"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение"


Название"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение"
страница1/6
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Закон
  1   2   3   4   5   6


стенограмма
парламентских слушаний на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение"
15 марта 2007 года
А.Л.Хазин

Уважаемые коллеги, позвольте поприветствовать вас в стенах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – верхней палате российского парламента.

Сегодня Совет Федерации проводит парламентские слушания на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение".

В слушаниях принимают участие: заместитель Председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин, советник Президента Российской Федерации Сергей Николаевич Самойлов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Аппарата Правительства, министерств и ведомств, члены Общественной палаты, представители заинтересованных некоммерческих организаций и корпораций.

С приветственным словом я прошу выступить Александра Порфирьевича Торшина, заместителя Председателя Совета Федерации.

А.П.Торшин

Уважаемый Андрей Леонидович, уважаемые коллеги! Позвольте мне от имени Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова (к сожалению, его сейчас нет в Москве) передать искренние пожелания успехов в работе парламентских слушаний о роли корпоративной социальной ответственности в современной России. Это событие у нас долгожданное, его готовили тщательно, готовили очень предметно. Свидетельство тому – широкое представительство и депутатов Государственной Думы, и представителей Администрации Президента, и Общественной палаты.

Надо сказать, что тема очень актуальная, может быть, самая актуальная из экономических, поскольку от нее зависит дальнейший стабильный экономический рост Российской Федерации, и она очень перспективна.

Обращает на себя внимание тот факт, что комитет и ответственный за проведение Андрей Леонидович Хазин подготовили очень интересный пакет информационного сопровождения, поскольку тема достаточно новая для нас. Здесь обобщен и иностранный опыт, и опыт российских компаний.

Поэтому я думаю, что результатом этих слушаний будут серьезные рекомендации, которые со временем станут нормами законов. И (почему бы и нет?), наверное, будет складываться какая-то еще и этическая среда, этическое нормотворчество, поскольку здесь мораль, нравственность и законность имеют возможность эффективно сочетаться.

Позвольте мне, чтобы не занимать много времени, пожелать всем участникам успехов, плодотворной дискуссии и выработки тех рекомендаций, которые ждут в стране.

Обращаю внимание, что Совет Федерации – это палата регионов, и нам очень важно услышать мнение представителей субъектов Федерации о том, как адаптировать эти подходы, как адаптировать эти нормы к местным условиям. Потому что, если взяться диктовать из Москвы, ничего не получится. Россия большая, многонациональная, многоукладная, многоконфессиональная, и здесь нужны подходы очень и очень индивидуальные. Вот на это мы рассчитываем.

Спасибо большое, удачи вам.

А.Л.Хазин

Спасибо, Александр Порфирьевич.

Слово предоставляется Сергею Николаевичу Самойлову, советнику Президента Российской Федерации.

С.Н.САМОЙЛОВ

Добрый день, уважаемые коллеги! Если темы корпоративной социальной устойчивости, корпоративного социального партнерства государства и бизнеса выходят на повестку дня такой уважаемой структуры – верхней палаты парламента, то это говорит о том, что мы вступаем в новый период, с одной стороны, развития бизнес-культуры, понимания своей роли и места в развитии государства, в создании устойчивого развития как государства, так и собственно бизнеса и, в общем-то, в поиске тех этических и правовых норм взаимодействия между государством и бизнесом.

То, что разговор идет не с чистого листа, а здесь будет представлен конкретный опыт конкретных компаний именно по корпоративной социальной ответственности, говорит как раз о том, что есть платформа для обсуждения.

С другой стороны, мы видим и значительный международный опыт, который накоплен нашими коллегами за рубежом, в создании атмосферы со стороны государства, располагающей бизнес к стремлению повышать корпоративную социальную ответственность.

Мне думается, что, начиная с глоссария и заканчивая какими-то этическими нормами, перспективами, принципами корпоративной социальной ответственности, нам надо больше об этом сегодня говорить на страницах печати, в тех передачах, которые идут по этой сфере, по этому направлению или, во всяком случае, касаются взаимодействия бизнеса и государства. Потому что зачастую возможности и уровень любого крупного или среднего бизнеса государством, или органами местного самоуправления, или органами власти субъектов Федерации воспринимается как возможность и необходимость взять с них какое-то определенное количество средств для того, чтобы залатать те дыры, которые есть на уровне муниципального образования и на уровне субъекта Федерации.

Конечно, такие взаимоотношения не смогут выстроить эту систему корпоративной социальной ответственности, потому что первое, с чего она начинается, безусловно, она начинается с того, что изменяются отношения внутри компании, собственно работников и менеджмента этой компании. Здесь наступает первый этап, первый опыт, и, наверное, это и лакмусовая бумажка этой корпоративной социальной ответственности.

Во-вторых, это, безусловно, нахождение тех точек соприкосновения, которые возникают между крупной корпорацией, бизнес-структурой и той окружающей средой, которая здесь есть. Это касается как людей, проживающих вне пределов предприятия, так и той экологической устойчивости, экологически благоприятной среды, которая или создается, или не создается внутри этого сообщества, этого муниципального образования или более крупного какого-то образования.

Мне не раз приходилось участвовать в конкретных мероприятиях, связанных с диалогом крупных бизнес-структур и органов местного самоуправления, органов власти субъектов Российской Федерации, там, где находятся подразделения этих крупных корпораций. И, в общем-то, радовало то, что люди слышат друг друга, начинают говорить на одном языке и не только дают отчет о том, что ими сделано, совместные шаги в развитии, но и выстраивают тот путь, который они собираются пройти.

Поэтому, безусловно, очень важно, что тема для такой дискуссии, тема для обсуждения проблем в корпоративной социальной ответственности вынесена сегодня на обсуждение. Я уверен, что это даст свои результаты. Потому что и материалы, которые подготовлены, мне тоже удалось с ними, хоть в беглом, так сказать, варианте познакомиться, достаточно серьезны, они опираются на международный и внутренний опыт.

То, что приходит такое понятие уже, флагманы в этом направлении уже приступают к этапу использования аудита, который дает прозрачность самой этой сферы деятельности для общества и для корпорации, в общем-то, очень важно.

Поэтому мне, безусловно, хочется пожелать успеха участникам слушаний в том, чтобы рекомендации, которые будут здесь выработаны, могли лечь в основу для обсуждения как в крупных наших союзах промышленников и предпринимателей, коими являются РСПП, "Деловая Россия", "Опора России", Торгово-промышленная палата, так, в общем-то, и дали возможность для органов государственной власти продвигаться по пути закрепления этических и правовых норм в развитии проблемы, в решении проблемы корпоративной и социальной ответственности. Успехов.

А.Л.Хазин

Спасибо большое, Сергей Николаевич.

Я позволю себе выступить с приветственной речью от имени Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня в стенах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации мы проводим парламентские слушания на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение". По реакции бизнес-сообщества, организаций, союзов и ассоциаций на наше приглашение можно сделать вывод, что эта тема актуальна на современном этапе развития нашей страны и является важным фактором обеспечения социального мира.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации весной 2004 года Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что (цитата) "задачами для социально ответственного бизнеса является безусловная и полная уплата налогов, участие крупного бизнеса в реализации жизненно важных проектов, в том числе концентрация внимания на самых насущных для граждан страны проблемах".

Однако, как известно, на сегодня даже в официальных подсчетах децильный коэффициент как соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных, характеризующий социальное расслоение населения, в России равен 14–15.

Цифры эти значительно превышают допустимые пороговые значения социального мира и стабильности. Не секрет и то, что у значительной части населения отношение к бизнес-структурам по-прежнему отрицательное. В этих условиях последовательное формирование имиджа российских бизнес-структур через социально ответственную корпоративную политику является важнейшей составляющей обеспечения экономического роста и социальной стабильности.

Присоединение России к ВТО, постоянный рост уровня открытости нашей экономики обязывают отечественные корпоративные структуры к широкому и повсеместному внедрению мировых стандартов менеджмента и социального партнерства, важнейшим инструментом которого является корпоративная социальная отчетность.

Я благодарю финансовую корпорацию "УРАЛСИБ" и "PricewaterhouseCooperAudit" за любезное предоставление материалов по этому вопросу и активное участие в подготовке и проведении этих парламентских слушаний. Как законодательная власть, мы заинтересованы в формировании адекватной нормативной правовой базы, стимулирующей развитие социальной ответственности бизнеса, социального партнерства власти, предпринимательства и общества, широком внедрении международных стандартов, корпоративной социальной ответственности и отчетности.

Мы очень рады приветствовать здесь представителей более 50 средств массовой информации, аккредитовавшихся при открытии наших парламентских слушаний. В результате сегодняшнего обмена мнениями и обсуждения проблемы будут подготовлены рекомендации парламентских слушаний и возможные законодательные инициативы, которые будут внесены Комитетом по экономической политике, предпринимательству и собственности в качестве законодательной инициативы в Федеральное Собрание.

В раздаточных материалах имеется бланк предложений и рекомендации слушаний. Прошу передавать ваши предложения в секретариат. Предлагаю уложиться в 2–2,5 часа с перерывом на кофе-брейк, примерно с 11.20 до 11.45. Записки прошу подавать в письменном виде. И порядок примерно такой: после выступления каждого из участников с докладами в основной части дается 1–2 минуты на вопросы, и в конце парламентских слушаний предполагается 15–20-минутные прения по всему спектру обсуждавшихся проблем.

И теперь мне хотелось бы предоставить слово для доклада на тему "Международный опыт государственного стимулирования социальной ответственности компаний" господину Бруку Горовицу, исполнительному директору Российского партнерства по развитию ответственного бизнеса. Пожалуйста.

Б.ГОРОВИЦ

Уважаемые депутаты Федерального Собрания, уважаемые коллеги! Спасибо вам большое за приглашение выступить здесь – это настоящая честь. Я представляю Российское партнерство по развитию ответственного бизнеса – это подразделение международной организации "Международный форум лидеров бизнеса", который предлагает и поощряет корпоративную ответственность по всему миру.

И я бы хотел сегодня вкратце рассказать и сосредоточиться немножко на социальной отчетности, поскольку это тема нашей сегодняшней встречи, и посмотреть немножко на проблемы и на удачи в сфере социальной отчетности в других странах. Но ставится это тоже в контекст возможных мер, которые государства могут принимать для поощрения более ответственного отношения со стороны корпораций к обществу.

Вопрос социальной отчетности поднялся особенно остро после 2001 года, когда был огромный скандал в Соединенных Штатах вокруг компании "Энрон". И, несмотря на это очень большое событие в истории корпоративной жизни, все-таки очень многие считают, что корпоративная социальная ответственность не идет достаточно далеко. И поэтому было очень много стремлений в разных странах мира в плане перевода социальной отчетности на некую обязательную основу. Но на самом деле можно назвать несколько стран, которые принимали что-то подобное обязательной социальной отчетности, и то достаточно ограниченно: Франция имеет несколько статей, Канада, Голландия, Южная Африка. А целиком достаточно много трудностей в применении социальной отчетности на базе законодательства.

С точки зрения позитивных изменений в области социальной ответственности... Во-первых, на самом деле очень много компаний, крупных компаний, сейчас публикуют социальные отчеты. Это не стандартизировано, но видно, что компании волнуются, они волнуются об общественном мнении, они волнуются о том, что пресса рассказывает об этих компаниях. И мы знаем по опыту "Энрон" и "Андерсен", что плохая репутация компании может разрушить саму компанию даже быстрее, чем юридический процесс. И поэтому компании пользуются социальным отчетом не как обязательной частью некоей государственной отчетности, а на самом деле как способом хорошего управления. Это просто профессиональный подход к своему бизнесу.

Смотрите, если финансовый отчет показывает работу компании за последний год, социальный отчет смотрит в будущее: на риски, на возможности для развития бизнеса, на давление и на обязанности, которые любой гражданин, в том числе и корпоративный гражданин, должен принимать в отношении регионов и городов, где эта компания работает. То есть на самом деле довольно много крупных компаний принимают это всерьез.

Какие проблемы с социальной отчетностью? Во-первых, это достаточно субъективная вещь, это очень трудно измерить. Это не значит, что это невозможно, но, если вы подумаете, в каждом регионе, в каждой стране есть разные законодательные базы, есть разные ожидания общества, разные традиции, и сказать, что является хорошим поведением компании или плохим, достаточно трудно. И тем более мерить это на глобальном уровне, ну, я думаю, мои коллеги из GRI согласятся с тем, что нет на самом деле единого подхода пока. Но очень большие исследования идут, и это процесс, который развивается очень живо в некоторых странах.

Что надо сказать? Что социальный отчет – это, мы надеемся по крайней мере, не некое создание имиджа или только создание имиджа, некая глянцевая брошюра, которую показывают на международных конференциях. И одновременно это не заменяет эффективную систему государственного регулирования налоговой системы и социальной политики. И, если мы считаем, что социальный отчет – это несовершенный инструмент сегодня для поощрения корпоративной ответственности, тогда мы должны спрашивать, какие еще меры существуют для общества, для государства, чтобы компании вели себя более ответственно. И здесь есть несколько решений и возможностей, которые практикуются в разных странах.

Во-первых, конечно, если государство хочет, чтобы компании обратили внимание на некоторые социальные приоритеты, есть очень легкая система льгот вокруг налогообложения. И мы говорим не только о льготах, которые можно давать филантропам, но также на разные вложения, скажем, в науку, в технологию, в региональное развитие. И это практикуется во многих странах. Есть еще поддержка так называемых социальных инвестиций, то есть когда биржевой рынок поощряет создание фондов, которые инвестируют именно в экологически чистые технологии.

Есть еще многое, что государство может сделать, чтобы поощрять партнерство между государством и бизнесом. Думаю, здесь опыт одинаковый, как и в других странах мира, диалог между бизнесом и государством на уровне менеджеров не особенно велик. Это немножко разные миры.

Наша организация предлагает целый комплект курсов для тренинга менеджеров из государственных организаций, из компаний, из НКО (это межсекторное партнерство). И очень важно создать настоящий диалог.

Мы провели некоторый тренинг здесь, но мне кажется, что и сектора должны сосредоточиться на этом моменте. И государство здесь может принимать определенные меры, чтобы это поощрять.

И хотелось сказать по поводу тренинга, что если социальная отчетность становится важной, тогда очень важно, чтобы была группа профессиональных аудиторов, которые способны это поддержать. То есть социальная отчетность просто так становится глянцевой брошюрой, а если есть группа профессионалов вокруг этого вопроса, тогда это, конечно, поможет увеличить достоверность самого социального отчета.

И последнее. Хочу обратить внимание, что государство может давать некоторое признание. В других странах есть очень много призов для компаний, которые показывают себя социально ответственными. Надо сказать, что такие призы не очень часто даются государством, это в основном бизнес-ассоциации, это общественность. Но я думаю, что в некоторых странах государство участвует в этом. И это очень важно для компаний, чтобы признавали их любые удачи. Это может быть поводом для размышлений и здесь.

Когда мы говорим об этих инструментах, которые могут привести государство в область корпоративной ответственности, вопрос – чего государство хочет от компаний? И если ответ на этот вопрос – больше денег (иногда так звучит в некоторых странах мира), тогда есть более простой способ, чем социальный отчет, – это налог. Увеличивайте налоги, получайте больше денег и укрепите законодательную базу и применение закона. А если идея, что вклад бизнеса в общество – это не только деньги, но это технологии, это менеджмент, это гениальные способности по маркетингу, если это креативность, тогда это творческий подход, это то, что государство хочет от бизнеса. Есть разные другие инструменты, в том числе, наверное, данный этап добровольной социальной отчетности, и другие инструменты.

Спасибо за внимание.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconЦели и задачи профориентационной работы
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий...

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconЦели и задачи преподавания дисциплины
России, ее место в судебной системе страны, механизмы альтернативного разрешения споров в сфере экономической деятельности и т д...

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconЦели дисциплины «Актуальные проблемы семейного права»
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconШемякина Марина Сергеевна Корпоративная культура в деятельности предприятия...
Корпоративная культура в деятельности предприятия туризма: опыт России и зарубежных стран

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconНовости /разъяснения
России на 2012 2014 годы. В послании обозначены основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года, основные...

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconПояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи,...
Характеристика родителей (законных представителей) детей с онр, воспитывающихся в доу

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconУчебно-методический комплекс корпоративная безопасность зайнуллин...
Обучающихся по направлению 080600- «экономика» и по магистерской программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconСоциальная онтология россии
С 692 Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XI всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова,...

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconОпишите кратко сферу деятельности Вашей компании? Какие цели и задачи...
Обеспечение взаимодействия между партнерами (дистрибьюторами, партнерами, другими компаниями)

\"Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение\" iconВопросы и задачи для контрольной работы №1
Цели, задачи и принципы учета денежных средств. Роль денег в хозяйственной жизни предприятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск