Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4


НазваниеКурс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4
страница1/33
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – АНОО ВПО

Ю.В. Ушакова
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ»


ВОРОНЕЖ 2 0 1 4

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса является освоение студентами основных учетных категорий, адекватно отражающих современный уровень развития экономики и управления, для формиро­вания у них теоретических знаний, позволяющих усвоить основополагающие прин­ципы организации и функционирования системы бухгалтерского учета в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения курса студенты должны усвоить концептуальные основы бухгалтер­ского учета, получить четкое представление о методологических и законодательных основах его организации и принципах ведения. Студенты должны иметь глубокие знания о сущности первичного учета, его месте в системе управления организацией в условиях применения различных форм бухгалтерского учета и вычислительной техники. Формирование теоретических знаний и практических навыков по основам бух­галтерского учета должно базироваться на изучении структуры и содержания бухгал­терского баланса, системы счетов и двойной записи, сущности Международных бух­галтерских стандартов, в соответствии с которыми совершенствуются учет и отчет­ность, принципов формирования и раскрытия содержания учетной политики органи­зации. Студенты должны усвоить концептуальные основы финансового и управленче­ского учета как двух самостоятельных направлений современной учетной науки. Изучение курса должно осуществляться на лекциях, которые носят системный харак­тер, практических занятиях при решении различных хозяйственных ситуаций, в ходе самостоятельной работы студентов при изучении рекомендуемой литературы, а также при подготовке к коллоквиумам и написании рефератов.

Преподавание дисциплины «Бухгалтерский учёт» строится на предшествующем изучении таких учебных курсов, как «Экономическая теория», «Экономика организации», «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Внешнеэкономическая деятельность», «Управление персоналом».

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Сущность и виды хозяйственного учета

1.Понятие хозяйственного учета

2.Виды учета

2.Понятие бухгалтерского учета

1.Предмет бухгалтерского учета

2.Объекты бухгалтерского учета

3.Основные задачи бухгалтерского учета

4.Методы бухгалтерского учета

3. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

4.Нормативные основы бухгалтерского учета

5. Измерители, применяемые в учете

1.Натуральный измеритель

2.Трудовой измеритель

3.Денежный измеритель

6.Классификация хозяйственных средств

1.Группировка средств по составу (видам) и размещению

2.Группировка средств по источникам формирования и целевому назначению

7. Бухгалтерский баланс

1.Понятие бухгалтерского баланса

2.Форма бухгалтерского баланса

3.Сальдовый и оборотный балансы

4.Виды баланса по времени составления

5.Виды баланса по объему информации

6.Виды баланса по способу очистки

7.Виды баланса по характеру деятельности

8.Виды баланса по формам собственности

8.Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций

1.Понятие хозяйственных операций

2.Деление хозяйственных операций по признаку их влияния на баланс

9.Счета бухгалтерского учета, их строение и связь с балансом

1.Понятие счетов бухгалтерского учета

2.Дебет и кредит

3.Оборот

4.Активные и пассивные счета

5.Активно-пассивные счета

6.Конечное сальдо

7.Взаимосвязь между счетами и балансом

10.Двойная запись операций на счетах

1.Понятие двойной записи

2.Бухгалтерские проводки

3.Хронологические и систематические записи

11.Счета аналитического и синтетического учетов

1.Синтетические счета

2.Понятие субсчетов

3.Аналитические счета

4.Взаимосвязь между синтетическим и аналитическим сче­тами

12. Оборотные ведомости

1.Оборотные ведомости

2.Оборотная ведомость по синтетическим счетам

3.Шахматная оборотная ведомость

4.Оборотные ведомости по аналитическим счетам

5.Сальдовые ведомости

13.Классификация счетов бухгалтерского учета

1.Понятие классификации счетов бухгалтерского учета

2.Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию

3.Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре

14.План счетов бухгалтерского учета

15.Документация хозяйственных операций

1.Первичные документы и документация

2.Реквизиты бухгалтерских документов

3.Основные требования, предъявляемые к первичной учетной документации

4.Классификация бухгалтерских документов

16.Приемка, проверка и бухгалтерская обработка документов

1. Проверка документов

2.Бухгалтерская обработка документов

3. Хранение документов

17.Учетные регистры бухгалтерского учета

1.Понятие учетных регистров

2.Классификация учетных регистров

18.Исправление ошибочных записей в документах

1.Способы выявления ошибок

2.Исправление ошибок

3.Отрицательные числа в сторнировочных записях

19.Организация документооборота

20.Себестоимость продукции и услуг

1.Понятие себестоимости и затрат

2.Смета затрат

3.Калькуляция

4.Калькулирование

5.Методы калькулирования

21.Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

1.Нормативный метод

2.Позаказный метод

3.Попередельный метод

4.Простой метод

22.Оценка хозяйственных средств

1.Понятие оценки

2.Оценка основных средств

3.Оценка нематериальных активов

4.Оценка материальных запасов

5.Оценка готовой продукции

23.Формы бухгалтерского учета

1.Понятие формы бухгалтерского учета

2.Журнал-Главная

3.Мемориально-ордерная форма

4.Журнально-ордерная форма

5.Автоматизированная форма

6.Простая форма

7.Упрощенная форма

24.Инвентаризация ценностей

1.Понятие инвентаризации

2.Основные задачи инвентаризации

3.Случаи обязательного проведения инвентаризации

4.Виды инвентаризаций

25.Порядок проведения инвентаризации

1.Инвентаризационные и рабочие комиссии

2.Общий порядок инвентаризации

3.Инвентаризация денежных средств в кассе

4.Инвентаризация ценных бумаг и бланков

5.Документальное оформление результатов инвентаризации

26. Отражение результатов инвентаризации

1.Излишки

2.Недостача

3.Взаимный зачет излишков и недостач

27.Бухгалтерская отчетность

1.Понятие бухгалтерской отчетности

2.Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

3.Формы бухгалтерской отчетности

4.Классификация бухгалтерской отчетности

5.Публичность бухгалтерской отчетности

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

28. Учет денежных средств

1.Хозяйственные связи и расчетные отношения предпри­ятий

2.Принципы и задачи организации учета денежных средств

3.Система счетов для учета наличия и движения денеж­ных средств и хозяйственных операций, связанных с де­нежными средствами

29.Учет кассовых операций и денежных документов

1.Касса и кассир

2.Кассовые операции и кассовые документы

3.Наличность

4.Кассовая книга

5.Учет по кассе

6.Ценные бумаги и бланки строгой отчетности

7.Ревизия и инвентаризация

8.Наличность в инвалюте

30.Учет операций по расчетному счету

1.Расчетный счет

2.Основные документы для операций, проводимых банком

3.Выписки с расчетного счета

4.Отражение операций на расчетных счетах

31.Учет операций по валютному счету

1.Валютный счет организации

2.Курсовая разница

3.Учет операций на валютном счете, предприятия

32.Учет расчетов с подотчетными лицами

1.Подотчетные лица и расчеты с ними

2.Учет по расчетам с подотчетными лицами

3.Учет расходов по загранкомандировкам

33.Учет вложений во внеоборотные активы

1.Понятие, виды вложений во внеоборотные активы

2.Учет вложений во внеоборотные активы

3.Источники финансирования вложений во внеоборотные

34.Классификация и оценка основных средств

1.Понятие основных средств

2.Классификация основных средств

3.Оценка основных средств

4.Основные задачи бухгалтерского учета основных средств

35.Учет поступления основных средств

1.Аналитический учет основных средств

2.Синтетический учет поступления основных средств

36.Учёт амортизации основных средств

1.Понятие износа

2.Амортизация

3.Расчёт амортизации

4.Ускоренная амортизация

5.Учет износа (амортизированной стоимости) основных средств

37.Учет затрат на ремонт основных средств

1.Ремонт основных средств

2.Способы проведения капитального ремонта основных средств

3.Учет ремонта основных средств

38.Учет выбытия основных средств

1.Выбытие основных средств

2.Учет выбытия основных средств

39.Учет арендных операций

1.Понятие аренды (лизинга)

2.Основные виды лизинга

3.Текущая и финансируемая аренды

4.Арендодатель

5.Арендатор

40.Учет нематериальных активов

1.Нематериальные активы и их классификация

2.Виды нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2000

3.Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов

4.Амортизация нематериальных активов

5.Основные виды выбытия нематериальных активов

41. Учет финансовых вложений и ценных бумаг

1.Понятие финансовых вложений, виды и классификация ценных бумаг

2.Оценка ценных бумаг

3.Учет финансовых вложений

4.Учет резерва под обесценение финансовых вложений

5.Учет вложений в уставный капитал других организаций

6.Учет вложений в займы

42. Учет материально-производственных запасов

1.Производственный запасы и задачи их учета

2.Организация учета материалов, их себестоимость и оцен­ка в текущем учете

3.Учет поступления материалов и расчетов с поставщи­ками

4.Учет материалов на складах

5.Сортовой аналитический учет

6.Учет движения материалов в бухгалтерии

7.Синтетический учет поступления материальных запасов

8.Синтетический учет использования .материалов

43.Учет труда и заработной платы

1.Заработная плата и важнейшие задачи ее учета

2.Оперативный учет личного состава и использование ра­бочего времени

3.Виды, формы и системы оплаты труда

4.Начисления заработной платы при повременной и сдель­ной оплате труда

5.Удержания и вычеты из заработной платы

6.Порядок оформления расчетов и выплаты заработной платы

7.Учет расчетов с персоналом по оплате труда

44. Учет готовой продукции и ее реализации

1.Понятие готовой продукции

2.Учет выпуска готовой продукции

3.Бухгалтерский учет готовой продукции

4.Реализация готовой продукции

45. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)

1.Затраты, издержки, себестоимость и расходы

2.Основные задачи и принципы учета затрат

3.Классификация затрат на производство продукции (ра­бот, услуг)

4.Расходы организации

5.Обобщение затрат на производство

6.Методы сводного учета затрат на производство

7.Учет потерь от брака

8.Учет незавершенного производства

46.Учет собственных средств предприятия

1.Учет уставного капитала

2.Учет резервного капитала

3.Учет добавочного капитала

4.Нераспределенная прибыль

5.Учет расчетов с учредителями

47.Учет кредитных операций

1.Понятие кредита

2.Виды кредитов

3.Кредитный договор

4.Краткосрочные и долгосрочные кредиты

5.Займы и их учет

48.Учет финансовых результатов

1.Понятие финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

2.Учет финансовых результатов

3.Способы представления информации о формировании финансовых результатов

Раздел 1. Понятие и основы бухгалтерского учёта

1. Сущность и виды хозяйственного учета

1. Понятие хозяйственного учета.

2. Виды учета.

Неотъемлемое условие существования человечества — производство материальных благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека в виде жилища, одеж­ды и т.д. (производство). Тесно взаимосвязанные процессы обращения и обмена, распределения и потребления матери­альных благ несут в себе затраты, которые небезразличны обществу, заинтересованному в том, сколько ему нужно и каких товаров и т.д. Все это и обусловило необходимость ведения хозяйственного учета. В широком смысле слова хо­зяйственный учет — это учет хозяйства, хозяйственной дея­тельности человеческого общества, который заключается в непрерывном обращении, распределении и потреблении ма­териальных благ.

Хозяйственный учет это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений в целях контроля и активного на них воздействия.

При любом общественно-экономическом строе хозяйствен­ный учет обязан:

• полностью удовлетворить потребности управления в информации о фактически свершившихся хозяйствен­ных процессах и явлениях;

• отражать эти процессы и явления таким образом, что­бы на основе количественных данных можно было по­лучить их достоверную качественную характеристику.

Для реализации контрольной функции хозяйственного уче­та чрезвычайно важны достоверность, правдивость учетной информации; возможность контроля за соблюдением всех норм правового регулирования деятельности организации.

Хозяйственный учет непосредственно влияет на результа­ты производственной деятельности:

• предоставляет подробную информацию, на основе ко­торой можно выявить и познать причинно-следствен­ные связи явлений и процессов;

• поставляет управляющей системе информацию в сро­ки, обеспечивающие возможность своевременного при­нятия управленческих решений, направленных на лик­видацию и предупреждение нежелательных отклонений в состоянии объекта управления или, наоборот, на по­ощрение прогрессивных направлений его развития.

За долгую историю своего развития хозяйственный учет превратился в сложную взаимосвязанную систему, включаю­щую в себя бухгалтерский, оперативный (оперативно-техни­ческий) и статистический учет.

Оперативный учет осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хозяйственных функций (учас­ток, отдел), и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприя­тием (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов и др.) и могут быть получены по телефону, факсу, в устной беседе.

Статистический учет (или статистика) изучает явле­ния, носящие массовый характер, в области экономики, куль­туры, образования, здравоохранения, науки и пр. Она собирает и готовит информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на ре­гиональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и др., о чис­ленности и составе населения с целью анализа и прогнозиро­вания социально-экономического развития общества. Статис­тика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и переписи. Ис­пользует данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет сплошное, непрерывное, взаимо­связанное отражение хозяйственной деятельности предприя­тия на основании документов, в различных измерителях. Каж­дый свершившийся факт, оформленный документом, называ­ется хозяйственной операцией.

• Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продук­ции, денежных средств, фондов, задолженностей пред­приятия и т.п.

Непрерывность (во времени) требует постоянного наблю­дения и записи в документах совершающихся на пред­приятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и пр.

Взаимосвязанность — отражение хозяйственной дея­тельности в бухгалтерском учете — вызвана зависимо­стью совершающихся между собой фактов. Так, после выплаты (выдачи наличными) из кассы заработной пла­ты работникам, уменьшится не только задолженность предприятия перед ними, но и наличие денежных средств в кассе. Эти качества отличают бухгалтерский учет от оперативного и статистического и повышают его роль и значение в общей системе учета.

Совокупность применения всех трех видов учета, их свое­временность, полнота и объективность позволяют коллективу предприятия вести хозяйство экономно, расчетливо, не допус­кая непроизводительных затрат, потерь и брака продукции, постоянно изыскивать резервы производства, снижать себе­стоимость продукции и увеличивать прибыль.
2. Понятие бухгалтерского учета

1. Предмет бухгалтерского учета.

2. Объекты бухгалтерского учета.

3. Основные задачи бухгалтерского учета.

4. Методы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет нельзя отождествлять со счетовод­ством, под которым понимают сам процесс ведения бухгалтер­ского учета, регистрации хозяйственных операций и хранение учетной документации. Счетоводство — лишь часть бухгалтерского учета, призванного создать информационную систему, удовлетворяющую пользователя.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает вся хозяйственная деятельность предприятия, т. е. бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сборов, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Суть предмета бухгалтерского учета — средства предприятий и их источники постоянно изменяются, совершая кругооборот из четырех стадий:

• заготовка материальных ценностей (снабжение) — при­обретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд и товары для реализации;

• процесс производства продукции — осуществляется ос­новная задача предприятия: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется работа;

• процесс реализации продукции, услуг — осуществляют­ся договорные обязательства перед заказчиками и по­купателями, а выручка от реализации продукции, вы­полненных работ и оказанных услуг зачисляется на рас­четный счет, либо возникает дебиторская задолженность;

• процесс обращения — включает расчеты с различными кредиторами и дебиторами.

Кругооборот хозяйственных средств и является предметом бухгалтерского учета на предприятии.

Можно сказать, что бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим хозяйственную деятельность организации и лиц, принимающих решения. Данные о хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная ин­формация для лиц, принимающих решения — выходом из нее.

Бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, орга­низации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на тер­ритории страны. Общество или граждане, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Объектами бухгалтерского учета являются:

• имущество организации (основные средства, материаль­но-производственные запасы, нематериальные активы, финансовые вложения, денежные средства и др.);

• собственный капитал (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды специального на­значения, резервы, нераспределенная прибыль);

• задолженность других организаций (дебиторская) и обя­зательства сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы);

• хозяйственные операции, вызывающие изменения в со­ставе имущества и обязательств. Операции являются фактами хозяйственной деятельности организации. Они могут быть двусторонними, т. е. совершаться между не­зависимыми партнерами (например, при купле-прода­же), и односторонними (потери от стихийных бедствий, амортизация основных средств и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЗ) сформулированы следующие задачи:

• формирование полной и достоверной информации о де­ятельности организации и ее имущественном положе­нии, необходимой внутренним пользователям бухгал­терской отчетности — руководителям, учредителям, уча­стникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяй­ственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в со­ответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предотвращение отрицательных результатов хозяйствен­ной деятельности и выявление внутрихозяйственных ре­зервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.

Задачи бухгалтерского учета решаются посредством исполь­зования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает от­дельные элементы, из которых главными являются:

– документация;

– инвентаризация;

– оценка и калькуляция;

– применение счетов;

– использование двойной записи;

– баланс;

– отчетность.

Использование этих элементов оговорено в соответствую­щих положениях, инструкциях, разработанных и утвержден­ных в установленном законодательством порядке.

Документация письменные свидетельства о совер­шенных хозяйственных операциях, придающие юриди­ческую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплош­ное непрерывное отражение хозяйственной деятельно­сти предприятия.

Инвентаризация позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финан­совых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные по­тери, хищение, недостачи.

Оценка — способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение.

Калькуляция способ группировки затрат и исчисле­ние себестоимости.

Счета предназначены для группировки и текущего уче­та однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свои название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание: активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные — для учета источников хозяйственных средств по их целевому на­значению.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отраже­ние изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и в кредите счетов в одной и той же сумме.

Балансовое обобщение — способ экономической груп­пировки и обобщения информации путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.

Бухгалтерская отчетность — единая система инфор­мации о финансовом положении хозяйствующего объек­та за определенное время.
3. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

К хозяйственному учету предъявляются определенные тре­бования:

1. Сопоставимость плановых и учетных показателей.

Если показатели плана и учета будут исчислены различ­ными методиками, то мы не сможем сопоставить данные пла­на и учета и, тем более, их проанализировать. Поэтому уста­новлены единые показатели, методы и формы их ведения.

2. Точность, объективность, обоснованность.

Данные учета должны отражать реальность, иначе будет невозможно управлять хозяйством. За искажение учетных дан­ных руководитель и главный бухгалтер несут ответственность.

3. Своевременность, оперативность, полнота.

Данные учета, если они поступают с опозданием, теряют свое значение и не могут быть использованы для оперативно­го руководства. Своевременный учет предупреждает возмож­ные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату вовремя принимать правильные решения, своевременно уст­ранять недостатки.

4. Ясность и доступность.

Громоздкий учет систематически опаздывает с представле­нием информации и становится запутанным, создавая почву для бесхозяйственности. Следовательно, учетные данные дол­жны быть ясными, простыми и доступными.

5. Экономичность, рациональность.

Расходы на ведение учета должны быть минимальными, что достигается его упрощением, совершенствованием, использо­ванием автоматизации и компьютеризации. Однако уменьше­ние затрат на ведение учета не должно отражаться на качестве его ведения.
4.Нормативные основы бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского уче­та в России состоит из документов четырех уровней:

Документы первого уровня составляют Федеральный за­кон «О бухгалтерском учете», иные федеральные зако­ны, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, Федеральный закон «Об акционерных обще­ствах».

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерско­го учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские; приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основными документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).
5. Измерители, применяемые в учете

1. Натуральный измеритель.

2. Трудовой измеритель.

3. Денежный измеритель.

Для отражения движения средств хозяйственных процес­сов используются натуральный, денежный и трудовой изме­рители.

Натуральный измеритель (кг, куб.м, кв.м, л) позволяет оценить количество материальных ценностей в тех единицах, которыми они измеряются в производстве и реальной жизни. Применяется в аналитическом учете для материальных цен­ностей, основных средств, готовой продукции. Натуральным измерителем можно пользоваться лишь для наблюдения за однородными объектами учета. Так как обобщение им разно­родных объектов (натуральных показателей) невозможно, то и применение ограничено.

Для количественной характеристики однородной по назна­чению продукции с различным качественным составом или количественной характеристикой применяют условно-нату­ральные (расход электроэнергии в кВт/ч) измерители.

Трудовой измеритель (минута, час, день, месяц, год) по­зволяет учесть затраченное время и труд (количество труда в единицу времени). Трудовой измеритель чаще всего сочетает­ся с натуральным: учет производительности труда, норм вы­работки, расчета зарплаты (чел/час).

Преимущество (в сравнении с натуральным измерителем): в отдельных случаях трудовой измеритель позволяет сравнить между собой некоторые разнородные величины (т. е. сопоставить данные о затратах времени на производство различных видов продукции). Однако, он не может быть широко использован, не всегда поддается обобщению из-за разнородности отдельных видов труда.

Денежный измеритель (обобщенный) обозначает универ­сальность хода хозяйственного процесса в бухгалтерском уче­те. Посредством денежного измерителя все другие показатели переводятся в единую систему учета — ведь все можно оце­нить в деньгах при соответствующих расценках и на матери­альные ценности, и на затраченное на труд время.

С помощью денежного измерителя получают различные обобщенные показатели хозяйственной работы органа (себе­стоимость, доход). Он выражает расчетные и кредитные отно­шения, используется в планировании и прогнозировании, обес­печивает возможность контроля.
6. Классификация хозяйственных средств

1. Группировка средств по составу (видам) и размещению.

2. Группировка средств по источникам формирования и целевому назначению.

Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие располагает различными видами имущества: здания, оборудо­вание, материалы и инструменты, денежные средства и т.д. Для правильного отражения в учете средств любого предпри­ятия они группируются по двум признакам: по составу (ви­дам) и размещению, по источникам формирования и целево­му назначению.

Группировка средств по составу (видам) и размещению означает, какие средства имеет предприятие и где они размещены.

По составу и размещению средства делятся:

  • основные;

  • оборотные;

  • прочие.

К основным средствам относятся средства труда, которые стоят свыше 100-кратного размера минимальной оплаты тру­да на дату приобретения и сроком эксплуатации свыше 12 мес. Это здания, сооружения, транспортные средства, вычислитель­ная техника, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и др.

Основные средства действуют и используются в хозяй­ственной деятельности длительное время (более года), не из­меняя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет предприятию включать их стоимость в себестои­мость продукции, работ, услуг частями, в течение норматив­ного срока их службы, путем начисления износа (амортиза­ции) по установленным нормам.

Оборотные средства в процессе хозяйственной деятель­ности предприятия меняют свою форму, так как находятся в обращении. К ним относятся:

– товары (на складах, в магазинах, предприятиях обще­ственного питания);

– денежные средства (в кассе, на расчетных или текущих счетах), использующиеся для расчета с поставщиками, потребителями, работниками;

– средства в расчетах — задолженность раз­личных юридических и физических лиц перед предпри­ятием;

– предметы труда (сырье, материал) — используются в процессе производства однократно, полностью потребляются в течение одного производственного цикла, и поэтому вся их стоимость сразу переносится на себе­стоимость готовой продукции;

– готовая продукция;

– инвентарь и хозяйственные принадлежности;

– полуфабрикаты;

– незавершенное производство и др.

– В группу оборотных средств включаются краткосрочные финансовые вложения, к которым относятся краткосроч­ные займы, предоставленные другим предприятиям, при­обретенные ценные бумаги (акции, облигации) сроком до одного года. Эти вложения производятся с целью из­влечения доходов в виде процентов, дивидендов.

Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения.

К прочим средствам по составу и размещению можно от­нести нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения. Они не участвуют в кругообороте капитала пред­приятия, но позволяют получить доход или способствуют его получению.

  • К нематериальным активам относятся:

– имущественные права (права пользования земельными участками, природными ресурсами);

– интеллектуальная собственность (патенты на изобрете­ния, товарные знаки, программные обеспечения для ЭВМ);

– отложенные (организационные) расходы предприятия;

– цена фирмы (деловая репутация, имидж фирмы).

  • К долгосрочным финансовым вложениям относятся:

– средства, направленные в качестве долевого участия в уставные капиталы других предприятий;

– средства на приобретение ценных бумаг сроком пога­шения более года;

– долгосрочные займы, выданные юридическим и физи­ческим лицам.

Как и краткосрочные, эти вложения делаются с целью по­лучения дохода.

Все виды хозяйственных средств предприятия составят актив баланса.

Группировка средств по источникам формирования и целевому назначению означает: из каких источников получе­ны средства предприятия и на какие цели. К источникам от­носятся собственные и заемные средства.

Источники собственных средств:

  • Уставный капитал — совокупность в денежном выра­жении вкладов учредителей (собственников) в имуще­ство (стоимость основных средств, нематериальных ак­тивов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в раз­мерах, определенных учредительными документами.

  • Прибыль — сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг, мате­риальных ценностей, основных средств, включая пре­вышения внереализационных доходов над расходами.

  • Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет переоценки основных средств по ре­шению правительства в сторону увеличения их стоимо­сти или за счет безвозмездного поступления различных активов от юридических и физических лиц, а также за счет разницы от продажи собственных акций (превы­шение продажной цены над поминальной стоимостью акций).

  • Резервный капитал создается за счет прибыли предпри­ятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям, имеющим привилегированные акции при недостаточно­сти для этих целей прибыли.

  • Специальные фонды предназначены для создания источ­ников, обеспечивающих расширение производственных площадей, обновление основных средств (фонд накоп­ления) или создающих базу для материального поощ­рения сотрудников, их отдыха (фонд социальной сфе­ры и фонд потребления). Образуются из нераспределен­ной прибыли, полученной предприятием в результате хозяйственной деятельности.

  • Резервы и финансирование. Резервы необходимы пред­приятию для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнитель­ным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли. Финансирование — средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенно­го вида работ. Возврату не подлежат.

Кредиты и другие заемные средства:

Кредиты банка — сумма полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различные цели (приобре­тение оборудования, материалов, выдачу заработной платы) с обязательным возвратом и за определенную плату.

Заемные средства — суммы, полученные в долг от юри­дических или физических лиц на различные цели по наиболее выгодной процентной ставке.

Расчеты и прочая кредиторская задолженность — сумма задолженности поставщикам за то­вары и услуги, по выданным векселям, по авансам по­лученным, по оплате труда, по расчетам с бюджетом и организациями страхования и др. Все указанные источ­ники составят пассив баланса.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сущность и виды хозяйственного учета

  2. Понятие хозяйственного учета

  3. Виды учета

  4. Понятие бухгалтерского учета

  5. Предмет бухгалтерского учета

  6. Объекты бухгалтерского учета

  7. Основные задачи бухгалтерского учета

  8. Методы бухгалтерского учета

  9. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

  10. Нормативные основы бухгалтерского учета

  11. Измерители, применяемые в учете

  12. Натуральный измеритель

  13. Трудовой измеритель

  14. Денежный измеритель

  15. Классификация хозяйственных средств

  16. Группировка средств по составу (видам) и размещению

  17. Группировка средств по источникам формирования и целевому назначению


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Учётная политика организации. ПБУ № 11.

  1. Международные стандарты бух. учёта.

  1. Принципы бух. учёта, учётная информация.

  1. Доходы хозяйствующих субъектов.

  1. Расходы хозяйствующих субъектов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаев Ю.Л. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.

  2. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

  3. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учёт. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

  4. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Фи­нансы и статистика, 2005.

  5. Толковый словарь бухгалтера / Сост. Н.Н. Шаповалова, В. М. Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2005.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconМетодическая разработка Курс лекций по дисциплине «Технология обработки...
Курс лекций по дисциплине «Технология обработки конструкционных материалов» составлен для студентов заочного отделения

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconУчебное пособие по курсу «Бухгалтерский (финансовый) учет»
Конспект лекций предназначен для самостоятельного изучения студентами дневного и заочного отделения специальности 080109 «Бухгалтерский...

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconГоу впо «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова»
Курс лекций для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной формы обучения

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconРабочая программа по дисциплине : «бухгалтерский учет»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности...

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Порядок выполнения курсовой работы по теме «Учёт материально-производственных запасов»

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconГбоу спо со «красноуфимский аграрный колледж» фонд оценочных средств...
Фонд оценочных средств составлен в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» по специальности...

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconКурс лекций по дисциплине «Маркетинговое управление каналами распределения и сбытом товаров» 1
Курс лекций по дисциплине «Маркетинговое управление каналами распределения и сбытом товаров»1

Курс лекций по дисциплине «бухгалтерский учёт» воронеж 2 0 1 4 iconТ. Б. Макарова Курс лекций по дисциплине
Ю. В. Посаднев, к ист н., доцент кафедры всеобщей истории Забггпу им. Н. Г. Чернышевского

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск