Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл


Скачать 348.07 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





  • Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1;

Рабочая программа по СБО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках социально-бытовой ориентировки.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  1. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  2. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  3. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  4. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)


Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;

  • коррекционно – развивающую;

  • коррекционно – воспитательную;

  • воспитание положительных качеств личности;

  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:

  • СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

  • СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

  • СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

  • СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

  • СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

В 6 классе:

1 Обучающиеся должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества


2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки

  • Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.



Календарно тематический план 6 класс

П/№

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности

Элементы содержания урока

Виды контроля

Вид контроля

Дата проведения

Планов.

Фак.

I четверть- 18 часов.

Личная гигиена-5 ч.

1

Закаливание организма

1

Введе-ние новых знаний

Правило закаливания организма. Объяснение принципов закаливания. Способы закаливания. Обтирание тела, принятия душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых. Дидактическая игра «Одевайся по сезону».

Словарная работа:

Закаливание

Знать:

-правило закаливания организма;

-приемы обтирания и мытье ног;

-правило соблюдения личной гигиены во время физических занятий и походу.

Уметь:

-закаливать свой организм;

-соблюдать правило личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий

Ответы на вопросы







2

Гигиена зрения

1

Комбинированный

Органы зрения – глаза. Значения ухода за органами зрения. Правило ухода. Способы сохранения зрения. Уход за глазами: промывание и протирания, пользования безлопастными пипетками. Способы сохранения зрения (контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство).

Словарная работа:

Органы зрения

Знать :

-правило и приемы ухода за органами зрения;

-применять способы сохранения зрения.

Уметь:

-производить уход за глазами;

-применять способы сохранения зрения;

-соблюдать правило гигиены чтения и письма;

- выполнять упражнения во время отдыха глаз

Фронта-льный опрос.

Контроль действий учащихся







3

4

Практическая работа

2

Практическая работа

Запись комплекса упражнений для утренней гимнастики. Проведение комплекса. Практическая работа:

Разрезными дидактическими материалами «Одень куклу по сезону»; работа индивидуальная, со сменою заданий (по кругу) по мере выполнения. Взаимопроверка.

Знать:

-виды сезонной одежды;

-правило ухода за ней;

-значения физический упражнений для организма человека.

Уметь:

- выполнять физические упражнения ;

- соблюдать гигиенические правило ухода за глазами.

Контроль действия учащихся.

Взаимопроверка.







5

О вреде наркотиков и токсических веществ

1

Урок беседа .Просмотр фильма.

Просмотр учебного кинофильма «О вреде наркотиков и токсичных веществ». Беседа по окончании фильма. Тест на умение отказаться о соблазна пагубных привычек. Зарисовка в те тради: «Это опасно! Скажи наркотикам нет!».

Словарная работа:

Токсический

Знать:

-о вреде наркотиков и токсических веществ

Уметь:

-отказаться от соблазна попробовать наркотики ; токсические вещества , проявив силу воли, настойчивость.


Тестирование. Проверка рисунков учащихся








Одежда и обувь – 9ч.

6

Значение опрятного вида человека

1

Объяснение нового материала

Значение опрятного вида человека. Знакомство со стихотворением А. Барто «Девочка чумазая». Правило личной гигиены. Внешнего вида . Приспособления для ремонта одежды и ее хранения в определённом месте- ящике для рукоделия. Показ ее содержимого. Зарисовка схемы . Рассказ по схеме.

Словарная работа:

Рукоделие

Знать:

-санитарно гигиенические требования;

-правило безопасной работы колющими и режущими инструментами

Уметь:

-пришивать пуговицы. Крючки, петли, кнопки, вешалки

Текущий







7

8

Правило пришивания крючков ,пуговиц, вешалок

2

Комбинированный

Чтения рассказа Майна «Пуговица» Правила пришивания пуговиц ,последовательность их пришивания. Рассказ по схеме. Загадка «В раздевалке я служу, на весу пальто держу». Объяснение правило пришивания вешалки.

Словарная работа:

Пуговица

Знать:

- санитарно гигиенические требования;

-правило безопасной работы колющими и режущими инструментами
Уметь:.

-пришивать пуговицы. Крючки, петли, кнопки, вешалки

Проверка рассказа по схеме







9

10

Зашивание распоровшегося шва

2

Комплексное применение ЗУН

Уточнение знаний :способы пришивания пуговиц. Работа с наглядными пособиями. Зарисовка в тетрадь. Порядок зашивания распоровшегося шва.

Словарная работа: Распоровшийся шов

Знать:

- санитарно гигиенические требования;

-правило безопасной работы колющими и режущими инструментами
Уметь:

-Зашивать одежду по распоровшемуся шву

Фронтальный опрос







11

12

Практическая работа

2

Повторительно обобщающий урок

Правила безопасной работы колющими и режущими инструментами. Практическая работа (бригадная): ремонт школьной одежды, пришивания вешалок к полотенцам.

Словарная работа: инструмент.

Знать:

- санитарно гигиенические требования;

-правило безопасной работы колющими и режущими инструментами
Уметь:

-подшивать платье, брюки, рубашки.

Контроль за действиями учащихся и качеством выполнения работы









13

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажной ткани

1

Введение новых знаний

Объяснение правил ручной стирки изделий из хлопчатобумажной ткани. Беседа по вопросам. Подбор моющих средств для стирки изделий из хлопчатобумажных и цветных тканей.

Словарная работа: сортировать, полоскать, хлопчатобумажные

Знать :

-правила безопасной работа с бытовыми химическими средствами.

-правила стирка изделий из хлопчатобумажных тканей.

Уметь:

-подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей

-стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей

Текущий







14

Глажение мелких изделий

1

Комбинированный

Утюг. Символы обозначения температуры нагрева на утюге. Правила безопасной работы с электронагревательными приборами. Порядок глажения вещей.

Словарная работа:

электронагревательный прибор

Знать :

-правила безопасной работа с электронагревательными приборами.

Уметь:

-гладить изделия с помощью утюга

Ответы на вопросы. Текущий контроль.







Питание- 4ч.

15

Гигиена приготовления пищи

1

Введение новых знаний

Правила гигиены приготовления пищи. Запись в тетрадь. Инструктаж по ТБ при работе с эл. Плитой, горячими предметами и жидкостями, кухонными инструментами.

Словарная работа:

Гигиена

Знать:

- знать способы выбора доброкачественных продуктов

Уметь:

- применять на практики полученные знания;

-выбирать доброкачественные продукты

Индивидуальный опрос учащихся







16

Хранение продуктов и готовой пищи

1

Комбинированный

Работа с таблицей. Запись сроков хранения продуктов и готовой пищи. Оборудования для хранения продуктов – холодильник. Его назначения устройство. Уход за холодильником.

Словарная работа :холодильник

Знать:

- способы хранения продуктов и готовой пищи.

Уметь:

-определять срок хранения продуктов и готовой пищи

Текущий







17

Способы выборов продуктов

1

Комплексное применение ЗУН

Повторения определения сроков годности продуктов. Правила выбора продуктов по дате изготовления , внешнему виду.

Практическая работа;

Определения сроков годности продуктов по надписи на упаковки.

Словарная работа:

доброкачественный

Знать:

-способы выбора доброкачественных продуктов : овощных, мясных, рыбных.

Уметь:

-выбирать доброкачественные продукты

Контроль качества знаний учащихся







18

Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой

1

Комбинированный

Работа с таблицей «Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой» . Кулинарная книга. Рецепт состоящий из трех частей : название блюдо ,состав, способ приготовления. Чтение рецепта с пояснением.

Словарная работа:

рецепт, кулинария

Знать:

-способы приготовления каши

Уметь:

-пользоваться нагревательными приборами;

- строго соблюдать правило качества продукции

Контроль качества знаний учащихся







II четверть- 14 часов.

Питание- 10 ч.

19

Чтение и составление рецепта приготовления блюд

1

Урок практикум

Чтение рецепта по кулинарной книги. Приготовление каши. Составление рецепта каши.

Словарная работа:

рецепт, кулинария

Знать:

-знать приготовление рецепта блюда.

Уметь:

-пользоваться нагревательными приборами;

- строго соблюдать правило качества продукции

Проверка записи в тетради







20

Блюда из круп

1

Комбинированный

Знакомство с видами круп.

Запись в тетрадь таблицы «Каша- крупа». Дидактическая игра «Каша-крупа». Виды каш: вязкая и рассыпчатая.

Словарная работа :

вязкая, рассыпчатая


Знать:

-способ приготовления каши

Уметь:

-приготавливать кашу

Взаимопроверка







21

Практическая работа

1

Экскурсия

Инструктаж по ТБ . Обсуждение плана и цели экскурсии. Выбор и покупка продуктов для каши. Подсчет стоимости покупки. Проверка сдачи.

Знать:

-продукты для каши

Уметь:

-выбирать необходимые продукты;

-определять срок годности продуктов.

Контроль качества знаний учащихся






  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по сбо составлена на основе...
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Программа определяет содержание логопедической...
Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 1 4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основании образовательной программы...
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка. Учебно-методический комплект
Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной)...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа социально-бытовая ориентировка (5,6,7,8,9 классы)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Данная рабочая программа по «Социально бытовой ориентировке»
Т. С. Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2003г.), и в соответствии с учебным планом гбс(К)оу...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Данная рабочая программа по «Социально бытовой ориентировке»
С. Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2003 г.), и в соответствии с учебным планом гбс(К)оу...

Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Данная рабочая программа по «Социально бытовой ориентировке»
Т. С. Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2003 г.) и в соответствии с учебным планом гбс(К)оу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск