Программа литературного кружка «Книжкино царство»


НазваниеПрограмма литературного кружка «Книжкино царство»
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4
Программа литературного кружка «Книжкино царство» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

Программа рассчитана на четыре года обучения ( для учащихся 1- 4 классов)



Мухлисова Минзалия Мансуровна , учитель начальных

классов высшей квалификационной категории муниципального

бюджетного образовательного учреждения «Олуязский

лицей» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Для решения этой проблемы я составила программу литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Книжкино царство» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.


Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

        • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Для решения данной проблемы мною создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Книжкино царство…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

формы организации занятий:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  • интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературные встречи,

  • литературная гостиная,

  • литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесе
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка

«Книжкино царство».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции)
Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать, суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Тематическое планирование занятий

1 класс




Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

«Писатели – детям»

Г.Тукай

«Су анасы»


Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжета по вопросам учителя.

Инсценировние одного эпизода по выбору:

.

2

Из серии « Мои первые книжки»

«Сара мәктәпкә бара” Б.Рәхмәт

“Муса укучы булды”Р.Мостафин

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.

Хоровое проговаривание,работа с иллюстрациями, оглавлением.

Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.

3

«Ни окошек, ни дверей». Загадки

Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей»

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных.

Е.Чарушин «Волчишко»

А.Алиш

«Дүрткүз”


Слушание, чтение и рассматривание книги

Пересказ по вопросам, составление характеристики героя.

Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»

5

«О хороших людях»

С.Сахарнов

« Самый лучший пароход».

А.Алиш

“Бикбатыр белән Биккуркак”

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения,


Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору».

Конкурс стихов «О хороших людях»

6

Русские, татарские народные игры.

Игра «Вася – гусёночек»

Игра “Күгәрчен”

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек.

и тд.

Инсценировка с элементами хоровой декламации. Оформление выставки «Народные игры, считалки.

7-8

«Зарубеж

ные писатели детям»

Ш.Перро «Красная шапочка»

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Восстановление диалога по памяти.

Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

9

«Лес не школа, а всему учит»

Н. Сладков «Лесные шорохи».

“Агачлар ни диләр?

Энәле дуслар

Х.Халиков


Чтение, рассматривание книги.

Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).

Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».

10

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

Чтение и рассматривание книги

Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.

Утренник «Наши сказки»

11

Угадайка. «Подскажи словечко»

Стихи и загадки

Е. Серова

Чтение и рассматривание книги – сборника, знакомых загадок..

Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах,

Изготовление книжки – самоделки.

12

Друзья детства

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки.

Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.

13

Из серии « «Мои первые книжки»

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Запись на карточках героев, предугадывание продолжения содержания.

Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе.

14

«Ступеньки мастерства»

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,

Я Аким «Неумейка»

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг.

Игра-драматизация.

1516

О наших сверстниках

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец»

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

17

Татарские народные сказки

Камыр-Батыр

Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках.

Составление характеристики героев, выборочное чтение.

Составление выставки книг «Татарские сказки».

18

Татарские литератур

ные сказки

Абдулла Алиш «Болтливая утка»

Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием.

Иллюстрирование выбранного эпизода.

Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам татарских литературных и народных сказок

19

Стихи о родном крае

И. Суриков «Вот моя деревня»

«Туган авыл»

Г.Тукай

Рассматривание сборника стихов И. Сурикова


Заучивание стихотворения наизусть.

Устный журнал «Родной край»

20

О героях

А.Митяев «Богатыри»

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

Нарисовать иллюстрацию к былине..

Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».

21

О доброте

В.Осеева «Добрая хозяюшка»,

«Чукмар белән Тукмар»

А.Алиш

Чтение и рассматривание книги.

Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.

22

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А.

Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение

Заучивание одного стихотворения наизусть.

Конкурс стихотворений о маме.

23

«В стране Вообразилии»

Б.Заходер «Детям»,

Э. Успенский «Над нашей квартирой».

Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

Разучивание повторяющихся четверостиший.

Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии»

24

Знакомые незнакомцы

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка.

Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».

25

Книги о животных

Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».


Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.

Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.

26

О любимых игрушках

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений.

Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору.


27

О чем я мечтаю

В.Катаев « Цветик – семицветик»

«Рахматлар хакында»

Ш.Галиев

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

Драматизация с правильным интонирова

нием реплик.

28

Про школу.

С. Баруздин

« Как Алёше учиться надоело»

Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

Воспроизведение содержания по вопросам учителя.

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.

29

Экскурсия в школьную библиотеку

Выставка

« Книги для летнего чтения»

Знакомство с хранилищем книг

Работа с выставкой книг.

Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».

30

Первичное диагностирование читательского кругозора

Тестирование




Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.




В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:


  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов словесных картин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

2 класс

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская ,татарская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.



Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

1

Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

С.Я.Маршак «Первый день календаря»,

“Мәктәпне ярат”

Нур Гайсин

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПрограмма кружка. Курс кружка «Развитие логического мышления» во...
Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий...

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПрограмма кружка «Азбука права»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Быструшинская средняя общеобразовательная школа

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconИстория русского литературного языка
Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978....

Программа литературного кружка «Книжкино царство» icon«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании мо иностранных языков Протокол №1
Рабочая программа кружка по немецкому языку «Немецкий -это просто»

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПрограмма кружка «Волшебный мир книги»
Аннотации к рабочим программам кружков и секций по направлениям учебного плана на 2013-2014учебный год

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПрограмма факультативного курса по лингвострановедению в начальной...
Программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся...

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПояснительная записка Кружок «Сапожок» в Учреждении организован для...
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы кружка являются

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconКраткое содержание курса Культура речи как наука. Предмет и задачи...
Современная литературная норма и ее кодификация. Понятие «норма литературного языка», «вариант литературной нормы». Виды языковых...

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconПрограмма учебного кружка: «Умелые ручки»
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии»....

Программа литературного кружка «Книжкино царство» iconМетодическое пособие для проведения кружка по теме: «Расчет пособия...
Очередную тему профсоюзного кружка раскрывают для Вас главный специалист Саратовской областной организации Профсоюза Буряк Н. А....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск