Памятка грамотного потребителя


Скачать 252.3 Kb.
НазваниеПамятка грамотного потребителя
страница1/3
ТипПамятка
filling-form.ru > Договоры > Памятка
  1   2   3


Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 619


Памятка грамотного потребителя

Автор:

ученик 10 «А» класса ГБОУ СОШ № 619,

руководитель:

Куляшова Ю.Н., учитель географии и экологии

Москва

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………..1

  1. Результаты социологического опроса по выявлению уровня сформированности потребительской культуры жителей Северного Измайлова и основных проблем на потребительском рынке…………………………………………………………………5

  2. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения на потребительском рынке……………………………………………..8

  3. Основные проблемы потребителей и пути их решения…………..10

Заключение…………………………………………………………..13

Библиография………………………………………………………..15

Приложения………………………………………………………….16

Введение

Каждый человек практически ежедневно выступает потребителем товаров и услуг, то есть потенциальным или реальным покупателем. В рыночных условиях конкуренции производители и продавцы стремятся склонить на свою сторону как можно больше покупателей, но не всегда это заканчивается благополучно для последних. Продавец создает ситуации, нарушающие права потребителей, а покупатели в силу недостаточной осведомленности о своих правах, то есть потребительской малограмотности, выходят из этих ситуаций пострадавшими.

Зачастую, потребители даже не замечают нарушения их прав. (например, если продавец не выдал кассовый чек) или сами провоцируют ситуацию нарушения их прав продавцом (например, не обращая внимание на срок годности приобретаемого товара). Но какими бы не были причины, проблемы на потребительском рынке существуют, а права потребителей нарушаются. По статистическим данным Префектуры ВАО, за последние 9 месяцев было зафиксировано 210 обращений жителей с жалобами на продавцов и производителей товаров и услуг, а по району Северное Измайлово таких обращений за указанный период было 11 (см. Приложение 1) В Управу же района Северное Измайлово за указанный период было 5 обращений с потребительскими жалобами различного характера.

Как избежать проблем при выборе и покупке товара; как грамотно вести себя, если приобрел некачественный товар; куда обратиться за помощью в случае проблем на потребительском рынке и где узнать свои права? Ответы на эти вопросы есть далеко не у всех жителей нашего района, как показало наше исследование.

Поэтому на наш взгляд актуальным является создание «Памятки грамотного потребителя», предназначенной для разъяснения потребителям алгоритмов грамотного выбора и приобретения товаров и услуг, осведомления потребителей о типичных ситуациях нарушения их прав и различных путях решения проблем на потребительском рынке, с указанием адресов и телефонов «полезных» организаций.

Целью проекта «Памятка грамотного потребителя» является сокращение проблем на потребительском рынке за счет повышения потребительской грамотности жителей Северного Измайлова.

Для достижения поставленной цели решались следующее задачи:

- выявление уровня сформированности потребительской культуры жителей Северного Измайлова по статистическим данным по жалобам населения, предоставленных отделом потребительского рынка и услуг Управы Северного Измайлова, и результатам опроса жителей района;

- выявление основных (наиболее часто встречаемых) проблем на потребительском рынке;

- изучение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения на потребительском рынке;

- создание алгоритмов грамотного выбора и приобретения товаров и услуг, при соблюдении которых снижается риск попадания потребителя в ситуацию нарушения его прав;

- выявление возможных путей решения наиболее актуальных проблем потребителей, связанных с нарушением их прав;

- определение организаций, в чью компетенцию законодательно вменено осуществлять контроль потребительского рынка и оказывать помощь потребителям в случае нарушения их прав.

- создание брошюры «Памятка грамотного потребителя», опубликование ее экспериментального образца и получение отзывов о ее целесообразности и полезности для потребителей у жителей района Северное Измайлово.

- определение себестоимости брошюры для ее тиражирования и распространения среди жителей района Северное Измайлова.
1. Результаты социологического опроса

по выявлению уровня сформированности потребительской культуры жителей Северного Измайлова и основных проблем на потребительском рынке.

Среди жителей района «Северное Измайлово» был проведен опрос, в котором участвовало 54 человека разных возрастных категорий. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Устраивает ли Вас обслуживание в торговых объектах Северного Измайлова?

  2. Обращаете ли Вы внимание на срок годности товара при покупке?

  3. Знаете ли Вы, что обозначает штрих-код?

  4. Знаете ли Вы права потребителей и где они прописаны?

  5. Читали ли Вы Закон РФ «О защите прав потребителей»?

  6. Знаете ли Вы, куда можно обратиться в случае нарушения Ваших прав?

  7. Сталкивались ли Вы с проблемами при покупке товара?

  8. С какими именно проблемами при покупке товара Вы сталкивались?

И вот как распределились ответы:

1. Обслуживание в торговых объектах Северного Измайлова в целом устраивает жителей района, так как 51 (94,4 %) респондент ответил на вопрос положительно.

2. На срок годности товара при покупке обращают внимание 30 респондентов (55,5 %).

3. Со значением штрих-кода знакомы 3 (5 %) из числа опрошенных.

4. Права потребителей и Закон «О защите прав потребителей» знают соответственно 26 респондентов (48 %) и 8 респондентов (15 %).

5. Но при этом никто из опрошенных не читал Закон РФ «О защите прав потребителей».

6. На вопрос «Знаете ли Вы, куда можно обратиться в случае нарушения Ваших прав?»: положительный ответ дали 54 из 54 опрошенных (100%), пояснив при этом, что свои права будут отстаивать в суде.

7. С проблемами при покупке товара сталкивались 11 человек (20,4 %).

Вот как выглядят результаты опроса в диаграммах:


8. Наиболее часто нарекания потребителей вызывают:

- невозможность вернуть в 2-х недельный срок неисправный мобильный телефон по месту его приобретения: 3 человека

- продавец не выдал кассовый чек на товар: 2 человека;

- приобретение товара с истекшим сроком годности: 2 человека;

- несоответствие ценника товару: 6 человек;

- некорректное поведение продавцов: 4 человека.


Таким образом, мы смогли сделать вывод, что уровень потребительской культуры жителей Северного Измайлова сформирован не достаточно для того, чтобы можно было бы говорить о грамотности потребителей. В связи с этим возникают даже те проблемы, которые можно было бы избежать изначально, например, связанные с истечением срока годности товара или с соответствием ценника товару. Выявлено незнание алгоритма выбора и приобретения товаров народного потребления (см. Приложение 2-5), а также неосведомленность о всех возможных путях решения проблем на потребительском рынке.

2. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения на потребительском рынке.
Потребитель и Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 с Изменениями № 234-ФЗ от 25.10.2007

Потребитель – это лицо или организация, потребляющие продукты чьего-либо производства. Заметьте, это не значит покупать, это значит потреблять, что является двумя разными вещами. Потому, придя в магазин, человек уже является потребителем, в независимости от того, покупает он что-то, либо нет.

Основные права потребителя

  • на качество

  • на безопасность

  • на информацию

  • на возмещение ущерба

Законодательство защищает права потребителей и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание основных прав помогает правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.

Право на качество означает, что продавец должен передать покупателю (потребителю) качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) потребитель может предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени потребитель может предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют права потребителя - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.


  1. Основные проблемы потребителей и пути их решения.


В этой главе мы приводим пути решения наиболее актуальных по результатам социологического опроса и данным отдела потребительского рынка и услуг Управы района Северное Измайлово.

Вопрос:

Продавец отказывается принимать по месту покупки неисправный телефон, находящийся на гарантийном обслуживании, отправляя в другой район города, мотивируя это тем, что там находится пункт приема и проверка качества неисправного товара, хотя со дня покупки не истекло 14 дней. Правомерны ли его действия?

Ответ: Нет. Ваше право сдать телефон продавцу. Договор купли-продажи у Вас с магазином.
Вопрос:

Закончился гарантийный срок. Что делать?

Ответ:

В соответствии со ст. 18-23 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении в приобретенном Вами товаре недостатка по истечении гарантийного срока или не установленного гарантийного срока на товар, Вы вправе предъявить претензию продавцу по качеству товара в течение двух лет со дня покупки. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Для начала Вам нужно обратиться к продавцу с претензией (см. Приложение 3, 4, 5) по качеству проданного товара. Возможно, он удовлетворит Ваше требование в добровольном порядке или предложит свой вариант решения вопроса. Но продавец вправе потребовать у Вас доказательства наличия производственного брака, поскольку по истечении гарантийного срока бремя доказательства наличия и причины возникновения недостатка лежит на потребителе. Обычно, под доказательством понимают заключение экспертизы. Если экспертиза докажет, что недостаток имеет производственный, а не эксплуатационный характер, то Вы сможете предъявить продавцу свое законное требование. Помимо удовлетворения требования, продавец будет обязан возместить Вам стоимость экспертизы. В случае необходимости потребитель вправе обратиться с суд (см. приложение 6).

Приблизительную информацию по услугам и ценам на экспертизу различных товаров Вы можете получить здесь http://www.centrekspertiza.ru/uslugi/

Свои вопросы по качеству товаров можно задать на форуме АНО "Центрэкспертиза" http://forum.centrekspertiza.ru/
Вопрос:

Вчера в магазине мне довольно грубо отказали в примерке платья. Менеджер мотивировал это тем, что я уже приходила сюда и примеряла несколько вещей, поэтому мерить мне больше ничего не дадут. Все это происходило в присутствии посторонних людей. Правомерны ли эти действия?

Ответ:

Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками. За несоблюдение данного закона продавец несет административную ответственность.
Вопрос:

В магазинах на ценниках товаров зачастую указываются цена ниже, чем на кассовом чеке. Разница порой бывает весьма значительной. Часто ПОД товаром стоит «чужой» ценник, с одной суммой, а «реальный» ценник находится в другом месте.

Вопрос:

Как быть? Существуют ли законы, защищающие мои права в том, чтобы я получала точную информацию о стоимости товара на ценниках, а не на кассе?? Могу ли я требовать продать мне товар по цене, указанной на ценнике? Это вообще как-то регулируется?

Ответ:

В случае выявления разницы в цене указанной на товаре и подлежащей оплате на кассе, Вы требуете вернуть Вам эту разницу. В основном, ссылаться можно на ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Также Вы можете ссылаться на ст. 10 Закона "О защите прав потребителей".

Заключение.

Это так просто – быть грамотным потребителем: знать свои права, обращать внимание на срок годности товара и целостность упаковки… Скольких проблем это помогло бы избежать покупателям! Но, к сожалению, даже весьма грамотные потребители не всегда пользуются своими знаниями и попадают в конфликтные ситуации.

Данный проект стал попыткой оказать реальную помощь жителям Северного Измайлова – потребителям товаров и услуг путем создания «Памятки грамотного потребителя», целью которой являлось ознакомление потребителей с алгоритмом грамотного выбора и приобретения товара, механизмами решения наиболее актуальных потребительских проблем и адресами и контактными телефонами организаций, в чью компетенцию законодательно вменено осуществлять контроль потребительского рынка и оказывать помощь потребителям в случае нарушения их прав.

Изучение эффективности «Памятки грамотного потребителя» отсрочено по времени, но по данным опроса жителей Северного Измайлова, которым ее экспериментальный образец был предложен для ознакомления, информация, содержащаяся в брошюре, служит реальным напоминанием правильных действий потребителей и содержит полезную информацию в случаях проблемных ситуаций на потребительском рынке. Многие из опрошенных пожелали иметь такую «Памятку».

Поэтому мы тесно сотрудничаем с отделом потребительского рынка и услуг и главой Управы Северного Измайлова Горбуном С.В. для изыскания финансовых возможностей издания данной брошюры, опираясь на расчеты себестоимости (см. Приложение 8) и распространения среди жителей Северного Измайлова силами учащихся нашей школы.

Желаем всем приятных покупок!

Библиография.

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 с Изменениями № 234-ФЗ от 25.10.2007.

  2. Коммерческий словарь /под общ. Ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 1992. – 320 с.

  3. Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества / Пре. С англ. – М.: Дело, 1992. – 96 с.

  4. Шведова И.Ф Азбука для детей и взрослых. – Вып. 1. - (Экономическая серия). – М., 1992. – 64 с.

  5. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. – М.: Нефтехиминвест, 1995. – 688 с.

Приложение 1.

Информация о количестве поступивших жалоб по комплексу потребительского рынка и услуг, поступивших за 9 месяцев 2008 года, в разрезе управ районов ВАО.



Приложение 2.
  1   2   3

Похожие:

Памятка грамотного потребителя iconУчебное пособие федерального проекта «Школа грамотного потребителя»
Что такое собственность? Особенности права собственности в многоквартирном доме

Памятка грамотного потребителя iconУчебное пособие «Школа грамотного потребителя»
Жкх. Собственники более молодого поколения практически совсем не уделяют внимание данной сфере. Их интерес проявляется только в случае,...

Памятка грамотного потребителя iconУчебное пособие «Школа грамотного потребителя»
Жкх. Собственники более молодого поколения практически совсем не уделяют внимание данной сфере. Их интерес проявляется только в случае,...

Памятка грамотного потребителя iconПамятка педагогу дополнительного образования по ведению журнала....
Журнал – государственный учётный, финансовый документ, который требует аккуратного, грамотного и своевременного заполнения одним...

Памятка грамотного потребителя iconВс воздушное судно Потребителя, либо компании-партнера Потребителя....
Ао «рн-аэро Ростов-на-Дону», именуемое в дальнейшем «Оператор», в лице генерального директора Семёнова Александра Георгиевича, действующего...

Памятка грамотного потребителя iconПамятка для потребителя
Прием и выдача документов на технологическое присоединение производится по адресу: Коммунистический проспект, д. 43, «Пункт приема...

Памятка грамотного потребителя iconПамятка потребителя
Проверить целостность упаковки товара (Проверьте наличие накладной на товар в пакете. Приёмка/возврат товара осуществляется в соответствии...

Памятка грамотного потребителя iconРешени е
«хх», действующей в интересах истца Байрамуковой Р. М. к Оао «хх» о взыскании стоимости авиабилета, неустойки за нарушение срока...

Памятка грамотного потребителя iconОбразец претензии потребителя на отказ от договора и возврат уплаченной...
Претензия потребителя об отказе от договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств за некачественный автомобиль

Памятка грамотного потребителя iconСтатья 10 Закона и п. 10 Правил не содержат прямой формулировки "Уголок...
Закона РФ от 07. 02. 1992 n 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск