Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»


Скачать 221.07 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Бланки > Методическая разработка


ГБОУ ВПО

«Ставропольская государственная медицинская академия

Минздрава России»

Кафедра поликлинической педиатрии


«Утверждаю»

заведующая кафедрой

поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Педиатрия»

со студентами 4 курса специальности «Стоматология».

Занятие № 1 «Знакомство с деятельностью и функциональными подразделениями детской больницы и поликлиники. Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторная карта). Методика обследования детей: сбор анамнеза жизни и заболевания ребенка, генеалогический анамнез, особенности объективного и мануального обследования, стигмы дисэмбриогенеза».



Обсуждена на заседании кафедры


«______»_______________20__г.

протокол №

Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Рубачевой О.Е. «______»_______________ 20__г.

Ставрополь, 20__г.

Занятие №1 «Знакомство с деятельностью и функциональными подразделениями детской больницы и поликлиники. Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторная карта). Методика обследования детей: сбор анамнеза жизни и заболевания ребенка, генеологический анамнез, особенности объективного и мануального обследования, стигмы дисэмбриогенеза».

2. Актуальность темы (мотивация): Охрана здоровья ребенка является насущной необходимостью любого государства, заботящегося о своем будущем. Ведь здоровые дети появляются только у здоровых родителей. Поэтому существует документально регламентированная преемственность различных медицинских организаций в охране здоровья детей различного возраста.

Студентам необходимо знать структуру, организацию и направление деятельности детского стационара и поликлиники, основную медицинскую документацию, так как во время обучения на цикле детские болезни, а также при самостоятельной работе семейным врачом он должен уметь правильно ориентироваться в объёме и особенностях работы педиатра, как стационара, так и каждого подразделения детской поликлиники (ДП). Должен уяснить особенности сбора анамнеза в педиатрической практике, его значение в постановке правильного диагноз, а также влияние биологического, генеалогического и социального анамнеза на состояние здоровья ребёнка.

3. Учебные и воспитательные цели.

3.1 Общая цель: студент должен уяснить организацию и принцип работы детского стационара и поликлиники, особенности сбора анамнеза жизни и заболевания ребенка, генеологического анамнеза, а так же его графическому изображению.

3.2 Частные цели:

Студент должен знать:

  • знать особенности и объём работы участкового педиатра, специалистов, дежурного врача педиатра;

  • основную медицинскую документацию детского стационара и ДП;

  • структуру и особенности работы различных отделений детской больницы.

Студент должен уметь:

  • уметь ориентироваться в особенностях работы отдельных структурных подразделений ДП – фильтра, регистратуры, прививочного кабинета, кабинета здорового ребёнка;

  • правильно оформлять историю болезни, амбулаторную карту;

  • провести сбор биологического, генеологического, социального анамнеза и оценить их;

  • составлять генеологическое дерево.

4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов пропедевтики, детских болезней, общественного здоровья и организации здравоохранения.

5. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов во внеучебное время.

  1. Перечислить основные структурные подразделения деткой поликлиники (ДП) и детского стационара;

  2. Перечислить основные функции подразделений деткой поликлиники их роль в воспитании здоровых детей.

  3. Оценить преимущества участкового принципа работы в поликлинике;

  4. Перечислить основную медицинскую документацию ДП и детской больницы;

  5. Особенности сбора анамнеза жизни ребенка;

  6. Особенности сбора анамнеза заболевания ребенка;

  7. Сбор генеалогического анамнеза, значение в клинике, его графическое изображение;

  8. Особенности объективного осмотра детей.



6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

  1. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.

  2. «Пропедевтика детских болезней» А.В.Мазурин, И.М. Воронцов, М.,1999 г.

  3. Усов И.Н, Гресь Н.А., Горбачёва Е.Г. Медицинская помощь детям в условиях поликлиники. Минск, 1985.

  4. «Актуальная педиатрия» под ред. Н.А. Федько, Ставрополь, 2006.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. Белова А.П. организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, 1988.

  2. Справочник педиатра по организации медицинской помощи детям. /Под ред. А.К.Устинович. – Минск, 1991.

7. Аннотация по теме занятия

Основные организационные формы медицинской помощи матери и ребенку.

Консультация «Брак и семья» берет на себя функции оздоровления молодой семьи, в которой в будущем появятся дети. Врачи андролог, гинеколог, генетик и другие призваны охранять здоровье мужчины и женщины, вступивших в брак. При наступлении беременности женщина встает на учет в женской консультации. Здесь ее наблюдают врачи – акушеры- гинекологи и терапевты, а при необходимости – и другие специалисты. При отклонении в состоянии здоровья назначается лечение, которое может проводиться в домашних условиях или в специализированных отделениях стационаров при родильных домах или гинекологических больницах.

Сведения о беременных, наблюдаемых женскими консультациями, передаются в детские поликлиники не позднее 2 недель от момента взятия беременной на учет. Врач-педиатр или участковая сестра поликлиники осуществляют дородовый патронаж (посещение беременной на дому) в течение 10 дней после получения сведений из женской консультации. Цель дородового патронажа – научить будущую мать правильно ухаживать за будущим ребенком.

После рождения ребенка родильным домом передается соответствующее извещение в детские поликлиники по месту жительства, и в течение 1 – 2 дней после выписки ребенка посещают участковый врач и медицинская сестра. Это патронаж новорожденного. Он включает в себя тщательный осмотр ребенка, изучение документации родильного дома, оценку состояния лактации у женщины и подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и ухода за ребенком. В первый месяц врач посещает ребенка 3 раза, а при необходимости ежедневно. В последующее время ребенок осматривается врачам в поликлинике 1 раз в месяц.

Здоровых детей второго года жизни педиатр наблюдает не реже одного раза в квартал, а на третьем году – не реже одного раза в полугодие. В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация детей в поликлиниках. Дети, посещающие детские учреждения, находятся под наблюдением участкового педиатра и врача соответствующего детского учреждения. С трехлетнего возраста ребенок осматривается специалистами различных профилей с целью подготовки к школе. В этот период дети консультируются стоматологом, невропатологом, окулистом, оториноларингологом, хирургом-ортопедом, а по показаниям – и другими специалистами. Пациенты, состоящие на учете по каким-либо заболеваниям, углубленно обследуются ежегодно.

При обращении в поликлинику по поводу возникновения у ребенка острого или хронического заболевания участковый педиатр решает вопрос о возможности лечения дома, при этом посещает его ежедневно, или госпитализации. При необходимости врач посещает больного на дому ежедневно. Контроль за выздоровлением обычно проводится при посещении ребенком поликлиники.

В настоящее время под наблюдением участкового педиатра находится от 700 до 900 детей.

В последние годы служба охраны здоровья детей обогатилась еще одним видом учреждений – детским диагностическим центром. Это учреждение обладает уникальными техническими возможностями диагностических исследований. В центре имеется штат из очень опытных специалистов общей и специализированной детской медицины.

Врачи детских образовательных учреждений также входят в штаты поликлиники. В яслях и ясельных группах детских садов один врач обслуживает 250 детей, в детских садах – 700 детей, в школе – 25000 учащихся.

Основные задачи и направления деятельности.

Ведущее место в системе детского здравоохранения занимает амбулаторно-поликлиническая помощь, которая обеспечивается широкой сетью детских поликлиник и поликлинических отделений. Детская поликлиника (ДП) может быть самостоятельным ЛПУ или входить в состав детской, общей городской или центральной районной больницы, городской поликлиники.

В районе своей деятельности ДП обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от момента выписки из родильного дома до передачи их под наблюдение подросткового кабинета, то есть до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому и в образовательных учреждениях.

ДП выполняет следующие функции:

  • организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры и диспансеризация в декретированные сроки, профилактические прививки, санитарно-просветительная работа с родителями).

  • направление на лечение в стационары больниц.

  • реабилитация с использованием санаторного и курортного лечения, в лагерях отдыха, лесных школах и др.

  • лечебно-профилактическая работа в образовательных учреждениях.

  • противоэпидемические мероприятия и прививочная иммунопрофилактика (совместно с СЭН).

  • гигиеническое воспитание детей и родителей.

  • правовая защита детей.

  • повышение квалификационной категории врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

В зависимости от численности детского населения района и количества посещений в день, различают 5 категорий поликлиник:

1 – на 800, 2 – 700, 3 – на 500, 4 – на 300 и 5 – на 150 посещений в день.

Количество детей на педиатрическом участке должно быть не более 800; на каждую должность участкового врача устанавливается 1,5 должности участковых медсестёр.

На каждые 8-9 педиатрических участков выделяется одна должность освобождённого заведующего.

Должности врачей в детских учреждениях и школах общего профиля устанавливается из расчёта одна должность на 180-200 детей в детских яслях, на 600 детей – в детских садах и на 2000 учащихся в школах.

В дошкольных учреждениях и школах общего типа устанавливается одна должность медсестёр на 700 учащихся школ, на 100 детей детских садов, на 50 детей санаторных детских садов и на 300 учащихся вспомогательных школ с умственно отсталыми детьми.

По нормативам, утверждённым МЗ РФ, участковый-педиатр в течение 1 часа работы обслуживает в поликлинике 5 детей, на дому-2 ребёнка; при профилактических осмотрах число посещений на 1 час работы составляет 7 детей.
Режим работы поликлиники

Наиболее рациональна работа ДП по шестидневной неделе с 8 до 19 часов в рабочие дни. В выходные и праздничные дни устанавливаются дежурства педиатров с 9 до 14 часов. В остальное время больных обслуживает станция скорой помощи.

Информация о работе поликлиники, размещённая вблизи от регистратуры, должна включать графики работы врачей, ведущих приём, диагностических, процедурных, физиотерапевтических кабинетов и вспомогательных служб во все дни недели.

В графике участкового врача целесообразно один из дней недели (например, вторник) выделить для профилактического приёма детей раннего возраста, а другой (четверг) – для диспансерного приёма детей с отклонениями в состоянии здоровья.

При наличии в поликлинике более двух педиатрических участков (отделений) целесообразно чередовать их работу по сменам, обеспечивая в обязательном порядке вечерние приёмы.

Приёмы врачей-специалистов организуется также с обязательным чередованием смен.

Продолжительность приёма участковыми врачами-педиатрами в поликлинике устанавливается администрацией в зависимости от местных условий (времени года, отдаленности участка и т.п.) – в пределах 2,5 – 3 часов. При необходимости график может меняться.

Процедурный кабинет работает все дни недели, в том числе, в выходные и праздничные дни на протяжении всех часов работы поликлиники.

Фильтр в детской поликлинике.

Все дети с повышенной температурой и подозрительные по поводу инфекционного заболевания обслуживаются только на дому. Однако не исключена возможность их обращения непосредственно в ДП.

С целью выделения из общего потока детей с острыми инфекционными заболеваниями, в поликлинике необходим фильтр с боксами и отдельным выходом.

На фильтре работает наиболее квалифицированный фельдшер или медсестра, которые опрашивают родителей о цели посещения поликлиники и изолируют в бокс ребёнка подозрительного относительно инфекционного заболевания. В боксе ребёнок осматривается врачом-педиатром (инфекционистом), который устанавливает диагноз, при необходимости оказывает медицинскую помощь и решает вопрос о дальнейшем лечении: направляет в стационар или домой. После пребывания инфекционного больного бокс дезинфицируется или проветривается. В боксе должен быть набор медикаментов для оказания неотложной помощи, журнал регистрации инфекционных больных (форма № 060/у) и бланки экстренных извещений (форма № 058/у).

Работа регистратуры.

Здоровые дети попадают в вестибюль, где расположена, помимо раздевалки, регистратура, задача которой обеспечивать четкую и взаимосогласованную работу всех подразделений поликлиники.

В регистратуре могут храниться основные медицинские документы: история развития ребёнка (форма № 112/у), медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у). Амбулаторные карты располагаются на стеллажах по участковому принципу в алфавитном порядке с учётом возраста детей. Истории развития детей первого года жизни, а также контрольные карты диспансерного наблюдения больного (форма № 030/у) могут храниться в кабинете участкового педиатра.

Регистратура должна иметь расписание приёма участковых врачей-педиатров, врачей-специалистов, работы профилактических, лечебных и диагностических кабинетов, в том числе, в выходные и праздничные дни.

Вызов врача к заболевшему ребёнку осуществляется при обращении в регистратуру непосредственно или по телефону.

В журнале «Вызов врача на дом» отмечаются время приёма вызова с пометкой: первичный, повторный, активный, срочный и основная жалоба больного (родителей). Каждый участковый педиатр имеет свой журнал.

Для регистрации вызовов к детям после 12 часов дня, а также в выходные и праздничные дни имеются отдельные журналы дежурных врачей. На все случаи первичных заболеваний оформляются статистические талоны (форма № 025/2у).

Кабинет доврачебного приёма.

В крупных поликлиниках целесообразно организовать кабинет доврачебного приёма, где должны работать фельдшер или опытная медсестра. Кабинет работает в контакте с регистратурой и выполняет следующие функции:

  • направление детей на лабораторные и другие исследования;

  • проведение антропометрии;

  • измерение артериального давления;

  • измерение температуры тела;

  • заполнение паспортной части санаторно-курортной карты, данных лабораторных и функционально-диагностических исследований.

  • участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.

Кабинет должен иметь необходимое оборудование, инструментарий, установленной формы бланки направлений на исследования, санаторно-курортные карты и т.д. Посещаемость кабинета детьми регистрируется в журнале. Контроль за работой кабинета доврачебного приёма возлагается на главную медсестру ДП.

Отделение профилактической работы.

Главное направление амбулаторно-поликлинической помощи детям – профилактическая работа.

К кабинетам по профилактической работе с детьми относятся: кабинет здорового ребёнка (КЗР), кабинет массажа и гимнастики, прививочный кабинет с прививочной картотекой. В отделении работают стоматолог (проф. осмотры), педагог, психолог.

Кабинет здорового ребёнка (КЗР).

КЗР организуется в ДП для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста под руководством заведующего педиатрическим отделением и под контролем главной медсестры ДП.

  • оказывать помощь участковым педиатрам в проведении занятий с матерями (отцами), проводить беседы с родителями детей раннего возраста, выдавать им памятки и методическую литературу;

  • обучать родителей уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии грудного вскармливания, правилам введения докорма и прикорма;

  • проводить работу по профилактике рахита у детей;

  • совместно с участковым педиатром и медсестрой проводить индивидуальную подготовку детей и поступлению в дошкольные учреждения, школу;

  • обучать участковых медсестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;

  • сообщать участковым педиатрам о выявленных нарушениях в развитии ребёнка;

  • вести необходимую документацию;

  • КЗР должен быть обеспечен методическими материалами:

  • таблицей возрастных режимов;

  • таблицей-схемой естественного и искусственного вскармливания детей 1 года жизни;

  • таблицей показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста;

  • стендами с комплексами массажа и гимнастики, физических упражнений;

  • схемами закаливания детей раннего возраста;

  • выставками предметов ухода за ребенком, личной гигиены, одежды, обуви, игрушек для детей различных возрастных групп;

  • схемой специфической и неспецифической профилактики рахита;

  • стендом по подготовке ребёнка к поступлению в дошкольные учреждение;

Прививочный кабинет и его документация.

Прививочные кабинеты поликлиник осуществляют иммунопрофилактику

детских инфекций. Работают в кабинете медсестры, специально обученные технике проведения прививок, приёмам неотложной помощи при поствакцинальных осложнениях, для чего в кабинете имеется набор необходимых медикаментов.

В кабинете должна быть следующая документация:

  • журнал переписи детского населения (от 0 до 18 лет) по участкам;

  • годовой план профилактических прививок (цифровой);

  • месячный план профилактических прививок (пофамильный) на каждом участке с отметкой о выполнении прививок или медицинских отводов;

  • журнал особого учета (непривитых против туберкулёза, детей с виражем туберкулиновой пробы, реконвалесцентов после инфекционного гепатита, детей с постоянными или длительными противопоказаниями к прививкам);

  • журнал учета бактерийных препаратов;

  • экстренные извещения об отравлении, остром инфекционном заболевании или необычной реакции на прививку (форма № 058/у);

  • карты учета профилактических прививок (форма № 063/у), которые заполняются на каждого ребенка-новорожденного или вновь прибывшего на участок (В н.в. – дублируются в компьютерном варианте).

При работе по системе единой централизованной прививочной картотеки, бланки (форма № 063/у) на всех детей, независимо от возраста и посещения ими ДДУ или школы, хранятся в одном месте. В детских образовательных учреждениях для облегчения работы заводится дублирующая картотека. Медсестра картотеки составляет план прививок на месяц для каждого участка, детского учреждения и школы и передаёт его медсестрам соответствующих учреждений.

Прививочная картотека может храниться и у участкового врача-педиатра, в таком случае план прививок составляет медсестра вместе с врачом.

В некоторых поликлиниках прививочная картотека составляется только на неорганизованных детей. Каждое ДДУ, школа имеет свою прививочную картотеку. Все данные о проведенных профилактических прививках заносятся в историю развития ребёнка (форма № 12/у).

Если ребенок выезжает куда-либо временно, но на длительное время, ему должна быть выдана справка о сделанных и планируемых на ближайший срок прививках.

В конце каждого месяца участковые педиатры и медсестры отчитываются перед заведующим отделением (врачом прививочного кабинета) о проделанной работе. В заключение анализируется составление иммунизации против детских инфекций.

Участковый принцип обслуживания детей.

Работа амбулаторно-поликлинических учреждений строится по участковому принципу. Территория района, определенного для поликлиники, делится на участки, каждому участку присваивается порядковый номер.

Детское население каждого участка обслуживается участковым врачом-педиатром и участковой медсестрой. Работу необходимо начинать с анализа участка: границы, характеристика территории, численность населения, рождаемость, подъездные пути, телефонная связь, контингент детей. Дети, поживающие на участке, должны переучитываться не реже двух раз в год (к 1 июля и к 1 января) путём поквартирных обходов участковыми сестрами. При этом фиксируется фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес ребенка, для организованных детей – номер дошкольного учреждения, школы.

Участково – территориальный принцип работы обеспечивает наблюдение за детьми как на дому, так и в поликлинике постоянно закрепленным медперсоналом, изучающим состояние их здоровья в динамике с учетом социальных и бытовых условий.

Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются: снижение заболева5мости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей.

Участковый врач-педиатр работает по плану, составляемому ежемесячно (приложение №2).

Специализированная и консультативная помощь в поликлинике.

Во многих ДП оказывается специализированная помощь детям, объём её зависит от мощности поликлиники. В первую очередь укомплектовывают должности врачей отоларингологов, офтальмологов, невропатологов, кардиоревматологов, врачей по лечебной физкультуре и логопедов. В пределах городского района, города возможна централизация отдельных специализированных служб (рентгенологической, функциональной диагностики, урологической, гастроэнтерологической, нефрологической, аллергологической, пульмонологической и др.)

В больших поликлиниках создаются кабинеты по охране зрения детей. Оправдали себя организация приёмов фтизиатра, эндокринолога, детского психиатра на базе детской поликлиники.

Отдельные виды специализированной помощи могут оказываться детям в диспансерах – кожно-венерологическом, онкологическом, противотуберкулёзном.

Стоматологическую помощь дети получают в специализированных поликлиниках.

Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут приём больных детей, осуществляют диспансеризацию, консультативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболеваемости, разрабатывают мероприятия по её снижению, проводят повышение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просвещение населения.

Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации специалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.

Отделение восстановительного лечения.

В крупных детских городских поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения (ОВЛ). В состав их входят кабинеты массажа, физиотерапии, ЛФК, ИРТ, водолечения, спелеотерапии, грязелечения, сурдологопедический, процедурный кабинет, оснащение соответствующим оборудованием и аппаратурой.

В ОВЛ организуется реабилитация детей с последствиями заболеваний органов дыхания (состояние после перенесенной острой пневмонии, хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма и др.), нервной системы (ДЦП, невриты, энцефалопатия и др.), с врожденными и приобретенными болезнями опорно-двигательного аппарата (переломы костей, врожденный вывих бедра, врожденная косолапость и др.), хроническими заболеваниями ЛОР-органов и др.

Курсы лечения назначают врачи реабилитационного отделения совместно с врачами-специалистами.

Основные функции ОВЛ:

  • отбор детей, направленных лечебно-профилактическими учреждениями;

  • организация и осуществление на современном уровне их реабилитации;

  • направление по показаниям на стационарное восстановительное лечение (дневной стационар поликлиники);

  • освоение и внедрение в практику работы новых современных методов реабилитации детей;

  • оказание консультативной помощи врачам поликлиники по вопросам восстановительного лечения.

Большое значение в повышении эффективности восстановительного лечения придаётся работе с семьями больных детей, особенно при неблагоприятных социально-бытовых условиях.

Дошкольно - школьное отделение.

Для организации руководства медицинским обслуживанием детей в дошкольных учреждениях и школах при детских поликлиниках созданы дошкольно-школьные отделения (ДШО), в состав которых входит весь медицинский персонал образовательных учреждений (школ, интернатов, ДДУ и др.). Согласно приказа МЗ России от 05.05.99г. № 154 отделение ДШО переименовано в «отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях ». (ООМПДПОУ)

Это отделение обеспечивает организацию медицинской помощи и профилактической работы среди детей и подростков в ОУ общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего проффесионального образования; взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учёт и подготовке к призыву в армию; обеспечивает работу по врачебно-проффесиональному консультированию и профориентации. В отделение могут вводиться должности врачей – терапевтов подростковых.

Основной принцип работы ДШО – максимальное приближение к детям, медицинской помощи (своевременное выявление заболеваний, проведение непосредственно в ОУ необходимых профилактических и лечебных мероприятий).

Отделение возглавляет заведующий (при 9 врачебных должностях – освобожденный). Для проведения эффективной работы отделения необходима преемственность с участковыми педиатрами и медсестрами, врачами-специалистами, районным отделом народного образования, заведующими ДДУ, директорами школ, подростковыми кабинетами поликлиник, противотуберкулёзным, врачебно-физкультурным диспансерами, районным СЭН, военкоматами.

К началу учебного года заведующий ДШО составляет календарный план диспансеризации и углубленных осмотров по учреждениям, который согласуется с заведующими ДДУ, директорами школ и утверждается главным врачом поликлиники.

После завершения углубленных осмотров проводится их анализ, данные обобщаются и намечается план лечебно-оздоровительных мероприятий по каждому учреждению. В течение всего года ДШО контролирует работу по медицинскому обслуживанию детей в школах и дошкольных учреждениях, проводит экспертную оценку различных её разделов. В весенний период отделение руководит подготовкой к летней оздоровительной кампании (комплектуются штаты медицинских работников для сезонных пионерских лагерей, проверяется их готовность к работе). В летний период контролируется медицинское обслуживание и оздоровление детей в лагерях.

Большое внимание уделяется повышению квалификации персонала и санитарно-просветительной работе среди родителей, школьников, воспитателей, педагогов, технического персонала.

Отделение медико-социальной помощи. (ОМСП)

Согласно того же приказа, впервые в структуру ДП введено отделение медико-социальной помощи. В его состав могут быть включены психолог, врач-терапевт подростковый, социальный работник.

Задачи и функции отделения.

  • медико-социальный патронаж семьи, выявление в ней лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-соцальной защите и поддержке;

  • оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учётом особенностей личности в т.ч. и путём анонимного приёма.

  • осуществление мероприятий по сокращению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей.

  • гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодёжи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

  • индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, формирование потребности в здоровом образе жизни (отказ от курения, злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсикоманией, ранней сексуальной активности, правонарушений, бродяжничества и т.д.)

  • оказание индивидуальной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье.

  • анализ (анкетирование и др.) потребности детей, подростков и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Клинико-экспертная комиссия (КЭК).

  • проводит экспертную оценку качества и эффективности лечебно-диагностического процесса.

  • принимает решение о продлении листа нетрудоспособности.

  • принимает решение об обучении школьников на дому, освобождении от итоговой аттестации выпускников ОУ, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья студентам.

  • контролирует качество оказания медицинской помощи детям.

Структура детской поликлиники

Центр первичной профилактики:

  • фильтр, боксы

  • регистратура

  • кабинеты педиатров по профилактической работе с детьми

  • кабинет доврачебного приема

  • кабинеты педиатров

  • кабинет здорового ребенка

  • кабинеты специалистов (ЛОР, невропатолог, хирург, ортопед, окулист, стоматолог психолог, педагог, кардиолог, гастроэнтеролог и др.)

  • кабинеты массажа, гимнастики

  • прививочный кабинет с картотекой

Диагностические кабинеты:

  • рентгенологический

  • функциональной диагностики

  • УЗИ

  • лаборатории

Отделение восстановительного лечения:

  • физиотерапия

  • иглорефлексотерапия

  • спелеотерапия

  • бассейн

  • грязелечение

  • ЛФК

  • ортопедиеский кабинет

  • логопед

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;

Отделение медико-социальной помощи;

Клинико-экспертная комиссия;

Центральное стерилизационное отделение;

Дневной стационар.

Примерный план работы участкового педиатра:


  1. Проведение дородового патронажа и беременных по показаниям (пофамильный список)

  2. Проведение патронажа новорожденных.

  3. Проведение профилактических осмотров детей 1-го года жизни.

  4. Проведение профилактических осмотров детей от 1 до 3 лет жизни, не посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ).

  5. Проведение профилактических осмотров неорганизованных детей от 3 до 7 лет. (пофамильный список)

  6. Проведение осмотров детей группы «риска» (гипотрофия, рахит, анемия и др.) в установленные сроки (пофамильный список).

  7. Осмотры детей перед проведением профилактических прививок.

  8. Проведение профилактических осмотров детей с целью подготовки к поступлению в ДДУ и школы.

  9. Осмотры детей, страдающих хроническими заболеваниями в установленные сроки (пофамильный список).

  10. Проведение анализа показателей работы за прошедший месяц и подготовить отчёт зав. отделением.

  11. Участие в работе комиссии по разбору случаев детской смертности с докладом о случаях детской смертности на участке.

  12. Проверка качества патронажей участковой медицинской сестры к детям 1-го года жизни.

Основной объем лечебной и диагностической работы осуществляется в детских больницах. Дети направляются в больницы планово, по направлениям участковых педиатров или врачей экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощи. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода.

Организация детских стационаров обязательно учитывает, что подавляющее большинство острых заболеваний у детей имеет инфекционную природу и для окружающих детей высококонтагиозны. Поэтому детская больница, в отличие от взрослой, должна иметь возможности максимального разобщения детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Отделения больниц могут быть неспециализированными и специализированными. Развитие специализированной помощи привело к образованию в крупных больницах от делений не только хирургического, неврологического, оториноларингологического профиля, но и таких, как отделения новорожденных, реанимационные, кардиологические, гастроэнтерологические, аллергологические, нефрологические, гематологические, эндокринологические и другие. В последнее время получила широкое распространение организация поликлинических консультативных отделений при больницах.

8. Контроль результатов усвоения темы:

  • тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний;

  • ситуационные задачи;

9. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:

    1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки;

    2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания;

    3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;

    4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;

    5. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.




Похожие:

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Ii содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к клиническому практическому занятию для...
Занятие 2: “ Особенности медицинской сортировки и медицинской эвакуации поражённых в условиях чс ”

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов V курса...
Реабилитация детей с хронической гастродуоденальной патологией. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки. Факторы риска. Диагностика,...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информационные...
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка предназначена для проведения дифференцируемого...
Методическая разработка предназначена для проведения дифференцируемого зачета по дисциплине «Английский язык» в учреждении среднего...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине оп 02 «Организация туристической индустрии»

Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические указания по английскому языку по дисциплине «Иностранный язык»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск