ПРИНЯТО
|
| УТВЕРЖДАЮ
| на заседании педагогического
совета
|
| Директор МБОУ "Громыкская СОШ"
| протокол от 31 .08 . 2015 № 1
|
| Кукшинова З.В.
|
|
| Приказ №24 от 31 . 08 . 2015
|
Адаптированная образовательная программа
основного общего образования
МБОУ "Громыкская СОШ"
на 2015 – 2017 гг.
п.Громыки Почепский район
2015 год Содержание
1. Общие положения
| 4
| 2. Целевой раздел
| 6
| 2.1. Пояснительная записка
| 6
| 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы
| 8
| 2.2.1. Общие положения
| 8
| 2.2.2. Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты
| 8
| 2.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ
| 9
| 2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
| 39
| 2.3.1. Общие положения
| 39
| 2.3.2. Особенности оценки личностных и предметных результатов
| 40
| 2.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
| 41
| 2.3.4. Итоговая оценка выпускника школы
| 42
| 2.3.5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
| 42
| 3. Содержательный раздел
| 43
| 3.1. Программа формирования общеучебных умений и навыков на ступени основного общего образования
| 43
| 3.1.1. Цели и задачи программы, ее место и роль в реализации адаптированной образовательной программы
| 43
| 3.1.2. Основные понятия, функции, состав и характеристика общеучебных умений и навыков, их связь с содержанием отдельных учебных предметов и места в структуре образовательного процесса
| 44
| 3.1.3. Условия, обеспечивающие развитие общеучебных умений и навыков у обучающихся
| 46
| 3.1.4. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися общеучебных умений и навыков
| 48
| 3.2. Программы отдельных учебных предметов
| 49
| 3.2.1. Общие положения
| 49
| 3.2.2. Содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
| 49
| 3.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
| 150
| 3.3.1 Основные положения
| 150
| 3.3.2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
| 151
| 3.3.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
| 153
| 3.3.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
| 154
| 3.3.5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
| 155
| 3.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
| 158
| 3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
| 163
| 3.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
| 165
| 3.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
| 166
| 3.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
| 167
| 3.3.11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
| 169
| 3.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
| 170
| 3.4. Программа коррекционной работы
| 171
| 4. Организационный раздел
| 179
| 4.1. Учебный план основного общего образования
| 179
| 4.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы
| 188
| 4.2.1. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы
| 188
| 4.2.2. Финансовое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы
| 195
| 4.2.3. Материально-технические условия реализации адаптированной образовательной программы
| 196
|
1. Общие положения 1.1. Адаптированная образовательная программа общего основного образования МБОУ " Громыкская СОШ» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";
- требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- действующего Устава образовательного учреждения.
1.2Адаптированная образовательная программа разработана школой самостоятельно, как образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию.
1.3. При разработке адаптированной образовательной программы общего основного образования школы, использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.
1.4. В Программе учтены специфика образовательного процесса МБОУ "Громыкская СОШ»", образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.
1.5. Программа является локальным нормативным документом школы, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.
Программа определяет:
- преемственность по отношению к адаптированной образовательной программе начального общего основного образования;
- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в школе, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;
- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;
- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
1.6. Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса школы, способы определения достижения целей и результатов и включает:
- пояснительную записку,
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы,
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.
Содержательный раздел формулирует содержание основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит:
- программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования,
- программы отдельных учебных предметов,
- программу воспитания и социализации обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования, включающую духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:
- учебный план МБОУ "Громыкская СОШ»", как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы;
- систему условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Базовых Программ специального образования школ VIII вида.
1.8. МБОУ "Громыкская СОШ", реализующая адаптированную образовательную программу основного общего образования обеспечивает ознакомление:
- с программой обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной Программы основного общего образования, установленные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми адаптированной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной Программы.
1.9. Переработка адаптированной образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативно-правовых документов по специальному образованию, СФГОС, в случае изменения наименования и Устава школы. 2. Целевой раздел 2.1. Пояснительная записка Цели реализации адаптированной образовательной программы МБОУ "Громыкская СОШ»:
- обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование,
- получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
- обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы-интерната, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
- организация обучения умственно отсталых детей на дому с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся,
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в школе в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы-интерната) в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии умственно отсталых детей, имеющих сложную структуру дефекта и находящихся на обучении на дому;
- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
|