Скачать 371.96 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста Количество часов: 36 Лекции: 8 часов Практические занятия, семинары-практикумы: 24 часа Программу разработали: ст. преподаватель Анфисова С.Е. д.п.н., профессор Дыбина О.В. к.п.н., доцент Груздова И.В. ст. преподаватель Кузина А.Ю. Тольятти 2009 ГОУ ВПО ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ Директор ИНПО ТГУ __________________Л.Зверева «_____»______________ 2009г. АННОТАЦИЯПрограмма «Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста» (С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина) предназначена для слушателей курсов повышения квалификации практических работников дошкольных образовательных учреждений (заместителей заведующих, старших воспитателей, воспитателей). В программе представлены теоретические подходы к разработке проблемы формирования и диагностики ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, варианты диагностических заданий, методические материалы по использованию диагностического инструментария, компетентностно-ориентированных технологий. Программа состоит из трех разделов: Первый раздел «Компетентностный подход в практике дошкольного образования» знакомит с понятийным аппаратом, компонентами понятия «ключевые компетентности». Второй раздел «Диагностика ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» раскрывает особенности педагогической диагностики, диагностический инструментарий, процедуру организации и проведения педагогической диагностики. Третий раздел «Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» рассматривает и обосновывает особенности технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования и способствующих формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Программа предполагает превалирование активных видов деятельности слушателей над пассивными, что дает возможность педагогам активно включиться в практическую деятельность. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста Цель: овладение педагогами диагностикой ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста и технологиями, способствующими формированию ключевых компетентностей дошкольников. Категория слушателей: заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели. Срок обучения – 36 часов (лекционных занятий – 8 часов, практических занятий и семинаров-практикумов – 24 часа). Режим занятий: 6 часов в день. Форма обучения: без отрыва от производства.
Пояснительная записка Современные социально-экономические преобразования поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Осмысление при-чин и поиск путей преодоления кризиса привело к формированию новой об-разовательной парадигмы, ориентированной на личность. Только человек, осознающий себя носителем определенных культур-ных и иных ценностей способен адекватно выбирать глобальные и текущие цели своей деятельности, и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую об-стоятельствами, неуклонно продвигаться к ее осуществлению. Это возможно только при условии модернизации всех звеньев образования, в том числе и дошкольного образования, отход от традиционного подхода в его организа-ции и осуществления. Традиционная система образования, призванная пере-дать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков оказывает-ся несостоятельной в сложившейся ситуации. В связи с этим, перед россий-ским образованием все чаще встает задача перехода к компетентностному подходу. Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве раз-витых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей. Как и все подходы в образовании компетентностный подход следует рассматривать применительно лишь к от-дельным категориям образования. В данном случае это цель и результат об-разования. Это указывает на значимость данного подхода, но не на его ис-ключительность. Компетентностный подход способствует решению главной задачи об-разования, обозначенной крупным американским ученым М. Ноулзом: «Производство компетентных людей – таких людей, которые были бы спо-собны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообуче-ние на протяжении всей своей жизни». Формирование компетентностей предполагает смену используемых технологий, форм, методов обучения. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу образовательные технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, са-моорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача педагога теперь состоит в оптимизации образова-тельной среды, в центре которой стоит деятельность ребенка. Но для того, чтобы в процессе компетентностно-ориентированного об-разования и информативного развития сформировалась личность ребенка, необходимо, чтобы рядом была личность педагога. В связи с этим на первый план выдвигаются вопросы повышения педагогического мастерства практи-ческих работников дошкольного образовательного учреждения. Возникает проблема подготовки и переподготовки специалистов дошкольного профиля к реализации компетентностного подхода к воспитанию и обучению детей. Цель программы заключается в теоретическом раскрытии специфики структуры компетентностного подхода, осознание смысла и психолого-педагогического содержания понятий «компетентность», «компетенция» и «ключевые компетентности детей дошкольного возраста», в практическом овладении диагностикой ключевых компетентностей и технологиями, способствующими формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. В основе построения программы лежат принципы личностно-ориентированной педагогики и самоактуализации личности. Предметом изучения программы является педагогическое воздейст-вие, а содержание составляют научно-обоснованные закономерности воспи-тательных и обучающих взаимодействий детей и педагогов дошкольного об-разовательного учреждения на фоне высокого педагогического мастерства педагога в осуществлении компетентностного подхода. Задачи программы: 1. Побуждать педагогов к осмыслению компетентностного подхода в практике дошкольного образования. 2. Сформировать у педагогов систему знаний о ключевых компетент-ностях воспитанников и устойчивых умений по использованию диагностиче-ского инструментария для выявления уровня сформированности ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Способствовать овладению педагогами технологиями формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в их индивидуаль-ной модификации. 4. Стимулировать развитие у педагогов навыков информационно-коммуникативной, конструктивной и гностической областей педагогической деятельности. Программа состоит из трех разделов: Первый раздел «Компетентностный подход в практике дошкольного образования» знакомит с понятийным аппаратом, компонентами понятия «ключевые компетентности». Второй раздел «Диагностика ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» раскрывает особенности педагогической диагностики, диагностический инструментарий, процедуру организации и проведения педагогической диагностики. Третий раздел «Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста» рассматривает и обосновывает особенности технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования и способствующих формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Методологическое пocтpoeниe каждого из разделов программы предполагает переход от чувственно-оценочного постижения многообразия педагогических явлений, к пониманию ценностных отношений, к собственно педагогическим конструкциям, а затем к устойчивым навыкам самовосприятия и тренингу проектировочных умений. Программа предполагает превалирование активных видов деятельности слушателей над пассивными, что дает возможность педагогам активно включиться в практическую деятельность. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1. Компетентностный подход в практике дошкольного образования. Тема 1. Понятие «компетентностный подход», его характеристика. 1. Сущность компетентностного подхода. 2. Основные категории компетентностного подхода (компетентность, компетенция). 3. Основные положения Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (2004). Форма проведения: лекция. Количество часов: 2 часа. Понятие «компетентностный подход». Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения. Ключевые компетентности как одна из основных категорий компетентностного подхода. Понятие «компетентностно-ориентированный подход к образованию». Основные положения Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (2004). Категории компетентностного подхода: «компетенция» и «компетентность» . Классификация ключевых компетентностей, предложенная в Концепции КОО в Самарской области: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность Примерные темы диалога 1. Раскройте понятие «компетентностный подход» и назовите его компоненты. 2. Порассуждайте о взаимопроникновении компетентностей и компетенции. 3. Компетентность. Как ее сформировать? 4. Охарактеризуйте внутренние и внешние ресурсы, раскройте особенности их соорганизации. 5. Дайте определение ключевым компетентностям, выделенным в Концепции КОО в Самарской области. Источники: [1], [2], [3], [7], [8], [13], [14], [21], [22], [23], [24], [31], [33], [35], [36], [37], [41], [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48]. |
Предназначается для студентов высших учебных заведений, для слушателей различных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров,... | Курс лекций для слушателей курсов повышения квалификации сотрудников Федеральной регистрационной службы1 | ||
Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа) | Учебно-методический комплекс предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе... | ||
В данных разделах Вам необходимо выбрать из предложенных вариантов данные, соответствующие Вашей организации. Сроки и цена договора... | Основной задачей курса является формирование у слушателей практических навыков работы в области бухгалтерского учета | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, слушателей курсов повышения квалификации Брянского... | Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих... | Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |