Скачать 149.27 Kb.
|
Служба сопровождения социально-психолого-педагогической деятельности муниципальных образовательных учреждений Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению Автор: Л.В.Макшанцева Смоленск 2015 Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств. Выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям. При этом психолог решает следующие задачи: - анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий. - выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребёнка - оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения. Работа проводится поэтапно:
Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карта наблюдений). На втором этапе проводится психопрофилактическая работа по решению проблем. Возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Контрольный этап – сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада. Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями, воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребёнка в период адаптации. Выявление различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребёнка даёт основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявления истинных причин беспокойства, тревожности, а также нарушений эмоционального состояния ребёнка, позволяет психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию. Проведение обследования и обработка данных АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
а) бодрое, уравновешенное б) неустойчивое, раздражительное в) подавленное
а) хороший б) избирательный, неустойчивый в) плохой
а) быстрое засыпание (до 15 мин) б) неустойчивое в) медленное
а) продолжительность сна соответствует возрасту б) неустойчивая продолжительность сна в) не соответствует возрасту
а) умеет б) не всегда в) самостоятельно не играет
а) легко б) избирательно в) трудно
а) легко, быстро успокаивается б) через некоторое время успокаивается в) тяжело
хныкать, теребить кончик носа и др.? (укажите) _________________________________________________________________
____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Обработка результатов АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
а) бодрое, уравновешенное 3 балла б) неустойчивое, раздражительное 2 балла в) подавленное 1 балл
а) хороший 3 балла б) избирательный, неустойчивый 2 балла в) плохой
а) быстрое засыпание (до 15 мин) б) неустойчивое 2 балла в) медленное
а) продолжительность сна соответствует возрасту б) неустойчивая продолжительность сна 2 балла в) не соответствует возрасту
а) умеет б) не всегда 2 балла в) самостоятельно не играет
а) легко б) избирательно 2 балла в) трудно
а) легко, быстро успокаивается б) через некоторое время успокаивается 2 балла в) тяжело Баллы заносятся в протоколы. Возможно составление прогноза условной адаптивности детей. для этого по анкете баллы суммируются, и рассчитывается средний балл. Уровни условной адаптации
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ Фамилия, имя ребёнка, возраст________________________________________ Дата заполнения: 1-й части_______________2-й части___________________
«Карта наблюдений» «Карту наблюдений» за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (1 часть) и через месяц посещения ими детского сада (2 часть). Инструкция: «Заполните, пожалуйста, первую часть бланка. Ставьте знак (+) рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребёнка в первые дни ( конец первой недели) посещения детского сада». Основные позиции критериев оценки заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта с взрослыми, реакции на расставание с матерью. Инструкция: «Заполните, пожалуйста, вторую часть бланка. Ставьте знак (+) рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребёнка в данный период (через месяц посещения ими детского сада)». Обработка результатов Результаты оцениваются следующим образом
Выявление уровня адаптации ребёнка к детскому саду проводится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла. ГРАДАЦИЯ УРОВНЕЙ АДАПТАЦИИ ЛЁГКАЯ адаптации, если у ребёнка присутствуют признаки успешной адаптации в большинстве случаев и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2,6-3 балла. ( возможна заболеваемость 1 раз в месяц не более 5-7 дней) СРЕДНЯЯ адаптация, если у ребёнка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2,1 – 2,5 балла. ТРУДНАЯ адаптация, если у ребёнка на фоне неустойчивых признаков отмечаются и признаки дезадаптивного поведения. Средний балл по «Карте наблюдений» составляет 1,6-2 балла. Примечание. Если у ребёнка присутствуют признаки успешной адаптации, но в течение месяца он болел 2 раза ( не более 10 дней) – адаптация признаётся средней степени. Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей На данном этапе можно сравнить по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, в период адаптации ребёнка к детскому учреждению. На основании данных протоколов можно выстраивать графики, отражающие групповые показатели. Результаты анализируются. Подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты.
|
Орксэ в учебный процесс, утвердили форму заявления для родителей учащихся 4-х классов. Данную форму заявления предлагаем использовать... | Фамилии, имена, отчества и контактные телефоны родителей (законных представителей) | ||
В случае, если ребенок моложе 15 лет, анкета должна быть подписана одним из родителей. Если возраст ребенка от 15 до 17 лет (включительно),... | Получить такие знания они могут прямо в стенах образовательного учреждения, в котором учится их ребенок. Поэтому школа в лице учителей... | ||
В настоящее время в Санкт-Петербурге проводится изучение мнения аудитории родителей, об удовлетворенности услугами системы дополнительного... | |||
... | ... | ||
При наличии вписанных детей, путешествующих с родителем, количество свободных страниц из расчета две страницы на каждого заявителя,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |