Скачать 5.66 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Мариинская» муниципального образования «город Таганрог» Рассмотрен Обсужден и рекомендован «УТВЕРЖДАЮ» педагогическим советом Директор МАОУ Советом гимназии «Мариинская» гимназии «Мариинская» гимназии «Мариинская» Протокол № 1 от 28 .08 . 2015г _____________ Протокол № 1 от 28.08.2015 /Г.А. Кислицына/ Приказ № 414 от 28.08.2015г. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии «Мариинская» на 2015 -2020 г.г. Таганрог 2015 г. Оглавление
1.1.1.Концептуальное ядро ФГОС ООО: Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность Программы обусловлена введением ФГОС основного общего образования, как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования. С внедрением ФГОС ООО изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты. Иначе с позиции системно- деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика. Модернизируется содержание образования. Усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. На современном этапе образования приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с обучающимся. Системно-деятельностный подход предполагает системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающего на основе усвоения универсальных учебный действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. Системно-деятельностный подход, реализуемый в МАОУ гимназии «Мариинская», предполагает: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; — формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; — ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; — учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; — разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Ведущие концептуальные идеи образовательной программы:
Цель развития гимназии: наращивание потенциала, повышение качества деятельности и перевод гимназии на траекторию устойчивого инновационного развития, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование высокообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук. Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: — обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - создание в образовательном учреждении креативной образовательной среды, обеспечивающей условия для устойчивого творческого развития личности - образованной, культурной, физически и нравственно здоровой, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, конкурентоспособной в современном мире, умеющей применять и развивать свои внутренние резервы. Креативная образовательная среда – среда, стимулирующая творчество, поддерживающая и развивающая индивидуальность человека. Креативная личность – личность, обладающая качествами, которые позволяют изобретать, совершать открытия, оригинально решать задачи, видеть противоречия, стать творцом своей собственной жизни. Основополагающая идея: учимся креативно мыслить, действовать, жить. — становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации МАОУ гимназия «Мариинская» основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта; -усиления личностной направленности образования; -обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; — обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; — усиление воспитательного потенциала школы, гражданско-патриотического воспитания с целью формирования целостного мировоззрения у обучающихся, основанных на духовно-нравственных традициях Отечества, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, воспитание высоконравственной личности, связывающей личное благополучие только с будущим благополучием нашей страны - обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации; — обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; - взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; - совершенствование системы поддержки талантливых детей; -выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; — организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; — участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; — включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды микрорайона, города Таганрога для приобретения опыта реального управления и действия; — социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с нефтяниками, базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных: — с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; — с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; — с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; — с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; — с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Первый этап подросткового развития – переход обучающегося в основную школу, причем он совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется: — бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; — стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; — особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; — процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; — обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; — сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); — изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. Таким образом, можно сформулировать портрет выпускника гимназии, который будет обладать:
1.1.2. Адресаты программы: участвующие родители, учителя, управляющий совет, органы власти, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные партнеры. 1.1.3. Этапы реализации ООП:
1.1.4. Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органа самоуправления МАОУ гимназии «Мариинская» – Совета гимназии, обеспечивающего государственно-общественный характер управления школой. Механизмы реализации компонентов ООП: сетевое сотрудничество МАОУ гимназии «Мариинская» с учреждениями дополнительного образования, образовательными учреждениями города. 1.1.5. Структурные компоненты основной образовательной программы. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии «Мариинская» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: — пояснительную записку; — планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; — систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: — программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; — программы отдельных учебных предметов, курсов; — программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; — программу коррекционной работы. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: — учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; — систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. МАОУ гимназия «Мариинская», реализующая основную образовательную программу основного общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: — с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения; — с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе. 1.1.6. Условия реализации программы. В МАОУ гимназии «Мариинская» 30 классов-комплектов. В гимназии созданы условия для удовлетворения обучающихся и их родителей, общества в качественном образовании путем изменения и обновления содержания образования, введение федерального государственного стандарта начального общего образования и основного общего образования, развитие практической направленности образовательных программ. В гимназии ведется работа по совершенствованию системы поддержки талантливых детей, развитию способности обучающихся через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практике. Для этого в школе имеется материально-техническая база, налажены контакты с учреждениями дополнительного образования, расширен спектр дополнительных образовательных услуг. 1.1.7. Основные ресурсы достижения поставленной цели: Кадровый состав МАОУ гимназии «Мариинская»:
В целях обеспечения внедрения ФГОС ООО разработан план-график повышения квалификации педагогических работников ОУ. Необходима корректировка плана научно-методической работы с ориентацией на проблемы введения ФГОС ООО. С целью формирования мотивационного ресурса для введения ФГОС ООО запланированы семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС, тренинги педагогов, участие педагогов в разработке разделов программы, в проведении мастер-классов, стажерских площадок по внедрению ФГОС ООО. Научно-методический ресурс МАОУ гимназия «Мариинская» обеспечивает координацию деятельности объектов образовательного процесса по подготовке введения ФГОС ООО, включает разработку и реализацию моделей взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования, разработку и реализацию системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся. Нормативно-правовая база МАОУ гимназия «Мариинская» по введению ФГОС ООО: |
Основная щкола. (Е. Савинов. М., Просвещение, 2011. 342 с.), особенностями мбоу гимназии №5 и определяет цель, задачи, планируемые... | Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 2 | ||
... | Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош №6 – нормативный правовой документ образовательного учреждения,... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош n 80 на 2015-2020 учебные годы разработана на основе следующих... | Основная образовательная программа основного общего образования мбоу г. Иркутска сош №43 (далее ооп ооо) разработана педагогическим... | ||
Фгос ооо) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического... | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакмарская... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №9... | Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений в мбоу... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |