Скачать 1.1 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ________________/ В.Н. Майсак «___»___________2012 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины__ ДС.01. «Судебная медицина и судебная психиатрия» (наименование и индекс дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом специальности) для специальности_030501 Юриспруденция______________________________________ (номер и наименование специальности) форма обучения – заочная на базе СОО, срок обучения - 6 лет; на базе СПО, срок обучения – 3,5 года; на базе ВПО, срок обучения – 4 года Факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органов Кафедра-разработчик уголовно-правовых дисциплин Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 030501 Юриспруденция подготовки Юриста Квалификация 65 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин № протокола ___ от __ 00.00.2012 года Зав. кафедрой разработчика __________________________д.ю.н., доцент С.В.Зуев_ (ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись) Секретарь кафедры _______________________________________________________ (ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись) Разработчик программы _________________________к.м.н., доцент Э.В. Артишевский_ (ученое звание, должность, Ф.И.О., подпись) Челябинск 2012
Дисциплина является частью общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом, специальности 030501 «юриспруденция». В быстром и полном раскрытии многих опасных преступлений, особенно таких, как убийство, изнасилование, причинение вреда здоровью, значительная роль принадлежит судебно-медицинской экспертизе. Подготовка высококвалифицированных юридических кадров для системы правоохранительных и пенитенциарных органов, адвокатуры требует изучения не только «классических» правовых дисциплин, но и постижение глубинных гуманистических аспектов правовых явлений - правосознания, правотворчества, психологической детерминации правомерного поведения и девиантного поведения, криминальной психопатологии, усвоения психологического ракурса превенции преступлений. На стыке психиатрической и юридических наук возникла новая отрасль знаний - судебная психиатрия. Судебная психиатрия, являясь прикладной отраслью общей психиатрии, по специфике изучаемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридическими науками и юридической практикой. Как прикладная наука, судебная психиатрия изучает психические расстройства применительно к задачам, которые решаются в ходе осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам. Судебная психиатрия включает в себя: организацию психиатрической помощи населению, методологию в психиатрии, общую часть судебной психиатрии, ведущее место в которой принадлежит судебно-психиатрической экспертологии, основы общей психопатологии, в которой детально, в проекции на правовом поле, рассмотрены симптомы и синдромы психических расстройств, а также судебно-психиатрическая оценка отдельных нозологий (болезненных форм психических расстройств). Необходимый синтез профессиональных познаний невозможен без ассоциативных процессов психологических наук и прикладных медицинских дисциплин, среди которых ведущее место занимает судебная психиатрия. Доказательством этому является увеличивающееся число комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз. Сущность права, рассматриваемая как всеобщая мера социальной справедливости и свободы личности, не может быть раскрыта вне базовых социально-психологических и патопсихологических дефиниций. Психолого-психиатрические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, субъективное вменение, личность преступника, цели и мотивы преступления, проблема невменяемости), гражданско-правовых категорий – недееспособности, совершение сделки лицом, которое не осознавало значение своих действий. Судебно-правовая реформа в России относит к числу приоритетных направлений защиту прав и свобод человека. Это предопределяет особое внимание к личности участников уголовного и гражданского процесса. Расширение их прав и усиление гарантий защиты законных интересов ставит новые задачи перед судебной психиатрией на современном этапе развития общественных отношений. Требуется детальная проработка судебно-психиатрических аспектов вменяемости, объективизации принципов выбора мер медицинского характера, применяемых к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим той или иной психиатрической аномалией, а также заболевшим после совершения правонарушения. Правовое регулирование является формой социальной регуляции. Знание социально-психологических закономерностей, основ психопатологии и судебной психиатрии - важнейшее условие эффективного правотворчества и правоприменения. Таким образом, задача курса судебной психиатрии заключается в том, чтобы сформировать представление о сущности этой дисциплины, углубить знания об основах правовой и криминальной патопсихологии. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Учебная дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия» входит в образовательно-профессиональную программу подготовки юристов с высшим юридическим образованием. Программа курса «Судебная медицина и судебная психиатрия» предназначена для изучения студентами по специальности 030501 «Юриспруденция». Программа составлена в соответствии с современной системой законодательства и включает все действующие правовые нормы - законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, инструкции, указания Минздрава России, МВД России, Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также нормативные документы, принятые другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Изучение данной дисциплины преследует определенную цель: дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической экспертизы.
Учебная дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия» связана с рядом учебных дисциплин читаемых в университете: криминалистикой, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, гражданским правом, гражданским процессуальным правом. Студенты, избравшие уголовно-правовую специализацию, в последствие работающие следователем, судьей, прокурором, адвокатом, работником дознания и оперативно-розыскных подразделений должны иметь основательную подготовку по судебной медицине. Без нее невозможно правильно и в должном объеме ставить вопросы перед экспертизой, понимать ее выводы, оценивать доказательства, заключения экспертов. Судебно-медицинские знания необходимы для полноценного сбора доказательств, подлежащих судебно-медицинскому, судебно-химическому и медико-криминалистическому исследованиям; во время осмотра места происшествия и трупа, при освидетельствовании пострадавших и подозреваемых. Они нужны при построении следственных версий, допросах свидетелей, подозреваемых, других участников уголовного процесса, а также в осуществлении оперативных и розыскных мероприятий, выявлении причин и условий совершения преступлений, обнаружении экологических правонарушений. В ходе изучения курса студенты должны освоить две группы понятий: организационные — правовое положение судебно-медицинского эксперта, система судебно-медицинских учреждений и управление этими учреждениями; судебно-медицинские — расстройства здоровья и их последствия, смерть и трупные изменения, судебно-медицинское исследование трупа, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинская идентификация, судебно-медицинское исследование вещественных доказательств и ряд других. Изучение настоящего спецкурса не позволяет ограничиваться изучением учебников. Студент должен изучить соответствующие приказы, нормативные документы, регулирующие деятельность судебно-медицинских экспертов в данной сфере, а также знать монографии, посвященные данной теме.
Цель курса – формирование таких знаний и навыков, которые после завершения обучения предоставят студенту возможность: - свободно владеть информацией о возможностях судебно-медицинских экспертов при оказании помощи органам, осуществляющими уголовное преследование (органами дознания и предварительного следствия), суда и оказании помощи органам здравоохранения в деле повышения качества лечебной помощи населению; - уметь грамотно оценивать результаты судебно-медицинских экспертиз; - знать права и обязанности судебно-медицинского эксперта, а также случаи его отвода; - уметь правильно ориентироваться в действующем законодательстве, регулирующем деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве. Задачи курса:
Для успешного освоения курса обучаемым предлагается курс лекций, семинарских и практических занятий, а также групповые и индивидуальные консультации. При подготовке ко всем видам учебных занятий следует использовать предусмотренную программой рекомендуемую основную и дополнительную литературу, нормативные источники, а при необходимости и иные материалы, рекомендованные для изучения. Требования по подготовке к семинарским и практическим занятиям содержатся в методических указаниях, адресованных обучаемым. В процессе освоения учебной программы студент должен: А) иметь представление: - о принципах и правовых основах организации медицинской и психиатрической помощи населению
Б) знать:
- пределы компетенции судебно-психиатрического эксперта;
В) уметь:
Г) владеть навыками:
Достижение целей обучения по дисциплине предполагает;
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Таблица 1 — Состав и объем дисциплины На базе СОО 6 лет обучения (заочное)
на базе СПО и ВПО
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины Таблица 2 — Разделы дисциплины, виды и объем занятий
Консультации проводятся из расчета 2 часа на группу. Проверка практикумов 2/3 часа на человека. Зачет проводится из расчета 4 часа на группу. 4.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 4.2.1. Содержание и контрольные вопросы по практическим занятиям. Состав и объем практического занятия.
4.2.2. Содержание и контрольные вопросы по практическим занятиям. Судебная медицина Введение Основной задачей практических занятий является обучение навыкам проведения экспертизы трупа, интерпретации судебно-медицинских документов, принципиальным положениям экспертной диагностики наиболее часто встречающихся видов насильственной и ненасильственной смерти. Каждое практическое занятие - единственное в цикле и требует тщательной подготовки. Кроме знакомства с учебной литературой, при подготовке к практическому занятию необходимо вспомнить исходную информацию по анатомии и физиологии. |
Судебная медицина, предмет, содержание, система методов. Организационные и процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы | Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная медицина» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Предмет, метод и отрасли статисти ческой науки. Судебная (правовая) статистика ее предмет, задачи и методологические основы | |||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования | Шпак Н. М. Судебная бухгалтерия. Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий, предназначен для студентов юридического факультета... | ||
Шпак Н. М. Судебная бухгалтерия. Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий, предназначен для студентов юридического факультета... | Клейменовым М. П., доктором юридических наук, профессором кафедры уголовного права и криминологии |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |