы [1; c.135]. Исходя из значимости данной группы отношений, большое внимание уделяется проблемам охраны или защиты экономических отношений в государстве.

Проблемы охраны отношений в сфере экономической деятельности напрямую связаны с проблемой вмешательства государства в экономику. Данное обстоятельство объясняется тем, что охрана экономических отношений осуществляется, прежде всего, со стороны публичного субъекта, таковым является государство. Поэтому изначально возникает вопрос о границе вмешательства государства в экономическую сферу, в том числе и с целью ее защиты. В свою очередь, уголовно-правовая охрана отношений в сфере экономической деятельности является наиважнейшим инструментом, способом их защиты, но далеко не единственным. Значимость уголовно-правовой охраны данной группы отношений объясняется двумя основными факторами: во-первых, исходя из того, что уголовно-правовая охрана является наиболее «жестким» способом защиты экономических отношений, то под нее и ставятся наиболее значимые для общества и государства общественные отношения, во-вторых, уголовно-правовые средства являются крайней формой вмешательства государства в экономическую деятельность и возможна только в случае совершения действий, существенно нарушающих права ее субъектов.

Проблемы вмешательства и роли государства в экономике страны разрешалась на протяжении всей истории развития экономической теории. В результате были разработаны основные экономические учения, ряд которых указывают на необходимость повышенной роли государства в экономике государства, другие призываю свести эту роль к минимуму.

Одной из первых сложившихся в экономической теории школ была школа меркантилизма. Политика меркантилизма проводилась в XV-XVIII вв. по всей Европе, она опиралась на накопление денег в форме драгоценных металлов, протекционизм и государственную регламентацию хозяйства [2; c.18-26]. Одним из виднейших представителей школы меркантилизма являлся Т. Манн, который разработал так называемую политику протекционизма, которая в общем виде сводилась к ограничению импорта и поощрению экспорта, для чего использовались следующие меры: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т. д. [2; c.20]. Таким образом, политика меркантилизма была ориентирована на существенную роль государства в экономической жизни.

Одним из основоположников классической экономической школы является англичанин У. Пети, который значительное место в своих трудах уделял роли государства в экономике. Одной из его основополагающих идей является идея естественного порядка и пагубности его нарушений государственной властью. По его мнению, недостаток государственного управления заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона». В результате Пети приходит к выводу о вредности государственной регламентации, если она противоречит «законам природы» [2; c.35].

Наиболее известным представителей классической экономической школы является шотландец А. Смит. В своих работах он призывал к уменьшению роли государства в экономической жизни. По его мнению, эта роль должна сводиться к роли «ночного сторожа». Он выделил три основные функции роли государства в экономике: отправление правосудия, защита государства, устройство и содержание общественных учреждений [3; c.73-74].

Необходимо отметить, что одним из основных принципов классической школы в целом является невмешательство государства в экономические процессы.

Критике классическая школа подверглась со стороны институционалистов, которые настаивали на необходимости регулирующих мер со стороны государства и видели более сильную роль государственного механизма в экономических процессах [2; c.125-130].

Одной из наиболее значимых фигур в развитии экономической теории явился Дж. Кейнс, в честь которого была названа основанная им экономическая школа «кейнсианство». В отличие от представителей классической экономической школы, роль государства в экономике по Кейнсу возрастает. В частности, он указывает, что задача государственного вмешательства в экономику заключается во влиянии на «независимые переменные», т. е. увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблем реализации. Также Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль «ключа зажигания», запускающего механизм мультипликатора. Еще одним аспектом деятельности государства в экономическом механизме, по его мнению, должно явиться сокращение имущественного неравенства. Таким образом, кейнсианство предполагает более весомую роль государственного аппарата в экономике, чем эта роль предполагалась представителями классической школы [2; c.172-184].

Роль государства в экономике также рассматривается в работах ряда представителей неолиберального направления, в частности, немецкого экономиста В. Ойкена. По его мнению, экономическая политика свободной экономики ведет к ее регулированию властными группировками, поэтому «государство должно создавать порядок, предполагающий полную конкуренцию». Центральным направлением государственной экономической политики при этом считалось формирование хозяйственного порядка, содержанием которого являются: регулирование монополии и конкуренции, соотношений частной и государственной собственности, установление правовых норм хозяйствования.

Заметным направлением в развитии экономической теории явился монетаризм. Согласно концепции одного из его представителей, М. Фридмена, государственное вмешательство допустимо только в таких формах, «которые в наименьшей степени ограничивают свободу человека, в том числе и свободу тратить деньги» [2; c.210-211]. Также следует отметить, что монетарная экономическая политика затронула и современную Россию. В частности, в литературе указывается на то, что «увлечение монетаристскими рецептами без учета реальных условий и особенностей России привело к весьма неутешительным результатам. Издержки и потери «шоковой терапии» неизмеримо высоки, а перспективы выхода из кризиса проблематичны» [3; c.333-334].

Школа неоинституционализма в лице наиболее известного своего представителя Дж. Бьюкенена выступала за всемерное уменьшение экономической роли государства, т.к., по его мнению, усиление роли государства в экономике приводит к росту бюрократии. Государство в экономике должно выполнять роль гаранта. Условием эффективной борьбы с бюрократией является приватизация и ограничение сфер деятельности государства [2; c.231-233].

Среди отечественных экономистов также нет единого мнения о роли государства в российской экономике. Россию на данный момент относят к государствам с переходной экономикой, в частности, на это указывает В.Л. Тамбовцев [4; c.39], а следовательно, необходимо выявить роль государства, типичную для переходной экономики. Эта роль, прежде всего, проявляется в административных мерах, направленных на ее регулирование. Она сводится к управлению экономикой и защите отношений в сфере экономической деятельности от посягательств, способных нанести вред этим отношениям. В российской научной литературе высказывалось мнение, что именно с функцией и не справляется. В.Л. Тамбовцев в своей работе указывает на то, что реально действующему в стране механизму вытеснения фирм в сферу теневой экономики способствуют поборы при регистрации предприятий, высокий уровень налогообложения, отсутствие надежной государственной защиты общества. Исходя из этого, он приходит к выводу, что «в течение всего периода реформ в России органы государственной власти на крайне низком уровне выполняют основную экономическую функцию любого государства: обеспечение судебно-правовой защиты и гарантирования выполнения легальных прав собственности любого собственника и легальных изменений в результате выполнения контрактов» [4; c.40-41].

Необходимо сделать уточнение, что столь критические замечания были высказаны В.Л. Тамбовцевым в период рассвета экономического кризиса в России в середине 90-х годов XX века.

А.М. Бабашкина указывает на то, что усиление роли государственного регулирования экономики, особенно в переходные периоды, вызвано рядом объективных причин. Государство, по ее мнению, способно значительно сократить издержки переходного периода, если «выступит индикатором и опорой новых жизнеспособных форм». При этом резкое сокращение функций государства в России при переходе к рыночным отношениям «не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды. Масштабы сужения функций государства в экономическом развитии России противоречат практике развитых стран с рыночной экономикой» [5; c.12]. Среди негативных факторов уменьшения роли государства в экономике автор также отмечает:

- приватизация собственности не привела к образованию в большинстве случаев собственников, эффективно осуществляющих свой бизнес;

- расслоение населения с учетом полученной незначительным количеством людей собственности и значительным повышением уровня их доходов стало чрезмерным и социально опасным;

- произошли большие социальные «издержки» рыночных преобразований;

- чрезмерно большое влияние на характер предпринимательства оказал спекулятивный и криминальный капитал;

- удельный вес теневого сектора достиг больших размеров [5; c.15].

Ф.И. Шамхалов в своей работе указывает на необходимость взаимодействия в условиях переходной экономики государственных и предпринимательских структур, что продиктовано рядом обстоятельств специфически российского характера. Среди прочих им выделены следующие:

- неэффективная налоговая политика государства;

- несовершенство правового регулирования;

- криминализация экономики;

- ценовой диктат естественных монополий;

- пассивное отношение государства к дезинтеграционным тенденциям в экономике России расщеплению единого экономического пространства в результате диктата цен на тарифы транспорта и энергоносители со стороны естественных монополий и т. д.[6; c.593-594]

Перечисленные факторы должны устраняться, в том числе, и уголовно-правовыми средствами.

Охрана общественных отношений в сфере экономики уголовно-правовыми средствами является частным случаем вмешательства государства в экономику. Чем более значительна роль государственного аппарата в регуляции экономических процессов в стране, тем более значительной является защита экономических отношений уголовно-правовыми средствами, т. к. при большей широте регулирования общественных отношений в сфере экономики со стороны государства больше становится и общественных отношений, нуждающихся в уголовно-правовой защите, при этом также возрастают интересы и самого государства, которые также нуждаются в защите.

За совершение правонарушений в области экономики предусмотрена юридическая ответственность (административная, налоговая, уголовная). Круг наиболее значимых отношений в сфере экономической деятельности защищается уголовно-правовыми нормами. Но возникает о круге отношений, которые нуждаются в уголовно-правовой охране, т. е. возникает проблема выявления тех общественных отношений, воздействие на которые возводит противоправное деяние в категорию общественной опасности, позволяющей отнести его к преступлению. Применительно к данному вопросу возникает необходимость разграничения групп общественных отношений, нуждающихся именно в уголовно-правовой охране и тех групп общественных отношений, за причинение вреда которым могут наступать иные виды юридической ответственности, в частности, административная и налоговая. Нельзя забывать, что уголовно-правовая ответственность является крайней формой реакции государства на общественно опасное, противоправное деяние. Поэтому, на наш взгляд, исходя из роли государства в современной российской экономике, необходимо выявить пределы вмешательства государства в регулирование экономической деятельности именно уголовно-правовыми средствами.

В период подготовки нового УК и после его принятия применительно к вопросу о пределах уголовно-правового вмешательства в экономику высказывались различные позиции. В частности, Б.В. Волженкин в этой связи отмечал, что основополагающие начала правового регулирования экономических отношений в современной России закреплены в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35 и 36). Из этих положений вытекают задачи и принципиальные подходы к уголовно-правовому регулированию отношений в сфере экономической деятельности: 1) Государство должно ограничивать свое вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов. При этом речь может идти о недопущении «избыточного регулирования», т.к. государство не может оставаться безучастным к происходящим в экономике процессам; 2) Государство должно обеспечить реализацию провозглашенных Конституцией гарантий предпринимательской деятельности; 3) Государство должно бороться с криминальным предпринимательством, причиняющим вред интересам граждан (потребителей), законным интересам других предпринимателей и самого государства [7; c. 67-69].

А.В. Наумов, в свою очередь, следующим образом определяет задачи, стоящие перед российским уголовным законодательством в аспекте борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности: 1) оградить рыночную экономику от недобросовестного предпринимательства; 2) защитить честного предпринимателя от злоупотреблений должностных лиц (чаще всего исполнительной ветви власти), их незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность; 3) защитить интересы, потребности общества и государства от недобросовестного предпринимателя и криминала [8; c. 237].

Н.И. Пикуров в своем диссертационном исследовании останавливается на вопросе пределов уголовно-правового вмешательства государства в сферу частной жизни и отмечает, что «по поводу возможности уголовно-правового воздействия на общественные отношения, в основе которых лежат частные интересы, существовало немало суждений, нередко абсолютно противоположных по содержанию: от предложений максимального использования средств государственного регулирования и контроля до полного отказа вмешательства государства в экономику и максимального расширения сферы частной жизни, находящейся вне пределов правового регулирования. Направление и характер современной реформы российской правовой системы, в том числе уголовного законодательства, свидетельствует о поиске баланса между этими подходами» [9; c. 55]. Далее автор делает замечание, что «в целом частная жизнь гражданина является сферой регулирования в основном нормами морали и сложившимися традициями. Реже нормами гражданского права и смежных ему отраслей. Лишь в исключительных случаях она подлежит вмешательству норм публичного, в том числе и уголовного, права. При этом уголовное право может устанавливать запреты как непосредственного действия, так и конкретизированного административно-правовыми или иными нормами» [9; c. 64].

Встает вопрос о критериях определения пределов вмешательства государства уголовно-правовыми средствами в регулирование отношений в сфере экономической деятельности. Необходимо иметь в виду, что экономические отношения являются наиболее динамично развивающимися в обществе, а, следовательно, пределы вмешательства государства в различные периоды времени не могут быть равными. Скажем, в период экономического кризиса роль государства и его воздействие на экономические отношения становится больше, тогда как в период стабильного экономического роста роль государства в рыночной экономике заметно снижается.

Исходя из сказанного, важным базисом для определения границ уголовно-правового воздействия государства на экономику должны стать принципы такого воздействия. Их значимость определяется тем, что они дают базисные установки для дальнейшего выявления роли уголовного права в процессе охраны и защиты экономических отношений независимо от трансформации экономических моделей и определяют основные тенденции развития уголовного законодательства в области охраны экономических отношений.

С другой стороны, исходя только из принципов уголовно-правового воздействия государства на экономику определить его четкие границы не представляется возможным, они лишь являются базисными установками для определения границ вмешательства. Более четкие границы уголовно-правового вмешательства государства в экономику должны определяться исходя из реалий существующей экономической модели. Тем не менее любое государство при проведении экономической политики стремится к достижению определенного минимума стабильности, ниже которого опустится государство позволить себе не может. Этот минимум в экономической теории принято называть «экономическая безопасность». Экономическая безопасность фактически является той минимальной границей, которое государство не может позволить себе перейти ни при каких условиях. А, значит, для обеспечения минимума экономической безопасности могут быть задействованы крайние формы правового воздействия (вмешательства) со стороны государства, каковыми и являются уголовно-правовые средства. Таким образом, обеспечение экономической безопасности государства становится минимальной границей уголовно-правового воздействия с точки зрения определения целей такого воздействия.

С другой стороны, границы правового в общем и уголовно-правового воздействия в частности не могут и не должны определяться только исходя из целей обеспечения экономической безопасности. Важным фактором вмешательства государства в экономику, причем не только правовыми средствами, должен быть фактор целесообразности такого вмешательства вообще. Нельзя забывать, что экономика является саморегулирующимся, самодостаточным механизмом, где государственное вмешательство может быть излишним или даже вредным. Поэтому, с другой стороны, границы правового вмешательства в экономику должны определяться неспособностью экономики к саморегуляции при охране определенной группы отношений.

Границы уголовно-правового воздействия государства на экономику должны помимо этого определяться невозможностью урегулирования и охраны данной группы общественных отношений иными, не уголовно-правовыми средствами. Уголовное право является лишь одним из возможным средств правового обеспечения экономической безопасности государства наряду с другими. Но так как уголовно-правовые средства являются «крайней» формой государственного вмешательства в экономику, то должны применяться лишь при недейственности иных правовых средств.

Таким образом, пределы уголовно-правового воздействия государства на экономику – это базирующиеся на базисных установках (принципах) границы, которые определяют роль государства в зависимости от типа существующей экономической модели применительно к обеспечению экономической безопасности как минимальной границе деятельности государства в области экономики с одной стороны и неспособностью саморегулирующих средств обеспечить экономическую безопасность государства без применения правовых средств и невозможностью охраны экономических отношений средствами иных отраслей права с другой стороны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconСборник статей ІV межрегиональной научно-практической конференции...
Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (6-7 апреля 2017 г., г. Ялта). – Ялта : рио гпа (филиал)...

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconМатериалы международной научно-практической конференции дыльновские...
Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»: Саратов: Изд-во...

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 icon«Ангарский автотранспортный техникум» материалы VII научно-практической конференции
Материалы VII научно-практической конференции педагогических работников «Инновационная деятельность педагога». Ангарск, 29 мая 2015г....

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconМатериалы Шестой Международной научно-практической конференции 22...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconГбоу впо «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава...
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Кардиология и кардиохирургия: инновационные решения – 2016» (8-9 апреля)....

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconСовет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного
Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским...

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconСовет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного
Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским...

Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67 iconЗападно-сибирский региональный научно-исследовательский институт...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск