В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков


Скачать 265.41 Kb.
НазваниеВ отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков
ТипОтчет
filling-form.ru > Договоры > Отчет
Из ежегодного доклада

Уполномоченного по правам человека

в Забайкальском крае за 2013 год
Соблюдение прав детей и подростков
Современный период развития страны характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и др.

На территории края в результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения младенческой смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности дошкольного образования, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в 2013 г. увеличилось количество уголовно-наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, повысился удельный вес преступлений данной категории. В крае ежегодно растет количество уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних. Увеличилось количество убийств детей, количество преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков. Тревогу вызывает рост числа преступлений, совершенных родителями, членами семьи, иными лицами из близкого круга общения потерпевших в отношении несовершеннолетних.

Все это свидетельствует о том, что проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки до окончательного решения.

В 2013 г. в аппарат Уполномоченного поступило 557 обращений, направленных на защиту прав несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество обращений увеличилось на 12 % (в 2012 г. поступило 504 обращения).

Анализ обращений показал, что в основном это вопросы нарушения жилищных прав несовершеннолетних – 157 обращений (28 % от общего числа обращений) и нарушения прав несовершеннолетних на образование – 88 обращений (16 %). Поступили обращения на нарушение прав на социальное обеспечение (75 обращений), о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья и медицинскую помощь (64 обращения), о нарушении имущественных прав детей на алиментные выплаты (49 обращений),по вопросам опеки и попечительства (37 обращений) и др.

Как и в предыдущие годы, большой блок жилищных проблем связан с лицами, имеющими статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые довольно часто обращаются к Уполномоченному за защитой своих прав независимо от их возраста (64 обращения). Однако следует отметить наметившуюся положительную тенденцию в решении вопросов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Краевой долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2012-2015 гг.)» в 2013 г. предусмотрено было направить на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот средства в размере 579,2млнруб., из них средства краевого бюджета – 400,00 млн руб., федерального бюджета – 179,2 млн руб.

По данным Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2013 г. на приобретение жилья детям-сиротам было освоено из краевого бюджета 264,3 млн руб. (66,1 % от выделенных) и из федерального бюджета освоено 188,5 млн руб. ( 98,5 % от поступивших в 2013 г. 191, 7 млн руб.).

В 2013 г. для детей-сирот приобретено 205 и построено 169 квартир специализированного жилищного фонда. В течение года 19 детей-сирот получили муниципальное жилье по договору социального найма и 84 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате решения судов на взыскание денежных средств, получили из казны края денежные средства на личные счета для приобретения жилья самостоятельно. Всего за 2013 г. жилье получили 477 детей-сирот (в 2012 г. реализовали право на получение жилья 294 ребенка-сироты).

Однако этого недостаточно для стопроцентного обеспечения детей-сирот жильем и ликвидации очереди на внеочередное предоставление жилья указанной категории лиц. По данным на 1 января 2014 г. количество детей-сирот, состоящих на учете для предоставления жилого помещения, составляет 6 225 человек. Из них в настоящее время достигли возраста 18 лет, и у которых возникло право на получение жилья, 4 153 лица.

Проблема обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, в 2013 г. сдвинулась с «мертвой точки», но, в то же время, обеспечение жильём такой категории граждан продолжает требовать пристального внимания со стороны органов государственной власти.

Усугубляют ситуацию мошеннические действия должностных лиц, которыми совершаются хищения денежных средств, предназначенных для обеспечения жильем детей-сирот, путем приобретения жилья по существенно завышенной цене.

Так, по данным на декабрь 2013 г.в производстве следователя СУ СК РФ по Забайкальскому краю находится уголовное дело, возбужденное по результатам совместных мероприятий УФСБ, УМВД и прокуратуры края по факту хищения бюджетных средств неустановленными должностными лицами администрации Читы, т.е. мошенничества, совершенного в особо крупном размере со злоупотреблением должностными полномочиями, и повлекшее тяжкие последствия. В мае 2012 г. был заключен муниципальный контракт по результатам проведенных аукционов в электронной форме на приобретение 9 квартир для детей-сирот общей площадью 288,9 кв.м на общую сумму 12039,50 тыс. руб., которые имели реальную стоимость на общую сумму 7560,00 тыс. руб. Должностные лица администрации г. Чита путем внесения в конкурсную документацию недостоверных сведений о стоимости приобретаемого жилья и замены кириллицы на латиницу, обеспечили победу ООО «Домакс», тем самым из бюджета городского округа «город Чита» были похищены не менее 4 479,50 тыс. руб.

Аналогичным способом неустановленные лица при помощи неустановленных должностных лиц администрации Читы обеспечили в ноябре 2011 г. победу и заключение муниципального контракта с ООО «Домакс» на приобретение 11 квартир для детей-сирот общей площадью 338,6 кв.м на общую сумму 16055,50 тыс. руб. при реальной их стоимости 7740,00 тыс. руб. Тем самым из бюджета города Чита были похищены не менее 7740,00 тыс. руб.

Указанные факты, а так же масштабы совершения незаконных операций с жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют о необходимости ужесточения контроля над региональными властями относительно распределения и расходования субсидий.

В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения с просьбой оказать содействие в предоставлении места в дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ). В 2013 г. поступило 28 обращений.

 Для своевременного выполнения Указа Президента РФ по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет доступным дошкольным образованием на территории Забайкальского края разработана, так называемая «дорожная карта», или план мероприятий по ликвидации очередности на зачисление в детские сады. Разработаны и действуют региональные и муниципальные программы, призванные сделать образовательные услуги для детей дошкольного возраста доступнее.

Объем средств, направленных на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2013 г. из бюджета края составил 162,9 млн. руб. Также были привлечены средства из федеральной казны в размере 651,6 млн. руб. Таким образом, суммарный объем финансирования всех мероприятий по реализации «дорожной карты» в 2013 г. составил 814,5 млн. руб. За счет этих средств было создано 2 884 дополнительных мест в детских садах.

На территории края развивается сеть муниципальных детских садов. Это и строительство, и реконструкция зданий. Активно внедряются альтернативные формы дошкольного образования: частные группы присмотра и центры развития детей, группы кратковременного пребывания, а также семейные группы.

В течение 2013 г. за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений было введено 240 мест, благодаря реконструкции и капитальному ремонту возможность посещать детские сады появилась более чем у 2,5 тыс. детей. Также 120 дополнительных мест дошкольного образования расположены в приобретенных или выкупленных помещениях.

Очевидно, что органами государственной власти и местного самоуправления края принимаются меры по реализации прав детей на дошкольное образование, однако, их пока не достаточно. Факт наличия реального дефицита мест в детских садах имеется. Так, по данным на 1 января 2014 г. численность детей, состоящих на очереди в ДОУ, составляет 23 631 человек (фактическая очередность детей от 0 до 7 лет) (в 2012 г. – 26 595 человек). Актуальная очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет –4508человек (в 2012 г. – 5 448 человек).

Однако Уполномоченный считает, что результаты 2013 г. по обеспечению местами в ДОУ позволяют надеяться, что те цифры, которые заложены в «дорожной карте» по детским дошкольным учреждениям на 2014 г., будут выполнены. К тому же губернатором края поставлена задача – до конца 2015 г. свести к нулю очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Национальная безопасность государства складывается из многих составляющих, в том числе и обеспечения безопасности детей, являющейся важнейшей задачей любого цивилизованного общества.

Однако серьезные проблемы с обеспечением безопасности несовершеннолетних возникают в образовательных и медицинских учреждениях края.

Ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» гласит, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Новым законом «Об образовании РФ» введено понятие «безопасность школьной среды».

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема ремонта ветхих школ и обеспечения безопасности учащихся остается одной из трудно решаемых проблем на территории края.

В 2013 г. в рамках реализации плана мероприятий по модернизации региональной системы общего образования был проведен капитальный ремонт 54 образовательных учреждений, расположенных в 25 муниципальных районах края, из них 48 – МОУ и 6 – ГОУ. Однако, по состоянию на 31.01.2014 г., в перечень образовательных учреждений, нуждающихся в проведении капитального ремонта, входят 175 школ. 58 школ необходимо построить. Три школы – Золотореченская СОШ, Александрово-Заводская СОШ и ГОУ «Хилокская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии VIII вида – остаются аварийными. Однако в этих школах продолжается учебный процесс.

Так, после закрытия в селе Александровский Завод по решению суда аварийной школы еще в 2009 г. до сих пор 360 детей обучаются в зданиях и помещениях неприспособленных для нормального обучения и воспитания. За четыре с лишним года так и не нашлись средства на строительство новой школы.

На сегодняшний день учащиеся вынуждены ютиться в помещениях, разбросанных по всему поселку, причем основное здание школы находится в трех с лишним километрах от райцентра в бывшем здании детского дома. На 360 детей приходится семь тесных классных комнат, в которых невозможно разместить и установить оборудование, поступающее на реализацию эксперимента по переходу на новые образовательные стандарты. Нагрузка на кабинеты составляет 12 уроков в день. Из-за острой нехватки свободных помещений возникают серьезные проблемы с подготовкой старшеклассников к единым государственным экзаменам. Зимой в ряде кабинетов аварийной школы температура доходила до минус трех градусов Цельсия.

В 2011-2012 гг. обветшалое здание школы пытались реконструировать, но в феврале 2013 г. выяснилось, что восстановлению оно не подлежит. На строительство новой школы необходимо порядка 430 млн. руб.

Практически каждый месяц Роспотребнадзор наказывает директора школы штрафами за нарушение санитарных норм. Во время аккредитации школы выявлены серьезные нарушения, например, отсутствие собственного актового и спортивного залов. По данным призывной комиссии 2012 г. не годными к прохождению воинской службы по физическому состоянию здоровья оказались около 70 % призывников. Жители села уверены, что полученная еще в детстве низкая спортивная подготовка в будущем сказывается на слабом здоровье детей.

«Наши дети оказались заложниками сложившейся ситуации, что негативно сказывается на качестве учебного процесса. Райцентру села Алек-Завод необходима школа, в которой можно претворять в действие президентскую инициативу «Наша новая школа» и реализовывать новые федеральные образовательные стандарты», – указали в письме Уполномоченному учителя, представители общественности, женсовета и депутаты села Александровский Завод.

Федеральный Закон «Об образовании» прописывает полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования по созданию условий для содержания детей в образовательных организациях, а также условий по созданию таких организаций и обустройству прилегающих к ним территорий.

В связи с тем, что в феврале 2013 г. Министерство образования России пообещало решить в 2013 г. проблему ветхих школ и учебных заведений в рамках мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, Уполномоченный считает необходимым рассмотреть возможность включения в бюджет края средств, необходимых на строительство и ремонт школ.

Организация работы любого лечебного учреждения должна быть направлена на создание безопасной больничной среды для своих пациентов. Такая среда в наиболее полной мере должна отвечать условиям комфортного, защищенного пребывания в стационаре для пациента и медицинского работника, позволять эффективно удовлетворять жизненно важные потребности.

Российские правоведы признают, что безопасная больничная среда в настоящее время является одной из актуальных и, в то же время, сложных проблем в профессиональной деятельности медицинских работников.

К Уполномоченному с заявлением об оказании юридической помощи обратилась жительница п. Курорт-Дарасун Забайкальского края гражданка Коробкова в связи с прекращением уголовного дела по факту гибели ее малолетнего сына в ГУЗ «Краевая детская клиническая больница №2».

Пятилетний Руслан Коробков трагически погиб 1 октября 2012 г. в ГУЗ «Краевая детская клиническая больница №2». Десятилетний психически нездоровый пациент толкнул вдвое младше себя мальчика так, что тот ударился головой, затем погрузился в наполненную водой ванну и захлебнулся.

Согласно материалам прекращенного уголовного дела 5-летний пациент пульмонологического отделения Р. Коробков и 10-летний пациент этого же отделения И.Иванов (фамилия изменена), «пользуясь отсутствием контроля за их поведением со стороны медработников», свободно прошли в ванную комнату лечебного отделения. В ходе следствия было установлено, что замок двери ванной комнаты, куда спокойно проникли дети, был давно неисправен, о чем знали все без исключения медицинские работники, но не приняли своевременные меры по проведению ремонта. Только после ЧП медработники выяснили, что малолетний пациент-убийца не просто страдает психическим заболеванием, а в связи с этим является социально опасным и мог пребывать в стационаре только в сопровождении воспитателя.

Расследование резонансного уголовного дела по ч.2. ст. 109 УК РФ тянулось почти год. Фигурантами по нему проходило девять медработников. Явные признаки преступления были налицо. А в итоге дело прекратили в связи с отсутствием в действиях медиков признаков преступлений (п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ).

Единственным наказанием для медперсонала, не уследившего за ребенком, стало привлечение их к дисциплинарной ответственности.

В ходе анализа материалов прекращенного уголовного дела специалисты аппарата Уполномоченного выяснили, что на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует нормативное регулирование порядка пребывания детей на лечении в стационарных учреждениях здравоохранения, обеспечение их безопасности, в том числе, порядка организации работы ванной комнаты отделения. Нет такого закона, в котором бы четко регламентировались условия безопасного пребывания пациентов в стационарах и степень ответственности медработников за проведение этой работы.

СУ СК РФ по Забайкальскому краю официально признало, что «из-за отсутствия внятного закона следователи не смогли квалифицировать действия конкретных медработников на предмет допущенной по службе халатности, ненадлежащего исполнения профессиональных и должностных обязанностей».

Вопросы квалификации преступления обсуждались на инициированном Следственным управлением совещании с привлечением известных знатоков уголовного права прокуратуры Забайкальского края, но проблема квалификации так и осталась неразрешенной.

Явный пробел в законодательстве лишил мать погибшего ребенка на доступ к правосудию.

Специалисты аппарата Уполномоченного подготовили проект искового заявления о взыскании с «Краевой детской клинической больницы №2» 2 млн. руб. за моральный вред, причиненный матери погибшего ребенка. Прокурор Центрального района обратился в суд с иском и попросил взыскать с лечебного учреждения компенсацию морального вреда в размере 2 млн. руб. По решению суда размер компенсации морального вреда составил только 300 тыс. руб.

Уполномоченный обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину с просьбой рассмотреть возможность обращения к субъектам права законодательной инициативы РФ с предложением о необходимости разработки федерального законодательного акта, который бы закрепил положения, определяющие порядок и условия безопасного пребывания не только детей, но и взрослых в стационарных лечебных учреждениях, а также ответственность должностных лиц за обеспечение безопасной больничной среды.

Право ребенка на семью характеризуется особой социальной значимостью и важностью для государства, поэтому его можно отнести к разряду основных прав, признание, соблюдение и защита которых объявлена конституционной обязанностью государства. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Жизнь ребенка в родительской семье предпочтительна со всех точек зрения. При этом имеется в виду семья, воспитывающая ребенка в соответствии с одобряемыми обществом нормами, не приносящая вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего. Уполномоченный считает, что безусловным приоритетом должно стать сохранение родной для ребенка семьи. Но это не всегда возможно. Современная действительность свидетельствует о значительном количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.

Число детей-сирот, проживающих на территории края, остается стабильно высоким. По состоянию на 1 ноября 2013 г. на территории края насчитывается 9 996 детей-сирот или 3,84 % от общей численности детского населения, учтенного на начало 2013 г.

Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствии со своими национальными законами обязаны обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы.

Сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, и развитие семейных форм устройства данной категории детей, становится важным направлением в решении проблемы социального сиротства.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2011 г. № 387 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Право ребенка на семью» (на 2012-2014 гг.). Целями программы являются системные изменения на территории края в организации работы по профилактике социального сиротства детей, обеспечивающие эффективную реализацию права ребенка на семью.

Общая численность детей, устроенных на воспитание в семьи граждан с учетом использования различных форм семейного жизнеустройства сирот в последние годы в крае остается достаточно стабильной. Детей-сирот, воспитывающихся в семьях граждан на всех формах устройства, насчитывается 7 152 чел. (71,6 % от общей численности детей-сирот).

Однако в специализированных учреждениях для осиротевших детей остается еще значительное количество несовершеннолетних. На 1 ноября 2013 г. насчитывается 2 405 детей-сирот (24,1% от общей численности детей-сирот), находящихся под надзором в специализированных организациях для детей-сирот, а также в учреждениях социального обслуживания (СРЦ).

Традиционными формами устройства детей-сирот являются усыновление и опека (попечительство). С 1 марта 1996 г. Семейным кодексом РФ введена еще одна форма семейного воспитания детей-сирот – приемная семья.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. утверждено Положение о приемной семье. По замыслу законодателя данная форма семейного воспитания детей-сирот должна заменить не оправдавшие себя детские дома семейного типа и обеспечить ребенку оптимальные условия для полноценного развития.

В последние годы на территории края приемная семья является наиболее динамично развивающейся формой семейного устройства детей-сирот. С 2008 по 2013 гг. количество приемных семей увеличилось в 6,5 раз. В 2012 г. на семейные формы устроены 1272 ребенка, из них в приемные семьи – 220 несовершеннолетних. По состоянию на 1 ноября 2013 г. в крае функционирует 331 приемная семья, в которых находятся 677 детей. Наибольшее число приемных семей создано в г. Чита (21), Оловяннинском (39), Могойтуйском (36), Читинском (23), Дульдургинском (22), Краснокаменском (19), Хилокском (16), Петровск-Забайкальском (15), Приаргунском (13), Борзинском (11) районах края.

С целью изучения основных проблем приемных семей для детей-сирот в аспекте реализации их прав, а также прав приемных родителей, в октябре 2013 г. аппаратом Уполномоченного проведен социологический опрос приемных родителей. В опросе приняли участие 163 приемных родителя, проживающих в Чите и районах края (Чита – 15 приемных родителей, Хилокский район – 32, Борзинский район –11, Краснокаменский район –14, Оловяннинский район – 33, Дульдургинский район – 22, Могойтуйский район – 36).

Анализ материалов, поступивших к Уполномоченному, и изучение результатов социологического опроса приемных родителей, позволили сделать вывод, что существует ряд проблем, сдерживающих развитие института приемной семьи на территории края. Среди них: проблемы организации и сопровождения приемной семьи; недостаточное и несвоевременное финансовое обеспечение приемных семей; недостаточность мер социальной поддержки приемных семей.

Проблемы организации и сопровождения приемной семьи, повышения компетентности приемных родителей являются актуальными, так как от того, насколько успешно они будут решены, зависит соблюдение прав детей, находящихся в приемных семьях на воспитании.

Результаты опроса показали, что данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. По мнению 5 % приемных родителей одним из сдерживающих факторов развития института приемной семьи на территории края является отсутствие его широкой пропаганды. В целях увеличения количества потенциальных кандидатов в приемные родители Уполномоченный считает необходимым проведение соответствующих информационных акций и компаний, в том числе в СМИ.

Базой успешного функционирования приемной семьи является правильный подбор и подготовка кандидатов в приемные родители.

Анализ мотивов принятия решения уже функционирующих приемных семей показывает, что достаточно большая доля приемных родителей (26 %) преследует корыстные цели (поддержка в пожилом возрасте, спасение от одиночества и получение дополнительного дохода). «Страх одинокой старости» изначально предполагает договорные отношения «ты мне – я тебе». Вряд ли теплота, забота и взаимное доверие в таких отношениях будут превалировать, а значит, создание приемной семьи однозначно прогнозировать как успешное, нельзя. Данные приемные семьи могут быть отнесены к группе риска. В связи с этим, выявление мотивации и внутренних побуждений потенциальных приемных родителей, Уполномоченным рассматривается как обязательная процедура. Она представляется достаточно сложной и может быть решена только с участием профессиональных специалистов (социологов и психологов).

В Забайкальском крае подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в соответствии с региональной программой, утвержденной Приказом Министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 11 сентября 2012 г. № 1038 «Об утверждении порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Анализ результатов социологического опроса позволяет сделать вывод, что большинство приемных родителей понимают необходимость и ощущают востребованность в подготовке к роли приемного родителя (62 % уверены, что каждый, кто хочет взять на воспитание ребенка, должен пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку, 21 % считают, что такая подготовка не нужна, а 17 % затруднились ответить). При этом 22 % приемных родителей отметили свою плохую подготовку, 68 % (в основном проживающих в районах края) испытывают дефицит знаний в области коррекционной педагогики и психологии.

В связи с тем, что любая профессиональная деятельность, в том числе деятельность приемного родителя, требует повышения уровня профессиональных знаний и навыков, Уполномоченный считает необходимым создание системы по повышению профессиональной компетенции приемных родителей.

В Забайкальском крае есть немало примеров положительного размещения детей-сирот в приемные семьи. Супруги Тылькевич из Шилкинского района являют собой пример достойной семейной жизни, успешно воспитывая пятерых приемных детей. Это одна из самых больших приёмных семей в Забайкальском крае.

В феврале 2008 г. по инициативе А. М. Тылькевича в г. Шилка создана региональная общественная организация «Забайкальское общество помощи детям», которая занимается оказанием помощи детям-сиротам. А.М. Тылькевич является организатором строительства социального комплекса «Детская деревня», рассчитанного на размещение четырех приёмных семей, воспитывающих 45-50 детей-сирот. За активную и результативную деятельность, направленную на духовное возрождение института семьи, укрепление семейных ценностей, решение проблем социального сиротства на территории Забайкальского края по представлению Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае А.М. Тылькевич награжден благодарственным письмом от Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина.

К сожалению, не все приемные семьи способны справиться с возникающими трудностями самостоятельно, что нередко приводит к драматическим последствиям, в первую очередь, для детей. На территории края не единичны случаи возврата приемных детей в образовательные учреждения для детей-сирот либо их помещение в социально-реабилитационные центры. Однако данный показатель не предусмотрен формой отчета № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей», заполняемой Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, поэтому не имеет количественного выражения в связи с чем, не подлежит анализу. Уполномоченный считает, что необходимо ведение статистического учета фактов возвращения детей из приемных семей.

Имеются случаи недоработки специалистами органов опеки и попечительства по изучению личности и подготовке кандидатов в приемные родители, что приводит к принятию ошибочных решений при создании приемных семей.

В связи с ненадлежащим исполнением замещающими родителями своих обязанностей органом опеки и попечительства отменены в 2010 г. 29 решений об устройстве детей на воспитание в семьи, в 2011 г. – 19, в 2012 г. – 18 решений. В 2011 г. один приемный родитель привлечен к уголовной ответственности по факту жестокого обращения с приемным ребенком. В 2013 г. возбуждено уголовное дело в отношении приемного родителя за жестокое обращение с несовершеннолетней приемной дочерью (уголовное дело направлено в суд).

По результатам социологического опроса у трети приемных родителей (29 %) иногда, а у 5 % часто возникает желание отказаться от приемного ребенка. При оценке собственной компетентности в воспитании приемного ребенка 7 % родителей признали свою некомпетентность, а 5 % считают, что не справляются с обязанностями приемного родителя.

Такое положение дел связано с недостаточно качественным отбором и низким уровнем подготовки кандидатов в потенциальные приемные родители, а также слабым сопровождения семьи со стороны уполномоченной службы. В связи с этим Уполномоченный считает, что есть необходимость повышения качества отбора кандидатов в приемные родители.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей). Оценивая работу органов опеки и попечительства, респондентам был задан вопрос: «Насколько органы опеки и попечительства выполняют возложенные на них функции». 60 % приемных родителей дали хорошую оценку выполнения органами опеки и попечительства, возложенных на них функций по оказанию помощи приемным семьям, 25% удовлетворительную, 2 % (Хилокский район) неудовлетворительную. 13 % приемных родителей в органы опеки и попечительства за помощью не обращались.

Опрос показал, что в процессе оформления документов для создания приемной семьи около трети респондентов (28%) столкнулись с «бюрократической волокитой» (Оловяннинский, Хилокский, Краснокаменский, Борзинский районы), 5 % –с отсутствием достаточной информации о ребенке (Оловяннинский, Хилокский районы), 2 % –с отсутствием содействия со стороны органов опеки и попечительства (Хилокский район).

Таким образом, данные социологического исследования позволяют сделать вывод, что органы опеки и попечительства не всегда должным образом справляются со своими профессиональными обязанностями. В связи с этим Уполномоченный считает необходимым обратить внимание органов местного самоуправления Оловяннинского и Хилокского районов на деятельность органов опеки и попечительства.

В крае отсутствует постинтернатное сопровождение в отношении воспитанников приемных семей, достигших совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, формально они прекращаются по истечении его срока действия или по достижении ребенком совершеннолетия. Однако прекращение правовых отношений между родителями и приемным ребенком не означает, что фактическая связь между ними утрачивается. Практика показывает, что в некоторых случаях из-за отсутствия жилья (в том числе социального) совершеннолетние дети-сироты остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни «выпускники», ни их «бывшие» родители не имеют. Это создает большую нагруз­ку на семью, не подкрепленную каким-либо финансированием или иной госу­дарственной поддержкой. В этой связи Уполномоченный считает необходимым рассмотреть возможность законодательного закрепления возложения обязанностей по постинтернатному сопровождению детей-сирот на приемных родителей с предоставлением мер социальной поддержки.

Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно. Приемные родители имеют право на ежемесячное вознаграждение и ежемесячно выплачиваемые на содержание каждого приемного ребенка (детей) денежные средства.

Согласно п. 2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ. Региональным законодательством установлены размеры выплат на содержание детей-сирот в семьях граждан и вознаграждений приемным родителям.

В Указе Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субъектам РФ рекомендовано увеличить размер выплат на содержание детей-сирот до размера прожиточного минимума для детского населения, установленного в субъекте. Однако данный Указ Президента РФ в Забайкальском крае не исполняется.

Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 26 декабря 2012 г.) установлен размер ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот, который составляет: на детей дошкольного возраста – 4 000 руб. в мес. на каждого ребенка; на детей школьного возраста – 4 625 руб. в мес. на каждого ребенка. С учетом применения районного коэффициента эти выплаты составляют соответственно 4 800 и 5 200 руб. в мес. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на каждого ребенка соответственно 5 550 и 6 012,5 руб. в мес.

Таким образом, на сегодняшний день соотношение денежных средств на содержание приемных детей с учетом районного коэффициента к величине прожиточного минимума, установленного в крае (6 850 руб.), для детей дошкольного возраста составляет 70 %, для детей школьного возраста – 81%.

Если раньше альтернативы интернатам не было и государство их финансировало (годовое содержание ребенка-сироты в государственном учреждении составляло 300 тыс. руб.), то сегодня широкое развитие получили различные формы семейного устройства детей-сирот, в том числе приемная семья. Главным принципом содержания ребенка в приемной семье должно стать приравнивание размера денежных выплат на содержание приемного ребенка в семье к размеру выплат на детей, находящихся в интернатных учреждениях.

В связи с этим Уполномоченный считает, что поскольку радикальным образом меняются условия содержания детей-сирот, то необходимо менять и подход к прохождению денег от государства к ним, т.е. необходимо увеличить размер денежных средств на содержание детей-сирот в приемных семьях.

Органами опеки и попечительства не всегда своевременно назначаются денежные средства на подопечных детей. На основании п. 2 ст. 4 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» ежемесячная выплата на содержание детей в приемных семьях должна перечисляться на счета приемных родителей (родителя) не позднее 20-го числа каждого месяца. В Читинском районе имели место факты задержки данных выплат (в августе и сентябре 2013 г. вместо 20-го числа деньги были перечислены 27-го и 30-го). Факты задержки ежемесячных выплат на содержание детей в приемных семьях также установлены в Приаргунском районе. По мнению Уполномоченного необходимо усилить контроль за соблюдением органами опеки и попечительства порядка осуществления ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей. Так, Законом Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» установлены дифференцированные размеры вознаграждений приемным родителям: 2 540 руб. – за одного взятого на воспитание ребенка, 5 070 руб. – за двух, 7 230 руб. – за трех, 10 % доплата за каждого последующего за третьим ребенком взятого на воспитание, 50 % доплата за каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста, или с ограниченными возможностями здоровья, или ребенка-инвалида.

По мнению Уполномоченного, базовый размер вознаграждения приемным родителям (2 540 руб. за одного взятого на воспитание ребенка) является недостаточным и абсолютно несоизмеримым с реальным вкладом родителей в содержание и воспитание детей. При этом он выплачивается без учета районного коэффициента.

Воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя. В связи с этим Уполномоченный считает, что размер вознаграждения приемным родителям должен устанавливаться исходя из регионального размера МЗП, который на территории края с 1 июля 2013 г. составляет 5 550 руб. (за исключением работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Статьей 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что опекун ежегодно обязан предоставлять в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и управлении таким имуществом с приложением соответствующих документов (копий товарных чеков, квитанций об оплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Сама идея принятия нормы об отчетности опекуна была в том, чтобы оградить детей, которые в силу возраста не могут сами себя защитить от злоупотреблений нерадивых опекунов.

Однако, по мнению 9 % опрошенных родителей приемных детей, сдерживающим фактором создания приемной семьи является необходимость отчитываться за расходованием полученных средств. Наибольшие трудности у приемных родителей вызывает необходимость ведения ежедневного учета и фиксирования расходов на каждодневные нужды подопечных (продукты питания, предметы первой необходимости, ремонт одежды и обуви, лекарства и прочие мелкие бытовые расходы) для включения их в дальнейшем в ежегодный отчет, а также комплектования и сохранения платежных документов либо расписок, подтверждающих произведенные траты, что в ряде случаев сделать практически невозможно. Таким образом, преследуя благие цели, законодатель значительно усложнил практическое применение для приемных родителей этой нормы. В связи с этим Уполномоченный намерен инициировать внесение изменений в законодательные акты РФ, регламентирующие объем отчетности, предоставляемой приемными родителями в органы опеки и попечительства, в целях ее оптимизации.

На территории края существует проблема обеспечения детей из приемных семей местами в дошкольные образовательные учреждения. В аппарат Уполномоченного обратилась жительница Читинского района, которая взяла двух приемных детей, но не смогла получить для них место в ДОУ. Действующим федеральным законодательством льгота первоочередного получения места в ДОУ для детей из приемных семей не предусмотрена. Только вмешательство Уполномоченного и конструктивная позиция главы района помогли решить данную проблему заявительницы.

Для повышения уровня социальной защищенности детей из приемных семей «Положение о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы» содержит норму, предусматривающую получение в первоочередном порядке мест в ДОУ для детей, переданных в приемную семью. Аналогичные нормы приняты и в некоторых муниципальных образованиях края.

Однако в Могочинском районе межрайонный прокурор обжаловал в суд постановление главы администрации муниципального района «Могочинский район» «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп в муниципальных общеобразовательных учреждениях», нормами которого было установлено преимущественное право на прием в ДОУ детей, находящихся под опекой, как принятое в нарушение федерального законодательства. Решением Могочинского районного суда требования прокурора были удовлетворены, решение обжаловано в апелляционном порядке и в законную силу не вступило.

Уполномоченный поддерживает в этом вопросе главу администрации муниципального района «Могочинский район» и считает, что во избежание споров необходимо закрепить на федеральном уровне право детей-сирот, находящихся под опекой (в том числе и в приемных семьях), на получение места в ДОУ в первоочередном порядке.

Кроме этого, органам исполнительной власти российских регионов рекомендовано принять решения о распространении льгот и других мер поддержки, установленных для многодетных семей, на семьи, имеющие приемных детей. Такое поручение дал президент России Владимир Путин по итогам «Прямой линии», состоявшейся 25 апреля 2013 г.

В связи с этим Уполномоченный считает, что необходимо рассмотреть вопрос о приравнивании мер социальной поддержки семей, имеющих приемных детей, к мерам социальной поддержки, установленным для многодетных семей.

Приемная семья, безусловно, социально и экономически выгодна для государства. Социальная выгода понятна и заключается в минимизации воспроизводства социального сиротства. Ребенок-сирота, выросший в приемной семье, будет стремиться к семейному образу жизни. Экономическая выгода воспитания ребенка, лишенного семьи, в новой приемной семье, также ощутима, поскольку ежемесячное содержание ребенка в интернатном учреждении значительно дороже для бюджета государства, чем выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка в приемной семье и вознаграждения приемного родителя.

Таким образом, институт приемной семьи становится наиболее социально-значимой и экономически эффективной моделью жизнеустройства детей-сирот, в связи с чем, обуславливает необходимость своего дальнейшего развития.

Анализ жалоб, поступивших в 2013 г. в аппарат Уполномоченного, свидетельствует о наличии широкого круга проблем в сфере защиты прав несовершеннолетних. Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у них есть особые права, что закреплено в Конвенции о правах ребенка. И эти особые, по сравнению со взрослыми, права нуждаются в особой защите и особых механизмах осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Уполномоченный выражает надежду, что введение самостоятельного института – Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае – будет способствовать формированию комплексного подхода в обеспечении прав детей.

Похожие:

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconБолее 14 тысяч подростков планируют трудоустроиться в прикамье в 2014 году
При содействии службы занятости в Пермском крае в нынешнем году планируют трудоустроиться в свободное от учебы время более 14 тысяч...

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconГосударственное учреждение в Болотнинском районе
В целом по России в органы пфр поступило уже более 690 тысяч заявлений. От новосибирцев – владельцев сертификатов на материнский...

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconО тделение Пенсионного фонда Российской Федерации
В целом по России в органы пфр поступило уже более 690 тысяч заявлений. От новосибирцев – владельцев сертификатов на материнский...

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconСледственные органы Российской Федерации обращают Ваше внимание на...
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас, кто

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconЭто форма организации летнего досуга детей в условиях города, не...
Кузнецком Социальным центром молодежи в 2001 году. Тогда было создано 7 дворовых отрядов, в которых более 140 подростков интересно...

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconБлаготворительность в зеркале сми
«Металлург» основан в 1988 году по инициативе руководства металлургического комбината. В 2011 году на реализацию благотворительных...

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconРешением единственного акционера
Информация об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов 37

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconГодовой отчет Открытого акционерного общества «окб-планета»
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconДоклад уполномоченного по правам человека в республике мордовия о...
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица)

В отчетном году в следственные органы поступило 31 сообщение о самоубийствах подростков iconДоклад уполномоченного по правам человека в республике мордовия о...
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск