Новосибирский государственный технический университет
Факультет гуманитарного образования
Кафедра международных отношений и регионоведения
УТВЕРЖДАЮ: Декан ФГО
Ромм М.В. _____________
«___» ___________ 200 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии"
Направление 032301, «Регионоведение», инженер
Факультет: гуманитарного образования
Курс 3
Семестр 5
Лекции 17 час.
Практические занятия 17 час.
Самостоятельная раб. 41 час.
Экзамен 5 семестр
Всего 75 час.
Новосибирск 2009
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032301 «Регионоведение», 2000 г.
Учебный курс входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ОПД.Ф.06)
Программу разработала: старший преподаватель каф. МОиР Сафронова Н.А. ___________
Заведующий кафедрой МОиР Проф., д. филос. н., Зиневич О.В. ___________
Ответственный за основную образовательную программу: - Проф., д. филос. н., Зиневич О.В.
Внешние требования
Источник
| Содержание требований
| Часы
| Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 032301 «Регионоведение» 2000, квалификация «регионовед»
П. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРВЛЕНИЮ
032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
| 1. Краткие сведения по экономической истории региона (страны); общая характеристика хозяйства и отдельных его отраслей, уровень развития национального рынка; анализ факторов хозяйственной динамики и результаты экономического роста.
2. Характеристика природных и демографических условий; экономико-географическое районирование региона (страны); трудовые и производственные ресурсы, типы земледелия; отраслевая структура хозяйства региона (страны); структура внутренней и внешней торговли.
|
| 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО НАПРВЛЕНИЮ
032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
| - знать основы экономической географии, экономику изучаемого региона (страны); уровень развития народного хозяйства и его отдельных отраслей, состояние и тенденции развития национального рынка в мирохозяйственной системе;
- свободно ориентироваться в тенденциях развития мировой и региональной экономики, проблемах современной экономической интеграции
|
|
Особенности (принципы) построения дисциплины
Особенность (принцип)
| Содержание
| Основание для введения в учебный план
| Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 032301 «Регионоведение», 2000 г. ОПД.Ф.06 Курс относится к общим профессиональным дисциплинам федерального компонента.
| Адресат курса
| Курс предназначен студентам высших учебных заведений, обучающиеся по направлению 032301 «Регионоведение», квалификация «специалист»
| Назначение курса
| Главной целью следует считать формирование пространственного экономико-географического мышления студентов, основанного на фундаментальном изучении хозяйства Дальнего Востока, звеньями которого являются национальные хозяйства отдельных стран – Китая, Кореи, Японии, связанных между собой международным разделением труда и всемирными экономическими отношен Ядро курса составляет хозяйства изучаемых стран Китая, Кореи, Японии, их отраслевой состав и территориальное размещение.
| Связь с другими дисциплинами учебного плана
| Основные положения курса получают дальнейшее развитие при изучении последующих предметов - «Мировая экономика и международные экономические отношения» и «Сравнительная характеристика социально-экономического развития Западной Европы и Дальнего Востока».
| Требования к первоначальному уровню подготовки
| Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь общие представления о макро и микроэкономике.
| Особенности строения курса
| Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической части (17 часов).
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью промежуточного контроля (теста) и итогового контроля (экзамен, реферат)
| Изучаемый курс находится на стыке экономических и общественно-географических наук, что наглядно продемонстрировано в программе. Экономический блок, выступая как предмет исследования, представлен системой экономических индикаторов (валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и т. д.), отраслевой структурой хозяйственных комплексов (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), анализом роли транснациональных корпораций (ТНК) как "локомотивов" мирового хозяйства, изучением протекания интеграционных процессов, приводящих к регионализации и объединению национальных хозяйственных комплексов изучаемых стран.
Важной экономической спецификой данного курса следует считать формирование у студентов умения моделировать развитие экономики на разных временных этапах становления государства. Географическое содержание рассматривается на примере стран изучаемых регионов, с помощью которых формируется "экономико-географический образ территории" и "территориальная структура хозяйства", а государства в предлагаемом курсе представлены как объект регионального исследования.
Таким образом, курс "Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии" выходит за рамки чисто описательной сферы экономического развития отдельных стран, т.е., осуществляя поиск региональных различий, студенты получают объективную и разностороннюю картину действия рыночных механизмов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях земного шара.
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение материалов лекций (которые, как правило, не дублируют групповые формы проведения занятий), предполагает теоретическую и практическую подготовку к семинарам, направлена на подробный анализ рекомендуемой литературы.
Для успешной и целенаправленной подготовки к семинарским занятиям необходимо выполнить следующие положения:
а) ознакомиться со странами по физическим, экономическим и тематическим картам;
б) проанализировать предложенные вопросы для обсуждения текущей темы по обязательному библиографическому списку и списку рекомендуемой литературы по теме семинарского занятия;
в) продолжить детальную проработку темы занятий по специальным экономическим журналам, отдавая предпочтение следующим периодическим изданиям: "Вестник МГУ", "Вопросы экономики", "Проблемы Дальнего Востока", "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Япония Сегодня", "Эксперт".
3. Цели
Номер цели
| Содержание цели
| Студент будет иметь представление:
| 1
| О географическом и экономико-географическом положении региона Дальний Восток и стран: Китая, Кореи, Японии
| 2
| Об основных направлениях современных экономических реформ в Китае, Корее, Японии
| 3
| О основных этапах экономического развития изучаемых стран после Второй Мировой войны.
| 4
| О роли Китая, Кореи, Японии в мировой экономики и об их международной специализации.
| Студент будет знать:
| 5
| общие и специфические черты социально-экономического развития стран Дальнего Востока: основные макроэкономические показатели, хозяйственную структуру, основные социально-экономические процессы;
| 6
| Отраслевую структуру экономики изучаемых государств, ведущие и депрессивные отрасли экономики, крупнейших предприятий производителей
| 7
| Территориальную структуру экономики и размещение хозяйства Китая, Кореи, Японии: главные тенденции и сдвиги в ТСХ.
| 8
| Географию и структуру внешней торговли изучаемых стран
| 9
| Основные географические объекты на территории изучаемых государств.
| 10
| Особенности природно-ресурсного потенциала Китая, Кореи, Японии , методы его оценки
| Студент будет уметь:
| 11
| Уметь
Оценивать развитие экономики страны на основе макроэкономических показателей и отраслевой структуры хозяйства
| 12
| Владеть методикой анализа предпринимательского климата региона, оценивать уровень развития и значение различных форм коммерческой деятельности
| 13
| Выявлять основные факторы и причины развития, обуславливающие тот или иной социально- экономический процесс
| 14
| Оценивать инвестиционный потенциал страны и отдельных отраслей в национальной экономике
| 15
| Выявлять взаимосвязь и взаимозависимость природного, экономического и демографического потенциала страны
| 16
| Прогнозировать развитие основных экономических процессов в изучаемых странах исходя из современных предпосылок и факторов развития
| 17
| Описывать интеграционные процессы, происходящие на Дальнем Востоке
| Студент будет иметь опыт
| 18
| Публичных выступлений
| 19
| Написания реферативной работы
| 4. Содержание и структура учебной дисциплины
4.1 Лекционные занятия
№
| Блок, модуль, раздел, тема
| Количество часов
| Содержание
| Ссылка на цели
| 1
| Семестр 5.
Лекция №1. Общая характеристика хозяйства дальнего Востока
| 2
| ГП и ЭГП региона Дальний Восток. Общая характеристика хозяйства стран Дальнего Востока. Сравнительная характеристика ЭГП стран Китая, Кореи и Японии. Состав региона. Хозяйственная оценка ресурсного потенциала. Основные черты трансформации хозяйства региона.
| 1,17
| 2
| Лекция № 2. Экономические реформы в Китае после Второй мировой войны
| 2
| История экономических реформ в послевоенном Китае. Политика «четырех модернизаций» экономики. Аграрная реформа. Базовые отрасли промышленности – вторая модернизация Китая. Армия и высокие технологии. Функции государства в ходе реформ предприятий. Формы собственности.
| 2, 3
| 3
| Лекция № 3
Общая характеристика хозяйства Китая
| 2
| Общая характеристика экономического положения Китая, макроэкономические показатели развития экономики и их динамика в 1980-1990-е годы и настоящее время. Характеристика ведущих отраслей промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Металлургия, машиностроение и легкая промышленность как отрасли международной специализации Китая.
| 6, 8, 14, 7
| 4
| Лекция № 4.
Внешнеэкономическая деятельность Китая
| 2
| Лекция № 4. Основные направления реформы товарно-денежного обращения. Создание свободного рынка и оживление товарообмена. Свободные экономические зоны Китая: история создания, структура, размещение, проблемы и перспективы развития.
Внешняя торговля Китая. Отраслевая и географическая структура экспорта и импорта. Проведение открытой внешнеэкономической политики.
| 2, 9, 8
| 5
| Лекция № 5.
Общая характеристика хозяйства Японии
| 2
| Япония. Характеристика географического и экономико-географического положения страны, природно-ресурсный потенциал Японии. Место страны в международном разделении труда. Направления отраслевых и территориальных сдвигов, их причины. "Двойственная структура экономики".
Экономическая история развития Японии в послевоенные годы. Экономическое чудо: его критерии, временные рамки, причину и предпосылки возникновения. Структурная перестройка экономики Японии в 1970-х гг. и глобальный энергетический кризис. Современные факторы развития японской экономики.
| 4,6, 11
| 6
| Лекция № 6. Отраслевая структура хозяйства Японии
| 2
| Характеристика ведущих отраслей промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Металлургия, машиностроение и химическая промышленность как отрасли международной специализации. Крупнейшие японские ТНК.
Функциональная структура мегалополиса "Токайдо". Крупнейшие ТНК. Место сельского хозяйства в экономике страны. Аграрные отношения. Значение послевоенных аграрных реформ. Структура сельскохозяйственного производства. Транспортный комплекс.
| 7, 8, 4
| 7
| Лекция № 7.
Общая характеристика хозяйства Республики Корея
| 2
| Республика Корея – одна из новых индустриальных стран. Положение Республики Кореи в восточноазиатском регионе. ЭГП страны. Природные условия и ресурсы Кореи. Недостаток топливных ресурсов. Месторождения цветных металлов.
Место страны в международном разделении труда. Изменения в территориальной и отраслевой структуре хозяйства в послевоенные годы. Корейская модель развития экономики. «Экономическое чудо» Кореи.
| 7, 8, 14, 3
| 8
| Общая характеристика хозяйства КНДР
| 2
| КНДР – коммунистическое государство с централизованной экономикой. Особенности ГП и ЭГП страны. Плановый и распределительный характер экономики. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства КНДР. Проблема экономической изоляции.
Интеграционные процессы на Дальнем Востоке. Перспектива создания зоны свободной торговли между Японией и Республикой Кореей
| 3, 7, 8, 13
| |