Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е


НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3


Рабочая программа по литературному чтению

для 2 «А»класса

учителя начальных классов Киселевой Н. Е.

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по литературному чтению. ООО Издательство «Вита-пресс» 2012г. авторской программы Е.И.Матвеевой «Литературное чтение» //Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Б. Эльконина— В. В. Давыдова). — М.: Вита-Пресс, 2013- С.17—62., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебники: «Литературное чтение. «Каким бывает слово?» – 1 книга 2-го класса; «Литературное чтение. «Слово в сказке» – 1 книга 2-го класса Е.И.Матвеева. Москва. Вита-пресс.2013г.

Рабочие тетради к учебнику «Литературное чтение» 2 части. Москва. Вита-пресс 2014г.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, мы определяем предметомрассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектомлитературный текст.
Цель учебного предмета

Цель – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Задачи учебного предмета

1) образовательныхзадач:

  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

  • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие речи;

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.

Общая характеристика курса
Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами со-читательской смыслодеятельности (в ее процессе сочетаются, взаимоотражаются, взаимоосознаются самостоятельные голоса читателей и экстериоризируются различные точки зрения на произведение (С. П. Лавлинский)).

Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферыдуховности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.

«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственнотворческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

Все вышесказанное определяет принципы отбора литературных произведений для изучения в начальной школе. Осознание творческой позиции, формирование вкуса, соотнесение изучаемого произведения с культурной нормой литературного текста возможно лишь при насыщении уроков богатым разнообразным литературным материалом.

Субъективная интерпретация текстового материала, интересного для младших школьников, рождает учебный диалог, в ходе которого сталкиваются разные точки зрения читателей. Так в процессе обмена впечатлениями о прочитанном тексте создаются условия и для развития речевых способностей. С целью создания таких ситуаций учащимся предлагаются специально подобранные тексты, предполагающие их неоднозначное восприятие.

Программа ориентирует ребенка в разнообразном читательском пространстве, следуя особым критериям отбора литературных текстов.

Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии художественности, полифоничности, разнообразия жанрово-видовой специфики произведений, духовности.

Критерий художественности является одним из определяющих. Истинно художественные произведения формируют эстетический вкус читателя, вызывают разнообразные переживания. Большинство из предлагаемых текстов образны. Они подталкивают ребенка к созданию собственных образов того, что описывает или о чем повествует автор. Данный критерий позволяет выделить те тексты, рассматриваемые в особом порядке, которые создают культурное «поле» для разворачивания читательской деятельности.

Такие тексты неадекватно воспринимаются учениками. Этот факт, как показывает практика, важен для ведения разговора о прочитанном, для рефлексии разных уровней восприятия и чтения текстов. Подобные произведения дают возможность по-разному раскрыть смысл задуманного автором, предусматривают различное толкование творческого замысла. Критерий художественности взаимосвязан с критерием полифоничности.

Критерий полифоничности предоставляет возможности неоднозначного восприятия литературного произведения разными учащимися одного класса и читателями разных возрастов.

В соответствии с последним ряд предлагаемых учащимся текстов имеет, по мнению авторов, «вневозрастной» характер.

Такие тексты литературных произведений способны удивлять и продолжать диалог ребенка с автором после знакомства с текстом. Этот критерий определяет исследовательскую позицию ребенка, самостоятельно открывающего «смыслы» словесного образа, созданного автором.

Программа представлена широким спектром текстов разных авторов разных эпох, что позволяет наиболее полно познакомить ребенка с миром литературы, показать ему интересные способы самовыражения авторов: писателей и поэтов, почувствовать и принять различные «видения» одного и того же предмета, явления.

В дальнейшей работе (в третьем классе) данный критерий помогает выявить разные подходы к рассматриваемой теме, проблеме в сочинениях учеников, пробующих создать в письменной речи индивидуальный образ исследуемого объекта.

Если говорить о жанрово-видовой специфике текстов, то данный критерий помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания. Жанр, выступая в качестве особого «расширителя» читательского сознания, обеспечивает рост культуры эстетического восприятия (С. П. Лавлинский).Программа насыщена поэтическими и прозаическими текстами разных авторов. Здесь есть тексты описательного и повествовательного характера. Тексты-рассуждения строятся в ходе диалога о прочитанном в классе и дома.

Учащиеся чаще всего знакомятся с несколькими литературными жанрами, которые чередуются между собой. Повторение нового произведения в уже знакомом жанре позволяет рефлексировать то, что ребенок знает, изучал, слышал. У него начинает складываться представление о разнообразии жанров, о том, что писатели предпочитают выбирать определенный жанр, адекватный их творческому замыслу.

Мы определяем выбор текстов по жанру, согласно приоритетам: либо это предмет рассмотрения, описания; либо эмоционально-ценностный тон, характеризующий речевые стороны субъекта; либо особенности композиционного оформления.

Существенным отличием нашей программы является и тот факт, что, кроме художественных текстов, мы предлагаем рассмотреть с детьми и нехудожественные литературные источники. К ним относятся произведения эпистолярного жанра, исторической прозы, научные, учебные и другие тексты.

Творческое чтение нехудожественного текста, на наш взгляд, также состоит в открытии авторской позиции и формировании читателем своей собственной позиции, но эта позиционность имеет принципиально иной характер. Осознание специфики авторской и читательской позиций по отношению к нехудожественным текстам – залог успешной читательской деятельности учащегося основной школы. В этот период ведущей формой учебной деятельности подростка должен стать учебный диалог с книгой: это один из путей интериоризации учебной деятельности в подростковом возрасте. Необходимой предпосылкой творческого чтения нехудожественных текстов является знакомство младших школьников с жанрово-видовыми особенностями таких текстов, выделением отличий образных и прагматических текстов. Такое чтение в дальнейшем поможет ученикам писать сочинения в жанре эссе, отзыва, рецензии, послания, преодолеть трудности при составлении научного сообщения, доклада. Поэтому мы считаем возможным в соответствии с психологическими особенностями возраста постепенное введение в курс литературного чтения целесообразных (прагматических) текстов, которые помогают ученикам ориентироваться в разнообразном мире литературы.

Некоторые из указанных выше жанров, например, послание, имеет глубокие исторические корни. Это древний жанр, представляющий нам уникальные образцы не только исторических, деловых, личных писем, но и высокохудожественных произведений, в которых поэт создает словесный образ адресата. Исследование этимологии и истории развития жанра позволяет познакомить учеников не только с яркими его представителями, но и увидеть, как изменяются «подходы» к «письму» у разных авторов в разные литературные и исторические эпохи.

Программа располагает системой заданий на «открытие» смыслов понятий, которые не даются в готовом виде. Вести работу с системой понятий следует крайне осторожно. В начале ученики лишь интуитивно улавливают кодовую систему текста, затем (этот этап у каждого ребенка может быть в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже) открывается смысл понятия (эти средства или приемы зачем-то нужны автору). Ученики, работая с текстами, «оформляют» самостоятельно открытый прием, пробуют его применить в творческой работе, а в заключение формулируют и фиксируют его определение в речи. Такой ход видится нам наиболее продуктивным, так как ученики не перегружаются механическим запоминанием литературоведческих терминов, не анализируют тексты ради натаскивания, а наоборот, проникая в мастерскую авторов, становятся как бы соучастниками описываемых явлений, событий. Одновременно, проникая в смысл произведений, они исследуют и стилистическую сторону текста, его «ткань».

Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в дальнейшем они «оседают» в сознании ребенка и становятся специфическими формами мышления. Все эти понятия, по словам Н. Д. Тамарченко, будучи средством упорядочивания и осмысления конкретных художественных фактов и впечатлений, постепенно складываются в систему, в привычный и практически полезный научный «язык». Поэтому они окажут обратное формирующее воздействие на рецептивные способности читателя и его эмоциональный мир, обогатив индивидуальный душевный и духовный опыт закрепленным в них эстетическим опытом многих поколений. С этого момента обучения начинается «сложный процесс движения мышления в пирамиде понятий» (Л. С. Выготский).

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ. Учащиеся 1-2-го классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивают в себе способности «работать с образом», выявлять средства его создания.

В 3-м классе их деятельность фокусируется на выстраивание таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественное произведение, а в 4 классе «достраивается» понятие художественный образ.

Постепенное смысловое прочтение, вживание в образ позволит, как показывает опыт работы, в основной школе лишь «докрутить» подходы к литературоведческому анализу изучаемых произведений. Овладевая таким способом работы с текстом, ученики, как правило, в старшем возрасте не боятся произведений большого объема.

Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности «открытия» ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.

Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.

Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображения), но и характеристикаспецифики авторской «орудийности» – установки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям».. «Обязательное свойство темы – это быть тем инвариантом, вариациями которого является все в произведении, так сказать, наибольшим множителем всех составляющих текста – его частей, уровней, образов, деталей и т.п.».

Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!»

Чем объясняется такая структура расположения текстового материала? Речь учителя, взрослого человека, обязательно должна звучать на уроке. Но учитель – это не говорящий магнитофон. Произведения литературы находят в его сердце эмоциональный отклик, вызывают подлинные чувства, которые дети могут ощутить на уроке. Его чтение не драматизация. Это пример особой технологии выразительного интонирования текста и индивидуального видения «смыслов» произведения. Для ребенка всегда есть та высокая планка, которую должен задавать учитель-словесник, до которой хочется дорасти. Для учащегося всегда есть перспектива в более глубоком понимании произведения, которое предъявляет учитель в выразительном интонировании.

В том числе чтение учителя настраивает учеников на диалог на уроке с целью обсуждения поднимаемых в тексте проблем и организации читательской деятельности.

Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.

Как нельзя лучше, такая деятельность становится возможной при изучении любого литературного текста на уроке, организованного на основе установления диалоговых отношений между автором и читателем. «У читателя должно быть свое, незаместимое место в событии художественного творчества, он должен занимать особую, при этом двустороннюю позицию в нем: по отношению к автору и по отношению к герою» (М. М. Бахтин). Она определяет в конечном итоге событие художественного общения и специфику его завершения.Диалоговые отношения на уроке связаны с важной задачей развития коммуникативных способностей каждого ребенка.

Решение этой задачи происходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.

Ситуация такой деятельности благоприятно создается на уроках уже в первом классе, где происходит активизация всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма.

Цель уроков чтения в начальном звене – воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения – решается с помощью творческих задач.

«В обучении необходимо отойти от узкопрактических установок на формирование механизмов чтения и письма и основываться на естественно развивающихся потребностях ребенка, на его самодеятельности».
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по литературному чтению Предмет : Литературное...
...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по литературному чтению 3 «А» класса учителя 1 квалификационной категории

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconФгос во рабочая программа практики рабочая программа производственной...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по обществознанию для 10 класса учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по литературному чтению для 3-го класса разработана...
Москва, «Просвещение»2011г., примерной программы начального общего образования, на основе образовательной системы «Перспектива»

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconО проведении городской олимпиады по литературному чтению
Результаты городской олимпиады по литературному чтению в Индустриальном районе г. Барнаула

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя начальных классов Киселевой Н. Е iconРабочая программа по английскому языку для 5-9 классов составлена...
Счастливый английский ру для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман. Обнинск: Титул, 2014г., а...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск