Скачать 0.53 Mb.
|
ББК 74.27(2Рос) Г 83 Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие, -М.: Педагогическое общество России, 2002— 80 с. ISBN 5-93134-164-1 Данное методическое пособие предназначено в помощь вожатому, педагогу детского оздоровительного лагеря и является действенным средством для наработки практического опыта — но только в одном случае: если внимательно прочесть все, о чем там написано, и пунктуально заполнить все графики и планы, которые там начертаны. И тогда в ходе лагерной смены вожатый ощутит, что работать ему становится все легче и интереснее и что заповедь: «Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя»—это не просто красивые слова. ББК 74.27(2Рос) © Григоренко Ю.Н., 2002. © Педагогическое общество России, 2002. ISBN 5-93134-164-1 ...Всего лишь одна лагерная смена, всего 26 дней. А для ребят — целая жизнь, а для вожатых — эпоха. Эпоха познания, испытания, утверждения. Познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям Дневник является для вожатого основным педагогическим отчетным документом. Каждый вожатый должен вести дневник, образец которого прилагается. Педагогический совет детского оздоровительного лагеря ставит перед собой основную задачу — оздоровление детей. Для выполнения этой задачи каждый вожатый изучает контингент детей своего отряда, их анкетные и медицинские данные; намечает формы и методы воспитательного воздействия. Выбрав совет отряда, вожатый разрабатывает перспективный, план подготовки и проведения как отрядных дел, так и общелагерных. Кроме того, составляется план работы отряда на каждый день. В конце дня вожатый должен проанализировать его выполнение, уделив внимание отношениям детей к проведенным мероприятиям. Дать оценку деятельности детей, отметив положительные и отрицательные ее моменты. В педагогическом дневнике нужно интересно и грамотно отразить поведение детей в, коллективе, их взаимодействие между собой, отношение к вожатому, к педагогу. «Ребенком никогда не следует командовать, а всегда говорить с ним так же вежливо, как со взрослым, для того, чтобы и его самого научить вежливости.» Эллен Кей ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО - ВОСПИТАТЕЛЯ * Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). * Ищи истину вместе с ребенком. * Старайся ничему не учить ребенка напрямую — учись сам. * Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. * Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. * Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным. * Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя. ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ ОТ ДЭВИДА ЛЬЮИСА * Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. * Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. * Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. * Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. * Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. * Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. * Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. * Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. * Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. * Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. * Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ В.А. КАРАКОВСКОГО * Главная цель воспитания — счастливый человек. * Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе. * Воспитание без уважения — подавление. * Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству. * Говори, что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно. * Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем». * Не будь занудой: не ной и не паникуй - лучше трудно, чем нудно. * Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей. * Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. * Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (По материалам МДЦ «Артек») Педагогический анализ — действенное средство повышения качества образовательного, воспитательного процесса; в анализе воспитательной работы, прежде всего, фиксируются положительные результаты — закрепляются формы, методы, приемы с помощью которых они были достигнуты, предотвращается повторение ошибок, создаются реальные условия для обоснованного планирования. Всесторонний и глубокий анализ воспитательной работы позволяет продумать и оценить ее с основных требований — обшепедагогических, методических. Каждая из этих сторон имеет задачи, свою специфику и может анализироваться самостоятельно. Так при анализе педагогический акцент делается на содержание процесса, его организацию, приемы и методы проведения воспитательной работы, его результативность. Предметом педагогического анализа становятся вопросы, связанные с учетом психологических состояний, эмоционально-волевых сторон личности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей коллектива, прежде всего анализ прожитого дня (анализ отдельных педагогических воздействий на личность, анализ деятельности отдельных дел). Чтобы анализ был действенным, необходимо хорошо знать педагогические требования к анализу и следовать этим требованиям в своей практике, анализируя и оценивая работу. Педагогические требования Непрерывность анализа — каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требует немедленной оценки для определенного характера последующих действий: Глубина — анализируя события, факты, дело, необходимо видеть суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положительном или отрицательном отношении на качество: систематичность и последовательность — анализировать не случайные эпизоды, факты, а видеть явления в связи развитии, движении. Конструктивность — критически осмысленное явление, искать в нем элементы, способствующие его развитию. Объективность — реально оценивать труд вожатого, детей, вложенный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями. Анализ дня в организационный период 1. Анализ выполнения поставленных задач: а) Насколько деятельность, организованная в группе, способствовала решению поставленных задач? Как в этих делах проявили себя дети? б) Кто стал организатором? Как ему удалась эта роль? в) Как проявились интересы, способности, склонности детей? Каким видам деятельности они отдают предпочтение? г) Как проявляются моральные качества детей, черты характера, как складываются отношения между ними? Есть ли неформальные группы? Отношения внутри этих групп. Отношения между девочками и мальчиками. 2. Как подростки воспринимают требования распорядка дня? Принимают их? Проявляют готовность выполнять? Кто из ребят требует особой индивидуальной работы. Почему? Предлагаемые действия в отношении их. Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность. Какие методы, приемы используются для изучения детей? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы. Анализ дня в основной и заключительный период 1. Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день способствовали выполнению поставленных задач? 2. Удалось ли решить поставленные задачи (воспитательные, познавательные, развивающие, организационные)? Как развиваются отношения в группе: * между лидерами (официальными и неформальными) и остальными ребятами; * между группами; * внутри группировок; * между мальчиками и девочками; * как меняется состояние коллектива, его настрой на дела? 3. Какие методы используются для решения поставленных задач? Как реагируют дети на них? Их эффективность. Что необходимо предпринять, чтобы закрепить эффект? 4. Какие методы, приемы используются для сбора информации о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отношениях? Результаты. Выводы. Оценки. Перспективы. В педагогических анализах за день вожатые должны стремиться осмыслить деятельность, направленную на формирование личности ребенка, поступков, отношений между сверстниками, взрослыми и отношение детей ко всему новому, происходившему за лагерную смену. Педагоги должны видеть каждого ребенка и коллектив в целом, определить настроение, отношения. Быстро реагировать на проблемные ситуации, возникающие в отряде или с отдельными детьми. Ставить актуальные, личностно-ориентированные общение цели, реальные для достижения в условиях временного коллектива. Для качественной работы вожатому кроме ведения дневника в течение смены, проведения психолого-педагогического анализа, следует проводить в конце каждой смены анализ педагогической деятельности. В противном случае можно смело делать вывод о работе такого вожатого — хорошо провел время в свое удовольствие. Примерная схема анализа смены 1. В какой степени удалось решить общие задачи смены? (определяемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи, вытекающие из особенностей воспитанников? * Отличительные особенности ребят (потребности, способности, ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда задачи и пути их решения. * Насколько деятельность и отношения в группе способствовали решению поставленных задач? 2. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в коллективе на развитие личности ребенка? * Чему научились дети, какие знания приобрели? 3. Как менялся коллектив в течение смены? * Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении состояния коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены? * Какие конкретные признаки свидетельствуют об укреплении коллектива? Результат, к которому пришли в конце смены. * Какие конкретные дела свидетельствуют об укреплении коллективных отношений в отряде? 4. Эффективность отдельных методов и приемов в решении поставленных задач. Результаты исследования. КРАТКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ОТДЫХАЮЩИХ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ Младший возраст (7—9 лет) Самые общие и характерные черты: любознательность, конкретность мышления, подражание, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. В эти года дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появляется критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем, новый режим, новые нагрузки прежде всего на психику .ребенка требуют разгрузки, которую можно найти в играх. Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного запоминания (в частности, в игре), чем произвольного. Кроме того, нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано, с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а следовательно, возможность его повреждения повышена. Поэтому в деятельности детей младшего возраста должны максимально задействованы подвижные игры, так как это соответствует их возрастным особенностям. Средний возраст (10—12 лет) Младшие подростки менее уравновешены, чем их младшие товарищи, они бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. Конфликтуют не только со сверстниками, но нередко и со взрослыми — родителями, вожатыми, сотрудниками лагеря. Объясняется такая повышенная конфликтность естественными причинами — в этом возрасте начинается процесс полового созревания. Проявляется он раньше у девочек (с 10—11 лет), у мальчиков несколько запаздывает (с 12— 13 лет). Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще не достаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжением, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита, нежели у детей младшего возраста, но дыхание еще не достаточно глубокое. Нервная система продолжает совершенствоваться. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. В растущем организме ребенка наблюдается некоторая дисгармония в развитии сердечно-сосудистой системы: поэтому он часто испытывают приступы учащенного сердцебиения, головокружения, головную боль, нервозность, неуступчивость, повышенное стремление к спорам. В это время ребята ищут пример для подражания — «сильную и смелую» личность — сами мечтают о подвигах, об участии в событиях, имеющих большую общественную значимость. Развитие их моральных качеств опережает становление соответствующих нравственных понятий. Не получая со стороны взрослых — вожатых и педагогов тактичной помощи, не видя их заинтересованного участия в решении этих проблем, ребята сами находят своего «героя» и часто среди таких старших товарищей и взрослых, которые с виду видятся .«героями», а на деле, обладая скудным моральными и нравственными устоями, вовлекают подростков в различные неблаговидные дела и проступки. В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, оценки товарищами его поступков и действий. Он стремится завоевать среди них авторитет, занять в коллективе достойное место. Весьма заметны в среде этого возраста различия в физическом развитии: поведении и интересах девочек и мальчиков. Девочки в большинстве своем более спокойны, рассудительны, послушны. Мальчики же, наоборот, энергичны, непоседливы, более эмоциональны, но в большинстве случаев пытаются уклониться от общественных дел. Старший возраст (13—14 лет) Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей — остро ощущаемая потребность этого возраста. Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать. Но в то же время у подростка имеется довольно большой жизненный опыт. Нередко опыт довольно суровый. Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает. В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не отстать от друзей, «быть как все», других — выделиться среди сверстников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени. В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полового созревания, у мальчиков начинается. Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную возбудимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. |
Спитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании... | |||
«А» классе, в котором учится мой сын (фио), допустил некорректные (грубые) высказывания в адрес последователей ислама. Конкретно... | Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения... | ||
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения... | Цели и задачи: а обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом,... | ||
Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной... | Анамнез (краткое описание особенностей развития и воспитания ребенка со слов близких родственников) | ||
Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания | Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего a-f и утверждениями, данными в списке 1-7, Используйте каждое утверждение,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |