Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников


Скачать 371.96 Kb.
НазваниеПрограмма для слушателей курсов повышения квалификации практических работников
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Формирование ключевых компетентностей

у детей дошкольного возраста
Количество часов: 36

Лекции: 8 часов

Практические занятия,

семинары-практикумы: 24 часа


Программу разработали:

ст. преподаватель Анфисова С.Е.

д.п.н., профессор Дыбина О.В.

к.п.н., доцент Груздова И.В.

ст. преподаватель Кузина А.Ю.
Тольятти 2009

ГОУ ВПО ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО ТГУ

__________________Л.Зверева

«_____»______________ 2009г.

АННОТАЦИЯ


Программа «Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста» (С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина) предназначена для слушателей курсов повышения квалификации практических работников дошкольных образовательных учреждений (заместителей заведующих, старших воспитателей, воспитателей).

В программе представлены теоретические подходы к разработке проблемы формирования и диагностики ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, варианты диагностических заданий, методические материалы по использованию диагностического инструментария, компетентностно-ориентированных технологий.

Программа состоит из трех разделов:

Первый раздел «Компетентностный подход в практике дошкольного образования» знакомит с понятийным аппаратом, компонентами понятия «ключевые компетентности».

Второй раздел «Диагностика ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» раскрывает особенности педагогической диагностики, диагностический инструментарий, процедуру организации и проведения педагогической диагностики.

Третий раздел «Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» рассматривает и обосновывает особенности технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования и способствующих формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

Программа предполагает превалирование активных видов деятельности слушателей над пассивными, что дает возможность педагогам активно включиться в практическую деятельность.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формирование ключевых компетентностей

у детей дошкольного возраста

Цель: овладение педагогами диагностикой ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста и технологиями, способствующими формированию ключевых компетентностей дошкольников.

Категория слушателей: заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели.

Срок обучения – 36 часов (лекционных занятий – 8 часов, практических занятий и семинаров-практикумов – 24 часа).

Режим занятий: 6 часов в день.

Форма обучения: без отрыва от производства.




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля




Лекции

Практические занятия,

семинары-

практикумы

1.

РАЗДЕЛ 1. Компетентностный подход в практике

дошкольного образования.

4

4

-




1.1.

Тема 1. Понятие «компетентностный подход», его характеристика

2

2

-

Мини графические модели.

1.2.

Тема 2. Содержание ключевых компетентностей дошкольников.

2

2

-




2.

РАЗДЕЛ 2. Диагностика ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

16

2

14




2.1.

Тема 1. Особенности педагогической диагностики, организация и проведение диагностики.

4

2

2




2.2.

Тема 2. Диагностика технологической компетентности детей старшего дошкольного возраста.

4

-

4

Варианты диагностичес-ких заданий.

2.3.

Тема 3. Диагностика информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

4

-

4

Варианты диагностичес-ких заданий.

2.4.

Тема 4. Диагностика социально - коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

4

-

4

Варианты диагностичес-ких заданий.

3.

РАЗДЕЛ 3. Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

16

2

14




3.1.

Тема 1. Понятие «педагогическая технология». Характеристика педагогических технологий.

4

2

2




3.2.

Тема 2. Педагогическая технология метода проектов. Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

4

-

4

Технологи-

ческая карта проекта.

3.3.

Тема 3. Технология детского экспериментирования (авторский коллектив МДОУ №90). Технология развивающих игр (Б.П. Никитин). Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко).

4

-

4

Разработка алгоритма проведения игры «Да – Нет» (линейный вариант).

3.4.

Тема 4. Технология тренинга. Технология формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбина). Технология развития театрального творчества (авторский коллектив МДОУ ЦРР №50).

4

-

4

Разработка основных этапов игровой технологии формирования творчества

в процессе ознакомления с предметным миром.




Итого:

36

8

28





Пояснительная записка

Современные социально-экономические преобразования поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Осмысление при-чин и поиск путей преодоления кризиса привело к формированию новой об-разовательной парадигмы, ориентированной на личность.

Только человек, осознающий себя носителем определенных культур-ных и иных ценностей способен адекватно выбирать глобальные и текущие цели своей деятельности, и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую об-стоятельствами, неуклонно продвигаться к ее осуществлению. Это возможно только при условии модернизации всех звеньев образования, в том числе и дошкольного образования, отход от традиционного подхода в его организа-ции и осуществления. Традиционная система образования, призванная пере-дать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков оказывает-ся несостоятельной в сложившейся ситуации. В связи с этим, перед россий-ским образованием все чаще встает задача перехода к компетентностному подходу.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве раз-витых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей. Как и все подходы в образовании компетентностный подход следует рассматривать применительно лишь к от-дельным категориям образования. В данном случае это цель и результат об-разования. Это указывает на значимость данного подхода, но не на его ис-ключительность.

Компетентностный подход способствует решению главной задачи об-разования, обозначенной крупным американским ученым М. Ноулзом: «Производство компетентных людей – таких людей, которые были бы спо-собны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообуче-ние на протяжении всей своей жизни».

Формирование компетентностей предполагает смену используемых технологий, форм, методов обучения. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу образовательные технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, са-моорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача педагога теперь состоит в оптимизации образова-тельной среды, в центре которой стоит деятельность ребенка.

Но для того, чтобы в процессе компетентностно-ориентированного об-разования и информативного развития сформировалась личность ребенка, необходимо, чтобы рядом была личность педагога. В связи с этим на первый план выдвигаются вопросы повышения педагогического мастерства практи-ческих работников дошкольного образовательного учреждения. Возникает проблема подготовки и переподготовки специалистов дошкольного профиля к реализации компетентностного подхода к воспитанию и обучению детей.

Цель программы заключается в теоретическом раскрытии специфики структуры компетентностного подхода, осознание смысла и психолого-педагогического содержания понятий «компетентность», «компетенция» и «ключевые компетентности детей дошкольного возраста», в практическом овладении диагностикой ключевых компетентностей и технологиями, способствующими формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

В основе построения программы лежат принципы личностно-ориентированной педагогики и самоактуализации личности.

Предметом изучения программы является педагогическое воздейст-вие, а содержание составляют научно-обоснованные закономерности воспи-тательных и обучающих взаимодействий детей и педагогов дошкольного об-разовательного учреждения на фоне высокого педагогического мастерства педагога в осуществлении компетентностного подхода.

Задачи программы:

1. Побуждать педагогов к осмыслению компетентностного подхода в практике дошкольного образования.

2. Сформировать у педагогов систему знаний о ключевых компетент-ностях воспитанников и устойчивых умений по использованию диагностиче-ского инструментария для выявления уровня сформированности ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Способствовать овладению педагогами технологиями формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в их индивидуаль-ной модификации.

4. Стимулировать развитие у педагогов навыков информационно-коммуникативной, конструктивной и гностической областей педагогической деятельности.

Программа состоит из трех разделов:

Первый раздел «Компетентностный подход в практике дошкольного образования» знакомит с понятийным аппаратом, компонентами понятия «ключевые компетентности».

Второй раздел «Диагностика ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» раскрывает особенности педагогической диагностики, диагностический инструментарий, процедуру организации и проведения педагогической диагностики.

Третий раздел «Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» рассматривает и обосновывает особенности технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования и способствующих формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

Методологическое пocтpoeниe каждого из разделов программы предполагает переход от чувственно-оценочного постижения многообразия педагогических явлений, к пониманию ценностных отношений, к собственно педагогическим конструкциям, а затем к устойчивым навыкам самовосприятия и тренингу проектировочных умений.

Программа предполагает превалирование активных видов деятельности слушателей над пассивными, что дает возможность педагогам активно включиться в практическую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Компетентностный подход в практике дошкольного образования.

Тема 1. Понятие «компетентностный подход», его характеристика.

1. Сущность компетентностного подхода.

2. Основные категории компетентностного подхода (компетентность, компетенция).

3. Основные положения Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (2004).

Форма проведения: лекция.

Количество часов: 2 часа.

Понятие «компетентностный подход». Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения. Ключевые компетентности как одна из основных категорий компетентностного подхода.

Понятие «компетентностно-ориентированный подход к образованию». Основные положения Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (2004). Категории компетентностного подхода: «компетенция» и «компетентность» .

Классификация ключевых компетентностей, предложенная в Концепции КОО в Самарской области: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность

Примерные темы диалога

1. Раскройте понятие «компетентностный подход» и назовите его компоненты.

2. Порассуждайте о взаимопроникновении компетентностей и компетенции.

3. Компетентность. Как ее сформировать?

4. Охарактеризуйте внутренние и внешние ресурсы, раскройте особенности их соорганизации.

5. Дайте определение ключевым компетентностям, выделенным в Концепции КОО в Самарской области.

Источники: [1], [2], [3], [7], [8], [13], [14], [21], [22], [23], [24], [31], [33], [35], [36], [37], [41], [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48].

  1   2   3

Похожие:

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconМерчандайзинг
Предназначается для студентов высших учебных заведений, для слушателей различных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров,...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconКурс лекций для слушателей курсов повышения квалификации сотрудников...
Курс лекций для слушателей курсов повышения квалификации сотрудников Федеральной регистрационной службы1

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconРазъяснения по формированию программы повышения квалификации на основе...
Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа)

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconУчебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconПрограмма повышения квалификации, персональный состав Слушателей...
В данных разделах Вам необходимо выбрать из предложенных вариантов данные, соответствующие Вашей организации. Сроки и цена договора...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconПрограмма повышения квалификации по направлению «Бухгалтерский учет...
Основной задачей курса является формирование у слушателей практических навыков работы в области бухгалтерского учета

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, слушателей курсов повышения квалификации Брянского...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Программа для слушателей курсов повышения квалификации практических работников iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск