1. Глобальные проблемы современности и пути их решения


Название1. Глобальные проблемы современности и пути их решения
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Билет № 1

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противополож­ным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что резуль­тат не всегда совпадает с намеченной целью?

Билет № 2

1. Правовое государство.

2. Свобода в деятельности человека.

3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических си­стем и заполните соответствующую графу таблицы.

Линии сравнения

Рыночная экономическая система

Командно-административная экономическая система

1

Частная собственность

Государственная собственность

2

Личный интерес свободных производителей

Государственный план

3

Цены устанавливаются в резуль­тате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику раз­личных систем хозяйствования.

Билет № 3

1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

2. Религия как феномен культуры.

3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Билет № 4

1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

2. Потребности и интересы.

3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть спра­ведливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим пра­вом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите при­меры из истории, всего народа;

• отсутствие бюрократизма;

• гласность.

Свой выбор обоснуйте.

Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать, которые бы характеризовали данную форму правления.

Билет № 5

1. Основные институты общества.

2. Познание мира. Виды человеческих знаний.

3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, харак­теризует демократию:

• свобода высказывания мнений;

• свобода мысли и свобода выбора;

• равенство людей перед законом;

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития.

2. Понятие истины, ее критерии.

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас зало­жено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попусти­тельствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответ­ственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения

Билет № 7

1. Понятие общественного прогресса.

2. Политический процесс.

3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

Билет № 8

1. Экономика и экономическая наука.

2.Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.

Линии сравнения

Индустриальное общество

Традиционное общество

1 . Определяющие сферы хо­зяйственной жизни







2. Основной элемент со­циальной структуры







3. Главные социальные ин­ституты в духовно-культурной сфере







Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
Билет № 9

1. Рынок труда. Безработица.

2. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

3. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации лич­ности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказа­тельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обще­стве. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Билет № 10

1. Спрос и предложение.

2. Мораль, ее категории.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе че­ловека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково — при помощи рук».

Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания те­ории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

Билет № 11

1. Роль государства в экономике.

2. Искусство, его формы, основные направления.

3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», - говорил К. Гельве­ции. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость само­познания и развития личности.

Билет № 12

1. Государственный бюджет.

2. Избирательная кампания в Российской Федерации.

3. Перечислите любые три психологические причины вхождения инди­вида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте кон­кретным примером.
Билет № 13

1. Экономический рост и развитие.

2. Социализация индивида.

3. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил пра­вонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.
Билет № 14

1. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

2. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.

Линии сопоставления

Чувственное познание

Рациональное познание

1...

Ощущение Восприятие Представление

Понятие Суждение Умозаключение

2...

Наглядный образ предмета

Понятие о предмете

3...

Степень обобщения невелика

Степень обобщения высокая

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику раз­личных видов познания,
Билет № 15

1. Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Билет № 16

1. Социальная стратификация.

2. Отклоняющееся поведение и его типы.

3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:

A) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без спра­ведливости обращается в деспотизм».

B) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сде­лали сильное справедливым».

Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.
Билет № 17

1. Виды социальных норм. Социальный контроль.

2. Понятие власти.

3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совер­шают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низ­ложение тех, кто это делает».

Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступ­ления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.
Билет № 18

1. Социальный конфликт.

2. Государство, его функции.

3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребле­ния людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Под­твердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций соци­альной жизни.

Билет № 19

1. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкуль­туры.

2. Типология политических режимов.

3. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?

A) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).

Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой соб­ственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, при­носящее плоды» (Я. А. Коменский).

B) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. И. Пирогов).

Билет № 20

1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциаль­ные конфликты, пути их разрешения.

2. Политическая система.

3. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитая при­родная склонность, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая по­беда над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подав­ляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак счи­тал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументи­руйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.
Билет № 21

1. Семья и брак.

2. Демократия, ее основные ценности и признаки.

3. Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производ­стве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргу­ментируйте свою позицию.
Билет № 22

1. Право в системе социальных норм.

2. Гражданское общество и государство.

3. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворе­нию таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удов­летворить эти потребности.
Билет № 23

1. Система российского права.

2. Политические партии и движения.

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?
Билет № 24

1. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

2. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.

3. Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца - значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие - мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.



Билет № 25

1. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными матери­альными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.

Аргументируйте свой ответ.

Духовный мир личности. Мировоззрение

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремле­нием к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих на­правленность всей деятельности. Духовность включает душев­ность, дружелюбие в отношениях между людьми, нравственно сориентированные волю и разум человека. В процессе внутрен­ней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неус­пешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки. К духовной жизни, миру личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, опти­мизма или уныния, веры или разочарования Человеку свойст­венно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в мно­гообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействи­ям Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и само­развитию. Мировоззрение — это система ценностей, взглядов, которые позволяют человеку ориентироваться в многообразии окружающего мира, выделять ценности нравственные как важ­нейшие, обусловливающие в современной ситуации саму воз­можность его существования на Земле. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта личности должны быть направле­ны на благо окружающим, а не во зло им.

Мировоззрение носит исторический характер и формирова­лось на протяжении всей истории человечества. Ранней формой мировоззрения является мифология (язычество) — обожествле­ние и одушевление окружающего мира. Религия — более поздняя форма мировоззрения, которая удваивает окружающий мир на мир реальный и мир потусторонний, — сыграла огромную роль в жизни общества и ее культуры.

Философия возникает одновременно с религией. Связана с со­зерцанием природы, общества, человека. Философия стремится понять, решить какую-либо проблему окружающего мира через призму знаний и опыта человека. Наука — высшая форма миро­воззрения. Опирается на достижения науки, объективные законы природы и общества. Получает развитие со становлением инду­стриального общества.

Все формы мировоззрения существуют в современном мире, обогащая духовный мир человека.
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconПрактикум занятие Природная и социально-экономическая неоднородность...
...

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения icon«Пути решения проблемы самовольных уходов детей»
Составители: Ведрова Л. А., методист бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconПриложение 2 «утверждаю»
Важным шагом на пути решения проблемы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности является профилактика пропуска...

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения icon«Я и моя планета» Рига Стокгольм 2 4 ноября 2017 года Дорогие друзья!
Актуальные вопросы сохранения и защиты окружающей среды: проблемы и пути их решения

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconГлобальные проблемы мирового и регионального развития: понятие, типы, сущность

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconСистемный подход по профилактике безнадзорности и правонарушений...
По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconВ начале XXI века
Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский...

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconПоэтому вопросы совершенствования деятельности судебных приставов-исполнителей...
Актуальные проблемы розыска должника-организации, имущества должника-организации по исполнительным документам о взыскании налоговой...

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconПерепланировка и переустройство: проблемы и пути решения
В последнее время переустройство и перепланировка жилых помещений происходят сплошь и рядом, как в новых квартирах, так и в квартирах...

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения iconВ отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск