Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями.


Скачать 356.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями.
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. Начинается процесс воспитания. Семья совместно с образовательными учреждениями создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Основные принципы сотрудничества семьи и образовательного учреждения

  1. Единство требований к обучающимся.

  2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

  3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

  4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

  5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

  6. Повышение педагогической культуры родителей.

  7. Различные формы сотрудничества с родителями.

Функции и задачи взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Функции:

  1. Информационная.

  2. Воспитательно – развивающая.

  3. Формирующая.

  4. Охранно – оздоровительная.

  5. Контролирующая.

  6. Бытовая.
    Задачи:

  1. Воспитание гармонически развитой творческой личности воспитанников

  2. Формирование активной жизненной позиции родителей и воспитанников.

  3. Привитие навыков здорового образа жизни.

  4. Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся.

  5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Методы изучения семей

  • Наблюдение.

  • Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, и т.д.)

  • Индивидуальные беседы.

  • Тестирование.

  • Анкетирование.

  • Диагностика.

  • Деловые игры.

  • Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

После чего педагог может заполнить социальный паспорт семьи.
Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.

Формы работы с родителями

  • Встречи за «круглым столом».

  • Родительские собрания.

  • Индивидуальные встречи «разговор по душам».

  • Встречи с администрацией

  • День открытых дверей

Дифференцированный подход в работе с родителями

Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.

Выделяют следующие типы семей:

1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Свою работу с родителями педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия.

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

  • Поиск контактов (процесс первого общения).

  • Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).

  • Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).

  • Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).

  • Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)

  • Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и педагога, направленной на коррекцию поведения школьников).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание – это важный педагогический институт в руках педагога.

Виды родительских собраний:

  • установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе)

  • аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, правонарушениях);

  • консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);

  • чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);

  • совместные (с воспитанниками и родителями);

  • отчетные;

  • связанные с помощью отдельным семьям и детям;

  • информационно-просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

Формы проведения родительских собраний:

  • родительское собрание вместе с обучающимися.

  • родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • родительское собрание в форме игры.

  • родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

  • родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

  • родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

  • родительское собрание – спектакль, концерт в котором выступают их дети.

  • общее родительское собрание для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Структура подготовки родительского собрания

  • Определение цели.

  • Изучение научно-методической литературы.

  • Проведение микроисследований.

  • Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

  • Придумать форму приглашения родителей.

  • Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).

  • Оборудование и оформление помещения для собрания.

Собрание условно делится на три части:

  • вступительная;

  • основная;

  • заключительная.

Памятка педагогу по проведению родительского собрания

  • Если вы проводите собрание с недавно набранной группой, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

  • Сообщите родителям режим работы центра дополнительного образования «Радуга»», ваше расписание

  • Расскажите о том, какие цели ставит перед собой центр и дополнительное образование в целом

  • Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.

  • Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.

  • Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»

  • Тактичность.

  • Построение доверительных отношений с родителями учеников.

  • Главные показатели эффективности родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.

  • Если родительское собрание представляет собой класс-концерт или спектакль, то попытайтесь задействовать всех учащихся.

Примерная тематика традиционных родительских собраний

1 год обучения.

  • Трудности адаптации первого года обучения

  • Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии.

  • Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.

  • Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

2 год обучения.

  • Творческое развитие младшего школьника в школе и дома.

  • Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

  • Наказание и поощрение в семье.

  • Первые шаги самовоспитания.

  • Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.

  • Мудрость родительской любви

3 год обучения.

  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

  • Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».

  • Роль семьи в творческом воспитании ребенка.

  • Эстетическая атмосфера в школе и семье.

  • Если ребенок потерял интерес к занятиям.

4 год обучения.

  • Учебные способности ребенка. Пути их развития на занятиях и во внеурочной деятельности.

  • Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка

  • Роль отца и матери в воспитании ребенка.

  • Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях

  • О родительском авторитете.

5 год обучения.

  • Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.

  • Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями.

  • Нравственные уроки моей семьи

  • Агрессия. Её причины и последствия

  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

6 год обучения.

  • «Этот трудный подростковый возраст».

  • Роль искусства в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

  • Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.

  • Эмоции: положительные и отрицательные

  • Воспитательный пример семьи

7 год обучения.

  • Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

  • «Знаете ли вы своего ребенка?»

  • Контакты и конфликты. Воспитание толерантности.

  • Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?

  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

8 год обучения

  • Нравственные ценности семьи.

  • Способности и роль семьи в их развитии.

  • Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы.

  • Адекватная самооценка как условие успешного развития личности

  • Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка.

  • Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.

Это лишь примерные темы родительских собраний

Организация и проведение родительских собраний 

От того, насколько тщательно и продумано готовилось собрание, зависит его результативность. В подготовке и проведении родительских собраний рекомендуется учитывать следующие моменты:

  1. За две недели до проведения родительского собрания следует объявить о нём родителям, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательное посещение. За три дня сделайте повторное объявление - напоминание; приглашение может быть специально отпечатанным, что предусматривает уважительное отношение педагога к родителям воспитанника. Но объявление необходимо лично проконтролировать - позвонить родителям.

  2. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить,

Отметив, положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

  1. К собранию желательно подготовить выставку работ воспитанников, отражающую их внеучебную деятельность (рисунки, поделки, рефераты, сообщения, стенгазеты и т.д.). К итоговому собранию можно подготовить концертную программу ребят. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

  2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Начинать нужно о положительных фактах в жизни ребят, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае, не должно быть высказано сомнение в неисправности положения в детском коллективе в целом и у отдельных воспитанников. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Недопустимо «отчитывать» родителя за промахи ребёнка в поведении, в отсутствии у него желаемых результатов общения. Это может привести к нежеланию со стороны родителя посещать родительские собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочётах в работе детей (без указаний фамилий), подсказывать пути их преодоления.

  1. Каждому родителю рекомендуется дать сложенный лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Это может быть и похвала, и просьба прийти на консультацию в назначенный день и час, и просьба остаться после собрания для беседы.

  2. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания, тем активнее они будут вести себя на самом собрании. На собрании следует поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь в организации учебного процесса детей.

  В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей, подготовленное совместно с психологом. Анкеты помогают понять принцип воспитания в семье, выявить трудности воспитания со стороны родителей, узнать какие вопросы воспитания их волнуют, как развивать взаимоотношения в семье.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПояснительная записка по курсу английского языка “Incredible English”...
Кативные потребности учащихся. Она показывает, что успешность коммуникации зависит как от знания грамматических структур изучаемого...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПояснительная записка. Образовательная программа образовательного...
В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconРуководителям оу, доу, удо
В целях установления единого порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconI. пояснительная записка
Министерством юстиции Российской Федерации 09. 07. 2014 г., регистрационный n 33026), Руководства по организации учебно-воспитательного...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. icon1 Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования...
Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования и учёта несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПояснительная записка Организация образовательного пространства школы...
В 2013-2014 учебном году 8 учащимся рекомендовано индивидуальное обучение на дому по специальной (коррекционной) программе 8 вида,...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПояснительная записка. Учебная программа по социально-бытовой ориентировке...
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитанниками....

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПериод вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью,...
От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного...

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconМетодические рекомендации для организаторов воспитательного процесса...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность организаторов воспитательного процесса в системе образования РФ

Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. iconПамятка для родителей «Напутствие»
Первое собрание проводится для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск