муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Центр развития ребенка – детский сад №116 «Веселый лучик»
(МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №116»)
Заведующий МДОУ: Снеткова О.Г.
Адрес: г. Петрозаводск, ул. Березовая аллея, д.30
Телефон: 75-10-33
e-mail: luchik_116@mail.ru Образовательный проект
«Учимся быть здоровыми»
Авторы:
Фокина Ирина Михайловна, заместитель заведующего по ВМР
Кравченко Татьяна Анатольевна, старший воспитатель
Баженова Вера Дмитриевна, инструктор по физической культуре
Барбашова Тамара Алексеевна, музыкальный руководитель
Гибескул Мария Валерьевна, воспитатель
Королевская Юлия Вячеславовна, воспитатель
Петрозаводск
2015 Пояснительная записка
Образовательный проект «Учимся быть здоровыми»
Здоровье детей одна из важных составляющих семейного благополучия и родительского счастья. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в современной России. И виной тому является множество факторов:
здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки
чрезмерные нагрузки на ребенка в стремлении угнаться за ритмом жизни современного общества, вследствие чего переутомление
влияние многочисленных электроприборов, окружающих маленького человека вместо цветов и деревьев
элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе
И многое другое, а ведь состояние здоровья детей отражает картину общества в целом.
Сегодня, вопросы здоровья нового поколения россиян стали предметом внимания государства. Защита здоровья детей — вопрос государственного масштаба. Здоровье детей России рассматривается как фактор национальной безопасности.
Валеологическое воспитание - это составная часть комплексного процесса воспитания, обучения и развития, которая направлена на достижение воспитанниками телесного и социального здоровья и благополучия. В рамках реализации проекта «Учимся быть здоровыми» проводятся занятия по валеологии.
Все мероприятия образовательного проекта «Учимся быть здоровыми» систематически проводятся в течение учебного года. Система работы построена с учетом возрастных, индивидуальных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы дошкольной психологии и педагогики.
Аннотация проекта
| Реализация данного проекта позволяет расширить представления детей о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни; дети овладевают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Помогая детям добывать знания, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстраивая занятия по валеологии можно вызвать у подрастающего поколения желание вести здоровый образ жизни, что в будущем поможет им поддерживать свое здоровье и не попадать в жизнеопасные ситуации.
Проект реализуется по принципу комплексно – тематического планирования в 4-х блоках: познавательное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие и работа с родителями (законными представителями) воспитанников.
| Цель проекта
| Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие и формирование валелогических представлений, умений и навыков.
| Задачи проекта
| расширить представления детей о здоровом образе жизни, основам безопасной жизнедеятельности
формировать представления детей о собственном теле и функциях человеческого организма;
воспитывать культуру эмоционального общения;
познакомить с правилами рационального питания
воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.
| Цель применения электронного образовательного ресурса в проекте
| повышение эффективности образовательного процесса;
всестороннее развитие ребенка, формирование интереса к познанию окружающего мира;
активизация восприятия материала и достижение наибольшей наглядности и привлекательности, делая занятие интересным и увлекательным.
| Целевая аудитория проекта
| Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги
| Сроки реализации проекта
| 1 год
| Этапы реализации проекта Организационно-подготовительный (1 месяц)
| Первичное заполнение карт динамики развития детей
Анкетирование родителей «О здоровье детей» (см. Приложение №2)
Обсуждение целей и задач с участниками проекта
Составление плана работы
Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
Изучение методической литературы, подбор познавательных статей
Приобретение и изготовление необходимого оборудования, пособий, ЭОР
Создание картотек: дыхательная гимнастика, точечный массаж биологически активных зон и гимнастика для глаз
Разработка конспектов, спортивных и музыкальных праздников, досугов и развлечений, памяток для родителей (законных представителей).
| Основной этап реализации проекта
(9 месяцев)
| Блок «Познавательное развитие» включает в себя непосредственно-образовательную деятельность с детьми направленную на расширение познавательного интереса, кругозора и приобщение детей к здоровому образу жизни.
Блок «Музыкальное развитие» включает в себя деятельность с детьми в рамках музыкальных занятий.
Блок «Физическое развитие» включает в себя деятельность с детьми в рамках занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Блок «Работа с родителями (законными представителями)». Данный блок включает взаимодействие с семьями воспитанников.
| Заключительный этап реализации проекта (1 месяц)
| Повторное заполнение карт динамики развития детей
Фотовыставка «Маленькие помощники»
Подведение итогов проекта
| Результативность
| дошкольники имеют представление о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни; дети овладевают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга.
повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
снижение простудных заболеваний у воспитанников;
формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
использование здоровьесберегающих технологий в семье
| Критерии результативности проекта
| Повышение уровня социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетентности (см. Приложение №1 «Карта динамики развития детей»)
Осознанное обсуждение результатов деятельности в ходе проекта
Способность к рефлексии по поводу полученной информации
Актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций, самооценка полученных результатов
Уверенное выполнение физических упражнений, проявление желания вести здоровый образ жизни, развитие памяти и внимания, проявление выдержки и настойчивости
Использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях
|
Блок «Познавательное развитие»
Блок «Познавательное развитие» включает в себя непосредственно-образовательную деятельность с детьми направленную на расширение познавательного интереса, кругозора и приобщение детей к здоровому образу жизни. Для реализации данного направления педагогами детского сада были разработаны:
Конспекты занятий по валеологии.
«Дневник здоровья» (авторская разработка). Каждый воспитанник в течение учебного года на занятиях по познавательному развитию заполняет свой дневник здоровья (Приложение №3)
Методические рекомендации по заполнению дневника здоровья (авторская разработка). Помогают педагогу в работе с детьми (Приложение №4)
Образец заполнения дневника здоровья дошкольника (авторская разработка). Наглядно демонстрирует педагогу способ заполнения дневника (Приложение №5)
Демонстрация презентаций и видеороликов по теме проекта
Комплексно-тематическое планирование деятельности воспитателя с детьми в рамках проекта «Учимся быть здоровыми»
№ недели
| Тема недели
| Тема занятия
| 3 неделя сентября
| Пожарная безопасность
| Я - человек
| 4 неделя сентября
| Мой любимый детский сад
| Вот я какой
| 2 неделя октября
| Дары осени
| Зачем человек ест
| 2 неделя ноября
| Мы - строители
| Из чего «сделано» наше тело
| 3 неделя ноября
| Права человека
| Путешествие воздушных человечков
| 2 неделя декабря
| Красавица зима
| Великий труженик и волшебные реки
| 5 неделя января
| Транспорт
| Про глаза и уши
| 1 неделя февраля
| Человек
| Про царя в голове
| 4 неделя февраля
| Город мастеров
| Об удивительных превращениях пищи внутри нас
| 4 неделя апреля
| Школа
| Две страны
|
Блок «Музыкальное развитие»
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Блок «Музыкальное развитие» включает в себя деятельность с детьми в рамках музыкальных занятий. Разработаны:
5 комплексов артикуляционной гимнастики «Путешествие язычка» («Сказка домашняя», «Сказка прогулочная», «Сказка учебная», «Сказка спортивная», «Зоологическая сказка»);
система работы по укреплению здоровья на музыкальных занятиях (Приложение №6);
развлечения «Урожай собирай», «Овощное кафе», «Разноцветная осень»
Блок «Физическое развитие»
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Увеличивается число детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития заболеваний, укрепления здоровья необходимо проведение комплексной работы.
Блок «Физическое развитие» включает в себя деятельность с детьми в рамках занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста. Разработаны:
картотека «Комплексы утренних зарядок с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастик»;
картотека «Комплекс пальчиковых гимнастик»;
картотека «Комплекс упражнения для дыхательной гимнастики»;
картотека «Упражнения для расслабления»;
картотека «Гимнастика глаз», тренажер по методике В.Ф.Базарного;
картотека «Самомассаж биологически активных зон».
Формами работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни в рамках физкультурных занятий в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 116» выбраны: дыхательная гимнастика, точечный массаж биологически активных зон и гимнастика для глаз. («Комплексно-тематическое планирование деятельности инструктора по физической культуре с детьми» Приложение № 7)
Блок «Работа с родителями (законными представителями)»
Данный блок включает взаимодействие с семьями воспитанников. Разработаны:
Карта выходного дня «Мой выходной» (авторская разработка) – способствует сотрудничеству с семьями воспитанников, направлена на взаимодействие детей и родителей (Приложение №8)
Памятки по темам: «Бережем здоровье с детства», «Вода в детском рационе», «Детский стол: принципы правильного питания с детства», «Зубы малыша и сладости», «Сон малыша» и другие. (Приложение №9)
Список литературы:
Л.В.Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015
С.Е.Шукшина «Я и мое тело»: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. - М.: Школьная Пресса, 2004.
Карта динамики развития детей _____ группы Приложение №1
Социальная компетентность
(проявляется в успешном, активном, результативном установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий) Показатели и критерии
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Согласованный уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, улаживает конфликты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |