Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом


НазваниеПсиходиагностическая деятельность в управлении персоналом
страница1/12
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Содержание




  1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

Предмет и задачи, этические принципы психодиагностики

История развития психодиагностики

Методы психодиагностики.

Требования к психодиагностическим методам


  1. Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом

Проблема изучения персонала в организации

Организация психодиагностического обследования персонала

Компьютерная психодиагностика персонала


  1. Психодиагностические методики

Психодиагностика личности и личностных особенностей

Психодиагностика когнитивной сферы

Психодиагностика эмоциональной сферы

Психодиагностика мотивационной сферы

Психодиагностика межличностных отношений






ВВЕДЕНИЕ



Данное учебное пособие рассматривает необходимость в современных условиях применения психодиагностики в управлении персоналом.

Дисциплина «Психодиагностика в управлении персоналом» относится к вариативной части (по выбору студента) профессионального цикла ФГОС, знакомит студентов с теорией и практикой психодиагностических исследований, обучает правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов, применения психодиагностических мероприятий в управленческих технологиях: найме, оценке и отборе персонала, адаптации, профориентации, обучение и развитие персонала, мотивация и стимулирование трудового поведения группы и индивидов.

Целью дисциплины является: подготовка студентов к эффективному решению психодиагностических задач в управления персоналом. Задачами дисциплины являются:

  • обеспечить формирование теоретико-методологических основ психодиагностики;

  • познакомить с многообразием психодиагностических методов и методик в управлении персоналом;

  • сформировать навыки психодиагностического процесса обследования персонала, обрабатывать, анализировать результаты и формировать психодиагностическое заключение.

Усвоение содержания дисциплины способствует овладению общих и профессиональных компетенций менеджера по управлению персоналом. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК–16 –умеет разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в т.ч. аттестации) и владеет навыками проведения текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) различных категорий персонала.

ПК – 56 – знает основы подготовки в организации и умеет использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • теоретические основы психодиагностической деятельности: принципы проведения психодиагностического обследования;

  • формы, средства и методы психологической диагностики;

  • методы оценки и обработки результатов психодиагностического обследования.

Уметь:

  • применять психодиагностические методики в практике работы с персоналом;

  • осуществлять выбор и обработку результатов психодиагностического обследования;

  • составлять отчет по результатам психодиагностического обследования.

Владеть:

  • навыками предоставления психодиагностической информации заказчику;

  • современными компьютерными технологиями в использовании психодиагностических программ и методик;

  • навыками проведения деловой оценки и построения психологического портрета кандидата, сотрудника и коллектива организации.

Учебное пособие по дисциплине «Психодиагностика в управлении персоналом» состоит из двух частей.

Содержанеи первой части включает 4 раздела краткое изложение основных теоретических положений, описание методик, инструкцию по их выполнению, обработку и интерпретацию результатов.

В первом разделе «Теоретические основы психодиагностики» рассматриваются темы: диагностика психических состояний и психодинамических свойств личности. Раскрываются понятия, сущность и содержание социально-психологических свойств личности; подобраны методики по исследованию индивидуально-психологических свойств и состояний личности.

Во втором разделе «Психодиагностика межличностных отношений и групповых процессов в организации» рассматриваются темы: развитие меж­личностных отношений и общения, уровни развития малой группы, организационной культуры. Диагностика психологического климата в малой производственной группе. В разделе рассматриваются различные методики для исследования межличностных характеристик и процессы малых групп.

Учебное пособие на дневном и заочном отделении сопровождается выполнение и составление отчета личного психологического портрета или анализа межличностных отношений в группе.

Приобретенные практические знания и умения позволят повысить качество подготовки специалистов по управлению персоналом. В целом овладение практическими навыками этого курса позволит улучшить управляемость предприятия и повысить эффективность производства


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Основные понятия
Психодиагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - это методический аппарат дифференциальной психологии, направленный на разработку и практическое применение методик для измерения индивидуальных психологических особенностей человека или группы.

Первые упоминания термина «психодиагностика» встречаются в совместной работе А. Бине и Т. Симона, выпущенной в 1905 г. во Франции. Данный термин стал широко использоваться в научных кругах после выхода в свет в 1921 г. книги Германа Роршаха «Психодиагностика».

Целью психодиагностики является измерение индивидуально-психологических различий и особенностей людей.

Психологический словарь определяет «Индивидуально–психологические различия — достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуально–психологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования индивидуально–психологических различий берет начало в работах Ф. Гальтона, А. Бине. В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; К.Г. Юнг – экстраверсия и интроверсия». http://psychology.biznet.ru/dictionary.php?action=show&id=221

Структура современной психодиагностики включает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, а также теории и методики оценивания, или тестовую диагностику.

 В современной западной психологии принятому в российской психологии понятию «психодиагностика» более точно соответствует международный англоязычный термин psychological assessment (психологическое оценивание), чем термины psychological testing или популярный лишь в области клинической психологии термин psychodiagnostika.(б-ка ломоносова)

Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик при психологическом обследовании.

Психодиагностическое обследование – процесс применения необходимых методик и получения сведений о психических свойствах и состояниях конкретного испытуемого (или группы). Результатом психодиагностического обследования является постановка психологического диагноза.

Психологический диагноз – результат психодиагностического обследования испытуемого определенной психологической категории, описание свойств, прогноза его будущего поведения и рекомендаций, определяемых целью обследования.


1.1. Ретроспективный анализ психодиагностики
Потребность человека к психологическому познанию самого себя и других людей является основой возникновения и развития науки и дисциплины психодиагностики. Рассмотрим становление и истоки психодиагностики.

В мире

Историю психодиагностики можно условно разделить на три этапа: донаучный, преднаучный и научный (экспериментальный и прикладной).

Донаучный этап

В данный период психодиагностика была направлена на создание методов и способов на основе умозрительных и практических задач связанных с познанием человека.

Применение различных психодиагностических процедур и методов наблюдалось у разных народах.

Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия

В Древней Египте, что бы стать жрецом необходимо было пройти ряд испытаний. Первое: внешний вид, биографические данные и культурный уровень. Второе: испытание смертью. Третье: умение трудиться, молчать, слушать. Четвертое: испытание огнем, водой и одиночеством. Пятое: испытание красивой женщиной. Жрецом могли стать люди прошедшего все испытания, им давалась возможность пройти обучение и получить посвящение.

В Древнем Китае 2200 гг. до н.э. велся отбор правительственных чиновников. Испытания проводились по: видам искусства: музыке, стрельбе из лука, вер­ховой езде, поведение в быту, а так же умению читать, писать, знания ри­туалов и церемоний, в дальнейшем требования к знаниям усложняются – это обязательные знания гражданского права, во­енного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

В Древней Греции существовало много мифов и легенд о богах, данная информация служила людям образцами для поведения и подражания. На основе мифа о Психее и Амуре………… отражает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красивому, ко всему, что дарит человеку высшее счастье и блаженство.

Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Гален и др. выделяли и описывали различные качества личности. Сочинение «Описания характеров» Теофраста (372-287 гг. до н. э.), в котором речь идет о 30 человеческих типов характера.

Пифагор (VI в. до н.э.) проводил диагностику новичков при приеме в свою школу. Во-первых, он анализировал мнения родителей, наблюдал за поведением, поход­кой и смехом молодых людей. Во-вторых, испытание в преодолении страха и темноты, в котором молодой человек должен был переночевать один в пещере. В третьих, испытание интеллекта и стрессоустойчивости: новичку давалась задача, которую невозможно решить, затем новичка приводили к другим ученикам, которые намеренно оскорб­ляли и смеялись над ним. Если новичок умело парировал на вопросы и держал себя с достоинством, то его принимали в школу.

Народные пословицы и поговорки: «Глаза - зеркало души», «У кого что болит, тот о том и говорит», «Душа меру знает», «Душа нараспашку»; И. В. Даль «Пора и честь знать. Стыд та же смерть», «Личиком беленек, да душой черненек», «И по рылу знать, что не из простых людей», «Красота приглядится, а ум пригодится», «Глаз черный, взгляд бойкий, обычай волчий»; «С руками ни где не пропадешь», «Дерево от плодов, а человек от дел познается». Таким образом, народ анализирует, обобщает и описывает свои наблюдения применительно к качествам личности, способностям и трудовой деятельности человека.

Таким образом, основными источниками знаний о человеке и его поведении являлась народная мудрость, которая раскрывалась в мифах, легендах, притчах, поговорках, тотемах, в кличках, народных пословицах и сказках, а так же в священных книгах и писаниях.

Что выделяли и измеряли: черты характера, способности, наклонности, поведение, мышление, знания, умения писать, рисовать, делать руками, общение, коммуникабельность.

Какие методы и способы применялись: наблюдение; сравнение, анализа; биографический; преодоление боли, страха, желаний; различные умения; знания; загадки, сложные вопросы, парадоксы; создание экстремальных ситуаций.
Преднаучный этап

В XVIII в. и начале XX в. широкую известность приобретают такие учения как физиогномика, френология, графо­логия, хиромантия.

Физиогномика (греч. physis «природа», «природные задатки», gnomonikos «сведущий», «проницательный») — это учение о внешних чертах лица и соответствии его душевным качествам.

Лицо человека всегда привлекало мыслителей как элемент диагностики внутренних качеств личности. В древности чаще всего проводилась аналогия между животным и лицом человека, его поведением. В Древнем Китае физиогномика была отраслью медицины. На основе изучения лица человека были выделены показатели: симметрии и асимметрии лица, формы лица, размеры отдельных элементов лица (нос, рот, глаза, лоб, подбородок). Древне греческий мыслитель Аристотель особо выделял брови и глаза его считают одним из создателей учения о физиогномике, Гиппократ при изучение лица говорит о здоровье и темпераменте, математик Пифагор отмечал, что лицо отражает призвание и способности к занятиям точными науками.

В средневековье Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037) прежде чем поставить диагноз изучал лицо больного. Монархи средневековой Европы носили широкие рясы с капюшоном они считали, что тело может выдавать их тайны характера. С XV в., физиогномика стала предметом всеобщего интереса. Появляются труды Ленадро да Винчи (1452—1519), ученого Иоанна Скота (1477 г.), Кардана Медичи и др. Основателем физиогномики считается швейцарский поэт, Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) написавший работу «Эссе по физиогномике» в 1789 г. 1800-е гг. идет ее расцвет, а в первой половине XIX в. физиогномика была практически забыта. Чезаре Ломброзо (1836—1909) классификацию лицевых черт преступников. Английский учёный, натуралист, основоположник современной теории эволюции, Чарльз Дарвин (1809—1882) проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и мысли об этом он изложил в работе "О выражении эмоции у человека и животных" (1872 г.).

Русский профессор в 1861 г. И. А. Сикорский (1842—1919) сторонник физиогномики написал книгу «Всеобщая психология с физиогномикой». В начале XX в. французский врач Клод Сиго, Луи Корман исследовали связь между лицом человека и его характером. 1930-х гг. физиогномика снова стала предметом серьезного исследования. Доктор Вернер Вольф преподававший в университете округа Колумбия написал книгу «Физиогномика» и продолжал свои исследования.

Таким образом, древние мыслители не пытались постичь научную суть физиогномики они применяли ее как метод предсказания и влияние на человека. Современное психологическое понимание физиогномики это умение читать по лицам, ученые видят информацию об определенных эмоциональных состояниях, характере и отклонениях.

Френология (греч. Phren «ум, разум», и logos «слово, понятие, учение» учение) — учение о связи пси­хических качествах человека с формой черепа.

Основоположником данного учения является Франц Йозеф Галль (1758—1828). Основная идея способ­ности человека локализуются в различных участках головного мозга, если выраженность ной или иной способности развита, то отражается на конфигурации черепа. Таким образом, френология постулирует возможность диагностики особенностей личности

Графология (от греч. grapho «пишу», logos «слово, понятие, учение» ) — это учение о связи почерка и проявления душевных качеств человека, а так же отра­жающих его психофизиологиче­ские состояния. На данную связь обратили внимание еще Аристотель и Феофраст и другие мыслители. Развитие графологии продолжил итальянский врач Камило Бальдо опубликовав работу в 1622 г. «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». Термин «графология» был введен аббатом Жаном Ипполитом Мишоном (1807-1881) в своей книге «Систeмa графологии», вышедшей в 1872 году.  Аббат Мишон использовал метод, где выделял при написании один графический признак и приписывал ему одну положительную черту характера, а если признак отсутствовал, то черта по своему характеру являлась противоположной.

Аббат Мишон использовал метод при написание букв, слов и т.д. выделяются определенные признаки почерка, он полагал, что один признак показывает одну положительную черту характера, а если признак отсутствует, то черта по своему характеру противоположная. Жюль Крепье-Жамен рассматривал графический признак как целостный элемент, так признак может получить несколько различные значения в зависимости от специфики каждого конкретного почерка. В конец 19 века возникают графологические общества, образуются специальные издания и журналы по графологии.

Научному развитию графологии способствовали следующие ученые: Вильгельм Прейер профессор физиологии из Йены, психиатр Георг Мейе, немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес и др. В России изучением графологии занимались Илья Федорович Моргенштерн его работа «Психографология», Д. М. Зуев-Инсаров написал труд по графологии «Строение почерка и характер», «Почерк и личность».

Таким образом, на сегодняшний день научно установлена зави­симость почерка от эмоционального состояния и не­которых типологических свойств высшей нервной дея­тельности человека. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфиче­ские признаки. Графология активно используется в криминалистике, медицине, бизнесе, спорте, педагогике, а так же при отборе и оценки некоторых черт кандидатов.

Хиромантия (греч. cheir «рука»,  manteia «гадание, пророчество») — учение об душевных качествах человека и его жизненном опыте, определяемых по кожно­му рисунку ладоней. Хиромантия существовала во все времена, но современные взгляды исследователей на кожный узор способствовали возникновению и развитию науки дерматоглифики (примерно в 1892 году).

Дерматоглифика – (от греч. derma «кожа» и glyphe «гравировать») - это наука об особенностях и закономерностях …..кожного рельефа пальцев, ладоней и стоп человека. Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу XIX – началу XX в. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х.Камминса и Ч.Мидло.

Дерматоглифика широко используется разными науками: в криминалистике, судебной медицине, в спортивной и медицинской генетике, в антропологии, психологи и т.д. Так, в криминалистике метод дактилоскопии (изучение рисунков на коже пальцев) опирается на дерматоглифику, разработками данного метода занимались: чешский профессор патофизиологии Ян Пуркинье в 1823 г., написал работу «К вопросу о физиологии кожного покрова человека»; английский чиновник Ульям Хершель служивший в Индии, в 1877 г. предложил новый метод идентификации личности по отпечаткам ладони; врач Генри Фолдс работавший в Токио 1879 г., изучал отпечатки пальцев на древних глиняных черепках; Френсис Гальтон объединяет информацию о кожных узорах ладоней и рассматривает отпечатки пальцев как способа идентификации личности. В 1892 г. выходит его книга «Отпечатки пальцев» и т.д.[ Ю. ТОРВАЛЬД ВЕК КРИМИНАЛИСТИКИ Ю. Торвальд, автор книги «Сто лет криминалистики»,http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%20%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BB%2C&url=http%3A%2F%2Fwww.gramotey.com%2F%3Fopen_file%3D40119477322154&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=a7e5672ef7884881e222a53e9423afe9&keyno=0]

Дерматоглифический метод применяется в диагностике наследственных заболеваний. При некоторых наследственных заболеваниях наблюдаются изменения в структуре кожного рельефа, пальцев, ладоней и стоп.

Основные элементы рисунка ладони: тип папиллярного рисунка концевых фаланг (дуги, петли, завитки); число борозд папиллярного узора, пальцевых и осевых трирадиусов. Трирадиусом называют точку пересечения папиллярных линий Y-образной формы расположенной у основания второго и пятого пальцев, осевой трирадиус — у основания ладони между возвышением большого пальца и наружным краем ладони. В норме угол осевого трирадиуса, ограниченный прямыми линиями, соединяющими его с пальцевыми трирадиусами в основании второго и пятого пальцев, должен быть не более 57°, в то время как при болезни Дауна он увеличивается до 70°. [http://nasledee.ru/metodu-6] Отклонения в дерматоглифике прослеживается при болезни: Шерешевского — Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомки-Х.


Рис. 1.1.

http://nasledee.ru/metodu-6
В медицинской генетике отклонения в дерматоглифике проявляется у лиц, переболевших краснухой. В антропологии на основе дерматоглифики происходит изучения родства рас и народов. Психологи проводя исследования установили корреляцию между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом (по тесту Векслера). В нашей стране развитием дерматоглифики занимались М.В. Волоцкая, М.И. Вильямовская, И.И. Канаев, Т.Д. Гладкова.

Как самостоятельная наука психодиагностика начала складываться на рубеже XX века.
Научный этап психодиагностики основывается на следующих психологических направлениях: экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологий и тестологии.

Направление экспериментальной психологии формируется на основе исследований психических процессов В. Вундтом, дифференциальной психологией – теорией межиндивидуальных психологических различий – различий между людьми в их психических свойства (способностях, чертах, состояниях, мотивации и т.п.). дифференциальная психология помогает разобраться в индивидуальных особенностях психики человека, прикладная психология ориентирована на применение разработок фундаментальной психологии на практике и в смежных с психологией областях.

В начале ХХ века возникает тестология, этому способствует рост промышленности, потребность в высококвалифицированных рабочих и необходимости профессионального отбора, профориентации. Тестология (от англ. test — проба, греч. logos — знание) — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик на основе теста (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=986). В русском языке слово «тест» имеет два значения: 1) испытательная присяга которую давал вступающий в общественную должность; 2) плоский плавильный сосуд для выделения олова из золота или серебра.

Большой вклад в развитие тестов внес английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911), он впервые предложил термин «тест». Гальтон первым применил оценочные шкалы, анкетирование, технику свободных ассоциаций, разработал методы математической статистики.

Родоначальником тестов считается Джеймс Кеттелл (1860-1944), который разработал до 50 тестов. В 1890 году впервые в статье Д. Кеттелла появился термин «умственный тест».


Рис. 1 Альфред Бине (1857-1911)

Первый тест интеллекта или «шкала умственного развития» была разработана в 1905 году французским врачом и психологом Альфредом Бине и Теодором Симоном (Бине-Симон). В 1916 году Л. Тернер разработал второй вариант теста «Стенфорд-Бине» и ввел «коэффициент интеллекта». Коэффициент интеллекта или IQ (с англ. - Intelligence Quotient) - это количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие IQ введено в 1912 году В. Штерном и имеет формулу:

хронологический возраст

умственный возраст

IQ = × 100
«Умственный возраст» - это показатель соотнесенный с возрастными нормами по данному интеллектуальному тесту. Д. Векслер предложил ранжировать результаты IQ по различным уровням интеллектуального развития:

  • IQ < 69 различные степени умственной отсталости (присутствует у 2,2% населения в возрасте от 16 до 64 лет);

  • 70

  • 80

  • 90

  • 110

  • IQ>120 - высокий уровень интеллектуального развития (присутствует у 8,9%).

В период первой мировой войны в США появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование.

На сегодняшний день существует достаточно развитая теория тестов. В классической теории тестов внимание уделялось повышению качества психологических измерений на основе теории погрешностей измерений. На смену классической теории тестов пришла математическая теория оценки качества заданий и параметров личности. На ее основе разрабатываются все современные тесты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и практика прикладных...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconПермский филиал Факультет бизнес-информатики Кафедра информационных...
Описание процесса разработки системы поддержки принятия решений в управлении персоналом 38

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconЛабораторная работа №4
...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconИнструкция по выполнению контрольной работы по дисциплине: «Информационные...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине Основы управления персоналом для студентов направления 080400. 62 (38. 03. 03) «Управление персоналом»...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconПрограмма дисциплины (Стандарт пд-опд) Екатеринбург 2010 I. Введение...
Цель дисциплины «Управление персоналом» приобретение студентами базовых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы управления персоналом...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconУчебно-методический комплекс дисциплины новые методы и технологии...
Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconУчебный курс состоит из двух разделов «Руководство персоналом»
«Руководство персоналом» и «Работа с персоналом». В нем анализируются важнейшие условия и факторы эффективного руководства рабочей...

Психодиагностическая деятельность в управлении персоналом iconОтчет по практике вид практики: производственная (пп 01)
Управленческая деятельность в операционном управлении Сбербанка России

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск