Скачать 329.82 Kb.
|
О культуре здоровья педагога детского сада Культура здоровья воспитателя ДОУ - это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников. Структура культуры здоровья воспитателя включает следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы здоровьесберегающего поведения, а также позитивное отношение к педагогической деятельности в сфере охраны здоровья. Он включает систему ценностных установок на постоянное развитие и непрерывное профессиональное самообразование в области здоровья. Когнитивный компонент формируется за счет знаний и представлений о здоровье и педагогических задачах в данной сфере. Этот компонент характеризуется уровнем теоретических и практических знаний воспитателя, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области формирования здорового образа жизни, знанием факторов риска для здоровья участников воспитательного процесса и технологий их профилактики. Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области формирования здорового образа жизни дошкольников. Большое значение здесь играет умение переводить знания по вопросам формирования здорового образа жизни в область практического применения. Фактором эффективной работы воспитателя в сфере здоровья является способность к самооценке собственной здоровьесберегающей деятельности. Рефлексивный компонент характеризуется способностью оценивать себя, как субъекта здоровьесберегающего педагогического процесса, умением анализировать результаты обучения, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни. Все компоненты имеют критерии оценки и соответствующие показатели. Мы выделили три основных уровня культуры здоровья воспитателя ДОУ: высокий, средний, низкий. Высокий уровень культуры здоровья характеризуется гармоничным развитием всех её компонентов, обеспечивающим эффективную деятельность в области формирования основ здорового образа жизни дошкольников. У воспитателя этого уровня выражены постоянный интерес и профессиональная мотивация к изучению вопросов здорового образа жизни. Присутствует динамичная система знаний по вопросам здоровья, логически взаимосвязанная с системами педагогических, социальных, психологических и гуманитарных знаний. Сформирован комплекс умений и навыков высокопродуктивной деятельности в сфере формирования здорового образ жизни дошкольников. Воспитатели высокого уровня культуры здоровья осознают значимость применения здоровьесберегающих технологий, принимают активное участие в здоровьесберегающем воспитательно-образовательном процессе. Средний уровень культуры здоровья позволяет воспитателю выполнять большинство стандартных требований в сфере здоровьесбережения в воспитательном процессе. Отмечается преобладание периодического интереса к проблемам здорового образа жизни, владение системой психолого-педагогических знаний о средствах, методах и технологиях формирования здорового образа жизни дошкольников. Низкий уровень культуры здоровья характеризуется преимущественно начальной степенью развития ее компонентов, преобладанием ситуативного интереса к проблемам здорового образа жизни. Отмечаются фрагментарные, узкоприкладные знания в области здоровья, не развитая самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Воспитатели этого уровня культуры здоровья признают важность проблемы формирования здорового образа жизни дошкольников, но не проявляют собственной активности в этом процессе. Формирование профессионального здоровья в ДОУ. Пояснительная записка: «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества» Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма. Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспитатель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества. Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов» Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. Основными факторами риска труда педагога являются: - повышенное психоэмоциональное напряжение; - значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; - большой объем интенсивной зрительной работы; - высокая плотность эпидемических контактов. Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога. Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья. Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ - это комплексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны профессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов:
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава. Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы работы с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги. Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ. Срок реализации программы – 1 год Концептуальные положения программы Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Задачи: - сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ; - мотивация педагогов на созидание собственного здоровья; - формирование валеологической компетентности педагогов - обучение навыкам самооздоровления. Основные направления программы Основные направления представлены в виде трех модулей: 1. Диагностический модуль 2. Информационно-познавательный модуль 3. Оздоровительный модуль Содержание программы Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагностики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты: • Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко • Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина • Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. • Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками. Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов посредством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля представлены мероприятия по организации двигательной активности педагогов через спортивные досуги. Принципы реализации программы:
Показатели эффективности программы 1. В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров) ; Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих технологий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников; Психическое здоровье - улучшение психологического климата в коллективе, снижение уровня эмоционального выгорания Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье. 2. Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенствованию 3. Улучшение качества образовательного процесса. Консультация для воспитателей ДОУ «Влияние музыки на здоровье». Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело. Звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния, возбуждение, радость, грусть, и даже панический страх. Музыка влияет на наше настроение, но не только. С её помощью можно даже исцелять людей или помогать им справляться с их недугами! О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека: 1. На духовную сущность человека 2. На интеллект 3. На физическое тело. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с сотворением мира»- так утверждали древние мудрецы. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. Мудрые всегда признавали особую силу звуков Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени; Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, сопутствующие состоянию здоровья и ходу лечения. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. |
Сведения о профессиональных знаниях служащего (указываются в соответствии с разделом 2 должностного регламента, с характеристикой:... | Дмитрий Маркаров: «В узком кругу экспертов есть предложения сделать низкий тариф для простых охотничьих ружей, для двустволок, а... | ||
«Об утверждении СанПиН 4 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы... | Героя Советского Союза И. Н. Конева г о. Самара на основании данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности... | ||
Результаты социологического опроса по выявлению уровня сформированности потребительской культуры жителей Северного Измайлова и основных... | Не кажется ли Вам, читатель, что время невероятно ускорило свой бег и движется воистину стремительно? Мне, например, неоднократно... | ||
Ия доу с семьей для реализации системных обновлений и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования составлены... | Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу) | ||
Оптимальным механизмом для реализации этих требований является деятельность доу по разработке и реализации своей Образовательной... | Под критическим мышлением понимают совокупность качеств, умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры студента... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |