Приложение к письму Гособрнадзора
от «2» марта 2012 г. № СЭД-54-04-12-116 Справка
по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений Красновишерского муниципального района В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования», Положением о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2008 № 792-п, приказом Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (далее - Государственная инспекция) от 23.11.2011 г. № СЭД-54-04-03-91 «Об утверждении графика плановых проверок на 2012 г.» в период с 13 по 17 февраля 2012 г. проведена плановая выездная комплексная проверка муниципального органа управления образованием (далее – Управление) и 10 образовательных учреждений из 25 (40% от их общего числа) Красновишерского муниципального района.
В 2009 году Государственной инспекцией было проверено 17 образовательных учреждений. Таким образом, за период с 2009 по 2012 год проверено 100 % образовательных учреждений Красновишерского муниципального района.
На момент проверки 8 образовательных учрежденийне имели лицензии, в том числе: МДОУ № 1, МДОУ № 4, МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2», МОУ Вайская средняя общеобразовательная школа, МОУ Вишерогорская ООШ, Велсовская ООШ, Детская школа искусств, МОУ Центр образования.
Итоги проверки Управления
Установлено:
- на муниципальном уровне разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие установленные законами полномочия и соответствующие по содержанию требованиям законодательства в сфере образования;
- в Управлении создано структурное подразделение «Отдел образования», выполняющий отдельные полномочия учредителя образовательных учреждений Красновишерского муниципального района;
- в Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении, отдел образования - на основании Положения об отделе;
- деятельность Управления и отдела планируется, представлены все планы за проверяемый период, в которых отраженаработа по выполнению полномочий в сфере образования, методическая, воспитательная работа, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- Управлением проводится работа по реализации требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Мероприятия осуществляются в соответствии с планом работы Управления и в рамках краевых проектов «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства»,«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних». Ведётся ежеквартальный учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, отмечается снижение количества совершенных несовершеннолетними преступлений с 24 до 15. Количество детей, находящихся в группе СОП снизилось с 271 до 252;
- в 2011 году проведена организационная работа по обеспечению выполнения образовательными учреждениями требований законодательства (Трудового кодекса) в части обеспечения наличия справок об отсутствии судимости на всех работников учреждений;
- в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» организована работа по своевременному рассмотрению жалоб, предложений и заявлений граждан;
- должностные инструкции специалистов Управления разработаны в соответствии с нормами делопроизводства и требованиями Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р6.30 - 2003). Все сотрудники Управления и руководители образовательных учреждений с должностными инструкциями ознакомлены;
- приказом Управления от 29.12.2011 №513 утверждён План повышения квалификации руководителей образовательных учреждений на 2012 год;
- номенклатура дел в Управлении ведётся в соответствии с требованиями приказа Главархива РСФСР от 5 июля 1988 г. N 58.
Общеобразовательная подготовка учащихся школ района характеризуется показателями государственной (итоговой) аттестации:
- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в течение трех последних лет по обязательным предметам и по предметам по выбору ниже краевого показателя (кроме результатов по русскому языку в 2010 году (средний балл по району – 69,9, по краю – 67,4);
- результаты единого государственного экзамена за три года по обязательным предметам и по предметам по выбору также ниже краевых показателей (кроме результатов по русскому языку в 2009 году);
- за два года наблюдается положительная динамика результатов ЕГЭ по обязательным предметам по показателю «место района в рейтинге территорий края»: по математике район переместился с 39 места на 20, по русскому языку – с 24 на 18 и находится в «желтом» секторе рейтинга;
- наблюдается также положительная динамика результатов ЕГЭ по предметам по выбору: физика, биология, география.
В ходе тестирования, проведенного в рамках комплексной проверки, 176 учащихся из 4 школ по предметам: литература (6 класс), география (8 класс), геометрия (8 класс), иностранный язык (9 класс) - 111 человек (63,1 %) показали высокие результаты; лучше всего справились школьники с тестами по географии (66%) и геометрии (89%), самые высокие результаты показали учащиеся СОШ № 8 и ООШ № 4.
По результатам обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе, проведенному Государственной инспекцией в сентябре 2011 года, средний балл по району составил 21,1, что выше среднего по краю (20,1). Доля низких результатов по району – 5,2% (по краю – 5,8%), доля высоких результатов (24,8%) несколько ниже краевого показателя (29,4%).
Общая обеспеченность школ учебниками, соответствующими федеральному перечню учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, составляет более 75 %. Активно используются учебники ранних лет издания, но при этом отсутствуют аналитические заключения методических объединений педагогов об их пригодности.
Выявлены нарушения требований законодательства в сфере образования:
- в нарушение пункта 10 статьи 50 Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) не определён порядок направления детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы);
- в нарушение пункта 5 статьи 18 Закона об образовании не разработан документ по организации и координации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
- разработанный в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия предоставления педагогическим работникам учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительного отпуска сроком до одного года, устарел и нуждается в изменении;
- квалификационные характеристики 17 руководителей образовательных учреждений не соответствуют требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- не реализуется требование пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, не осуществляется методическое сопровождение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Управления, содержат несоответствия требованиям законодательства РФ в области образования в частинаделения Управления функциями по установлению порядка приёма в муниципальные образовательные учреждения и предоставления права аттестации руководящих и других работников;
- в Положении об отделе образования и должностных инструкциях специалистов отсутствуют целевые показатели эффективности;
- на территории района в недостаточной степени осуществляется организационное и методическое сопровождение внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации;
- план мероприятий по введению в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденный приказом Управления от 27.04.2010 № 186, не выполняется (не создана рабочая группа по решению данного вопроса, не представлены планы работы, протоколы совещаний);
- в 2009-2010 годах педагоги дошкольных образовательных учреждений не проходили курсы повышения квалификации по вопросам внедрения федеральных государственных требований, в 2011 году лишь 31 человек из 167 (18%) посетил курсы повышения квалификации, на 2012 год запланировано обучить всего 25 человек (14%);
- отсутствует методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов;
- при организации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2011 году Управлением не утверждена территориальная схема проведения экзаменов;
- не установлен срок ознакомления выпускников с проверенной письменной работой, а также выпускников и их родителей (законных представителей), учителей и директоров общеобразовательных учреждений со сроками и порядком работы конфликтной комиссии, ее составом.
Итоги проверки образовательных учреждений
Соблюдение законодательства в области образования
Проверены: основная общеобразовательная школа № 4, детские сады №№ 5, 11, 12, 15.
Установлено:
- разработаны и приняты в установленном порядке уставы и локальные акты, отражающие полномочия учреждений в области образования;
- созданы и ведутся сайты в сети Интернет;
- реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование здорового образа жизни (приказ Минобрнауки от 28.12.2010 №2106);
- соблюдается требование к обязательной защите персональных данных, установленное Законом о защите персональных данных;
- организация образовательного процесса и режим занятий соответствуют нормам СанПиН;
- выполняется требование Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части обязательности размещения установленной законом информации в местах, доступных для детей и их родителей.
В ходе проверки выявлены нарушения
Содержание уставов и локальных актов проверенных учреждений не соответствует законодательству РФ в области образования:
- в уставах учреждений неправомерно определено право Управления аттестовывать руководящих и педагогических работников (ДОУ №№ 5, 6,15);
- не отражены полномочия учредителя, отсутствует норма, определяющаяпорядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности (во всех проверенных учреждениях);
- неправомерно установлен возраст приёма детей в детские сады (дошкольные группы) с 2-х до 7 лет(во всех проверенных дошкольных учреждениях);
- определены условия отчисления детей из дошкольных образовательных учреждений, что законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрено (во всех проверенных дошкольных учреждениях);
- отсутствует расчет размера платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в детском саду (во всех проверенных дошкольных учреждениях);
- не соответствует требованиям «ступенчатый» режим обучения в первых классах (ООШ № 4);
- договор на оказание дополнительных платных образовательных услуг не соответствует примерной форме договора, утвержденной приказом Минобразования России (во всех проверенных учреждениях);
- квалификационные характеристики педагогических работников не соответствуют требованиям «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»(во всех проверенных учреждениях);
- приказы о комплектовании учреждений обучающимися в части срока их издания не соответствуют срокам, установленным локальными актами и положениями уставов (во всех проверенных учреждениях);
- отсутствуют конкретные, адаптированные только к их деятельности программы и методики по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (во всех проверенных учреждениях);
- локальные акты, регламентирующие указанные в статье 13 Закона об образованиистороны деятельности учреждений, не приняты коллективом учреждения, не утверждены учредителем и не зарегистрированы в качестве дополнений к Уставу (во всех проверенных учреждениях).
Соблюдение лицензионных требований и условий
Проверены: средняя общеобразовательная школа № 1, средняя общеобразовательная школа № 8, Североколчимская средняя общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, детские сады №№ 5, 11, 12, 15.
Установлено:
- разработаны и приняты в установленном порядке уставы и локальные акты, отражающие полномочия учреждений в области образования;
- наличие заключений, подтверждающих соответствие зданий, площадей, территорий обязательным требованиям пожарной безопасности и СанПиН;
- наличие свидетельств государственной регистрации права оперативного управления зданиями и бессрочного (постоянного) пользования земельными участками;
- наличие учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса;
- соответствие предельной численности контингента требованиям Санитарных правил и норм;
- соответствие организации питания и медицинского обслуживания требованиям Санитарных правил и норм (кроме ДОУ № 11).
Выявлены нарушения:
- структура и содержание программ дополнительного образования детей не соответствуют требованиям, установленным письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 (все проверенные дошкольные учреждения);
- превышена предельная наполняемость классов и групп (СОШ №№ 1, 8, ДОУ № № 15, 12)
- в нарушение требований, установленных пунктами 4, 5 статьи 32 Закона об образовании, Учреждениями не в полной мере обеспечивается открытость и доступность информации, подлежащей размещению на официальном сайте учреждения в сети Интернет (все проверенные учреждения);
- отсутствует специальная подготовка педагогов, реализующих программы специального (коррекционного)образовательного учреждения VII вида (СОШ № 1,8).
Качество образования
Проверены детские сады №№ 5, 6, 11, 12,15, основная общеобразовательная школа № 4.
Установлено:
- условия реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях в части кадровых, материально-технических, медико-социальных, учебно-методических ресурсов соответствуют федеральным государственным требованиям;
- комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса в детских садах обеспечивает организацию как совместной деятельности взрослых и воспитанников, так и самостоятельной деятельности детей;
- в образовательном процессе дошкольных учреждений используются адекватные возрасту формы работы с детьми, организована разнообразная игровая деятельность, используются образовательные технологии деятельностного типа;
- содержание и качество реализуемых программ в проверенных учреждениях соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основой дошкольной общеобразовательной программы (в дошкольных учреждениях) и федеральным государственным образовательным стандартам (в ООШ № 4);
- по итогам анкетирования, проведенного в рамках комплексной проверки, 98 % родителей удовлетворены качеством предоставляемой услуги дошкольного образования;
- в СОШ № 4 ведется целенаправленная работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, организована внеурочная деятельность во второй половине дня, при проведении занятий используются возможности учреждений дополнительного образования; учащиеся 1-х классов полностью обеспечены учебной литературой, иными средствами обучения;
- школа располагает оборудованными учебными кабинетами, библиотекой с читальным залом; библиотека укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы; учителям обеспечена возможность использования современных образовательных технологий на уроках;
- уставы и локальные акты, регламентирующие реализацию образовательных программ соответствуют нормативным требованиям;
- учебно-методическая документация и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствуют нормативным требованиям.
Выявлены нарушения:
В дошкольных учреждениях:
- устав и локальные акты, характеризующие полномочия образовательного учреждения в части организации образовательного процесса и функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, не соответствуют законодательству РФ в области образования (во всех проверенных учреждениях);
- в уставе не отражена ответственность образовательного учреждения за реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования и качество реализуемой программы в соответствии с требованиями, установленными статьёй 32 Закона об образовании и пунктом 12 Типового положения (ДОУ № 6)
- основная общеобразовательная программа дошкольного образования не утверждена должным образом (ДОУ № 15).
В МОУ ООШ № 4:
- пункт 5.35 Устава устанавливает право педагогического совета определять количество и перечень экзаменов по выбору выпускников, что противоречит п. 2.1 Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников, утвержденному приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 № 1075;
- ежегодно в летнее время организуется летняя трудовая практика (на основании соответствующего локального акта) учащихся 5-9-х классов в нарушение ст. 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой привлечение обучающихся без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;
- в нарушение ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в Учреждении отсутствует разработанная и утвержденная основная образовательная программа второй ступени;
- внеурочная деятельность включена в учебный план 1-го класса, что не соответствует приказу Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, определяющему, что внеурочная деятельность является частью образовательной программы, а не учебного плана;
- в нарушение Порядка выдачи документов государственного образца, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.02.2011 № 224, в книге выдачи аттестатов об основном общем образовании не указаны номера приказов о выпуске учащихся.
Выводы:
1. Руководство Красновишерского муниципального района осуществляют целенаправленную поддержку районной системы образования. Регулярно выделяются средства на приведение в нормативное состояние материальной базы, своевременно оформляются имущественные права образовательных учреждений.
2. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями на основе разработанных нормативных правовых актов, отвечающих требованиям законодательства. Во всех проверенных образовательных учреждениях имеется необходимая нормативная база.
3. Условия реализации образовательных программ, содержание и качество реализуемых программ в дошкольных учрежденияхсоответствуют федеральным государственным требованиям. Качество дошкольного образования характеризуется итогами анкетирования родителей дошкольников (98% удовлетворены качеством предоставляемой услуги) и результатами готовности к школе первоклассников (средний балл района выше краевого) и оценивается как достаточное.
4. Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных школ проводится в соответствии с нормативными требованиями. Результаты итоговой аттестации свидетельствуют о недостаточной общеобразовательной подготовке школьников: показатели по большинству предметов ниже краевых. Наметилась положительная динамика в результатах по математике: в рейтинге территорий края район переместился с 39 места в 2010 году на 20 в 2011, 89% восьмиклассников из 4-х школ справились с заданиями по геометрии при тестировании, проведенном в рамках комплексной проверки. Результаты ЕГЭ выпускников школ района по физике, биологии, географии в 2011 году выше среднекраевых показателей.
5. Выявлены нарушения:
на момент проверки 8 образовательных учрежденийне имели лицензии;
реализация Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляется на основе недостаточного количества разработанных Управлением документов и материалов, необходимых учреждениям для их работы;
нормативные акты муниципального уровня и локальные акты образовательных учреждений содержат ряд несоответствий законодательству, локальные и индивидуальные правовые акты образовательных учреждений не соответствуют муниципальным правовым актам;
превышена предельная наполняемость групп (детские сады № № 15, 12);
в недостаточной степени осуществляется методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов;
отсутствует специальная подготовка педагогов, реализующих программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида в общеобразовательных школах района;
не в полной мере реализуется требование Закона об образовании о создании и ведении образовательными учреждениями официальных сайтов в сети Интернет, их содержании и структуре.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий и действий Управлению и 10 образовательным учреждениям направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Государственная инспекция
по надзору и контролю
в сфере образования Пермского края |