Проверки образовательных учреждений


Скачать 218.56 Kb.
НазваниеПроверки образовательных учреждений
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 8
ПРОВЕРКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Число чиновников, желающих оштрафовать образовательные учреждения, растет. При этом далеко не все требования проверяющих являются законными, более того, нередко штрафные санкции накладываются неправомерно. Большое значение имеет понимание универсального механизма общения с различными надзорными органами. Он основан на том, что деятельность каждого из них регламентируется определенными нормативными актами, которые держат проверяющих в определенных рамках. Рассмотрим, как регулируются проверки образовательных учреждений органами прокуратуры и Рособрнадзора.
Проверки прокуратуры
Деятельность органов прокуратуры регламентируется прежде всего Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре). Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Предметом прокурорского надзора являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории страны, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
V по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на

территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о

прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять

исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры

информацией о фактах их нарушения;

---------------------------------------------------------------------

V требовать от руководителей и других должностных лиц представления

необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений,

выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения

проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям,

ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им

организаций;

---------------------------------------------------------------------

V вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений

законов.
Поэтому, в частности, если прокурор города требует от школ представить справку о том, как будет израсходован 1 млн руб. в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (при условии получения школой этого гранта), сделать это надо обязательно, иначе могут последовать определенные санкции (хотя и не очень значительные). Тем более что, подавая на гранты, школа представляет и финансовый план их использования. Копия этого финансового плана без каких-либо проблем может быть отослана прокурору.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.

Если прокурор выявил какие-то нарушения в деятельности образовательного учреждения (например, противоречие устава действующему законодательству), то им выносится протест, который обязательно должен быть рассмотрен руководителем учреждения. Однако далеко не все протесты прокуроров следует удовлетворять.

Руководителям образовательных учреждений надо знать следующие обязательные реквизиты протеста прокурора:
V точное название органа, в который приносится протест;

---------------------------------------------------------------------

V точное название акта, являющегося, по мнению прокурора,

противоречащим закону;

---------------------------------------------------------------------

V точное название закона и его положений, в противоречие с которыми

вступил опротестованный акт;

---------------------------------------------------------------------

V обстоятельства, дающие основания для вывода о незаконности акта;

---------------------------------------------------------------------

V четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы,

регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

---------------------------------------------------------------------

V подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного

чина.
Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции:
V в чем выражаются несоответствие либо противоречие закону акта

(его части), на который направлено прокурорское воздействие;

---------------------------------------------------------------------

V предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить, в

каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие

правовые последствия нести);

---------------------------------------------------------------------

V требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой

на правовые нормы и указание на то, что результаты рассмотрения

протеста должны быть незамедлительно отправлены прокурору в

письменной форме.
Протест прокурора, составленный с нарушением приведенных выше требований, подлежит отклонению как необоснованный и имеющий при этом дефекты как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, в частности, могут не удовлетворяться протесты прокурора, в которых содержатся необоснованные требования по изменению устава учреждения. Прокурор может продолжить отстаивать свое мнение, обратившись в суд с исковым заявлением, чтобы доказать в суде несоответствие локального акта образовательного учреждения какому-то нормативному правовому акту. Если руководитель образовательного учреждения уверен в своей правоте, то лучше закончить спор с прокуратурой в суде. В случае проигрыша придется всего лишь выполнить требования прокурора, поэтому никаких значительных отрицательных последствий (в рамках закона) такой спор принести не может.
Проверки обрнадзоров
Наиболее "серьезным" органом для образовательных учреждений в настоящее время являются созданные в регионах уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования (обрнадзоры).

Согласно п. 2 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования <1> контроль и надзор в сфере образования осуществляются Рособрнадзором и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

--------------------------------

<1> Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 N 116.
Процедурные вопросы проведения проверок образовательных учреждений конкретизируются в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования <2> (далее - Административный регламент). Именно эти нормативные акты определяют рамки, в пределах которых обязаны действовать обрнадзоры.

--------------------------------

<2> Приказ Минобрнауки России от 22.08.2008 N 243 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования".
Формы акта о результатах выездной (инспекционной) проверки и акта о результатах камеральной проверки были утверждены Приказом Рособрнадзора N 1238 <3>.

--------------------------------

<3> Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 N 1238 "Об утверждении форм актов о результатах проверок".
На практике уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования, могут также использовать Методические рекомендации по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования <4> и Методические рекомендации по проведению выездных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений <5>.

--------------------------------

<4> Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 N 01-298/09-01 "О направлении Методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования".

<5> Письмо Рособрнадзора от 04.06.2008 N 01-251/09-01 "О порядке проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, выездных проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений".
По плану или внезапно?
В соответствии с п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). При этом проведение плановых проверок в отношении образовательной организации или органа управления образованием возможно не чаще одного раза в два года. В соответствии с графиком проверок плановое мероприятие по надзору за исполнением законодательства в области образования может проводиться в сочетании с мероприятием по контролю за соблюдением предусмотренных лицензией условий и (или) с мероприятием по контролю качества образования.

А вот внеплановые проверки могут проводиться часто - в случае поступления в Рособрнадзор (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами наличия таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.

Для внеплановой проверки требуются основания. Однако если в качестве основания для проверки предъявляется анонимная жалоба, то решение о проведении проверки на таком основании вполне можно обжаловать.

На обращения с жалобами на нарушение прав и законных интересов в сфере образования в полной мере распространяются положения Федерального закона N 59-ФЗ <6>, которым установлен общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья 7 Федерального закона N 59-ФЗ устанавливает следующие требования к письменному обращению: гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Информация, служащая основанием для назначения внеплановой проверки, может поступать в Рособрнадзор как непосредственно в виде сведений, свидетельствующих о наличии признаков нарушений, так и в виде основанных на наличии таких сведений поручений Минобрнауки, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией, обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц.

Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных проверок только в следующих случаях:

- при получении поручений Минобрнауки, иных федеральных органов государственной власти о проведении мероприятий по надзору в форме выездных проверок;

- при необходимости выезда в организацию с целью получения информации по вопросам, подлежащим проверке.

В иных случаях мероприятия по надзору проводятся в форме камеральных проверок.

Выездная проверка осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором из своих специалистов с включением при необходимости в ее состав экспертов, прошедших квалификационные испытания. Эксперты могут быть выбраны из числа работников образовательных, научных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования. Продолжительность выездного мероприятия по надзору не должна превышать один месяц.

При проведении планового мероприятия по надзору в форме выездной проверки в образовательное учреждение не позднее чем за пять рабочих дней до начала мероприятия по почте или факсимильным сообщением направляется письмо о проведении планового мероприятия по надзору в форме выездной проверки с приложением плана-задания проверки.

По прибытии в организацию (структурное подразделение) председатель комиссии по проверке предъявляет руководителю организации (структурного подразделения), или должностному лицу, исполняющему его обязанности, или уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и копию приказа Рособрнадзора о проведении мероприятия по надзору, представляет указанному лицу членов комиссии по проверке, информирует его о порядке проведения мероприятия по надзору.

Председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:
V запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и

документы (включая информационно-аналитические, справочные материалы)

по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных

материалов и документов;

---------------------------------------------------------------------

V запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации устные и

письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

---------------------------------------------------------------------

V проводят беседы с работниками организации, обучающимися,

воспитанниками, их родителями (законными представителями) по

вопросам, подлежащим проверке.
Обратим внимание на то, что беседы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками проводятся только в присутствии их родителей (законных представителей).

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенном мероприятии по надзору в имеющемся в организации (структурном подразделении) журнале учета мероприятий по надзору.
Особенности камеральной проверки
Камеральная проверка проводится комиссией по проверке или по решению руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора без создания комиссии по проверке, одним специалистом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение мероприятия по надзору в качестве проверяющего.

Если для проведения мероприятия по надзору в форме камеральной проверки необходимо получение информации из проверяемой организации, то она запрашивается письменно. В письме указываются основание, срок проведения мероприятия по надзору, срок представления документов (не менее двух недель со дня направления запроса), приводится перечень запрашиваемых документов. Образовательное учреждение должно почтой направить запрошенные документы в Рособрнадзор. Документы, представленные организацией, передаются председателю комиссии по проверке (проверяющему).
Требования к документам
Следует также иметь в виду, что для проведения проверки должно быть вынесено соответствующее решение, которое предъявляется руководителю проверяемого учреждения. Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием, оформленного в виде приказа. Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ) и оформляется распоряжением.

В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:
V номер и дата приказа или распоряжения о проведении мероприятия по

надзору, название;

---------------------------------------------------------------------

V состав комиссии по проверке (председатель и члены комиссии) с

указанием фамилий, имен, отчеств и должностей лиц (лица),

уполномоченных на проведение мероприятия по надзору;

---------------------------------------------------------------------

V наименование юридического лица (юридических лиц), в отношении

которого (которых) проводится мероприятие по надзору, с указанием при

необходимости наименования структурного подразделения (структурных

подразделений);

---------------------------------------------------------------------

V цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по надзору;

---------------------------------------------------------------------

V правовые основания проведения мероприятия по надзору, в том числе

нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат

проверке;

---------------------------------------------------------------------

V дата начала и окончания мероприятия по надзору.
В распоряжении Рособрнадзора приводится также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и указывается срок их представления.

Приказом или распоряжением Рособрнадзора утверждается план-задание проверки.

Решение о назначении внеплановой проверки может быть обжаловано в судебном порядке, если образовательное учреждение считает, что при его вынесении был нарушен п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, то есть отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки. Решение же о назначении плановой проверки можно обжаловать только в случае, если плановая проверка назначена до истечения двух лет с даты оформления акта о проведении предыдущей проверки.

При отсутствии принятого в установленном порядке решения проведение проверки незаконно и проверяющих можно в учреждение не пускать.

Отсутствие каких-либо сведений, обязательных для указания в приказе или распоряжении Рособрнадзора, служит основанием для признания такого нормативного акта не соответствующим действующему законодательству, следовательно, акт подлежит отмене.

Административный регламент устанавливает весьма жесткие рамки, в которых могут действовать проверяющие. Так, согласно п. 6.1 Административного регламента у организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть запрошены следующие материалы и документы:

- учредительные документы;

- лицензия на право ведения образовательной деятельности;

- свидетельство о государственной аккредитации;

- нормативные правовые и локальные акты, изданные учредителем в пределах его компетенции, локальные акты, изданные организацией в пределах ее компетенции, в том числе:
V документы, регламентирующие структуру управления деятельностью

организации;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие права и обязанности обучающихся,

воспитанников, работников организации;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие внутренний распорядок организации;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие прием в организацию;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие организацию и осуществление

образовательного процесса;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие оказание платных образовательных услуг;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие отчисление обучающихся из организации,

восстановление, перевод обучающихся;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие осуществление текущего контроля

успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

---------------------------------------------------------------------

V документация по получению, учету и хранению бланков документов об

образовании государственного образца, по выдаче документов об

образовании;

---------------------------------------------------------------------

V документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.
У органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, может быть запрошен более широкий перечень материалов и документов, приведенный в п. 6.2 Административного регламента:
V нормативные правовые акты субъекта РФ в области образования;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие полномочия и деятельность исполнительной

власти субъекта РФ;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие реализацию республиканских, региональных

программ развития образования;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие формирование органов исполнительной

власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и

руководство ими;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие обеспечение государственных гарантий прав

граждан на получение образования и организацию предоставления

образования в соответствии с законодательством РФ;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие соблюдение прав обучающихся,

воспитанников образовательных учреждений;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие создание, реорганизацию и ликвидацию

образовательных учреждений субъекта РФ, порядок определения объема и

структуры приема обучающихся за счет средств бюджета субъекта РФ;

---------------------------------------------------------------------

V документы, устанавливающие дополнительные к федеральным требования к

образовательным учреждениям, находящимся в ведении субъекта РФ;

---------------------------------------------------------------------

V документы по информационному обеспечению образовательных учреждений,

по организации издания учебной литературы;

---------------------------------------------------------------------

V документы по организации подготовки, переподготовки, повышения

квалификации педагогических работников, по аттестации педагогических

работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных

образовательных учреждений;

---------------------------------------------------------------------

V документы, регламентирующие полномочия учредителя;

---------------------------------------------------------------------

V документация по организации обеспечения образовательных учреждений,

имеющих государственную аккредитацию, бланками документов

государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

---------------------------------------------------------------------

V документация по надзору и контролю за соблюдением образовательными

организациями законодательства РФ в области образования, исполнением

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных

государственных требований, за деятельностью органов местного

самоуправления в сфере образования;

---------------------------------------------------------------------

V документация по контролю качества образования, по обеспечению и

проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся,

освоивших образовательные программы основного общего и среднего

(полного) общего образования, в том числе в форме единого

государственного экзамена, по научно-методическому обеспечению

итоговых аттестаций и контролю качества подготовки выпускников,

которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования

выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне

образования и (или) квалификации;

---------------------------------------------------------------------

V документация по лицензированию и государственной аккредитации

образовательных учреждений;

---------------------------------------------------------------------

V документация по работе с обращениями физических и юридических лиц;

---------------------------------------------------------------------

V нормативные документы, изданные органом исполнительной власти

субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, в

пределах своей компетенции.
Обратим особое внимание на то, что должностные лица Рособрнадзора не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Рособрнадзора;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;

- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки указываются сведения о результатах мероприятия по надзору:

а) о выявлении нарушений законодательства в области образования в части:

- несоответствия законодательного или иного нормативного правового акта субъекта РФ в области образования законодательству РФ;

- несоответствия нормативного правового акта, локального акта проверяемого органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, локального акта проверяемой организации, осуществляющей образовательную деятельность, законодательству;

- неисполнения (несоблюдения) законодательства в области образования в процессе деятельности проверяемой организации;

б) о невыявлении нарушений законодательства в области образования;

в) об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.

Акт проверки подписывается председателем и членами комиссии по проверке (проверяющими). Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.

Если проведена выездная проверка и акт проверки составляется в организации (структурном подразделении), то в нем указываются сведения об ознакомлении с документом руководителя организации (структурного подразделения), должностного лица, исполняющего его обязанности, или уполномоченного должностного лица, подпись указанного лица или сведения об отказе указанного лица от ознакомления с актом проверки.

Первый экземпляр акта проверки остается у председателя комиссии по проверке, а второй передается под расписку руководителю (заместителю руководителя) организации (структурного подразделения), должностному лицу, исполняющему его обязанности, или уполномоченному должностному лицу. При проверке структурного подразделения копия акта проверки направляется в организацию почтой с уведомлением о вручении.

После проведения камеральной проверки, а также в случае, если составление акта выездной проверки осуществляется в Рособрнадзоре, второй экземпляр акта проверки направляется в организацию по почте с уведомлением о вручении или передается под расписку руководителю (заместителю руководителя) организации (структурного подразделения), должностному лицу, исполняющему его обязанности, или уполномоченному должностному лицу.

Контролирующие органы могут согласно п. 17 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования определить "меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений", в том числе выдать образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством РФ в области образования. Это делается, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в области образования.

Предписание направляется в образовательную организацию либо орган управления образованием, а в случаях, установленных законодательством РФ в области образования, - учредителю образовательной организации.

Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Однако за его невыполнение никакой ответственности не предусмотрено. Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования всего лишь определяют, что отчет о результатах исполнения предписания представляется в Рособрнадзор (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. В отчете может быть указано на невозможность исполнения предписания.

В случае выявления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, нарушения законодательства в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, или иного нарушения прав и свобод обучающихся может быть принято решение о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или о лишении организации государственной аккредитации.

В случае выявления нарушений законодательства РФ по вопросам, входящим в компетенцию иного федерального органа исполнительной власти или государственного органа исполнительной власти субъекта РФ, в данный орган исполнительной власти направляется соответствующая информация, в организацию - письмо Рособрнадзора о направлении информации в соответствующий орган исполнительной власти.

В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в правоохранительный орган и (или) в прокуратуру субъекта РФ по месту нахождения организации, информация о правонарушении в сфере экономики - в Генеральную прокуратуру РФ и (или) в прокуратуру субъекта РФ по месту нахождения организации.

С 1 декабря 2009 г. за определенные нарушения законодательства об образовании установлена административная ответственность, что означает довольно весомые штрафы как для руководителей образовательных учреждений, так и для учреждений как юридических лиц.

Обратим внимание на то, что обязательны выполнение только законных предписаний и повиновение только законным распоряжениям должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор. Если требования незаконны, то за их невыполнение никакой ответственности наступить не может. Однако для того, чтобы отличить законные требования от незаконных, руководитель образовательного учреждения должен обладать правовой компетентностью.

В то же время цена ошибки для руководителя невысока. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ) влекут за собой наложение административного штрафа в размере 1000 - 2000 руб.

А вот невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства может быть наказано значительно серьезнее. Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ может повлечь за собой не только штраф, но и дисквалификацию (лишение права занимать руководящие должности в образовательных учреждениях) на срок до трех лет.
А.Б.Вифлеемский

Д. э. н.,

директор

Нижегородского центра

экономики образования

Подписано в печать

09.08.2010

Похожие:

Проверки образовательных учреждений iconСправка по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального...
Управление) и 10 образовательных учреждений из 25 (40% от их общего числа) Красновишерского муниципального района

Проверки образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по разработке, согласованию, хранению и...
Федерации и Требованиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города Москвы...

Проверки образовательных учреждений iconСправка по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального...
Сэд-54-04-08-265 «Об утверждении графика плановых проверок на 2011 г» в период с 14 по 18 ноября 2011 г проведена плановая выездная...

Проверки образовательных учреждений iconТиповая инструкция по организации защиты образовательных учреждений...
Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,...

Проверки образовательных учреждений iconСправка по итогам плановой комплексной проверки Управления общего...
Управления общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района (далее – Управление) и 24 подведомственных...

Проверки образовательных учреждений iconИнформационное совещание руководителей образовательных учреждений
Финансово-хозяйственная деятельность, функционирование образовательных учреждений

Проверки образовательных учреждений iconО порядке аттестации педагогических работников государственных образовательных...
Законом Российской Федерации «Об образовании», Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных...

Проверки образовательных учреждений icon66 методика проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности...
Целью проверки является определение законности, эффективности и рациональности использования бюджетных средств Сергиево-Посадского...

Проверки образовательных учреждений iconПоложение о технической эксплуатации зданий и сооружений образовательных...
Настоящее положение является обязательной для всех образовательных учреждений при

Проверки образовательных учреждений iconМетодическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность»
Ран в. С. Автономова выполнена «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск