Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность»


Скачать 420.67 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность»
страница1/4
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4


МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Апробация модульной дополнительной образовательной программы

и учебных материалов,

направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О проведении апробации УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля
Начиная с 2011 года в Российской Федерации реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В рамках этого проекта коллективом авторов под руководством члена-корреспондента РАН В.С. Автономова выполнена «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования».

В настоящее время ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения Российской академии образования» (c 1 апреля 2015 г. – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») приглашён для оказания консультационных услуг по теме «Методическое обеспечение и консультационно-экспертная поддержка апробации модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования».

Апробация УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля – это одна из площадок апробации серии учебных курсов под общим названием «Учимся разумному финансовому поведению», разработанных в рамках проекта и предназначенных для системы дополнительного образования.

Объект апробации

УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля – победитель конкурса на разработку УМК в рамках проекта «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования». Автор УМК – кандидат физико-математических наук, профессор НИУ ВШЭ Григорий Гельмутович Канторович.

УМК включает четыре книги:

Канторович Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы, математический профиль.

Канторович Г. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы, математический профиль.

Канторович Г. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы, математический профиль.

Канторович Г. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10-11 классы, математический профиль.

Актуальность работы

В школьной библиотеке на сегодняшний день уже имеется литература, в которой рассматриваются те или иные аспекты применения математики для решения экономических задач. Это «Экономика на уроках математики» А.С. Симонова, «Сборник задач по экономике» А.А. Мицкевича, «Экономика» И.В. Липсица и многие другие пособия. Следует отметить, что в них используется не только «базовая», но и «профильная» математика – пределы последовательности, неравенство Бернулли, задачи с параметрами и пр.

Однако все эти книги созданы в иных общественно-экономических условиях и отражают преимущественно «знаниевый» подход к школьному обучению.

Сегодня институт общего образования находится в новых реалиях – с одной стороны, государственная установка на повышение финансовой грамотности населения РФ и улучшение показателей российских школьников в международных сопоставительных исследованиях, с другой стороны, новации в самой системе образования: ФГОС (три группы образовательных результатов, проектная деятельность, индивидуальные образовательные траектории), компетентностный и деятельностный подходы к общему образованию, информатизация образования. Следует учитывать также основные моменты концепции развития математического образования в РФ –это дифференциация школьного математического образования, повышение привлекательности математического образования, современное обеспечение образовательного процесса.

Концепция апробации

Указанные направления государственной политики в сфере образования и новации в системе образования определяют ориентиры, которых надо придерживаться при проведении апробации УМК «Финансовая грамотность».

Во-первых, переход российской экономики к интенсивному пути развития требует финансовой грамотности и экономической активности населения. Одним из первых шагов на этом пути является формирование финансовой грамотности у школьников. В содержании УМК должны найти отражение основные определения и понятия, касающиеся источников формирования бюджета семьи и управления личными и семейными финансами; принципы работы финансовых институтов; особенности различных финансовых продуктов и инструментов.

Во-вторых, необходимо педагогически продуманно вписать изучение этого материала в существующую систему образования с учётом реальных условий и возможностей школы и учителя. Важно, чтобы теоретические сведения усваивались при выполнении практических заданий, описывающих реальные жизненные ситуации, с которыми учащиеся сталкиваются в окружающей жизни, и вошли в тематику проектной деятельности школьников. Не менее важно, чтобы школьники осваивали современные способы работы с данными, используя для вычислений калькуляторы, электронные таблицы и пр. Для этого надо не только доступно излагать материал по финансовой грамотности, но и снабдить учащихся доступными инструментами решения финансовых задач – понятными математическими теоремами и алгоритмами или готовыми компьютерными программами для графической иллюстрации финансовых процессов и выполнения расчётов.

Разнообразие УМК должно обеспечить различные образовательные траектории – как специального раздела в рамках учебного предмета, как курса или модуля по выбору учащихся или как содержательно-методической линии, пронизывающей весь курс и обогащающей его заданиями и темами для учебных мини-исследований. При этом, в соответствии с ФГОС, поставленные цели обучения должны быть соответствующим образом конкретизированы в виде планируемых образовательных результатов и переведены на язык учебной деятельности.

В-третьих, надо определиться, для какого контингента учащихся планируется то или иное решение поставленной задачи – для тех, кто изучает математику для общего развития, или для тех, кто будет использовать её в качестве инструмента в профессиональной деятельности, или для тех, кто станет «математической элитой» – пополнит ряды учёных-математиков. От этого зависит круг математических моделей, используемых в УМК для описания финансовых понятий и процессов. Также необходимо обращать внимание на полезность предлагаемого к изучению материала, например, для организации собственного бизнеса, для успешности в профессиональной деятельности, для повышения качества жизни.

а) Цель апробации

Все присланные на апробацию УМК одобрены с точки зрения научной составляющей по финансовой грамотности. Однако очевидно, что не каждая сколь угодно грамотно написанная книга может быть использована, например, для обучения детей школьного возраста и в условиях работы школы.

Поэтому цель апробации УМК – проверить, в какой мере представленные материалы позволяют сформировать у целевой аудитории навыки рационального поведения в мире финансовых услуг в разнообразных жизненных ситуаций, а также сформулировать предложения по изменению и улучшению отдельных характеристик УМК, рекомендации по доработке пособий УМК и по подготовке их к использованию в массовой школе.

б) Формы апробации УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля

В соответствии с выводами и рекомендациями, полученными по итогам проведения анализа переданных на апробацию материалов, для УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля предлагается апробация без непосредственного проведения учебных занятий по материалам для учащихся.

в) Схема консультативно-методической поддержки апробации УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля

Непосредственную экспертизу материалов УМК проводят учителя (учителя-эксперты).

Организацию апробации УМК в регионе, включая подбор учителей-экспериментаторов, проведение совещаний и семинаров по вопросам апробации и подготовки отчётных материалов, проводят региональные координаторы апробации.

Программу апробации разрабатывает и курирует методист-консультант, закреплённый за апробируемым УМК на весь период апробации.

г) Программа апробации УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля

Апробация УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля имеет по сравнению с другими площадками апробации две особенности:

– УМК не содержит материалов для родителей. Поэтому при заполнении формы экспертного заключения (приложение 2) соответствующую графу заполнять не надо;

– апробация проходит без участия учащихся. Это обстоятельство обусловлено тем, что УМК не содержит заданий для учащихся, представленных в явном виде. Есть только указания на способ их получения. Однако ожидаемая неоднородность учительских предпочтений сделала бы эксперимент по апробации УМК некорректным. Поэтому было принято решение предусмотренную автором УМК работу учителя по составлению заданий для проведения занятий заменить конкурсом задач по финансовой грамотности в рамках математического профиля. Отметим, что решение об участии или неучастии в конкурсе каждый учитель принимает самостоятельно.




Мероприятие

Ответственный

Сроки

Материалы к мероприятию



Информационный семинар для региональных координаторов апробации

Методист, ответственный за проведение апробации УМК

25 августа

Методическое письмо

Инструментарий для апробации



Информационные семинары для учителей-участников апробации, анкетирование учителей

Региональные координаторы апробации

1 сентября –

15 сентября

Методическое письмо

Инструментарий для апробации

Анкета для учителя



Экспертиза УМК учителями-участниками апробации

Региональные координаторы апробации

15 сентября – 15 октября

Форма экспертного заключения



Экспертные семинары для учителей-участников апробации

Региональные координаторы апробации

15 октября – 15 ноября

Рекомендации по организации экспертного семинара



Конкурс среди учителей-участников апробации «Моя задача по финансовой грамотности»

Методист, ответственный за проведение апробации УМК; региональные координаторы апробации

15 ноября –

30 ноября

Условия конкурса



Оформление отчётных материалов

Методист, ответственный за проведение апробации УМК; региональные координаторы апробации

1 декабря –

15 декабря

Перечень отчётных материалов

д) Инструментарий для апробации

  • Анкета для учителя (приложение 1)

  • Форма экспертного заключения (приложение 2)

  • Рекомендации по организации работы экспертного семинара для учителей-участников апробации (приложения 3-6)

  • Условия проведения конкурса среди учителей-участников апробации «Моя задача по финансовой грамотности» (приложение 7)


е) Перечень отчётных материалов

Отчетные материалы учителя-эксперта

  • Анкета для учителя

  • Экспертное заключение

  • Анкета для участника экспертного семинара

  • Работа на конкурс (по желанию)

Отчетные материалы регионального координатора

  • Материалы экспертных семинаров

  • Сводное экспертное заключение

  • Пакет материалов апробации (для отправки в ИСРО РАО)



Информация о ходе апробации и ответы на поступающие вопросы будут размещаться на сайте института http://www.instrao.ru/

Приложение 1.


АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________

___________________________________________________________________

Город ____________________________________________________________

Школа ___________________________________________________________

Класс, где проводится апробация____________________________________


  1. Как давно вы работаете учителем?




  1. В общем стаже _______ лет

  2. В этой школе ______ лет




  1. Вы мужчина или женщина?

Женщина 1

Мужчина 2


  1. Какой предмет вы преподаете в данной школе в текущем учебном году?

(Если вы ведете несколько предметов, пожалуйста, отметьте все варианты.)
a) История 1

b) Обществознание 2

c) Экономика 3

d) Математика 4

e) Другие 5



  1. Насколько уверенно вы себя ощущали бы, обсуждая с учащимися следующие темы?

(Пожалуйста, отметьте только один вариант в каждом ряду)




Очень уверенно

Достаточно уверенно

Не очень уверенно

Неуверенно

  1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

1

2

3

4

  1. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

1

2

3

4

  1. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

1

2

3

4

  1. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

1

2

3

4

  1. Собственный бизнес: как создать и не потерять

1

2

3

4

  1. Риски в мире денег: как защититься от разорения

1

2

3

4

  1. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

1

2

3

4



  1. Как часто на своих уроках вы используете следующие виды деятельности?

(Пожалуйста, отметьте только один вариант в каждом ряду.)




Никогда

Иногда

Часто

Очень часто

  1. Проектная деятельность, которая включает сбор информации вне школы

1

2

3

4

  1. Работа с учебником

1

2

3

4

  1. Выполнение упражнений, решение задач

1

2

3

4

  1. Работа учащихся в группах по различным темам и подготовка презентации

1

2

3

4

  1. Индивидуальная работа учащихся по различным темам и подготовка презентации

1

2

3

4

  1. Ролевые игры или моделирование

1

2

3

4

  1. Учитель задает вопросы, а учащийся отвечает

1

2

3

4

  1. Учитель читает лекцию, а учащийся записывает

1

2

3

4

  1. Учитель использует дискуссию по актуальным проблемам на уроке

1

2

3

4

  1. Учащиеся исследуют и анализируют информацию из различных источников

1

2

3

4


Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по УМК «Финансовая грамотность» для математического профиля

автор: Г.Г. Канторович

Издатель: ВИТА-ПРЕСС

Год: 2014
1. Педагогическая целостность УМК и комфортность для работы учителя

а) высокая

б) средняя

в) низкая

(нужное подчеркнуть)

2. Соответствие возрастным особенностям учащихся

а) высокое

б) среднее

в) низкое

(нужное подчеркнуть)

3. Педагогическая эффективность УМК

а) высокая

б) средняя

в) низкая

(нужное подчеркнуть)

4. Основные предложения по доработке УМК с указанием направлений доработки

1) учебная программа ___________________________________________________ _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2) материалы для учащихся ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3) методические рекомендации для учителя _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4)1 материалы для родителей ______________________________________________

_______________________________________________________________________

5) контрольные измерительные материалы________________________________ _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Общий вывод о пригодности для использования в практике работы образовательного учреждения:

– учебно-методический комплект полностью соответствует всем требованиям, готов к реализации в условиях массовой образовательной практики;

– учебно-методический комплект в целом соответствует требованиям, но нуждается в доработке, после осуществления которой УМК может быть предложен к реализации в условиях массовой образовательной практики;

– учебно-методический комплект нуждается в серьёзной переработке и последующей апробации

(нужное подчеркнуть).
___________________________(подпись) _____________________________ (ФИО)

___________________________дата

Приложение 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению экспертного семинара

по теме «Сложно-простые проценты»

  1   2   3   4

Похожие:

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconМетодическое пособие для учителей по реализации образовательной программы...
Поставщик): Консорциумом в составе: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconМетодические рекомендации по апробации образовательных программ,...
Целью данных рекомендаций является проверка в реальных условиях, на практике, теоретически построенных моделей проектирования и апробации...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconОбразец текста приказа по общеобразовательной организации
О проведении апробации Всероссийских проверочных работ, приказа департамента образования Администрации города Архангельска от 22....

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconИнструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства...
С целью конкретизации данной деятельности Комитет по образованию направляет настоящее Инструктивно-методическое письмо

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconИнструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга...
Порядок действий дошкольной образовательной организации при приёме заявлений на обучение

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconД. Р. Ахмедов, М. Р. Абдуллаев Апробация диссертации по медицине ( методическое пособие)
Пособие поможет соискателям учёных степеней, их научным руководителям (консультантам), рецензентам по диссертации и другим учёным,...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconМетодические рекомендации для преподавателей по курсу «Финансовая...
Модуль 3: Предпринимательство и основы финансовой безопасности / Абрамов С. А., Гусева И. А., Орлова О. Ю., Костина С. А., Бойченко...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconУчебно-методическое пособие Сургут, 2017 удк 004. 1082 ббк 32. 973. 202
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавров. В данном учебном пособии «Софт для учителей» у студентов развивается...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconМетодическое письмо Минздравсоцразвития России №15-4/10/2-6796 от...
Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития...

Методическое письмо о проведении апробации умк «Финансовая грамотность» iconПрограмма работы I межмуниципального педагогического форума «Эффективные...
Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск