1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Для успешной деятельности в юридической сфере важным становится принятие обоснованных решений, для чего необходимо использовать различную информацию. Статистические методы помогают грамотно собрать данные, извлечь из них информацию в доступном для понимания и анализа виде.
Цель изучения дисциплины «Статистические методы анализа и прогнозирования в юридической деятельности» − помочь студентам осмыслить важнейшие категории статистической науки, научиться квалифицированно применять научные методы статистического исследования в дальнейшей профессиональной деятельности в юридической сфере; научиться содержательно интерпретировать формальные результаты.
Задачи дисциплины «Статистические методы анализа и прогнозирования в юридической деятельности»- научить студентов грамотно использовать статистическую отчетность, применять научные методы статистического исследования, определять конкретное содержание статистических показателей.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать основные виды, способы и организационные формы статистического наблюдения, табличное и графическое представление статистических данных (ОК-10), основные статистические показатели, используемые в анализе юридических явлений и процессов (ОК-11), основные методы и способы сбора, систематизации и обработки статистических данных в правовой сфере (ОК-12).
| Студент должен уметь применять современные информационные технологии для сбора и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации (ОК-10, ОК-12), рассчитывать различные статистические показатели, позволяющие проанализировать статистические данные о правонарушениях (ОК-11).
| Студент должен владеть статистическим инструментарием для решения профессиональных задач (ОК-10, ОК-12), методами сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности (ОК-11).
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Информационные технологии в юридической деятельности
Методы защиты информации в юриспруденции
| Выпускная квалификационная работа
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – Очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 24-27
| 4
|
| Модуль 1 «Понятие, предмет, методы статистического анализа»
|
|
| 24-25
| 2
|
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике. Понятие о статистическом наблюдении, организационные формы статистического наблюдения.
| М
П
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 26-27
| 2
|
| Тема «Методы сводки и группировки»
Понятие статистической сводки и группировки. Виды статистических группировок.
| М
П
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 28-41
| 14
| 4
| Модуль 2 «Методы статистического анализа и прогнозирования в юридической деятельности»
|
|
| 28-29
| 2
| 2
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Деловая игра на тему «Статистическое наблюдение в судебно-правовой сфере».
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 30-31
| 2
|
| Тема «Методы сводки и группировки»
Виды статистических группировок. Группировка по количественному признаку. Сравнимость статистических группировок.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 32-33
| 2
|
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Абсолютные и относительные показатели и их применение в юридической практике. Коэффициенты преступности и преступной активности.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 34-35
| 2
|
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Применение относительных показателей динамики в юридической практике. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 36-37
| 2
| 2
| Тема «Показатели вариации»
Понятие вариации. Способы вычисления основных показателей вариации: размаха вариации, дисперсии, стандартного отклонения, коэффициента вариации. Решение задач.
Кейс. Возможности применения статистических методов при исследовании работы российских арбитражных судов.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 38-39
| 2
|
| Тема «Статистическое изучение динамики социально-экономических, юридических и правовых явлений»
Понятие и классификация рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики. Приемы обработки рядов динамики. Методы анализа тренда в рядах динамики. Элементы прогнозирования. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 40-41
| 2
|
| Тема «Статистическое изучение взаимосвязи явлений»
Типы связей между явлениями. Понятие корреляционной связи. Элементы корреляционного анализа. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – Заочная форма обучения (5г. 00 мес.)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике. Понятие о статистическом наблюдении, организационные формы статистического наблюдения.
| М
П
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 2
|
| Тема «Методы сводки и группировки»
Виды статистических группировок. Группировка по количественному признаку. Сравнимость статистических группировок.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 2
| 2
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Абсолютные и относительные показатели и их применение в юридической практике. Коэффициенты преступности и преступной активности. Применение относительных показателей динамики в юридической практике. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – Заочная форма обучения (3г. 06 мес. (в))
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 2
|
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике. Понятие о статистическом наблюдении, организационные формы статистического наблюдения.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 2
| 1
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Абсолютные и относительные показатели и их применение в юридической практике. Коэффициенты преступности и преступной активности. Применение относительных показателей динамики в юридической практике. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – Заочная форма обучения (3г. 06 мес. (с))
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 2
|
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике. Понятие о статистическом наблюдении, организационные формы статистического наблюдения.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 2
| 1
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Абсолютные и относительные показатели и их применение в юридической практике. Коэффициенты преступности и преступной активности. Применение относительных показателей динамики в юридической практике. Решение задач.
| Д
Э
И
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Самостоятельная работа студента – Очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
| 24-27
| 8
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 28-35
| 10
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Коэффициенты преступности и преступной активности. Криминологические прогнозы в деятельности правоохранительных органов.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 36-39
| 26
| Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента Примерные темы рефератной работы
Статистические методы изучения преступности.
Учет и отчетность органов юстиции и судов.
Надежность статистических показателей юридической статистики.
Статистический анализ причин преступности и мотивации преступного поведения.
Статистические методы анализа работы судов по уголовным и гражданским делам.
Статистические методы анализа судимости.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
| 40-41
| 10
| Подготовка к зачету.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Самостоятельная работа студента – Заочная форма обучения (5г. 00 мес.)
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
|
| 8
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Коэффициенты преступности и преступной активности. Криминологические прогнозы в деятельности правоохранительных органов.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 8
| Тема «Статистическое изучение динамики социально-экономических, юридических и правовых явлений»
Понятие и классификация рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики. Приемы обработки рядов динамики. Методы анализа тренда в рядах динамики. Элементы прогнозирования.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 26
| Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
Примерные темы рефератной работы
Статистические методы изучения преступности.
Учет и отчетность органов юстиции и судов.
Надежность статистических показателей юридической статистики.
Статистический анализ причин преступности и мотивации преступного поведения.
Статистические методы анализа работы судов по уголовным и гражданским делам.
Статистические методы анализа судимости.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Подготовка к зачету.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Самостоятельная работа студента – Заочная форма обучения (3г. 06 мес. (в))
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
|
| 8
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Коэффициенты преступности и преступной активности. Криминологические прогнозы в деятельности правоохранительных органов.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Тема «Статистическое изучение динамики социально-экономических, юридических и правовых явлений»
Понятие и классификация рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики. Приемы обработки рядов динамики. Методы анализа тренда в рядах динамики. Элементы прогнозирования.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 26
| Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
Примерные темы рефератной работы
Статистические методы изучения преступности.
Учет и отчетность органов юстиции и судов.
Надежность статистических показателей юридической статистики.
Статистический анализ причин преступности и мотивации преступного поведения.
Статистические методы анализа работы судов по уголовным и гражданским делам.
Статистические методы анализа судимости.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Подготовка к зачету.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Самостоятельная работа студента – Заочная форма обучения (3г. 06 мес. (с))
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
|
| 8
| Тема «Методы статистического наблюдения»
Предмет и объект статистики. Статистическое наблюдение в юридической практике.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Тема «Статистические показатели и их применение в юридической практике»
Коэффициенты преступности и преступной активности. Криминологические прогнозы в деятельности правоохранительных органов.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Тема «Статистическое изучение динамики социально-экономических, юридических и правовых явлений»
Понятие и классификация рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики. Приемы обработки рядов динамики. Методы анализа тренда в рядах динамики. Элементы прогнозирования.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 26
| Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
Примерные темы рефератной работы
Статистические методы изучения преступности.
Учет и отчетность органов юстиции и судов.
Надежность статистических показателей юридической статистики.
Статистический анализ причин преступности и мотивации преступного поведения.
Статистические методы анализа работы судов по уголовным и гражданским делам.
Статистические методы анализа судимости.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
| 10
| Подготовка к зачету.
| ОК-10
ОК-11
ОК-12
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения
| Часы
|
| Деловые и ролевые игры
| Студенты разбиваются на небольшие группы (2-4 человека). Проводится жеребьевка, согласно которой подбираются группы: «истец», «ответчик», «обвинитель», «защитник», «свидетели».
Формулируется конкретная ситуация, участники начинают обсуждение.
Цель: получение достоверной достаточно полной информации при условии, что «объект наблюдения» не откажется отвечать на вопросы, но может также давать недостоверную информацию вместе с достоверной.
Результатом игры является постановка и решение конкретной практической задачи статистического анализа и прогнозирования юридической, правовой информации с интерпретацией результатов и формулировкой выводов.
| 2
|
| Разбор конкретных ситуаций
| Рассмотрение возможностей применения статистических методов при исследовании работы российских арбитражных судов.
| 2
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Интернет-ресурсы:
1) данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/;
2) Центральная База Статистических Данных URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi/.
Эта база позволяет самостоятельно выбрать необходимые для исследования характеристики: продолжительность, периодичность наблюдения, перечень признаков, территориальную принадлежность и т.п.
Также используются аналитические материалы, статистика следующих сайтов и порталов:
1. http://www.mvdinform.ru/
2. http://www.mvd.ru/stat/
3. http://www.gai.ru/
4. http://www.minjust.ru/
|
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применение электронного мультимедийного учебника, доступного в сети Интернет www.statsoft.ru/home/portal/, осуществляется при изучении всех тем дисциплины. На сайте имеется большое количество справочной информации по данному курсу.
|
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Содержание дисциплины ориентируется на образовательную программу Института государства и права РАН.
|
|
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| При изучении дисциплины применяются такие методы как творческая работа студентов, направленная на составление и решение заданий по различным темам курса, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
|
|
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Использование в качестве кейсов примеров статистического анализа исследовании работы российских арбитражных судов.
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
| Основная литература:
| 1.
| Статистика [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Статистика" и др. экон. спец. : для студентов бакалавриата / ред. Л. И. Ниворожкина. - М. : Дашков и К, 2010. - 416 с.
| 689
| 2.
| Статистика. Базовый курс [Текст] : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов ; И. И. Елисеева. - М. : Юрайт, 2011. - 483 с.
| 1
| 3.
| Правовая статистика : учебник [Электронный ресурс] / В.Н. Демидов, О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев и др. ; под ред. С.Я. Казанцев, С.Я. Лебедев, С.М. Иншаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 272 с.
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116727
| Доступ для зарег. пользователей
| Дополнительная литература:
| 1.
| Правовая статистика [Текст] : Учеб. пособие / А. В. Фирсова ; Под ред. И. Л. Кофф. - Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 128 с.
| 100
| 2.
| Правовая статистика [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 030501 "Юриспруденция" / ред. В. С. Лялин, А. В. Симоненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Закон и право, 2008. - 255 с.
| 5
| 3.
| Уголовная статистика : обеспечение достоверности [Текст] / Р. В. Скоморохов, В. Н. Шиханов. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - 96 с.
| 1
| 4.
| Теория статистики [Текст] : практикум : учеб. пособие по дисц. федер. компонента для студентов вузов, обучающихся по напр. 080100 "Экономика" / Г. Л. Громыко. - 4-е изд., перераб. и доп. -Электрон. изд. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 240 с.
| 2
| 5
| Дубина, И. Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Н. Дубина. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 415 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79599
| Доступ для зарег. пользователей
| 6
| Гусаров, В. М. Статистика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. М. Гусаров, Е. И. Кузнецова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 480 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117190
| Доступ для зарег. пользователей
| 7
| Информатика и математика для юристов [Электронный ресурс] :учебник / под ред. С.Я. Казанцев, Н.М. Дубинина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юнити-Дана, 2012. -559 с.
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115161
| Доступ для зарег. пользователей
| 8
| Эл. учебник по статистике. StatSoft.
http://www.statsoft.ru/resources/statistica_text_book.php
| Свободный доступ
| 9
| Вопросы статистики (журнал)
| 6/пол.
| 10
| Центральная База Статистических Данных
URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi/
| Свободный доступ
| 11
| Сайт МВД РФ. http://mvd.ru/
| Свободный доступ
|
Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 305,
201,
202
Корпус ЮФ
М.Горького, 166
| Компьютерная техника, телевизионная техника для презентаций
Каждый обучающийся имеет индивидуальный доступ к сети Интернет.
| Основное назначение - обучающее. Используется при представлении основных тем модулей, проблематики групповых дискуссий (презентации), в процессе выполнения расчетов, демонстрации результатов расчетов, а также результатов разбора конкретных ситуаций и деловой игры.
| |