Скачать 256.79 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА Утверждено на педагогическом совете Директор ДДТ ___________С.А. Калипанова «___»______________________ 2011 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ассорти» ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ЗОЛОТАЯ ИГЛА» Возрастной состав: 7-10 лет, продолжительность образовательного процесса: 2 года Автор: Захарова Нонна Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории Пояснительная записка. Введение. Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий в объединении, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания декоративно-прикладного творчества на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу. Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с обучающимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых разных времён. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойства, вводят начинающего мастера в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий декоративной работой последовательно и целенаправленно формируется у обучающихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. Актуальность программы. В концепции модернизации дополнительного образования обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. Исходя из практической деятельности, дополнительная образовательная программа "Ассорти" составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию. Программа "Ассорти» является по содержанию художественной; по функциональному предназначению - прикладной; по времени реализации - двухгодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей младшего школьного возраста с элементами дизайна, различными видами декоративно - прикладного искусства, современного хенд мейда. Новизна. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках развивающего труда и технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время. Образовательная программа "Ассорти" разработана с учётом современных образовательных технологий. Принципы обучения:
Цели и задачи программы. Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Задачи:
Отличительные особенности программы. Настоящая дополнительная образовательная программа разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013г.г., программы образовательной области «Технология» для общеобразовательных школ, в которой совсем не уделяется внимания современным видам декоративно-прикладного искусства и современным видам хенд мейда: бисероплетение, декупаж, граттаж, ганутель, скрапбукин и др. Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ, соотносится со школьной программой «Технология», методами и формами работы в данной образовательной области. Однако, программа, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники выше перечисленных видов декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей: рисование, математика. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения. На освоение программы отводится: 1-й год обучения – 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа); 2-ой год обучения – 144часа в год (2 раза в неделю по 2 часа); Программа рассчитана на обучения детей с 7 лет. Группы первого года обучения комплектуются в количестве 15 человек, второго по 10 - 12 учащихся. Формы проведения занятий. Обучение осуществляется через проведение кружковых занятий, посещение выставок, участие в конкурсах, викторинах, «предметные гостиные», встречи с интересными людьми. Для более эффективной реализации содержания программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить кружковцам теоретический материал, формировать определённые умения и навыки в области декоративно прикладного творчества. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройдённого материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным проектом, коллективной работой. По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:
Методы и средства обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии. Предполагаемые результаты: По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
Итогом годовой работы учащихся – является выставка творческих работ обучающихся, на которую приглашаются учащиеся объединений МОУ ДОД ДДТ, родители, гости. С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация: I уровень – репродуктивный с помощью педагога; II уровень – репродуктивный без помощи педагога; III уровень – продуктивный; IV уровень – творческий. Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. I. Промежуточный контроль.
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогическое наблюдение, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкеты для родителей, психологические тесты и методики, методы математической статистики. Основания для осуществления контроля:
Для удобства хранения, наглядности, систематизации сведений о творческой деятельности учащегося, его личностных достижений ведутся электронные тетради успешности. В «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы обучающихся и педагога дополнительного образования. II. Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение итоговой работы. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов. Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе «Ассорти». Занятие прикладным творчеством требует отдельного рабочего места для каждого ученика. Материально-техническое обеспечение:
Учебно-тематическое планирование. Первый год обучения.
Содержание программы первого года обучения. Вводное занятие. Теоретическая часть. Правила поведения учащихся в ДДТ. Изучение инструкций ТБ и ПБ. Введение в дополнительную образовательную программу объединения. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Традиции объединения, Дворца детского творчества. В мире декоративно-прикладного творчества. Тематическое занятие «Лубочные картинки». Графическое народное искусство. Русские «Потешные листы». Русская Серебряная Палата. Знакомство с декоративными способами передачи изображения, формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству. Раздел I. «Бумажный мир». Материалы, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Тема 1. Бумага и картон. Теоретическая часть. Виды и свойства бумаги и картона. Инструменты, способы измерения, виды клея. Способы соединения деталей. Практическая часть. Зарисовки на бумаге различной фактуры: рисунок на мятой бумаге, рисунок на влажной бумаге, рисунок на гофрированной бумаге. Декоративные линии (зигзаг, петелька). Выполнение рисунка дерева с использованием декоративных линий и фактуры бумаги. Тема 2. Вырезание. Теоретическая часть. Способы вырезания квадрата, круга, силуэтное, симметричное вырезание. История силуэтного вырезания. Технология. Понятие симметрии. Контраст. Практическая часть. Изготовление аппликации из двенадцати кругов «Краб», открытки-трансформера «Ромашка-конверт». Тема 3. Сгибы и складки. Теоретическая часть. Способы разметки. Линии сгиба. Подрезы и разрезы. Сочетание объёмных и плоских форм. Практическая часть Примерные изделия Барашек из салфеток. Цветы из квадратиков («Классное Дерево» с фотографиями исполнителей) Закладки плоские и объёмные. Тема 4. Гофрирование. Теоретическая часть. Приёмы складывания, скручивания. Приспособления для гофрирования. Сочетание объёмных и плоских деталей изделия. Практическая часть. Примерные изделия. «Летучая рыба» - изделие с гофрированными плавниками и плоским туловищем. «Ангел» из конусов с гофрированными крыльями. Тема 5. Мозаика. Теоретическая часть. История Виды мозаик и современные тенденции этого декоративного направления (яичная скорлупа, опилки, бумага, салфетки, семена). Изготовление шаблонов. Стиль «фристайл». Практическая часть. Изготовление плоской мозаики из рваной двусторонней цветной бумаги «Клумба», объёмной композиции «Гусь на озере». Тема 6. Торцевание. Теоретическая часть. Способы накручивания бумаги и простейшие приспособления. Виды клея. Использование готовых и самодельных шаблонов. Практическая часть. Изготовление скрап открытки «Сердце». Тема 7. Домики и замки. Теоретическая часть. Способы построения чертежа четырёхстороннего домика. Использование спичечных коробков, картонных коробок. Бумажный декор. Декоративное оформление бусинами и лентами. Практическая часть. Коллективная работа «Сказочный замок» из бумаги и картона разных фактур. Бумажный декор. Тема 8. Заключительное занятие по теме «Бумажный мир». Теоретическая часть. Тематическое занятие «Мой бумажный город» Практическая часть. Выставка работ. Коллективная композиция «Бумажный город». Раздел II. Квиллинг. Тема 1. Бумагокручение. Теоретическая часть. Способы простейшего квиллинга. Инструменты и приспособления. Технология изготовления основных (лист, круг, глаз, звезда) элементов. Практическая часть. Изготовление панно «Виноград» с использованием элементов «лист», круг». Изготовление «Цветочной» открытки с использование элементов «глаз», «изогнутый лист», «звезда. Изготовление декоративной «Рыбки» с применением выбранных элементов. Тема 2. Снежный квиллинг. Теоретическая часть. Способы соединения бумажных элементов между собой. Использование шаблонов для квиллинга. Создание шаблона. Практическая часть. Изготовление плоских и объёмных снежинок. Украшения из фантиков в технике квиллинг. Изготовление открытки из гофрированного картона «Ёлка». Раздел III. Тканепластика. Тема 1. Русская примитивная кукла. Теоретическая часть. История возникновения и технология изготовления русской примитивной куклы (без отрыва нити, бесшовной). Виды и свойства хлопчатобумажной ткани. Практическая часть. Изготовление тканевой игрушки-дружка «Зайчик на пальчик» из прямоугольного куска ткани. Тема 2. Русские куклы-обереги. Теоретическая часть. Тематическое занятие «Бабушкина кукла». История и традиции русской обереговой куклы («Кубышка», «Зернушка» «Пеленашка»). Практическая часть. Рождественский ангел из квадрата ткани. Декор лентами. Раздел IV. Природный материал. Тема 1. Мозаика из цветных опилок. Теоретическая часть. Технология окрашивания осиновых и березовых опилок. Клеевые аэрозоли и технология их использования. Применение шаблона - основы. Использование бархатной и ворсистой бумаги и картона. Практическая часть. Изготовление панно «Мой мишка» из цветных опилок. Оформление в раму из гофрированного картона. Тема 2. Мозаика из яичной скорлупы. Декупаж. Теоретическая часть. Технология приготовления скорлупы для работы. Окрашивание. Технология изготовления прямого декупажа. Материалы и приспособления. Лакирование и сушка. Практическая часть. Прямой декупаж на мозаике из яичной скорлупы. «Тарелка с фруктами», «Цветы». Декупаж на бутылке с декорированием мозаикой из крашеной скорлупы, либо кракелюрное тонирование. Раздел V. Солёное тесто. Теоретическая часть. Рецепты теста. Пластические свойства солёного теста, температурный режим при сушке. Способы обжига. Глазурирование солью. Шаблоны. Сочетание различных материалов и способы их соединения. Практическая часть. Приготовление солёного теста (рецепты). Пробные модели. Воздушная сушка. Раскрашивание. Творческие работы. «Фрукты», «Булочная», панно «Улитка, «Коты». Раздел VI. Бисеропластика. Тема 1. Французское круговое плетение на проволоке. Теоретическая часть. Виды бусин. Материалы и инструменты. Проволока и леска для плетения по кругу. Схемы и образцы. Способы начала и окончания работы. Практическая часть. Цветы из бисера в технике кругового плетения (мак, ромашка, лютик, лист, ромашка). Композиция «Букет для мамы». Декор органзой, сеткой, лентами. Флористика. Тема 2 Параллельное плетение на проволоке. Теоретическая часть. Калибровка бусин. Знакомство со схемами плетение. Чтение и составление схем. Практическая часть. Панно «Подводный мир», «Знаки Зодиака». Оформление готовой работы в рамку из ракушек. Декор звёздного неба бисером и поетками. Тема 3.Тематическое занятие «В Солнечном царстве - Космическом государстве». Теоретическая часть. Викторина ко дню Космонавтики. Практическая часть. Коллективная работа в технике кругового и параллельного плетения «Галактика». Раздел VII. Итоговая выставка работ «Цветное ассорти». Создание детского жюри. Оформление авторских уголков и коллективных композиций. Приз зрительских симпатий. Раздел VIII. В течение учебного года проводить выставки работ по итогам пройденных тем. Оформлять готовые работы, готовить к экспонированию. Проводить экскурсии по объединениям ДДТ, участвовать в конкурсах ДДТ по профилю объединения. Учебно-тематический план второго года обучения.
Содержание программы второго года обучения. Вводное занятие. Тематическое занятие «Легенды о цветах». Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ и Пб. Классификация цвета по группам. Таблицы сочетаемости цветов. Смешанные цвета. Японская легенда о цветах. Раздел I. Складывание из бумаги и ткани. Тема 1. Оригами. Теоретическая часть. Японское искусство складывания из бумаги. Базовые детали и элементы. Чтение схем. Изготовление шаблонов. Способы разметки листа. Практическая часть. Изготовление элементов: лист, крыло, модуль. Изготовление на основе базовых элементов рыбы, лягушки, журавля, гнома, тюльпана. Декоративное изделие из отдельных модулей («Ангел», «Одуванчик», «Шмель»). Тема 1.Цзумами. Теоретическая часть. Японское искусство складывания из ткани. Технология изготовления лепестков из квадратов. Способы соединения в цветок. Соединение модулей клеем и нитками. Практическая часть. Изготовление шаблонов. Крой деталей. Различные варианты складывания при помощи пинцета. Примерное изделие. «Бабочка на цветке», «Стрекоза». Раздел II. Объёмный квиллинг. Теоретическая часть. Объёмный квиллинг (петельный, извилистый). Технология скручивания, элементы соединения, многофигурные соединения. Виды материалов для квиллинга (двусторонняя бумага, квиллинг полоски, гофрированный картон, креп, перламутровый картон). Материалы и приспособления. Шаблоны. Практическая часть. Изготовление элементов объёмного квиллинга. Соединение их в единое изделие. Композиция «Дерево счастья» из бахромчатых цветов. Композиция «Лесные жители» из разноцветных скрученных модулей. Выставка работ по итогам изучения раздела. Оформление авторских уголков и совместных композиций. Раздел III. Айрис фолдинг (радужное складывание). Теоретическая часть. Технология «Радужного складывания» из Голландии. Шаблоны. Составление схем. Последовательность склеивания. Оформление готовых работ. Практическая часть. Изготовление шаблона основы. Расчёт полос и количества используемых видов бумаги. Крепление скотчем или клеем. Изготовление панно «Ёлка» из трёх цветов бумаги. Открытка «Сердце» из бумаги и перламутрового картона. Панно «Дельфин» или «Утка» с использованием материала и цветов по выбору. Раздел IY. Тканепластика. Тема1 Цветы из ткани. Теоретическая часть. Цветы из ткани. Технология изготовления многослойных цветов из драпа и флиса. Изготовление шаблонов лепестков и листьев. Материал для тычинок и чашелистиков. Использование цветной проволоки. Цветы из квадратов, овалов. Практическая часть. Изготовление объемных тюльпанов, подсолнухов, хризантем. Композиция из них. Тема 2. Коллаж из ткани. Теоретическая часть. Технология изготовления «Мусорной пиццы». Тканевый коллаж с использованием газет. Практическая часть. Творческая работа в технике клеевого коллажа с использованием различных материалов (ткань, бумага, картон, природный материал) на тему «Мой город», «Мой двор». Раздел V. Ганутель. Теоретическая часть. Техника декорирования пружинок. Способы заполнения пространства внутри петли.. Технология соединения и крепления деталейш. Практическая часть. Декоративная работа. «Фуксия». Оформление готовой работы в картонное паспарту. Раздел VI. Скрапбукинг. Теоретическая часть. История. Стили и направления. Винтаж, Европейский, Американский, Фристайл, Классический. Характерные особенности стилей. Использование в скрапе навыков приобретённых ранее (квиллинг, айрис фолдинг, бисеропластика, ганутель). Значимость декора. Использование бусин, пуговиц, объёмных мелочей. Тематическое занятие «Большая жизнь маленькой пуговицы». Практическая часть. Изготовление открытки «Винтаж», фотоальбома «Путешествие», скрап коробочки «Тортик», конвертиков с секретом, пасхальных сувениров, оформление блокнота кулинарных рецептов. Проведение конкурса пасхальных открыток. Раздел VII. Итоговая выставка работ. Оформление работ. Организация деятельности детского жюри. Раздел YII. Участие в конкурсах, экскурсия в городскую картинную галерею. Список литературы. Официально-документальные материалы:
Книги:
Сайты:
|
Городской конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда» (далее: Конкурс) проводится ежегодно... | Выставка декоративно-прикладного творчества «Творческое вдохновение» (далее – Выставка) проводится в рамках реализации дополнительных... | ||
Пм 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства | Итоговый протокол о проведении областного этапа Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства... | ||
Развитие познавательной активности учащихся и совершенствование у них навыков декоративно-прикладного и технического творчества | Открытый городской фестиваль декоративно-прикладного творчества «с новым годом, Чебоксары!» | ||
Целью Выставки является создание условий для выявления и развития способностей детей и юношества в различных направлениях декоративно-прикладного... | О проведении IV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» | ||
Г. Челябинска» от 16. 11. 2016 №45-2 «О проведении районного этапа городского конкурса творческих работ «Новогодний переполох», с... | Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения городского конкурса декоративно-прикладного творчества детей... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |