Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский)


НазваниеПрограмма дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский)
страница1/7
ТипПрограмма дисциплины
filling-form.ru > Бланки > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лицей НИУ ВШЭ
Учебная программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ II (ИСПАНСКИЙ)
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.



Учебная программа дисциплины

«Иностранный язык II (испанский)»

Данная программа предназначена для учеников 10-х - 11-х классов

Лицея НИУ ВШЭ, изучающих дисциплину «Иностранный язык II» (испанский) уровень А1 - A2+
Автор программы:

Карпина Е.В.

Канд. филол. наук, доцент



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современное общество XXI века переживает трансформацию, связанную с развитием социокультурных взаимодействий и информационных технологий. Качественное изменение механизмов, способов и средств коммуникации приводит к изменению общественной структуры. Рост вовлеченности России в мировое сообщество отражается на трансформации российского общества вследствие появления новых механизмов коммуникации в течение последних десятилетий.

В связи с постоянно расширяющимся международным сотрудничеством особую актуальность приобретают вопросы межкультурной коммуникации. Специфика и сложность возникающих здесь проблем связаны с тем, что коммуникация осуществляется, как правило, в условиях несовпадающих национально-культурных стереотипов мышления и поведения. Успешная межкультурная профессиональная коммуникация предполагает, наряду с владением иностранным языком, умение воспринимать и адекватно интерпретировать формы коммуникативного поведения во всем многообразии их варьирования от культуры к культуре.

Участие России в общемировых процессах привела к осознанию необходимости обновления национальной образовательной системы и ее интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. Вхождение России в европейское Единое пространство высшего образования (ЕПВО) повлекло за собой, с одной стороны, изменение структуры высшего образование (двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратура), с другой – обусловило изменение формата итогового экзамена по всем школьным предметам (ЕГЭ).

Обучение иностранному языку не осталось в стороне. Иностранный язык является многоцелевым и поликультурным образовательным предметом, который позволяет включить в него различное предметное содержание. Это повышает потенциал иностранного языка вообще (и испанского, в частности) для развития личности и получения стойких личностных и метапредметных результатов обучения. Проникновение в культурные особенности страны изучаемого языка, побуждение к сравнению культур формирует не только толерантное отношение к их представителям, но и побуждает нести ответственность за себя, как носителя своей родной культуры.

Бесспорно, старшая ступень школьного образования играет ключевую роль для самоопределения учащегося (в том числе профессионального). Конечная цель изучения иностранного языка – его использование в реальном общении – становится все ближе. Учителю необходимо поддержать эту внешнюю мотивацию и дать возможность применить уже сформированные коммуникативные умения на практике в рамках различных проектов.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Область применения и нормативные ссылки

Программа призвана обеспечить прозрачность требований к формированию иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся Лицея НИУ ВШЭ и сопоставимость этих требований с общеевропейскими требованиями к формированию коммуникативной компетенции в странах Европы и мира.

Настоящая программа курса учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям учащихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

В основе Программы лежат положения, соответствующие основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Стратегии развития образования до 2020 года и др. стратегических документах, направленных на модернизацию образования.

Учебная дисциплина «Второй иностранный язык» (испанский) является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Изучение второго иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе.

Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций учащихся. Обучение иноязычному общению включает обучение устному и письменному общению на иностранном языке в качестве обязательного компонента.

Структура учебного курса «Второй иностранный язык» (испанский) обеспечивает преемственность целей и задач на каждом этапе обучения. Для определения проблематики использовался междисциплинарный подход, обеспечивающий интеграцию тем и ситуаций.

Наряду с основной целью – обучением иноязычному общению, данный курс ставит образовательные и воспитательные цели. Реализация образовательного потенциала иностранного языка проявляется в расширении кругозора учащихся, повышении уровня их культуры мышления, общения и речи. Достижение воспитательных целей предполагает формирование межкультурной компетенции, основанной на толерантности и уважении к ценностям других стран и народов.

Категория слушателей: учащиеся 10-х и 11-х классов, уровень владения испанским языком у которых ниже А1 (допороговый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками MCER). В группу курса по изучению испанского языка для начинающих зачисляются следующие учащиеся:

- зачисленные в лицей НИУ ВШЭ без вступительных испытаний по испанскому языку, уровень владения испанским языком у которых ниже А1;

- если в средней школе испанский язык не изучался и в аттестате отсутствует соответствующая оценка.

Программа разработана в соответствии личностно ориентированном, компетентностном и коммуникативном подходами к обучению и учитывающая все современные тенденции в образовании, предназначена для 10- х и 11-х классов общеобразовательных учреждений. Структура рабочей программы определена требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и зарегистрированного Минюстом России 07.06.2012 под №24480.
Программа реализует следующие основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному (английскому) языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, определяя требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи дисциплины

Основной целью учебного курса «Второй иностранный язык» (испанский) является овладение учащимися необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня А2+ (допороговый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками MCER) для решения социально-коммуникативных задач в различных областях научной, культурной и бытовой сфер деятельности, а также формирование академических навыков, необходимых для использования испанского языка в учебной, научной, и дальнейшей профессиональной деятельности.

Уровень А2+ является минимально необходимым для дальнейшего обучения в бакалавриате на 1-4 курсах, магистратуре и аспирантуре, на начальном этапе научной деятельности и для дальнейшего самообразования, а также осуществления исследовательской деятельности в заданной области.

Изучение иностранного языка в рамках учебного курса «Второй иностранный язык» (испанский) также призвано обеспечить развитие комплекса общекультурных и общенаучных компетенций, включая:

  • воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;

  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием ресурсов на иностранном языке;

  • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

  • развитие информационной культуры; расширение кругозора и повышение общей гуманитарной культуры учащихся;

  • повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию.

  • формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

  • осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Успешное освоение учебного курса «Второй иностранный язык» (испанский) должно обеспечить возможность в дальнейшем получения любого международного сертификата, подтверждающего готовность и способность к обучению на международных программах высшего профессионального образования.
Задачами освоения дисциплины являются:

Реализация основной цели обучения иностранному языку предполагает решение комплекса учебных задач, сформулированных в данной программе как конечные требования к уровням подготовки, а именно:

  1. Совершенствование речевой компетенции – таких иноязычных речевых умений устного и письменного общения, как чтение адаптированной и несложной оригинальной литературы разных функциональных стилей и жанров, умение принимать участие в беседе на различные бытовые темы, выражать основной реестр коммуникативных намерений, владеть основными видами монологического высказывания, соблюдая правила речевого этикета, и понимать на слух, владеть основными несложными видами делового письма;

  2. Формирование языковой компетенции – овладение новыми языковыми средствами и формирование адекватных им языковых навыков, в таких аспектах как фонетика, лексика и грамматика;

  3. Формирование учебно-познавательной компетенции, то есть развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком;

  4. Формирование компетенции автономного обучения, заключающееся в развитии умений и навыков самообразования с использованием основных ресурсов, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов, текстовых редакторов, LMS);

  5. Формирование межкультурной компетенции за счет увеличения объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка и развития умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;

  6. Формирование компенсаторной компетенции, заключающееся в развитии умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.


Для решения выше обозначенных задач в УМК для 10-х – 11-х классов существуют следующие возможности: упражнения для самостоятельного, изучения испанского языка; (интернет) проекты; материалы для чтения, предполагающие более детальное знакомство с испанским языком, испанской литературой и историей Испании; задания, направленные на работу в различных режимах: индивидуальном, парном, групповом; дополнительные ссылки на материалы в сети Интернет; элементы языкового портфеля для самоконтроля уровня владения испанским языком. Это дает учащимся возможность реализовать индивидуальные образовательные траектории, развивать умения планировать свою учебную деятельность в соответствии с личностно значимыми целями, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в рамках проектов. УМК моделируют образовательную среду, которая позволяет формировать не только предметную компетенцию, но и ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и личностные компетенции.
Формирование и развитие навыков:
в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ, диалог), а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию;

в области чтения: понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных текстов, блогов/веб-сайтов; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера.

в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приеме на работу, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии преодоления затруднений в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение; участвовать в анализе или обсуждении проблемы.

в области письма: заполнять формуляры и бланки прагматического характера; вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также запись тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой проблематике; поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера) и форумов (анализировать и обсуждать письменные работы одногруппников); писать эссе на заданную тему, описывать графическое изображение.
Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины

В результате изучения учебного курса «Второй иностранный язык» (испанский) учащиеся осваивают следующие компетенции:
Общекультурные (ОК)

- (ОК-1) - владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- (ОК-6) - способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь;

- (ОК-10) - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- (ОК-13) - владеет основными способами и средствами получения, хранения о переработки информации;

- (ОК-14) - владеет иностранным языком на уровне не ниже разговорного;

Системные (СК)

- (СК-Б9) - способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения;

Социально-личностные компетенции (СЛК)

- (СЛК –Б6) - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;

- (СЛК –Б9) - способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык Вологда, 2015 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский язык) разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconРабочая программа учебной дисциплины в. Дв 7 Иностранный язык (немецкий)...
Основные задачи курса дифференцируются в зависимости от следующих двух аспектов, в которых изучается иностранный язык

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык (профессиональный)...
Программа учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Иностранный язык (второй)»
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Иностранный язык (второй)» для студентов специальности 100201....

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconРабочая программа оуд. 02 Иностранный язык. Английский язык (базовый...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык. Английский язык.» разработана на основе

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconРабочая программа по учебному предмету (курсу) иностранный язык (английский)....
Умк может быть использован при трехчасовой недельной сетке, но в зависимости от учебного плана и сетки часов надо рассчитывать на...

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины оуд. 03...
УД. 03 Иностранный язык (немецкий) разработана на основе примерной программы «Иностранный язык» рекомендованной фгау «фиро»; в соответствии...

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению

Программа дисциплины «Второй иностранный язык» (испанский) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» направление подготовки 210700. 68 «Инфокоммуникационные технологии и системы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск