Скачать 1.26 Mb.
|
Муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования» Сборник «Лучший проект-2015» Методические материалы из опыта работы педагогов-психологов Муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования» Сборник «Лучший проект-2015» методические материалы из опыта работы педагогов-психологов Нижневартовск 2016 год ББК 88.8 С 23 Составитель: Т.А.Мещенина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения и поддержки организационно-воспитательных инициатив муниципального автономного учреждения «Центр развития образования» Сборник «Лучший проект-2015» (методические материалы из опыта работы педагогов-психологов) С 23 Методические материалы (из опыта работы). /Сост. Т.А.Мещенина - Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2016. – 59 с. В сборнике представлены психолого-педагогические проекты и методические материалы из опыта работы педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района. Профессиональный опыт специалистов по данным направлениям представлялся на заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов. Данные проекты признаны победителями на районном конкурсе профессионального мастерства среди педагогов-психологов «Лучший проект-2015». Методические материалы могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями образовательных учреждений в работе с обучающимися. ББК 88.8 МАУ «Центр развития образования», 2016 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития школьного образования в нашей стране, когда активно реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, внедряется федеральный образовательный стандарт основного общего образования, существует принципиальная необходимость в проектировании, как особом виде педагогической деятельности, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации в нём. В условиях современной действительности уже недостаточно только конструирования и исследования образовательных процессов, поэтому ведущей в педагогике становится проектная деятельность. Педагогическое проектирование является особым видом педагогической практики, отражающим специфическую деятельность педагога, суть которой заключается в поиске и создании новых обликов педагогической действительности, а также является инструментом быстрого согласования традиционных образовательных систем с потребностями людей и меняющейся социальной ситуацией. При таком подходе деятельность педагога осуществляется с учётом личностного смысла педагогического действия, а именно, педагог анализирует свою деятельность, динамику развития каждого обучающегося и учитывает результаты анализа при построении педагогического процесса, при этом важной позицией педагога становится ориентация на инновационные действия, уход от шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетенции личности: умение делать выбор, качественными показателями оптимальности выбранного решения при этом должны выступать нравственность, патриотизм, духовность, коммуникабельность и толерантность, понимание глобальных проблем как показатель современного мышления, способность к непрерывному образованию, профессиональная мобильность, а также методологическая компетентность. В целях создания условий для формирования личности с заданными качествами, на основе имеющихся у неё задатков необходима нравственно и личностно-ориентированная технология учебного процесса, которая обладает способами, оптимальными для достижения поставленных целей. Педагогическое проектирование становится механизмом эффективного использования системой образования своих ресурсов: человеческих, информационных, материальных, экономических. Основано педагогическое проектирование на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений, на ценностном согласовании педагогической теории с мировоззренческими взглядами отдельно взятого педагога, на гармонизации социальных и личностных значений образования. В результате проектного подхода деятельность педагога осуществляется с учётом личностного смысла педагогического действия, что позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт. Педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов. В нём постоянно присутствуют и диалогически увязываются технологическая и ценностная стороны, что возможно только при специальной заботе о форме и методах взаимодействия субъектов, как собственного проектного процесса, так и порождаемых ими реальных преобразований. По мнению В.Я.Синенко, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, заслуженного учителя РФ, «педагогическое проектирование (а оно является многоаспектным) и есть методологическая и организационная основа технологизации образования». Если с методологической точки зрения проектная деятельность – это смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической - культура постановки проблемы и её обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Педагогическое проектирование требует особого педагогического мастерства, способности к импровизации, умения чутко улавливать индивидуальные проявления детей, их интересы и предпочтения. При этом особое значение имеет стиль взаимодействия педагога с детьми: он должен быть личностно-ориентированным и носить ярко выраженный гуманистический характер. Как показывает анализ профессионального опыта педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района, использование технологий педагогического проектирования способствует формированию личностно-ориентированной образовательной среды в учреждениях. Личностно-ориентированный подход, рассматривающий ребёнка, как уникальное явление и самостоятельную ценность, является одним из основных. Такой подход означает ориентацию педагогов-психологов на личность обучающегося, что, с одной стороны, является целью и результатом педагогической деятельности, приоритетным субъектом, а с другой, - главным критерием эффективности деятельности педагога. Педагогу при этом необходимо обладать большим творческим потенциалом, нестандартностью мышления, эрудированностью в разных областях знаний, способностью к саморазвитию, а также уметь анализировать свою деятельность, динамику развития каждого ребёнка и учитывать результаты анализа при построении педагогического процесса. Создание личностно-ориентированной образовательной среды в учреждении является важным условием для усвоения обучающимися систематизированной совокупности знаний, умений и навыков и осуществляется с учетом их индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблем, обсуждения их смысла в дискуссионных формах, обмен замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблем, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта. Иными словами, технология педагогического проектирования - это способ стимулирования педагогов увидеть проблему и найти свой путь её решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств. Использование технологий педагогического проектирования позволяет реализовывать проекты, изменяющие облик образовательного учреждения, способствует формированию личностно-ориентированной образовательной среды учреждения. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного и дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающихся в ходе овладения ими знаниями. Использование проектной деятельности позволяет педагогу подходить более гибко и вариативно к реализации своих планов, создавать истинно развивающую среду для обучающихся, формировать диалогические субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми, создавать ситуации выбора и успеха для каждого обучающегося. Таким образом, успешность деятельности педагога в современном образовательном пространстве во многом зависит от степени овладения им технологией педагогического проектирования, сформированности его проектных качеств, умений конструировать собственные технологические подходы к решению образовательных задач. ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ» Второе место в районном конкурсе профессионального мастерства среди педагогов-психологов муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района «Лучший проект» в 2015 году Т.Н.Окунцева, педагог-психолог МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», первая квалификационная категория
Данный проект реализуется на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов». В учреждении существуют инновационные традиции, которые позволяют проектировать и использовать проекты в образовательном процессе с обучающимися. Данный проект поможет повысить уровень сформированности основных жизненных ценностей и ценностных ориентаций у подростков и молодёжи. Жизненные ценности человека являются фундаментом, на котором базируется вся человеческая жизнь. В современном мире основными общечеловеческими ценностями являются здоровье (психическое и физическое), материальная обеспеченность (благополучная материальная жизнь), счастливая семейная жизнь (благополучные супружеские и детско-родительские отношения), духовная и физическая близость с любимым человеком (любовь), добрые и верные друзья (дружба), уверенность в себе (самоценность, самоактуализация и самореализация личности), свобода и независимость человека в суждениях и поступках, профессиональная деятельность, дело «по душе» (интересная, соответствующая жизненному предназначению и призванию человека работа, ведущая к осуществлению своей миссии), уважение и признание человека со стороны социума и другие. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, самореализации и признания личности. Жизненные ценности оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения человека. Каждый человек отдаёт предпочтение тем или иным жизненным ценностям. О выборе предпочтений можно судить по нравственным установкам, богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. Жизненные ценности формируются в человеке постепенно и являются результатом жизненного опыта. Формирование их начинается с раннего детства, и огромную роль в этом процессе играют родители, педагоги, а также литературные источники, которые человек читает, фильмы, которые смотрит, люди, с которыми общается, и, наконец, общество, в котором живёт. Потребность в определении жизненных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека и является одной из важнейших потребностей личности. В подростковом и юношеском возрасте эта потребность ощущается особенно остро, происходит активная социализации личности, освоение социального опыта и переработка его в индивидуально-личностном плане. Жизненно важные цели подростков формулируются непосредственно из системы его жизненных ценностей, и осознание системы ценностей является для подростка первичным этапом в определении жизненного предназначения. Данный проект разработан в соответствии с возрастными особенностями и потребностями подросткового возраста и предлагает комплекс мероприятий, методов и методик, направленных на формирование жизненных ценностей у подростков.
Человеческая жизнь в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, формирует определённое мировоззрение и, как следствие, образ жизни. Значительную роль в этом играют окружение: семья, друзья подростков, а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции, в которых он пребывает. В подростковом возрасте происходит активный переход к самостоятельным жизненным выборам, в связи с чем на подростков ложится большая ответственность, и у них возникают внутриличностные противоречия между «можно» и «нельзя», «хочу» и «надо». Делать выбор подросткам бывает непросто в силу несформировавшихся окончательно нравственных установок и жизненных ценностей: у некоторых из подростков появляется лень, раздражительность, у других - легкомыслие и цинизм. Для перехода во взрослую жизнь подросткам необходимо уметь делать конструктивные выборы, для чего следует прикладывать много усилий, основанных на знаниях и умениях. При разработке проекта учитывались основные направления и цели, стоящие перед системой образования в России и зафиксированные в следующих нормативно-правовых документах: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №103-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановлении Губернатора ХМАО-Югры от 20.02.2002г. № 25 «О дополнительных мерах по выявлению, предупреждению безнадзорности и беспризорности детей»; уставе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская ОСШУИОП №1»; нормативных документах муниципального уровня по профилактике здорового образа жизни, профилактике суицидального поведения, повышению уровня толерантности и профессиональному самоопределению. Проект опирается на приоритетные направления в совершенствовании школьного образования: оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; обеспечение условий для развития и становления личности каждого обучающегося, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника, т.е. его успешной социализации.
Новизна проекта состоит в изучении особенностей социализации обучающихся подросткового возраста в современных социально-экономических условиях, определении объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование их жизненных ценностей и, как следствие, на их социализацию и социальную адаптацию.
Цель: формирование и развитие у подростков системы нравственных установок и ценностных ориентаций. Задачи: проанализировать теоретические источники по современному состоянию проблемы исследования ценностей в подростковой среде; исследовать ценностные ориентации, характерные для различных групп обучающихся подросткового возраста; выделить и провести анализ инвариантов жизненных ценностей, исследуемых в зависимости от личностных, возрастных и половых особенностей подростков; разработать методы психолого-педагогического сопровождения подростков с целью формирования жизненных ценностей, как условия развития личности; расширить знания обучающихся об основных жизненных ценностях, их роли в жизни человека; исследовать у обучающихся систему индивидуальных жизненных ценностей с учётом психологических особенностей каждого обучающегося; развивать у подростков творческие способности, самостоятельность и стремление к сотрудничеству; содействовать пониманию подростками их уникальности и ценности; способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей.
1. Жизненные ценности в понимании обучающихся существуют как интегральная система в структуре личности и отражает их жизненные потребности, интересы и цели, а также соответствует условиям их жизни и относительно устойчива к этим условиям. 2. Жизненные ценности подростков могут быть представлены как система субъективной реальности, характеристики которой зависят от направленности на материальные или духовные ценности и обусловлены личностными особенностями обучающихся.
Реализация данного проекта рассчитана на обучающихся 8-11 классов общеобразовательной школы, а также их родителей (законных представителей) и педагогов образовательного учреждения. Исходя из принципов реализации проекта, комплекс мероприятий направлен на разные целевые группы с учётом личностноориентированного подхода, а также возрастных особенностей обучающихся.
принцип гуманности (забота, предупредительность, стремление и готовность помогать и сопереживать); принцип принадлежности личности к группе, принятия её основных ценностей; принцип использования ведущего вида деятельности, или принцип деятельностного подхода, (определение вида деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности); принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности); принцип инициативности и социальной активности (самодеятельность и самостоятельность обучающихся, готовность к их самоуправлению); принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания). Использование данных принципов в реализации проекта способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.
2.Факторы, способствующие формированию жизненных ценностей у подростков: фактор готовности к соответствующему выбору жизненных ценностей на основе полученных знаний и умений; фактор осознания нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью; фактор развитости правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор; фактор освоения и принятия идеалов равенства, справедливости, гражданских ценностей, гармонии и разнообразия культур; фактор активной жизненной позиции; фактор готовности к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; фактор конкурентоспособности личности в высоко технологичном мире. 3. Система показателей по достижению целей проекта Основные направления реализации проекта определяются его целями и задачами и включают в себя: информационно-просветительскую работу, направленную на ознакомление подростков с общечеловеческими жизненными ценностями; психодиагностическую работу, направленную на исследование направленности личностей подростков; коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций у подростков; работу по адаптации подростков в социуме; психопрофилактическую работу с подростками в направлении предупреждения социальной дезадаптации. 4. Методы работы, используемые в реализации проекта: теоретические: подбор и анализ литературы, обобщение практического опыта, разработка анкет, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование, количественная обработка и качественный анализ результатов, статистика. 5. Формы работы: индивидуальные и групповые беседы; диспуты; тематические классные часы; круглые столы; индивидуальные консультации для обучающихся, родителей и педагогов; индивидуально-групповые занятия с обучающимися и родителями; формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники); лекции информационно-просветительские для обучающихся и родителей; анкетирование подростков, педагогов, родителей; тренинги, семинары для обучающихся, родителей и педагогов; информирование через издание буклетов, памяток, брошюр. 6. Методики, используемые для выявления ценностных ориентаций и направленности личности подростков: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика исследование уровня субъективного контроля; методика определения направленности личности (Б. Басса); характерологический опросник Леонгарда-Шмишека; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); опросник Юнга. 9. Ресурсы Временной ресурс: 1 этап–организационный – анкетирование обучающихся (сентябрь - начало учебного года); 2 этап – практический (в течение учебного года – занятия по формированию жизненных ценностей; работа с родителями и педагогами); 3 этап - подведение итогов - анкетирование обучающихся (конец учебного года -май). Информационные ресурсы: сбор информации; обработка информации; создание новых информационных объектов; структурирование информации; хранение, использование и передача информации; Интернет-ресурсы. Для реализации проекта используются средства массовой информации: телевидение, периодические издания. Создаются брошюры, памятки, буклеты. Кадровые ресурсы: специалисты с высшим образованием, любой квалификационной категории, осуществляющие деятельность в образовательном пространстве: заместитель директора по воспитательной работе; педагог-психолог; классные руководители; социальный педагог; медицинский работник. Специалистам необходимо владеть профессиональными качествами в области информационно-коммуникационных технологий: умением работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel; умением работать в сети Интернет и в социальных сетях; умением участвовать и организовывать on-line и off-line тестирования. Материально-технические ресурсы: персональный компьютер; принтер; сканер; съёмные цифровые носители информации; проектор; выход в сеть Интернет. 10. Этапы и сроки реализации проекта Проект рассчитан на 3 года: организационно-диагностический этап – изучение проблемы, литературы по данной проблеме (0,5 года); практический этап – направлен на выявление жизненных ценностей и ценностных ориентаций у подростков через реализацию системы мер диагностического, коррекционо-развивающего и профилактического характера (1,5 года); аналитико-обобщающий этап – анализ результатов деятельности по формированию жизненных ценностей у подростков (0,5 года). 11.Ожидаемые результаты В результате реализации проекта ожидается: увеличение числа обучающихся среднего и старшего звена школы, вовлечённых в процесс формирования основных жизненных ценностей и ценностных ориентиров; расширение знаний обучающихся о разнообразии жизненных ценностей, что способствует их подготовке к самостоятельной взрослой жизни; увеличение числа обучающихся школы, имеющих сформированные жизненные ценности, способствующие осуществлению выбора их жизненных ориентиров. 12. Перспективы развития проекта: разработка и публикация методических материалов по формированию жизненных ценностей у обучающихся; использование современных методик, технологий и программных средств формирования и поддержки интегрированных наборов электронных ресурсов для формирования ценностных ориентаций у подростков. Литература 1. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте и ситуации социальной нестабильности. В сб. Ценностно-нормативные ориентации современных старшеклассников. М„ 1993. Т. 1. 2.Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся 8-10 классов. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1990.-26 3. Афиногенова Е.А. Жизненные приоритеты и ценности молодых. / США: Экономика. Политика. Идеология, 1994, № 1(289). С. 97 - 103. 4. Бобнева М.И. Ценностные приоритеты личности и группы. М, 1995. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол труда.- Москва Воронеж, 1995. 6. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. 7. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1995. 8. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника.//Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. 9.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 10.Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 11. Турина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях.// Педагогика, 1995, № 4. С. 45-48. 12.«Уроки нравственности». Учебно-методический комплект. ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2005. 13.Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998. |
Выбор профессии – один из ответственных шагов, определяющих дальнейший жизненный путь человека. Вам предстоит сделать выбор из большого... | Гороховец» состоялся выезд, Мобильного центра занятости в «Фоминскую специальную (коррекционную) школу – интернат VIII вида». Услугу... | ||
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второй и третьей... | Впервые произведен анализ проекта «Новый Шелковый Путь» со значением Великого Шелкового Пути | ||
Настоящее Положение определяет цели и задачи краеведческой игры «Мой Курск» (далее Игра), порядок ее организации, проведения, подведения... | Русский Путь… Это не страшилка типа «Русские идут!» В книге – попытка обобщить мысли о пути России её патриотов: философов, религиозных... | ||
Используя Налоговый кодекс (часть вторая) выясните размер государственной пошлины за удостоверение доверенностей, нотариусом, на... | Вленна на Восток, символы которого в кругу жизненного цикла Земли – «рождение» и «рост». Основная идея Форума – поиск результирующего... | ||
Настоящее Положение определяет условия выдачи и использования дисконтных карт компании «Мой город», а также условия и порядок предоставления... | Положение об учете рабочего времени (далее — Положение) является локальным нормативным актом общества с ограниченной ответственностью... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |