Пояснительная записка
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. Начинается процесс воспитания. Семья совместно с образовательными учреждениями создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Основные принципы сотрудничества семьи и образовательного учреждения
Единство требований к обучающимся.
Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Различные формы сотрудничества с родителями.
Функции и задачи взаимодействия семьи и образовательного учреждения Функции:
Информационная.
Воспитательно – развивающая.
Формирующая.
Охранно – оздоровительная.
Контролирующая.
Бытовая. Задачи:
Воспитание гармонически развитой творческой личности воспитанников
Формирование активной жизненной позиции родителей и воспитанников.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся.
Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Методы изучения семей
Наблюдение.
Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, и т.д.)
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
После чего педагог может заполнить социальный паспорт семьи. Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.
Формы работы с родителями
Встречи за «круглым столом».
Родительские собрания.
Индивидуальные встречи «разговор по душам».
Встречи с администрацией
День открытых дверей
Дифференцированный подход в работе с родителями
Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
Выделяют следующие типы семей:
1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Свою работу с родителями педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия.
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
Поиск контактов (процесс первого общения).
Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)
Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и педагога, направленной на коррекцию поведения школьников).
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание – это важный педагогический институт в руках педагога.
Виды родительских собраний:
установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе)
аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, правонарушениях);
консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);
чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);
совместные (с воспитанниками и родителями);
отчетные;
связанные с помощью отдельным семьям и детям;
информационно-просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Формы проведения родительских собраний:
родительское собрание вместе с обучающимися.
родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
родительское собрание в форме игры.
родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
родительское собрание – спектакль, концерт в котором выступают их дети.
общее родительское собрание для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Структура подготовки родительского собрания
Определение цели.
Изучение научно-методической литературы.
Проведение микроисследований.
Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
Придумать форму приглашения родителей.
Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).
Оборудование и оформление помещения для собрания.
Собрание условно делится на три части:
вступительная;
основная;
заключительная.
Памятка педагогу по проведению родительского собрания
Если вы проводите собрание с недавно набранной группой, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
Сообщите родителям режим работы центра дополнительного образования «Радуга»», ваше расписание
Расскажите о том, какие цели ставит перед собой центр и дополнительное образование в целом
Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.
Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»
Тактичность.
Построение доверительных отношений с родителями учеников.
Главные показатели эффективности родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
Если родительское собрание представляет собой класс-концерт или спектакль, то попытайтесь задействовать всех учащихся.
Примерная тематика традиционных родительских собраний
1 год обучения.
Трудности адаптации первого года обучения
Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии.
Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
Как воспитать у ребенка любовь к чтению.
2 год обучения.
Творческое развитие младшего школьника в школе и дома.
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Наказание и поощрение в семье.
Первые шаги самовоспитания.
Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.
Мудрость родительской любви
3 год обучения.
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».
Роль семьи в творческом воспитании ребенка.
Эстетическая атмосфера в школе и семье.
Если ребенок потерял интерес к занятиям.
4 год обучения.
Учебные способности ребенка. Пути их развития на занятиях и во внеурочной деятельности.
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка
Роль отца и матери в воспитании ребенка.
Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях
О родительском авторитете.
5 год обучения.
Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.
Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями.
Нравственные уроки моей семьи
Агрессия. Её причины и последствия
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
6 год обучения.
«Этот трудный подростковый возраст».
Роль искусства в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.
Эмоции: положительные и отрицательные
Воспитательный пример семьи
7 год обучения.
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Контакты и конфликты. Воспитание толерантности.
Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?
Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
8 год обучения
Нравственные ценности семьи.
Способности и роль семьи в их развитии.
Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы.
Адекватная самооценка как условие успешного развития личности
Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка.
Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.
Это лишь примерные темы родительских собраний
Организация и проведение родительских собраний
От того, насколько тщательно и продумано готовилось собрание, зависит его результативность. В подготовке и проведении родительских собраний рекомендуется учитывать следующие моменты:
За две недели до проведения родительского собрания следует объявить о нём родителям, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательное посещение. За три дня сделайте повторное объявление - напоминание; приглашение может быть специально отпечатанным, что предусматривает уважительное отношение педагога к родителям воспитанника. Но объявление необходимо лично проконтролировать - позвонить родителям.
К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить,
Отметив, положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.
К собранию желательно подготовить выставку работ воспитанников, отражающую их внеучебную деятельность (рисунки, поделки, рефераты, сообщения, стенгазеты и т.д.). К итоговому собранию можно подготовить концертную программу ребят. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.
Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Начинать нужно о положительных фактах в жизни ребят, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае, не должно быть высказано сомнение в неисправности положения в детском коллективе в целом и у отдельных воспитанников. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Недопустимо «отчитывать» родителя за промахи ребёнка в поведении, в отсутствии у него желаемых результатов общения. Это может привести к нежеланию со стороны родителя посещать родительские собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочётах в работе детей (без указаний фамилий), подсказывать пути их преодоления.
Каждому родителю рекомендуется дать сложенный лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Это может быть и похвала, и просьба прийти на консультацию в назначенный день и час, и просьба остаться после собрания для беседы.
Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания, тем активнее они будут вести себя на самом собрании. На собрании следует поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь в организации учебного процесса детей.
В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей, подготовленное совместно с психологом. Анкеты помогают понять принцип воспитания в семье, выявить трудности воспитания со стороны родителей, узнать какие вопросы воспитания их волнуют, как развивать взаимоотношения в семье.
|