Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии" Направление 032301, «Регионоведение»


Скачать 343.5 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины "Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии" Направление 032301, «Регионоведение»
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3
Новосибирский государственный технический университет

Факультет гуманитарного образования

Кафедра международных отношений и регионоведения

УТВЕРЖДАЮ: Декан ФГО

Ромм М.В. _____________

«___» ___________ 200 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии"

Направление 032301, «Регионоведение», инженер

Факультет: гуманитарного образования

Курс 3

Семестр 5

Лекции 17 час.

Практические занятия 17 час.

Самостоятельная раб. 41 час.

Экзамен 5 семестр

Всего 75 час.

Новосибирск 2009

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032301 «Регионоведение», 2000 г.

Учебный курс входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ОПД.Ф.06)

Программу разработала: старший преподаватель каф. МОиР Сафронова Н.А. ___________

Заведующий кафедрой МОиР Проф., д. филос. н., Зиневич О.В. ___________

Ответственный за основную образовательную программу: - Проф., д. филос. н., Зиневич О.В.


  1. Внешние требования




Источник

Содержание требований

Часы

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 032301 «Регионоведение» 2000, квалификация «регионовед»

П. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРВЛЕНИЮ

032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ



1. Краткие сведения по экономической истории региона (страны); общая характеристика хозяйства и отдельных его отраслей, уровень развития национального рынка; анализ факторов хозяйственной динамики и результаты экономического роста.

2. Характеристика природных и демографических условий; экономико-географическое районирование региона (страны); трудовые и производственные ресурсы, типы земледелия; отраслевая структура хозяйства региона (страны); структура внутренней и внешней торговли.




7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО НАПРВЛЕНИЮ

032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

- знать основы экономической географии, экономику изучаемого региона (страны); уровень развития народного хозяйства и его отдельных отраслей, состояние и тенденции развития национального рынка в мирохозяйственной системе;

- свободно ориентироваться в тенденциях развития мировой и региональной экономики, проблемах современной экономической интеграции






  1. Особенности (принципы) построения дисциплины




Особенность (принцип)

Содержание

Основание для введения в учебный план

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 032301 «Регионоведение», 2000 г. ОПД.Ф.06 Курс относится к общим профессиональным дисциплинам федерального компонента.

Адресат курса

  • Курс предназначен студентам высших учебных заведений, обучающиеся по направлению 032301 «Регионоведение», квалификация «специалист»

Назначение курса


  • Главной целью следует считать формирование пространственного экономико-географического мышления студентов, основанного на фундаментальном изучении хозяйства Дальнего Востока, звеньями которого являются национальные хозяйства отдельных стран – Китая, Кореи, Японии, связанных между собой международным разделением труда и всемирными экономическими отношен Ядро курса составляет хозяйства изучаемых стран Китая, Кореи, Японии, их отраслевой состав и территориальное размещение.

Связь с другими дисциплинами учебного плана

  • Основные положения курса получают дальнейшее развитие при изучении последующих предметов - «Мировая экономика и международные экономические отношения» и «Сравнительная характеристика социально-экономического развития Западной Европы и Дальнего Востока».

Требования к первоначальному уровню подготовки

  • Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь общие представления о макро и микроэкономике.

Особенности строения курса

  • Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической части (17 часов).

  • Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью промежуточного контроля (теста) и итогового контроля (экзамен, реферат)

Изучаемый курс находится на стыке экономических и общественно-географических наук, что наглядно продемонстрировано в программе. Экономический блок, выступая как предмет исследования, представлен системой экономических индикаторов (валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и т. д.), отраслевой структурой хозяйственных комплексов (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), анализом роли транснациональных корпораций (ТНК) как "локомотивов" мирового хозяйства, изучением протекания интеграционных процессов, приводящих к регионализации и объединению национальных хозяйственных комплексов изучаемых стран.

Важной экономической спецификой данного курса следует считать формирование у студентов умения моделировать развитие экономики на разных временных этапах становления государства. Географическое содержание рассматривается на примере стран изучаемых регионов, с помощью которых формируется "экономико-географический образ территории" и "территориальная структура хозяйства", а государства в предлагаемом курсе представлены как объект регионального исследования.

Таким образом, курс "Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии" выходит за рамки чисто описательной сферы экономического развития отдельных стран, т.е., осуществляя поиск региональных различий, студенты получают объективную и разностороннюю картину действия рыночных механизмов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях земного шара.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение материалов лекций (которые, как правило, не дублируют групповые формы проведения занятий), предполагает теоретическую и практическую подготовку к семинарам, направлена на подробный анализ рекомендуемой литературы.

Для успешной и целенаправленной подготовки к семинарским занятиям необходимо выполнить следующие положения:

а) ознакомиться со странами по физическим, экономическим и тематическим картам;

б) проанализировать предложенные вопросы для обсуждения текущей темы по обязательному библиографическому списку и списку рекомендуемой литературы по теме семинарского занятия;

в) продолжить детальную проработку темы занятий по специальным экономическим журналам, отдавая предпочтение следующим периодическим изданиям: "Вестник МГУ", "Вопросы экономики", "Проблемы Дальнего Востока", "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Япония Сегодня", "Эксперт".

3. Цели

Номер цели

Содержание цели

Студент будет иметь представление:

1

О географическом и экономико-географическом положении региона Дальний Восток и стран: Китая, Кореи, Японии

2

Об основных направлениях современных экономических реформ в Китае, Корее, Японии

3

О основных этапах экономического развития изучаемых стран после Второй Мировой войны.

4

О роли Китая, Кореи, Японии в мировой экономики и об их международной специализации.

Студент будет знать:

5

общие и специфические черты социально-экономического развития стран Дальнего Востока: основные макроэкономические показатели, хозяйственную структуру, основные социально-экономические процессы;

6

Отраслевую структуру экономики изучаемых государств, ведущие и депрессивные отрасли экономики, крупнейших предприятий производителей

7

Территориальную структуру экономики и размещение хозяйства Китая, Кореи, Японии: главные тенденции и сдвиги в ТСХ.

8

Географию и структуру внешней торговли изучаемых стран

9

Основные географические объекты на территории изучаемых государств.

10

Особенности природно-ресурсного потенциала Китая, Кореи, Японии , методы его оценки

Студент будет уметь:

11

Уметь

Оценивать развитие экономики страны на основе макроэкономических показателей и отраслевой структуры хозяйства

12

Владеть методикой анализа предпринимательского климата региона, оценивать уровень развития и значение различных форм коммерческой деятельности

13

Выявлять основные факторы и причины развития, обуславливающие тот или иной социально- экономический процесс

14

Оценивать инвестиционный потенциал страны и отдельных отраслей в национальной экономике

15

Выявлять взаимосвязь и взаимозависимость природного, экономического и демографического потенциала страны

16

Прогнозировать развитие основных экономических процессов в изучаемых странах исходя из современных предпосылок и факторов развития

17

Описывать интеграционные процессы, происходящие на Дальнем Востоке

Студент будет иметь опыт

18

Публичных выступлений

19

Написания реферативной работы

4. Содержание и структура учебной дисциплины

4.1 Лекционные занятия



Блок, модуль, раздел, тема

Количество часов

Содержание

Ссылка на цели

1

Семестр 5.

Лекция №1. Общая характеристика хозяйства дальнего Востока


2

ГП и ЭГП региона Дальний Восток. Общая характеристика хозяйства стран Дальнего Востока. Сравнительная характеристика ЭГП стран Китая, Кореи и Японии. Состав региона. Хозяйственная оценка ресурсного потенциала. Основные черты трансформации хозяйства региона.

1,17

2

Лекция № 2. Экономические реформы в Китае после Второй мировой войны


2

История экономических реформ в послевоенном Китае. Политика «четырех модернизаций» экономики. Аграрная реформа. Базовые отрасли промышленности – вторая модернизация Китая. Армия и высокие технологии. Функции государства в ходе реформ предприятий. Формы собственности.

2, 3

3

Лекция № 3

Общая характеристика хозяйства Китая


2

Общая характеристика экономического положения Китая, макроэкономические показатели развития экономики и их динамика в 1980-1990-е годы и настоящее время. Характеристика ведущих отраслей промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Металлургия, машиностроение и легкая промышленность как отрасли международной специализации Китая.

6, 8, 14, 7

4

Лекция № 4.

Внешнеэкономическая деятельность Китая

2

Лекция № 4. Основные направления реформы товарно-денежного обращения. Создание свободного рынка и оживление товарообмена. Свободные экономические зоны Китая: история создания, структура, размещение, проблемы и перспективы развития.

Внешняя торговля Китая. Отраслевая и географическая структура экспорта и импорта. Проведение открытой внешнеэкономической политики.

2, 9, 8

5

Лекция № 5.

Общая характеристика хозяйства Японии


2

Япония. Характеристика географического и экономико-географического положения страны, природно-ресурсный потенциал Японии. Место страны в международном разделении труда. Направления отраслевых и территориальных сдвигов, их причины. "Двойственная структура экономики".

Экономическая история развития Японии в послевоенные годы. Экономическое чудо: его критерии, временные рамки, причину и предпосылки возникновения. Структурная перестройка экономики Японии в 1970-х гг. и глобальный энергетический кризис. Современные факторы развития японской экономики.


4,6, 11

6

Лекция № 6. Отраслевая структура хозяйства Японии

2

Характеристика ведущих отраслей промышленности. Топливно-энергетический комплекс. Металлургия, машиностроение и химическая промышленность как отрасли международной специализации. Крупнейшие японские ТНК.

Функциональная структура мегалополиса "Токайдо". Крупнейшие ТНК. Место сельского хозяйства в экономике страны. Аграрные отношения. Значение послевоенных аграрных реформ. Структура сельскохозяйственного производства. Транспортный комплекс.

7, 8, 4

7

Лекция № 7.

Общая характеристика хозяйства Республики Корея


2

Республика Корея – одна из новых индустриальных стран. Положение Республики Кореи в восточноазиатском регионе. ЭГП страны. Природные условия и ресурсы Кореи. Недостаток топливных ресурсов. Месторождения цветных металлов.

Место страны в международном разделении труда. Изменения в территориальной и отраслевой структуре хозяйства в послевоенные годы. Корейская модель развития экономики. «Экономическое чудо» Кореи.

7, 8, 14, 3

8

Общая характеристика хозяйства КНДР


2

КНДР – коммунистическое государство с централизованной экономикой. Особенности ГП и ЭГП страны. Плановый и распределительный характер экономики. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства КНДР. Проблема экономической изоляции.

Интеграционные процессы на Дальнем Востоке. Перспектива создания зоны свободной торговли между Японией и Республикой Кореей

3, 7, 8, 13
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины транспортное обеспечение внешнеэкономической...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины управление человеческими ресурсами...
Одобрена на заседании кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами»

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРабочая программа учебной дисциплины управление человеческими ресурсами...
Целями освоения учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами» в соответствии с требованиями фгос являются формирование...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconО. В. Терентьева Экономическая и социальная география мира
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина...

Рабочая программа учебной дисциплины \"Экономика и экономическая география Китая, Кореи, Японии\" Направление 032301, «Регионоведение» iconРекомендации по структуре и оформлению Методические указания для...
«Регионоведение» и представляет собой итоговое испытание, в ходе которого устанавливается соответствие подготовленности выпускника...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск