Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет истории Программа дисциплины Иностранный язык (немецкий)
для направления подготовки 030600.62 История
2 курс
Автор программы:
Трофимова Н.А. , д.ф.н., проф., ntrofimova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «___»_____________2013 г.
Зав. кафедрой Щемелева И.Ю. ________________________ [подпись]
Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2013 г.
Председатель. ________________________ [подпись] Санкт – Петербург
2013
1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «Иностранный язык (немецкий)».
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом ФГАОУ ВПО "НИУ ВШЭ" по направлению подготовки 030600.62 «История»;
образовательной программой направления 030600.62 «История»;
рабочим учебным планом университета по направлению 030600.62 «История».
2. Цели освоения дисциплины Основная цель обучения – формирование универсальных (общих) – социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных – и профессионально-профилированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, а также быть устойчивым на рынке труда.
Программа построена на основе принципов личностно-ориентированного и деятельностного обучения иностранным языкам и направлена, в первую очередь, на развитие творческой активности и самостоятельности студентов, ответственности за результаты своей деятельности, на овладение стратегиями работы над языком и формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию умений иноязычного общения.
Наряду с практической целью – использованием языка в реальных ситуациях общения в социокультурной среде, курс «Иностранный язык (немецкий)» ставит образовательные и воспитательные цели, достижение которых осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации профессионального образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образованности, а также культуры мышления, общения и речи.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ОС НИУ ВШЭ
| Дескрипторы
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения,
в том числе в области, отличной от профессиональной
| СК-Б1
| способен применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
| аудиторная и самостоятельная работа, работа над усвоением лексического и грамматического материала
| Способен осуществлять производственную или
прикладную деятельность в международной среде
| СК-Б11
| умеет использовать иностранный язык в межличностном общении;
владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном
общении на иностранном языке
| коммуникативная методика преподавания, контролируемая самостоятельная работа студентов
| Способен к письменной и устной коммуникации
на государственном и иностранных языках
| ИК – Б
2.1_2.2_2.3_2.4_2.5_2.6_4.2.
_4.4.
| умеет использовать иностранный язык в межличностном общении;
владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном
общении на иностранном языке
владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
| коммуникативная методика преподавания, контролируемая самостоятельная работа студентов
ролевые игры, проектная работа, презентация, миниэссе
| Способен к использованию иностранного языка
для поиска и анализа иностранных источников
информации
| ИК – Б 1.1_. 2.1_2.3
_2.4.2_4.1.
| способен использовать иностранный язык как средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
| Самостоятельная работа студентов, поиск информации для выполнения проектных заданий, подготовки презентаций и эссе.
| Способен ориентироваться в системе
общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и
российской культуры, понимает значение
гуманистических ценностей для сохранения и развития
современной цивилизации.
| СЛК-Б9
| способен применять методы и средства познания для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
| групповая работа, проектная работа, презентации
| Способен к осознанному целеполаганию,
профессиональному и личностному развитию
| СЛК-Б3
| владеет навыками самостоятельной работы, способен применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
| контролируемая самостоятельная работа студентов
| Способен к социальному взаимодействию, к
сотрудничеству и разрешению конфликтов.
| СЛК-Б4
| владеет навыками делового общения, аргументации, ведения дискуссии
| Парная работа, групповая работа, ролевые игры, проектная работа
|
В основе преподавания дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» лежит компетентностно-деятельностный подход, целью которого является развитие и совершенствование у студентов различных компетенций, необходимых для межкультурного общения в условиях международной мобильности и интеграции.
Основное внимание уделяется развитию иноязычной коммуникативной компетенции - способности осуществлять общение посредством иностранного языка, правильно использовать систему языковых и речевых норм и выбирать коммуникативное поведение в соответствии с целевыми социокультурными ситуациями общения. Она включает в себя следующие виды компетенций:
лингвистическая (владение определенным объемом знаний, умений и опыта в области лексики, грамматики и фонетики, необходимых для иноязычного общения);
языковая (знание единиц языка и правил их соединения и связи);
речевая (владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи);
предметная (умение поддерживать тему разговора);
дискурсивная (способность пользоваться нормами речи для построения логичного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для толкования смысла высказывания других людей);
прагматическая (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);
социолингвистическая (умение выбрать и использовать адекватные языковые формы и средства, в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации);
компенсаторная (способность решать поставленные коммуникативные задачи различной степени сложности с использованием ограниченных языковых средств).
В структуру развиваемых у студентов в ходе обучения ключевых компетенций входят также:
учебно-познавательная компетенция (совокупность умений и навыков познавательной деятельности, включающая владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, а также владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания);
информационная компетенция (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе);
самоорганизационная (умение ставить цели, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
К концу 1 года обучения успешно сдавшие итоговый зачет должны владеть иностранным языком на уровне выживания (А1 по шкале СЕFR) и УМЕТЬ:
объясняться в различных ситуациях повседневного общения в рамках изученного материала;
понимать основные идеи и факты устной речи;
понимать/распознавать отношения и точки зрения;
задавать все виды релевантных вопросов;
кратко аргументировать свою точку зрения;
вести телефонный разговор;
вести переписку и оформлять письменные документы различного характера;
понимать со словарём, извлекать основной смысл, концептуально излагать содержание текстов и статей социокультурного характера;
участвовать в беседе в рамках социокультурных тем, выражая определенные коммуникативные намерения;
понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее;
извлекать необходимую информацию из текстов социокультурной тематики (аннотирование, реферирование);
строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения;
понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители иностранного языка.
ЗНАТЬ:
базовые лексические единицы в рамках содержательной части программы (уровень А 1) , а также лексику учебной сферы общения;
речевые клише для выражения различных интенций в рамках повседневного общения;
правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложносочиненных предложений различных коммуникативных типов;
основные правила немецкой графики и орфографии: обозначение долготы и краткости гласных, употребление согласных букв и их сочетаний;
основные правила грамматики немецкого языка в рамках содержательной части программы (уровень А 1).
ВЛАДЕТЬ:
навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения);
основами публичной речи - выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (графики, таблицы, диаграммы, Power-Point и т.д.);
основными приемами работы с текстом;
навыками проведения презентаций.
|