С. 2 Основные направления деятельности


НазваниеС. 2 Основные направления деятельности
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5

Оглавление




I.Введение





с. 2

  1. Основные направления деятельности

1. Научно-исследовательская работа 2005 г.


с. 4

2. Разработка контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и обеспечение качества КИМ


с. 7

3. Анализ результатов ЕГЭ 2005 г.


с. 17

4. Подготовка методических изданий в сфере оценки качества образования


с. 21

5. Организация общественных связей


с. 23

6. Осуществление международной деятельности


с. 29

7. Подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации


с. 33

8. Деятельность Ученого совета ФИПИ


с. 35

9. Деятельность Научно-методических советов ФИПИ


с. 41

10. Создание Экспертного совета ФИПИ


с. 42

11. Выполнение государственных контрактов


с. 43

II.Заключение





с. 54

Приложение: Публикации сотрудников ФИПИ за 2005 год по проблемам педагогических измерений





с. 59



Введение
Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» создан с целью разработки и внедрения в практику высокоэффективных технологий и методик в области педагогических измерений образовательных достижений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения единого государственного экзамена в Российской Федерации и других мероприятий с использованием измерительных (тестовых) технологий.

Основные направления работы ФИПИ формировались в соответствии с приоритетными задачами развития системы образования страны, отраженными в документах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В документе Минобрнауки России «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (Москва, 2004 год) конкретизируются основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., принятой в 2001 г., а именно, основные цели развития образования в России - повышение его качества, доступности и эффективности. «Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания – защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь, самого обучающегося.»

Основная деятельность Федерального института педагогических измерений, осуществляемая в соответствии с планом, утвержденным на Ученом Совете ФИПИ 27 мая 2005 года, может быть представлена следующими направлениями:

- научно-исследовательская работа;

- разработка контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;

- обеспечение качества контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
- анализ результатов ЕГЭ 2005 года;

- подготовка методических изданий в сфере оценки качества образования;

- организация общественных связей;

- осуществление международной деятельности;

- подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- деятельность Ученого совета ФИПИ;

- деятельность Научно-методических советов ФИПИ;

- создание Экспертного совета ФИПИ;

- выполнение государственных контрактов;


В представленном ниже отчете кратко раскрываются результаты деятельности Федерального института педагогических измерений по указанным направлениям за 2005 год.

Основные направления деятельности



    1. Научно-исследовательская работа

При формировании научно-исследовательской работы Федерального института педагогических измерений учитываются перспективность проводимых исследований для развития единого государственного экзамена и общероссийской системы оценки качества образования, а также их направленность на решение практических задач повышения качества контрольных измерительных материалов.

Научно-исследовательская работа ФИПИ в 2005 году осуществлялась в соответствии с заданиями Минобрнауки России (Федерального агентства по образованию) в рамках подпрограммы № 4 «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования», раздела № 4.11 «Научно-методическое обеспечение развития независимой системы оценки качества образования» по следующим двум направлениям:

- Совершенствование КИМ по математике, химии, биологии, физике и иностранным языкам в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; руководители по каждому из вышеперечисленных предметов: Канторович Г.Г., к.физ.-мат.н.; Флид В.Р., д.хим.н.; Валихов А.Ф., д.биол.н.; Спирин Г.Г., д.тех.н.; Тер-Минасова С.Г., д.филол.н.

- Разработка системы подготовки экспертов для проверки заданий с развернутыми ответами по математике, русскому языку, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, литературе, информатике и иностранным языкам в рамках ЕГЭ с использованием компьютерных технологий; руководители по каждому из вышеперечисленных предметов: - Рязановский А.Р., к.тех.н.; Цыбулько И.П., к.пед.н.; Каверина А.А., к.пед.н.; Калинова Г.С., к.пед.н.; Аксакалова Г.П., к.пед.н.; Волобуев О.В., д.ист.н.; Рутковская Е.Л., к.пед.н.; Зинин С.А.; д.пед.н.; Лещинер В.Р., к.пед.н.; Копылова В.В., к.пед.н.

Данные направления НИР являлись продолжением работ, проводимых ФИПИ в 2004 году.

По первому направлению в цели НИР входила разработка методики совершенствования контрольных измерительных материалов (КИМ) по математике, химии, биологии, физике и иностранным языкам в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года.

Для определения направлений совершенствования КИМ по вышеперечисленным предметам в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года проведен сравнительный анализ вопросов содержания и требований к уровню подготовки учащихся, включенных в минимум содержания этого стандарта и действующих программ, анализ банка тестовых заданий ЕГЭ.

По каждому предмету определены направления совершенствования КИМ в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Разработана методика совершенствования контрольных измерительных материалов по вышеперечисленным предметам в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года, которая включает:

  • уточнение и детализацию требований к уровню подготовки выпускников средней школы, соответствующих образовательным стандартам общего образования;

  • разработку измерителей, проверяющих достижение заданного уровня стандарта, и иллюстрирующие их примеры образцов заданий;

  • разработку новых типов измерителей и соответствующих им образцов заданий, подходов к оценке выполнения этих заданий.

Научная новизна проведенных исследований заключается в разработке подходов к достижению образовательных стандартов в рамках ЕГЭ. Практическая значимость проявилась в том, что в работах показаны направления уточнения и операционализации требований к уровню подготовки выпускников средней школы, соответствующих образовательным стандартам, достижение которых может быть проверено в рамках ЕГЭ, приведены примеры заданий, проверяющих достижения указанных требований, даны статистические данные их выполнения выпускниками средней школы, участвовавшими в ЕГЭ. Разработаны рекомендации по использованию банка заданий ЕГЭ и созданию заданий нового типа, необходимых для проверки достижения новых требований стандарта 2004 года. Даны предложения по уточнению требований стандарта, адекватных реальной подготовке выпускников общеобразовательных российских школ.

По всем предметам разработаны кодификаторы для ЕГЭ 2006 года с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года.

Целью работы по второму направлению является разработка структуры системы подготовки экспертов-предметников для проверки заданий с развернутыми ответами по перечисленным выше предметам в рамках ЕГЭ с использованием компьютерных технологий, рекомендаций по подготовке экспертов-предметников для проверки заданий с развернутыми ответами в рамках ЕГЭ с использованием компьютерных технологий, а также системы тренировки экспертов-предметников.

На основе анализа и обобщения опыта подготовки экспертов на федеральном и региональном уровнях за 2001-2003 годы были разработаны общие подходы к построению системы стандартизированной подготовки экспертов на основе использования компьютерных технологий, создан экспериментальный образец компьютерной программы обучения экспертов для проверки заданий с развернутым ответом.

Научная новизна и практическая значимость выполняемых НИР может быть проиллюстрирована следующим образом. В рамках данного направления НИР была создана не только система подготовки экспертов ЕГЭ, включающая инновационные технологические решения (использование компьютерных технологий для дистанционного обучения экспертов), но также:

  • отрабатывались научно-методические подходы к оценке заданий нового типа, вводимых в КИМ в 2006 году;

  • апробировался тезаурус ЭГЭ (общий и предметный);

  • проводилась классификация типичных ошибок экзаменуемых и экспертов, проверяющих их работы, и создавались методические рекомендации для экспертов, учитывающие эти ошибки;

  • разрабатывались новые нормы оценки образовательных достижений учащихся.

Результаты проведенной работы частично апробировались на семинаре по подготовке региональных экспертов для проверки заданий с развернутыми ответами (семинар проходил 29-31 марта 2005 года в г.Москве, в нем приняли участие 227 слушателей из 52 субъектов Российской Федерации). Каждый регион, участвующий в ЕГЭ, получил полный комплект материалов для подготовки экспертов, включающий программу подготовки и квалификационные характеристики экспертов, методические рекомендации по проверке заданий с развернутыми ответами, материалы для самостоятельной подготовки и аттестации экспертов, экспериментальную версию компьютерной программы «Эксперт ЕГЭ» и Руководство пользователя. Данное комплексное пособие на бумажных и электронных носителях позволяет организовать легко адаптируемую к потребностям и особенностям региона систему подготовки региональных экспертов, позволяющую организовать дистанционное обучение и иметь постоянную связь через сайт ФИПИ с Федеральными предметными комиссиями разработчиков КИМ. Таким образом, все результаты НИР уже на этапе разработки апробируются в эксперименте по введению ЕГЭ и после одобрения регионов органически включаются в практику ЕГЭ.

В выполнении обоих направлений НИР участвовали члены Научно-методических советов и федеральных предметных комиссий разработчиков КИМ ЕГЭ.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении эксперимента по введению ЕГЭ в России, а так же при проведении ЕГЭ в штатном режиме.

Результаты НИР обсуждались на расширенном заседании Ученого совета Федерального института педагогических измерений 20 сентября 2005 года и на международной конференции «Национальные экзамены в системе оценки качества образования», которую проводил институт в г. Москве 12-14 декабря 2005 года.
2. Разработка контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
2.1. Процедура разработки контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
Разработка контрольных измерительных материалов является одним из основных направлений работы ФИПИ. Именно КИМ представляют главный продукт деятельности всего производственного коллектива ФИПИ в 2005 году. Для единого государственного экзамена 2005 года было подготовлено 465 контрольных измерительных материалов по 13 общеобразовательным предметам в соответствии с Государственным контрактом № 327 от 27 мая 2005 года.

Создание высококачественных контрольных измерительных материалов по каждому общеобразовательному предмету было основано на последовательном выполнении обязательных этапов производственного цикла.

  1. Подготовка спецификации КИМ, представляющей описание всех основных характеристик контрольного измерительного материала и условий его применения. Ключевым элементом спецификации является обобщенный план экзаменационной работы, в котором для каждого тестового задания КИМ указаны его тематическая принадлежность, уровень сложности, тип задания и другие характеристики. Спецификации создаются на основе кодификатора элементов содержания учебного предмета, представляющего перечень элементов содержания, которые выносятся на итоговый контроль за весь курс обучения по данной дисциплине в средней общеобразовательной школе. Одновременно со спецификациями разрабатываются демонстрационные варианты КИМ, которые полностью им соответствуют. Демонстрационные варианты КИМ дают возможность всем интересующимся увидеть полный аналог тех вариантов, которые будут выдаваться на едином государственном экзамене. Разработчиками указанных материалов (кодификаторов, спецификаций и демонстрационных вариантов КИМ) являются Федеральные предметные комиссии и научно-методические советы ФИПИ. Эти материалы в качестве проектов публикуются на сайтах Рособрнадзора и ФИПИ и обсуждаются педагогической общественностью. На основе полученных замечаний материалы корректируются и обсуждаются на Ученом совете ФИПИ. После их утверждения Рособрнадзором они становятся нормативными документами для разработки КИМ ЕГЭ следующего года.

В 2005 году все указанные материалы были одобрены Ученым советом ФИПИ (протокол № 3 от 20 сентября 2005 года) и в начале ноября утверждены Рособрнадзором.

  1. Подготовка тестовых заданий в соответствии с разработанной спецификацией КИМ является важнейшим направлением деятельности института.

В 2005 году проводилась целая система мероприятий, позволяющая сформировать банк действующих на данный момент тестовых заданий ЕГЭ. Для этого проводился анализ имеющегося банка тестовых заданий. Часть заданий, которые по тем или иным основаниям (содержательным или тестологическим) не могли быть использованы в КИМ ЕГЭ, переводились в разряд недействующих, а часть заданий корректировалась. Выявлялись темы, для которых не хватает тестовых заданий определенных видов. Готовились таблицы, показывающие потребности банка тестовых заданий ЕГЭ, и образцы заданий, которые требуются для его пополнения.

В мае 2005 г. был объявлен традиционный конкурс «Контрольные измерительные материалы и тестовые задания единого государственного экзамена». На конкурс было представлено 53 заявки из 22 городов России, из них по направлениям:

  • «Тестовые задания для единого государственного экзамена» – 52 заявки,

  • «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена» – 1 заявка.

Было рассмотрено 10863 заданий. Отобрано для банка тестовых заданий ЕГЭ 2770 заданий.

В соответствии с решением конкурсной комиссии от 14 декабря 2005 года по направлению «Тестовые задания для единого государственного экзамена» были принят целый ряд решений.

Определены следующие победители конкурса:

Предмет

Город

Участник

Биология

Екатеринбург

Мальцев Алексей Владимирович, руководитель авторского коллектива, Уральский государственный университет им. А.М.Горького

География

Ростов-на-Дону

Тимофеева Зоя Михайловна, руководитель авторского коллектива, Ростовский государственный университет

Информатика
  1   2   3   4   5

Похожие:

С. 2 Основные направления деятельности icon9. Усиление роли школьных методических объединений в повышении качества...
Основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов

С. 2 Основные направления деятельности iconМетодические темы воспитателей. Воспитательная работа в школе-интернате....
Основные направления воспитательной, профориентационной и развивающей деятельности в школе-интернате

С. 2 Основные направления деятельности iconПояснительная записка 6 Основные направления деятельности педагогического...

С. 2 Основные направления деятельности iconПубличный отчёт о деятельности моу егорлыкской средней общеобразовательной...
...

С. 2 Основные направления деятельности iconПлан методической работы на 2014-2015 учебный год Основные направления деятельности
...

С. 2 Основные направления деятельности iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Охватывают все основные направления деятельности Управления

С. 2 Основные направления деятельности iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии...
Охватывают все основные направления служебной деятельности

С. 2 Основные направления деятельности iconТема семинара
Изменения в законодательной и нормативной базе по социальному страхованию с 01. 01. 2014 г. Основные направления деятельности фсс...

С. 2 Основные направления деятельности iconЕ. Б. Карпов «28» августа 2014 года
Основные направления деятельности и задачи ноо впо нп «тульский институт экономики и информатики»

С. 2 Основные направления деятельности iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности федеральной...
Охватывают все основные направления деятельности Службы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск