ПРОГРАММА
подготовки специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (специалисты системы-112) в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Волгоградской области»
г.Волгоград
2013 год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа подготовки специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (специалисты системы-112) в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Волгоградской области» разработана в соответствии с Примерной программой дополнительного профессионального образования МЧС России «Подготовка специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (специалисты системы-112)», утвержденную Статс-секретарем-заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий B.C.Артамоновым 13.02.2013 г.
Программа предназначена для повышения квалификации специалистов системы-112.
Цель: Получение обучающимися устойчивых знаний и формирование практических навыков, необходимых для эффективной работы специалистов системы-112.
Основными задачами подготовки слушателей категории «специалистов системы-112» являются:
изучение законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, и МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, предназначению, структуре, функционированию и подготовке персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также зарубежного опыта в этой области;
совершенствование знаний, формирование навыков специалистов системы-112;
изучение и обобщение передовых форм и методов по рациональному и эффективному использованию средств материально-технического обеспечения системы-112.
В результате обучения слушатели должны
знать:
законодательство, регламентирующее работу спасательных служб, полиции, социальных служб, здравоохранения;
задачи, структуру и возможности спасательных служб, полиции, социальных служб, здравоохранения и риски, присущие этим службам;
принципы работы спасательных служб, полиции, социальных служб, здравоохранения: оборудование, применяемое в работе экстренных оперативных служб;
методику оценки результатов действий системы-112;
характеристику психологической устойчивости, способы ее формирования и поддержания;
уметь:
организовывать работу по оперативному управлению мероприятиями РСЧС и обеспечению пожарной безопасности в различных режимах функционирования;
определять степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, общественному правопорядку на основании сообщений абонентов по телефонному номеру «112»;
определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия;
определять адреса места происшествия со слов абонента, с использованием систем позиционирования, электронных или бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.д.;
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествия) и в ходе проведения ликвидации;
использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, в том числе и в ситуации технических сбоев;
общаться с абонентами, получая необходимую информацию за минимальное время;
контролировать психическое состояние свое и абонента в процессе общения по телефону в условиях ЧС;
довести до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных служб;
вести необходимую документацию системы-112.
Иметь навыки:
диспетчерской деятельности в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», позволяющих квалифицированно организовать мероприятия по обработке вызовов на ЧС и эффективно реагировать на них;
работы по оперативному управлению мероприятиями РСЧС. Реагированию и управлению в ЧС по обеспечению зашиты населения и территорий при возникновении ЧС (происшествия).
На проведение учебных сборов отводится 72 часа (лекции - 26 час., семинары - 4 час., практические занятия - всего 34 час., входной, итоговый контроль (экзамен) - 8 час.).
Самостоятельная работа слушателей проводится в соответствии с распорядком дня государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Волгоградской области». Распределение часов по темам и видам занятий приведено в тематическом плане. Практические занятия проводятся двумя преподавателями (по согласованию).
Учебный план и расчёт учебного времени
Цель: Получение обучающимися устойчивых знаний и формирование практических навыков, необходимых для эффективной работы специалистов системы-112.
Категория слушателей: диспетчеры, операторы системы-112.
Срок обучения: 72 часа, 10 учебных дней.
Режим занятий: 6-8 часов в день.
Форма обучения: с отрывом от работы. №
п/п
| Наименование разделов
| Всего,
час.
| Количество часов по видам занятий
| Лекции
| Семинарские занятия
| Практические занятия
| Итоговый контроль
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Специальная подготовка
| 60
| 26
| -
| 34
| -
| 2.
| Обмен опытом работы
| 4
| -
| 4
| -
| -
| 3.
| Входной контроль
| 2
| -
| -
| -
| 2
| 4.
| Итоговый контроль – экзамен
| 6
| -
| -
| -
| 6
|
| Итого:
| 72
| 26
| 4
| 34
| 8
|
Учебно-тематический план и расчёт учебного времени
Цель: Получение обучающимися устойчивых знаний и формирование практических навыков, необходимых для эффективной работы специалистов системы-112.
Категория слушателей: диспетчеры, операторы системы-112.
Срок обучения: 72 часа, 10 учебных дней.
Режим занятий: 6-8 часов в день.
Форма обучения: с отрывом от работы.
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| в том числе:
| Форма
контро-ля
| Лекции
| Семи
нары
| Практи
ческие
занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Раздел 1. Специальная подготовка
| 1.1.
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Лекция 1.
Структура РСЧС, ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации.
Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Цели, задачи и возможности.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.2.
| Особенности организации предуп-реждения к ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации.
Лекция 1.
Нормативно-правовое регулирование в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Основные опасности в техносфере.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.3.
| Потенциально опасные объекты.
Лекция 1.
Классификация объектов экономики.
Потенциально опасные объекты, классификация и особенности ранжи-рования.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.4.
| Система обеспечения вызова экстрен-ных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112).
Лекция 1.
Назначение и структура системы-112.
Организация вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
| 2
| 2
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.5.
| Экстренные оперативные службы.
Лекция 1.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб МЧС России и реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи и аварийной газовой сети.
Службы жизнеобеспечения ЖКХ муниципальных образований.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.6.
| Общие сведения о силах и средствах экстренных оперативных служб (техни-ка и оборудование).
Лекция 1.
Назначение, основные характеристики технических средств МЧС России (наземных, авиационных и водных).
Порядок применения по предназначению технических средств МЧС России (наземных, авиационных и водных).
| 2
| 2
|
|
|
| 1.7.
| Информационные технологии, приме-няемые в территориальных подсистемах РСЧС.
Лекция 1.
Новые информационные технологии, применяемые в МЧС России.
ГИС-технологии в МЧС России.
Интернет/интранет технологии.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.8.
| Информационно-телекоммуникацион-ные технологии экстренных оператив-ных служб и системы-112.
Лекция 1.
Системы оповещения населения.
Средства электросвязи, применяемые в экстренных оперативных службах и системе-112.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.9.
| Предназначение, структура и особен-ности функционирования ЦУКС.
Лекция 1.
Федеральное государственное учреж-дение «Национальный центр управле-ния в кризисных ситуациях» (НЦУКС) МЧС России.
Взаимодействие ЦУКС МЧС России по субъекту РФ с НЦУКС.
| 2
| 2
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| по субъекту РФ с НЦУКС.
|
|
|
|
|
| 1.10.
| Предназначение, структура и особен-ности функционирования ЕДДС (систе-мы-112) муниципальных образований.
Практическое занятие 1.
Изучение особенностей, структуры и функционирования ЕДДС муниципаль-ных образований, их взаимодействие с ЦУКС МЧС России по субъекту РФ.
Отработка действий оператора систе-мы-112 по субъекту РФ при ликвидации последствий конкретных ЧС.
Оформление карточек учета посту-пивших звонков и формализованных донесений.
| 4
|
|
| 4
|
| 1.11.
| Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) городов Российской Федерации.
Лекция 1.
Назначение и состав автоматизиро-ванной системы (АС) ОСОДУ.
Структура и возможности автомати-зированного рабочего места (АРМ) оператора системы-112.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.12.
| Практическая отработка задач опера-тора ЕДДС системы-112 в составе АС ОСОДУ.
Практическое занятие 1.
Основная рабочая среда оператора системы-112.
Организация и обработка поступаю-щей и итоговой информации на автома-тизированном рабочем месте (АРМ) оператора системы-112.
Получение навыков работы с подсистемой поддержки принятия решений (СППР).
| б
|
|
| 6
|
| 1.13.
| Практическая отработка алгоритмов взаимодействия оперативных служб и служб жизнеобеспечения муниципаль-ных образований.
Практическое занятие 1.
Отработка действий оператора, дис-петчера при пожарах на примере конкретного объекта.
Отработка действий оператора, диспетчера при угрозах терро-ристических актов на примере конкретного объекта.
| 10
|
|
| 10
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| 3. Отработка действий оператора, диспетчера при вызове скорой медицинской помощи.
|
|
|
|
|
|
| 3. Отработка действий оператора, диспетчера при вызове скорой медицинской по¬мощи.
4. Отработка действий оператора, диспетчера при коммунальных авариях.
5. Отработка действий оператора, диспетчера при возникновении и ликвидации послед¬ствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей на примере конкретного объекта.
|
|
|
|
|
| 1.14.
| Тренировка дежурной смены операто-ров, диспетчеров ЕДДС и ДДС.
Практическое занятие 1. Деловая игра в масштабе реального времени.
Изучение функций автоматизирован-ного рабочего места (АРМ) оператора, диспетчера ЕДДС и ДДС.
Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов, диспет-черов ЕДДС-01-02-03 и др. по вводным, задаваемым преподавателем.
| б
|
|
| 6
|
| 1.15.
| Организация медицинского обеспечения населения в муниципальном образова-нии.
Лекция 1.
Организация медицинского обеспече-ния в ЧС природного и техногенного характера.
Организация скорой медицинской помощи в повседневных условиях.
Практическое занятие 1.
Правила оказания первой помощи пострадавшим в различных ЧС.
| 6
| 2
|
| 4
|
| 1.16.
| Специфика работы оператора, диспет-чера системы-112 в экстремальной ситуации (психологические аспекты).
Лекция 1.
Психология экстремальных и крити-ческих ситуаций.
Психологическая подготовка к деятельности в особых и экстремальных ситуациях. Психологическая составляю-щая работы с населением, пострадавшим в ЧС.
| 8
| 4
|
| 4
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| Лекция 2.
Психологические особенности групп пострадавших в ЧС.
Психологические особенности групп пострадавших в ЧС.
Психология горя.
|
|
|
|
|
|
| Информационно-разъяснительная ра-бота с пострадавшими.
|
|
|
|
|
|
| Психологический практикум «Основы общения с пострадавшими по телефону «горячей линии».
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу 1:
| 60
| 26
|
| 34
|
| Раздел 2. Обмен опытом работы
| 2.1.
| Особенности деятельности специалис-тов системы-112 субъектов РФ, органов управления муниципальных образова-ний (Круглый стол по обмену опытом работы с приглашением практических специалистов территориальных органов МЧС России, ЦУКС МЧС России по субъекту РФ, территориальной системы-112).
| 4
|
| 4
|
|
|
| Итого по разделу 2:
| 4
|
| 4
|
|
| Раздел 3. Входной контроль
| 3.1.
| Входной контроль
| 2
|
|
|
| 2
|
| Итого по разделу 3:
| 2
|
|
|
| 2
| Раздел 4. Итоговый контроль
| 4.1.
| Экзамен
| 6
|
|
|
| 6
|
| Итого по разделу 4:
| 6
|
|
|
| 6
|
| ИТОГО:
| 72
| 26
| 4
| 34
| 8
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ Раздел 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
|