Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96


НазваниеПрограмма по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96
страница1/27
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27





ДЕТСКИЙ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЛАГЕРЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Управление по делам молодёжи

Межрегиональная общественная организация

«Содействие детскому отдыху»

ДЕТСКИЙ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЛАГЕРЬ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

Сборник статей в помощь организаторам

летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи
Выпуск второй

Москва, 2006 год

Составитель сборника: Г.С. Суховейко, к. п. н., исполнительный директор

МОО «Содействие детскому отдыху»

Редактор: Л..Н. Игнатьева, кандидат педагогических наук


Авторы: Барановская А.Л., Бирюкова Т..А., Геселева Т.М., Джеус А.В., Дмитриева Е.Г., Знаменщикова О.Н., Коняхина Н.Н., Куприянов Б.В., Лаврентьева З.И., Лыхина Е.В., Маслов А.А., Шипунов П..А., авторские коллективы ДОЛ Челябинской области.

Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство.

Сборник статей. М.: ЦГЛ, 2006.- 240 с.

Выпуск второй


В сборнике представлены статьи учёных, организаторов детского и молодёжного оздоровительного отдыха, руководителей и специалистов детских оздоровительных лагерей разных типов и форм собственности, программы их деятельности.

Данный сборник статей продолжает и развивает тематику первой книги с одноимённым названием, изданной в декабре 2005 года. Надеемся, что сборник найдёт своего читателя и будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

Выражаем благодарность всем авторам статей.

Содержание:
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА


Тенденции развития лагерного движения в современной России. 4

От целевой федеральной программы «Дети России» к Национальным проектам 9

Авторские лагеря как воспитательные организации 13

Cоциально-педагогический потенциал детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря 21

Формы взаимодействия детских оздоровительных лагерей Челябинской области. Фестиваль «Дружба лагерей» 48

Система личностного роста. Из опыта работы детского оздоровительного лагеря «Ямал» 52

Молодежные смены «Ямала» 79

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82

Программа «Академия лесных наук» 96

Программа «Наше лето вокруг света» - 2006 г. 124

Вожатый – старт в профессию. 153

Разговоры с вожатыми-новичками 203

Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях в условиях высшего дополнительного образования. 216

Великие и ужасные методические материалы, или почему мы не читаем лекций вожатым 219


А. В. Джеус,

к. пс. н., генеральный директор ВДЦ «Орлёнок»,

президент МОО «Содействие детскому отдыху»

Тенденции развития лагерного движения в современной России.


Позитивно то, что благодаря усилиям многих энтузиастов, в том числе и нашей организации "Содействие детскому отдыху", сохранена система лагерного движения в России, которая, хотя бы частично, способна компенсировать ребенку дефицит общения в коллективе сверстников, позволяет оторваться от дома, семьи, привычных стереотипов, что создает условия для испытания себя в новой обстановке, для определения своих сильных и слабых сторон. Этот тезис подтверждается принятыми в 2004 году поправками в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Впервые в правовое поле введено понятие "отдых и оздоровление". Его социальная значимость заключается в том, что отдых и оздоровление детей провозглашаются сферой государственных интересов Российской Федерации и пользуются государственной поддержкой.

Особую актуальность данная сфера деятельности, я уверен, приобретет в связи с началом осуществления приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". На первом этапе их осуществления не говорится о деятельности детских лагерей и оздоровительных центрах. Но развитие проектов потребует серьезного пересмотра содержания деятельности коллективов учреждений детского отдыха и оздоровления. Наша организация, не дожидаясь указаний сверху, должна включиться в разработку концепции осуществления проектов в непрерывном процессе развития и воспитания детей, подростков и молодежи. Именно у нас накоплен огромный опыт дополнительного образования и оздоровления детей. Мы внимательно следим и анализируем тенденции развития детского лагерного движения, которое в России переживает непростое время.

Возникло несколько типов и видов учреждений, решающих данную проблему. Многие из них появились сравнительно недавно, и их деятельность регламентируется заказчиками, такими, как творческие союзы, ассоциации, общества, организации и т.п.

К этим учреждениям относятся: международные и всероссийские детские центры; социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера; лагеря детских и юношеских организаций; профильные лагеря; лагеря актива пионерских и других детских организаций; летние базы внешкольных учреждений; малые академии; летние школы; компьютерные лагеря; детские и юношеские туристические лагеря; лагеря юных талантов; лагеря "на воде", "на колесах"; детские круизы; лагеря-экспедиции; семейные дома отдыха; оздоровительные площадки; разновозрастные отряды; лагеря ученических производственных бригад; летние полевые станы; летние базы школьных лесничеств. Становление новой системы организации школьных каникул предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки тех положительных изменений, которые происходят в деятельности детских лагерей и центров, региональных общественных объединений организаторов лагерного движения.

Главная цель содержания летнего органи­зованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать по возможности такие усло­вия и психологический климат, в которых ребенок су­мел бы максимально осмыслить свою индивидуаль­ность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.

Показателем эффективности многих детских лаге­рей становится комплекс образовательных, досуговых, медицинских, психологических, физкультурно - спортивных, бытовых и других услуг, способных привлечь внимание клиентов (родителей, самих ребят) к кон­кретному детскому лагерю. Другими словами, появляется и будет с каждым годом усиливаться рынок организованного детского отдыха и оз­доровления. Вместе с тем, к сожалению, очень слабо развита нормативно-правовая база организации этого отдыха.

Коммерциализация летнего отдыха и оздоровления в значительной степени снизит возможности для детей из среднего слоя общества, составляющих 83 % населения России, и практически лишит такой возможности детей из малообеспеченных семей. Мы обязаны добиться, чтобы летний отдых и оздоровление по-прежнему были доступными основной части детского населения России. Единственный выход в этом направлении – включение категории "отдых и оздоровление" в содержание национальный проектов, о которых я говорил выше.

Отнесение детских оздоровительных комплексов, лагерей и центров к системе дополнительного образования детей будет стимули­ровать появление профильных лагерей по предметным направлениям образования школьников: компьютерных, математических, литератур­ных, языковых и т.п. Основная функция подобных лагерей - расшире­ние образовательных возможностей детей и подростков, формирование репетиционной образовательной сферы основного среднего образова­ния.

Наибольшую тревогу в российском обществе вызывает группа детей 14-17 лет, так называемая группа "риска". Именно в этой возрастной группе активно развивается маргинальность, девиантные и асоциальные проявления, национализм, наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Для данной возрастной группы в государст­венном секторе практически не предусмотрены рекреационные зоны развития, связан­ные с гражданским образованием и оздоровлением. Этим детям практически недоступны летние детские лагеря (возраст детей в детских лагерях 8-14 лет), после школы и в каникулярное время они предоставлены сами себе. Для большинства 14-17-летних де­тей невозможен коммерческий отдых и туризм. Эту проблему необходимо решать.

Интеграция детского лагерного движения России в мировое со­общество приведет в конечном итоге к появлению альтернативных для современной России форм организации летнего отдыха: лагерей при­ключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на три­дцать - сорок детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей и т.п.

Значительный потенциал летнего отдыха составят лагеря, на­правленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровле­ние детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Безусловно, в ближайшие годы начнут появляться детские лаге­ря крупнейших детских и молодежных организаций для привлечения подростков и молодежи в ряды организаций. В подобных лагерях будут отрабатываться, прежде всего, технологии лидерской направленности, формироваться сквозное лидерское звено для выращивания руководи­телей и политиков будущего государства. В этом же направлении будут развиваться профилированные детские лагеря: юных инспекторов дви­жения, учащихся кадетских школ, юных спасателей и т.п. Это объясняется тем, что в значительной степени необходимо укреплять содержание гражданского воспитания, направленного на формирование ценности служения Отечеству, что в период реформирования практиче­ски утеряно в практике работы современных детских оздоровительных лагерей. Ориентиром в этом направлении работы станет проект стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации

Значительный потенциал организованного развивающего отды­ха для детей и молодежи заложен в укрепляющемся фестивальном дет­ском движении, позволяющем каждому ребенку, добившемуся опреде­ленных успехов в каком - то из видов деятельности, продемонстриро­вать себя и заявить о себе как одаренном человеке. Это позитивный процесс, требующий всемерной поддержки как со стороны государства, так и со стороны наиболее передовой интеллигенции, деятелей культу­ры, искусства, бизнеса, так как именно он создает перспективу разви­тия отечественной культуры во всех ее направлениях. Вместе с тем, именно в этом направлении работы с детьми практически наименьший педагогический опыт, требующий еще осмысления и разработки. Ода­ренный ребенок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания.

Анализируя деятельность МОО «Содействие детскому отдыху» в период подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2006 года, стоит отметить следующие тенденции:

Во-первых, у членов нашей организации возросло желание профессионально общаться и обмениваться опытом работы. Прошли интересные семинары в Тюмени на базе «Ребячьей республики», в Новосибирске в лагере «Олимпиец», в Омске – на базе «Фабрики вожатых», в Челябинске на базе детского оздоровительного комплекса «Уральская берёзка». Побывали друг у друга в гостях специалисты лагерей Перми и Тюмени, Новосибирска и Омска.

Во-вторых, заметно активизируется в отдельных регионах взаимодействие учреждений детского отдыха с органами государственной власти при активном участии наших региональных отделений. Представители организации участвовали в окружном совещании по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в Приволжском федеральном округе, проходившем в Республике Марий Эл, расширенном заседании межведомственной комиссии с участием руководителей муниципальных образований в Челябинской области. Контакты на таком уровне полезны, потому что предоставляется возможность заострить внимание на существующих проблемах, предложить пути их решения.

В-третьих, идёт, хотя ещё не так быстро, как хотелось бы, процесс укрепления позиций организации за счёт роста её рядов. В 2006 году созданы региональные отделения «Содействия детскому отдыху» в Республике Татарстан, в Орловской, Рязанской, Костромской, Тульской, Иркутской, Курганской, Псковской, Вологодской, Камчатской, Ленинградской, Самарской, Мурманской, Нижегородской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. О позитивном влиянии организации говорит и тот факт, что на V Всероссийскую встречу здесь в «Премьере» собрались представители 33 регионов.

В-четвертых, организация способствует отбору, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров детских лагерей через оповещение о курсах повышения квалификации в региональных отделениях организации. В этом направлении "Орленок" готов оказывать всем желающим качественную помощь в проведении курсов повышения квалификации начальников детских лагерей, старших вожатых и воспитателей на базе нашего межотраслевого регионального центра повышения квалификации специалистов с выдачей свидетельств государственного образца. Наши программы дополнительного образования взрослых прошли государственное лицензирование, аттестацию и аккредитацию, о чем мы имеем соответствующие документы.

Надеемся, что Всероссийский детский центр «Орленок» по-прежнему будет занимать одно из ведущих мест в развитии детского лагерного движения России. По своему нынешнему официальному статусу наш Центр - многопрофильное комплексное образовательное учреждение.

Пожалуй, главным результатом в нашей работе является то, что каждый подросток может раскрыть свои способности, добиться успеха, значимого для себя и для других.

Сейчас коллектив центра серьезно занят разработкой программ по осуществлению в работе с детьми приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение".

  • Более половины программ разработано и осуществляется в сотрудничестве с региональными органами по делам молодежи. Каждая из программ ориентирована на оказание помощи регионам в реализации содержания государственной молодежной политики, в основе которой проект Стратегии государственной молодежной политики. Участие детей в этих программах является средством формирования у них, представителей всех наций и народностей современной России, ценностей толерантных отношений

  • Каждая вторая программа носит опытно – экспериментальный, инновационный характер и направлена на поиск нового педагогического содержания работы с современными подростками. Одним из основных направлений подобного поиска стали смены досугово - оздоровительного характера. Активно стали использоваться технологии информационного обеспечения воспитательного и оздоровительного процесса в центре.

Независимо от статуса и уровня смен в каждой из них обеспечивается программа лидерского образования, направленная на приобретение подростками лидерского опыта  в этом историческая миссия Центра, которую мы бережно поддерживаем и развиваем. В Центре разработана и начала свое осуществление программа "Ищу себя в будущем". В течение лета прошли две социальные акции: "Хочу гордиться своей Родиной" и "Хочу управлять своим государством". В акциях приняли участие более 5 тысяч подростков. А победителей принимали руководители Краснодарского края А.Н. Ткачев и В.А Бекетов, глава Туапсинского района В.В. Кошель. Программа поддержана администрацией Краснодарского края для осуществления в школах и детских лагерях.

Понимая значимость профилактики безнадзорности детей и подростков, мы уже пять лет на своей базе проводим смену "Клубное кольцо России", готовим кадры специалистов для работы в клубах по месту жительства. Подобная государственная поддержка привела к тому, что в стране работает более 50 тысяч подобных учреждений. Они создают условия для нормального развития и воспитания детей, снижая возможность их попадания в преступные и девиантные группировки молодежи.

Сейчас мы делаем все для развития движения юных инспекторов движения, юных пожарных, юных спасателей, то есть тех объединений для детей, подростков и молодежи, которые научат их вести себя в современном социуме и в сложных природных и техногенных ситуациях, сохранят жизнь и здоровье молодому поколению. Примером этому служит программа "Я – гражданин России", в рамках которой состоялись встреча и мастер - класс по выборам Президента России с Председателем Центральной избирательной комиссии страны Александром Альбертовичем Вешняковым.

Где и в каком образовательном учреждении можно сегодня осуществить такое количество социальных проектов для детей и молодежи России?

Интеграция системы детского отдыха российских детей в международное лагерное движение потребовало от нас создания дирекции морских, туристских и спортивно - оздоровительных программ, которая призвана обеспечить реализацию новых для нас видов занятий детей: серфинг, дайвинг, яхтинг, морские и пешие походы, занятия горным альпинизмом, аквааэробика, другие необычные виды спорта и развлечений. Теперь ребята могут понырять с маской, походить на серфингах и яхтах, поработать на станках на судоверфи, сходить в горы, преодолеть скальный участок на альпинистской подвеске, покататься на лошадях.

К нам пристальное внимание со стороны многих международных центров: детской дипломатии, Директората по делам молодежи и спорту Совета Европы, российско-германского Совета по молодежным обменам в сфере государственной молодежной политики, Международного конгресса лагерного движения, ЮНИСЕФ и др. У нас работает два прошедших специальную подготовку тренера по лидерским технологиям Совета Европы.

Общественный характер нашей организации – безусловная ценность. Мы видим, что привлечение общественности к разрешению проблем реформируемой России становится приоритетом в деятельности современного государства. Создание общественной палаты, привлечение ее членов к осуществлению национальных проектов ярко доказывает это. Думаю, что наша организация и региональные отделения тоже станут активными участниками и реализаторами этих проектов. Потому что каждый из них так или иначе, связан с проблемами деятельности современного детского лагеря. Возможно, благодаря именно этому направлению, мы сможем решить хотя бы часть наших проблем.
Е. Г. Дмитриева,

директор департамента по молодёжной политике

администрации Ямало-Ненецкого автономного округа


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconПрограмма по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96
Авторы: Барановская А. Л., Бирюкова т а., Геселева Т. М., Джеус А. В., Дмитриева Е. Г., Знаменщикова О. Н., Коняхина Н. Н., Куприянов...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconР. Р. Салимзяновой Казань: чоу впо академия социального образования,...
Программа предназначена для обеспечения проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена «Гражданское право. Гражданское...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconР. Р. Салимзяновой Казань: чоу впо академия социального образования,...
Программа предназначена для обеспечения проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена «Гражданское право. Гражданское...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconПрограмма подготовки специалистов среднего звена (ппссз) по специальности...
Пм 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconРабочая программа учебной дисциплины од. 02. 04 Перспектива для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconПрограмма художественной школы, дети 9-17, платная
Предпрофессиональные программы «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» дети 7-8 лет (1-2 классы) бюджет

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconРоссийский гуманитарный научный фонд академия наук
Российский гуманитарный научный фонд (ргнф) и Академия наук Молдовы (анм) в соответствии с заключенным между ними соглашением о сотрудничестве...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconПособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2-е издание Москва «Просвещение» 2011
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Проевещепте»

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconНастоящее трёхстороннее Соглашение, заключено между
Европейской Академией Естественных Наук, в лице президента академии Тыминского В. Г., действующего на основании Устава (далее –Академия...

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 iconПрограмма «Ассорти» объединения декоративно-прикладного творчества «золотая игла»
Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск